Номер урока | Тема урока | Основное содержание урока | Виды деятельности на уроке (по ФГОС) | Примечание |
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (5 часов ) |
1 | Зачем человеку нужен язык | Роль языка в жизни общества, человека; требования к речи: внятность, выразительность, смысловая точность и др. | Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров | |
2 | Что мы знаем о русском языке | Работа с лингвистическим текстом: высказывания великих людей разных эпох о русском языке | Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного характера объёмом от 30 до 70слов за определённое время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП) | |
3 | Что такое речь | Язык и речь. Умение общаться — важная часть культуры человека. Речь и речевое общение | Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т.е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст | |
4-5 | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета) | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (41 час) ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (3 часа ) |
6 | Звуки и буквы. Алфавит | Фонетика и графика как разделы лингвистики | Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв | |
7 | Что обозначают буквы е, ё, ю, я | Что обозначают буквы е, ё, ю, я Звуковое значение букв е, ё, ю, я в составе слова | Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы | |
8 | Фонетический разбор слова | Порядок фонетического анализа слова. Устный и письменный фонетический анализ слова с использованием детальной фонетической транскрипции | Знать порядок фонетического разбора — от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции | |
ТЕКСТ (7 часов ) |
9 | Что такое текст (повторение) | Текст и его основные признаки | Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально | |
10 | Тема текста | Тема текста. Узкая и широкая тема текста | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы при чтении и слушании. Различать при сравнивании узкие и широкие темы | |
11 | Основная мысль текста | Основная мысль текста. Заголовок текста как отражение темы или основной мысли текста | Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать чёткий и выразительный заголовок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи | |
12-13 | РР Сочинение «Памятный день летних каникул» | Рекомендуется проведение работы в классе | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его | |
14-15 | Входной контрольный диктант и его анализ | Рекомендуется проведение работы в классе | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации в начальных классах | |
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. (17 часов) |
16 | Зачем людям письмо | Письмо как величайшее достижение человечества. Значение письма. Я.К.Грот и его роль для развития русской орфографии | Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины | |
17 | Орфография. Нужны ли правила? | Что такое современная русская орфография. Понятие об орфограмме. Для чего нужны правила. Правописание слова и его значимые части | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (орфограммы). Формировать и развивать орфографическую зоркость. Сопоставлять и противопоставлять произношение и написание слов для верного решения орфографических проблем | |
18-19 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова и их правописание | Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Учиться грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять). Использовать орфографический словарь | |
20-21 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков | Проверяемые и непроверяемые согласные корня. Непроизносимые согласные корня. Удвоенные согласные корня | Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь | |
22-23 | Сочетания букв жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, нщ, рщ | Правописание указанных сочетаний букв | Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма | |
24-25 | Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | Буква ь и её отсутствие после шипящих в конце имён существительных. Ь после шипящих в конце глаголов | Верно писать слова этих частей речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь | |
26-27 | Разделительные ъ и ь | Употребление разделительных ъ и ь | Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь | |
28 | Не с глаголами | Раздельное и (реже) слитное употребление не с глаголами. Ударение в некоторых глаголах с не, составляющих одно фонетическое слово | Знать правило написания не с глаголами, перечень слов исключений. Верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Правильно произносить слова типа не жил, не был, не дал и т.п. | |
29-30 | Написание тся и ться в глаголах | Написание тся и ться в глаголах на основе сопоставления звуков и букв | Овладевать способом определения написания слов с тся и ться. Верно писать слова с данными орфограммами | |
31-32 | Контрольный диктант с ГЗ и его диктанта | | Проверить продвижение учащихся в написании корней слов, а также других повторённых написаний. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания | |
СТРОЕНИЕ СЛОВА. (3 часа) |
33 | Почему корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова | Корень, приставка, суффикс, окончание как минимальные значимые части слова | Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, т.е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, независимо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лекс. значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем | |
34-35 | Как образуются формы слова | Основа слова. Образование формы слова с помощью окончания. Нулевое окончание | Иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП) | |
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. (5 часов) |
36 | Самостоятельные части речи | Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия | Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи. Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи | |
37-39 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | Склонение имён существительных, имён прилагательных. Спряжение глаголов | Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний | |
40 | Служебные части речи: предлог, союз, частица | Предлог, союз, частица как служебные части речи. Их особенности | Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП) | |
ТЕКСТ (продолжение). (6 часов) |
41 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | Смысловые отношения между предложениями текста. Зависимые и независимые предложения | Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях | |
42 | Абзац как часть текста | Микротема текста. Абзац и его строение | Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Выделять в сплошном тексте абзацы, а в письм. речи обозначать их красной строкой | |
43 | План текста | План текста (сочинения) и его элементы | Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана | |
44 | Сжатие и развёртывание текста | Строение абзаца: зачин (начало), развитие мысли, конец (концовка) | Знать и находить в тексте композиционные элементы абзаца: зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Строя абзац, правильно развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершенствовать собственные высказывания | |
45-46 | РР Изложение и его анализ | | | |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА. (155 часов) ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. (9 часов) |
47 | Что изучает фонетика | Фонетика как раздел, изучающий звуки речи. Устная речь. Органы речи | Знать предмет изучения фонетики. Учиться различать звук и букву, устную и письменную речь. Понимать роль звуков речи | |
48-49 | Звуки гласные и согласные | Две группы звуков речи: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Парные и непарные согласные. Сонорные согласные. Шипящие согласные | Иметь представление о работе органов речи при произнесении гласных и согласных. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП) | |
50 | Слог, ударение | Фонетические слоги. Ударные и безударные слоги. Русское словесное ударение и его отличительные особенности | Членить слова на слоги. Различать фонетические и орфографические слоги. Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи | |
51 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила произношения ударных и безударных гласных. Орфоэпический словарь и школьный орфоэпический словарь русского языка. Орфоэпические пометы в словаре Произношение ударных и безударных гласных звуков | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы | |
52 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | Основные правила произношения согласных звуков и их сочетаний. Орфоэпический разбор слова как разновидность фонетического разбора | Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио) | |
53 | Повторение по теме «Фонетика и орфоэпия» | Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Орфоэпический разбор слова как разновидность фонетического разбора | Закрепление знаний и умений по теме | |
54-55 | Контрольная работа по фонетике и орфоэпии и ее анализ | | Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила | |
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. (26 часов) |
56-58 | Как определить лексическое значение слова | Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова (краткое толкование, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов) | Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове | |
59 | Сколько лексических значений имеет слово | Однозначные и многозначные слова | Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи | |
60-61 | Когда слово употребляется в переносном значении | Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слов как основа тропов. Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение). Фразеологизмы | Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов | |
62 | Как пополняется словарный состав русского языка | Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование | Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника (твёрдые и мягкие согласные перед е). Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро — ра, оло — ла, ере — ре, ело — ле). Находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре | |
63-64 | Как образуются слова в русском языке | Основные способы образования слов: суффиксальный, приставочный, сложение. Разбор слова по составу | Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. Учиться пользоваться морфемным и словообраз-ым словарями | |
65 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | Корни слова с чередованием гласных и согласных. Чередования е и о с нулём звука | Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, место расположении в слове. Пользоваться орфографическим словарём. Выполнить контрольную работу по словообразованию и проанализировать ошибки | |
66-67 | Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(-ращ-) | Правила употребления данных корней. Употребительные слова с данными корнями | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (расположиться — располагаться, предложить — предлагать, предложение, положение; росли, расти, растение, растительность, выращивать, росток и т.д.). Пользоваться орфограф. словарём | |
68-69 | Буквы о — ё после шипящих в корнях слов | Правописание о — ё после шипящих. Употребительные слова с такими корнями | Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило (капюшон, обжора, шорох, трущобы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т.д.) и верно их писать. Пользоваться орфограф. словарём | |
70 | Чем отличаются друг от друга слова- омонимы | Омонимы и их виды. Значение, строение, написание разных видов омонимов. Использование омонимов в художественной речи | Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пила — жадно пила; обижать друга — обежать вокруг дома). Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Использовать словари омонимов | |
71 | Что такое профессиональные и диалектные слова | Профессиональные и диалектные слова и сферы их употребления | Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей | |
72 | О чём рассказывают устаревшие слова | Устаревшие слова и их признаки. Этимология как наука | Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов | |
73 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | Понятие о речевом этикете | Понимать, что речевой этикет — это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д. в соответствии с речевой ситуацией | |
74 | Правописание корней слов | Повторение и обобщение | Закреплять изученные орфографические правила; верно писать предложенные для специального заучивания слова (ЗСП). Совершенствовать умение писать слова с орфограммами в корне с орфографическим словарём и без него | |
75-77 | Правописание приставок | Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с | Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать слова с приставками на з/с: 1)располагать, разбросать и т.д.; 2)разжать, расщедриться и т.д. Владеть способом определения верного употребления приставок разили рас, безили беси т.д. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём | |
78 | Буквы и—ы после ц | Правописание и—ы после ц | Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфографическим словарём и без него | |
79 | Значение, строение и написание слова | Обобщение На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. | Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения | |
80-81 | Контрольный диктант с ГЗ и его анализ | | Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок (неизменяемых и на з/с) | |
СТИЛИ РЕЧИ. (7 часов) |
82 | Что изучает стилистика | Стилистически значимая речевая ситуация. Речевая ситуация в тексте. Схема речевой ситуации | Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы | |
83 | Разговорная и книжная речь | Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля речи | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи | |
84 | Культура речевого поведения | Использование форм обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке | Учиться стилистически дифференцированно использовать формы обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке | |
85 | Художественная речь | Речевая ситуация в художественной речи. Принадлежность текста к художественному стилю речи. Стилевые черты и языковые средства художественной речи. Стилистический анализ художественного текста | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства (конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности | |
86 | Научно-деловая речь | Речевая ситуация в научно-деловой речи. Научно-деловая и художественная речь | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно-деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1 — много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты (точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот | |
87-88 | Контрольное изложение «Барсучонок» и его анализ | | Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Барсучонок». Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка. Анализ изложения, работа над ошибками | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (вводный курс). (36 часов) |
89-90 | Что изучают синтаксис и пунктуация | Синтаксис и пунктуация. Слово и предложение. Роль знаков препинания для понимания смысла предложения | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения | |
91-92 | Словосочетание | Словосочетание и его номинативная функция. Словосочетание и слово. Словосочетание и предложение. Строение словосочетания | Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания | |
93-96 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | Предложение и его коммуникативная функция. Основные признаки предложения. Стилистические особенности употребления разных видов простого предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации | Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные) | |
97-98 | Главные члены предложения | Главные члены как грамматическая основа предложения. Основные способы выражения подлежащего и сказуемого | Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным | |
99-100 | Тире между подлежащим и сказуемым | Правила пунктуации: тире между подлежащим и сказуемым | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике | |
101-105 | Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения | Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения и способы их выражения | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые | |
106-109 | Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения | Предложения с однородными членами. Условия однородности, средства связи однородных членов. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах. Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами | |
110-111 | Контрольная работа и её анализ | | Анализ текста: определение стиля речи (разговорного, художественного, научно-делового) | |
112-113 | Обращение | Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями | Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания | |
114 | Синтаксический разбор простого предложения | Порядок и образец синтаксического разбора простого предложения | Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме | |
115-117 | Сложное предложение | Сложное предложение и его структура в сопоставлении с простым предложением. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Схемы сложных предложений и их «чтение» и составление. Союз и в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам | |
118-119 | Прямая речь | Прямая речь и её письменное и интонационное оформление | Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью | |
120 | Диалог | Диалог. Интонационное и пунктуационное оформление диалога | Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией | |
121-122 | Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии | | Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП) | |
123-124 | Контрольный диктант с ГЗ и его анализ | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса | |
ТИПЫ РЕЧИ. (4 часа) |
125 | Что такое тип речи | Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности | Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении приём «фотографирования» | |
126-127 | Описание, повествование, рассуждение | Продолжение работы (темы) | Знать основные признаки понятия каждого типа речи. Строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью) | |
128 | Оценка действительности | Оценка действительности и способы её выражения. Положительная и отрицательная оценка предметов, их признаков, действий и состояний. Создание текстов с оценочными высказываниями. Сочинение по фотографии о ландышах | Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания. Сочинение по картине | |
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. (4 часа) |
129 | Строение текста типа рассуждения-доказательства | Текст типа рассуждения-доказательства. Схема развёртывания такого текста: тезис — аргументы, примеры — вывод | Иметь представление о рассуждении- доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-оказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения- доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т.п. Оформлять в виде рассуждения- доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т.д.) | |
130 | Анализ текста: определение типа речи. Контрольная работа. | | Контрольная работа проверяет знание основных признаков понятия «тип речи» и умение оформить ответ в виде письменного рассуждения-доказательства | |
131-132 | Соединение типов речи в одном тексте. Контрольное изложение и его анализ | Изложение «Джек здоровается» | Изложение «Джек здоровается» проверяет умение сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания) Совершенствование текста изложения (работа над стилем и типологической структурой текста) | |
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. (69 часов) ГЛАГОЛ. (21 час) |
133 | Что обозначает глагол | Глагол как часть речи | Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп | |
134 | Правописание не с глаголами (закрепление) | Не с глаголами: правило и исключения | Используя известное правило, писать глаголы с данной орфограммой раздельно. Использовать орфографический словарь для самоконтроля слитного написания глаголов-исключений | |
135 | Словообразование глаголов | Приставочный и суффиксальный способы образования глаголов | Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы | |
136 | Вид глагола | Виды глагола: совершенный и несовершенный | Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола | |
137 | Корни с чередованием букв е — и | Глаголы с чередующимися гласными е — и в корне | Знать перечень корней мер — мир (а), тер — тир(а) и т.д. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь | |
138 | Неопределённая форма глагола (инфинитив) | Инфинитив как начальная форма глагола | Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать инфинитив в тексте. Знать правописание инфинитива | |
139 | Правописание тся и ться в глаголах (закрепление) | Правописание тся и ться в глаголах | Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой | |
140-141 | Наклонение глагола | Три наклонения глагола. Общие сведения | Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола | |
142 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | Сослагательное (условное) наклонение глагола. Раздельное написание частицы бы с глаголами в форме сослагательного наклонения | Знать, как образуется сослагательное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно писать частицу бы с соответствующими глаголами | |
143-144 | Как образуется повелительное наклонение глагола | Повелительное наклонение глагола и его формы. Формы повелительного наклонения от глаголов лечь, положить, класть, ехать, бриться. Порядок и образец морфологического разбора глагола | Знать, как образуется повелительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. Образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно употреблять в устной и письменной речи формы глаголов повелительного наклонения, избегая ошибок типа ляжь, ложите, ехай, едьте, бройся. Использовать орфоэпический словарь для исправления подобных ошибок. Знать и применять порядок и образец морфологического разбора глагола | |
145 | Времена глагола | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Формы прошедшего времени. Ударение в глаголах прошедшего времени | Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глагола, в том числе время. Правильно образовывать и произносить глаголы в форме прошедшего времени, используя орфоэпический словарь | |
146-147 | Спряжение глагола. Лицо и число | Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы | Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и II спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте | |
148 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Правила и образец рассуждения при спряжении глаголов с безударным личным окончанием | Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием, знать окончания глаголов I и II спряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила | |
149 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | Безличные глаголы и их признаки. Переходные и непереходные глаголы и их признаки | Иметь представление, какие глаголы считаются безличными, а какие — переходными и непереходными. Уметь находить в тексте безличные (и личные в безличной форме), переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи | |
150-151 | Повторение по теме «Глагол» | Постоянные и непостоянные признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Употребление глаголов в речи | Повторить и закрепить основные понятия по теме | |
152-153 | Контрольная работа по теме «глагол» и ее анализ | | Проверка уровня сформированности знаний и умений по теме | |
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (продолжение). (3 часа) |
154 | Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях текста | «Данное» и «новое» в предложениях текста. Место «данного» и «нового» в предложениях текста. Ошибки в порядке слов и их исправление | Иметь представление о «данном» и «новом» в предложениях текста: знать, что «данное» обеспечивает связь между предложениями, а «новое» — развитие мысли в тексте. Находить «данное» в предложениях текста путём сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос. Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце. Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного» | |
155-156 | Строение текста типа повествования | Строение текста типа повествования. Редактирование текстов и исправление ошибок, связанных с информационной переработкой текста повествовательного характера. Повествовательные зарисовки (этюды) | Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» текс те фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей: уметь детализировать действия, подробно рассказывать о них, выбирая наиболее подходящие глаголы движения; уместно использовать видовременные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т.п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «дан ном» (Петя..., Петя...; Я..., Я..., Я...) и «новом» (Барсик сначала подбе! жал к нам, потом убежал в кусты, по! том побежал к дуплу). Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (23 час) |
157 | Что обозначает имя существительное | Имя существительное как часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных | |
158 | Словообразование имен существительных | Основные способы образования имён существительных. Имена существительные со значением отвлечённого действия | Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем | |
159-160 | Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик, -ек-, -ик- (-чик-) | Правописание суффиксов чик, щик, ек, ик | Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами чик, щик и правильно писать их. Овладеть способом определения верного написания суффиксов ек, ик. Пользоваться орфографическим словарём | |
161-162 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | Правописание не с именами существительными | Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не | |
163 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Олицетворение | Знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Иметь представление об использовании приёма олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
164 | Собственные и нарицательные имена существительные | Собственные и нарицательные имена существительные. Употребление прописной буквы для обозначения имён собственных на письме | Знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф.Л.Агеенко «Собственные имена в русском языке» для предупреждения орфографических и орфоэпических ошибок | |
165-167 | Род имён существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных | Род как постоянный признак имён существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных | Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных. Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Приводить соответствующие примеры | |
168-169 | Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | Формы числа имён существительных. Употребление в речи имён существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа | Иметь представление о значении форм числа имени существительного. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, обладающих формами только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреблять имена существительные в речи. Приводить соответствующие примеры | |
170-171 | Падеж и склонение имён существительных | Три склонения имён существительных. План и образцы морфологического разбора слов этой части речи | Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на мя и существительное путь | |
172 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | Безударные падежные окончания имён существительных. Орфографические правила и способы их применения | Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать (уметь перечислить) случаи написания окончаний и и е в безударном положении в единственном числе; приводить соответствующие примеры | |
173 | Употребление имён существительных в речи | Синтаксическая роль имён существительных. Словосочетания и предложения, в состав которых входят имена существительные | Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний | |
174-175 | РР изложение и его анализ | | Сохранять типологическую структуру текста при пересказе. Изложение «Друг детства» | |
176-177 | Повторение по теме «Имя существительное». | Постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Употребление имен существительных в речи | Повторить и закрепить основные понятия по теме | |
178-179 | Контрольный диктант с ГЗ и его анализ | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации | |
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (продолжение). (5 часов) |
180 | Строение текста типа описания предмета | Описание предмета. Строение текста типа описания предмета. Способы выражения «данного» и «нового» в таких текстах (фрагментах текстов) | Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания предмета («данное» обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос какой?). Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, на ходить в них «данное» и «новое». Знать основные способы выражения «данного» и «нового» в этом фрагменте текста и применять их при создании текста | |
181 | Редактирование текстов типа описания предмета | | Знать «опасные места» в структуре текста: не допускать лексических повторов в «данном», использовать разные морфологические средства для выражения признака в «новом». Находить и исправлять ошибки в строении текста | |
182 | Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей | Художественное и деловое описание предмета. Этюды- зарисовки | Различать художественное и деловое описание предмета. Для повышения выразительности художественного описания использовать определительные словосочетания в составе «данного». Правильно строить художественные и деловые тексты с описанием предмета: создавать этюды-зарисовки по данному началу, по картине, включать эти зарисовки в письма к друзьям; составлять деловые описания предмета (животного) в жанре объявления | |
183 | Соединение типов речи в тексте | Типологический анализ текста с разными типами речи. Ведущий тип речи | Проводить типологический анализ «большого» текста, в котором соединяются разные типы речи. Определять ведущий тип речи и типовые фрагменты | |
184 | РР Контрольное сочинение и его анализ | Сочинение на тему «Знакомьтесь, мой друг...». Анализ сочинения | | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (17 часов) |
185 | Что обозначает имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи | Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным | |
186-188 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | Разряды имён прилагательных | Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Опознавать и различать в тексте имена прилагательные различных разрядов. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными различных разрядов | |
189 | Правописание окончаний имён прилагательных | Безударные окончания имён прилагательных и правила их написания | Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на ый, ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря | |
190 | Словообразование имён прилагательных | Типичные способы образования имён прилагательных | Знать основные способы образования имён прилагательных и типичные морфемы. Уметь образовывать имена прилагательные. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагательные | |
191-192 | Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий | Полные и краткие имена прилагательные. Орфография: краткие прилагательные с основой на шипящий | Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имён прилагательных. Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль. Знать, что в кратких прилагательных на шипящий не пишется ь; верно писать эти слова в сопоставлении с существительными и глаголами с шипящими на конце. Использовать орфографический словарь | |
193-198 | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных | Три степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная | Иметь представление о том, как различаются по значению сравнительная и превосходная степени имён прилагательных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно. Находить в тексте данные формы имён прилагательных | |
199 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление имен прилагательных в речи | Повторить и закрепить основные понятия по теме | |
200-201 | Контрольный диктант с ГЗ и его анализ | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (9 часов) |
202-204 | Повторение изученного в 5 классе | Основные понятия по изученным разделам русского языка | Повторить и закрепить знания, умения и навыки по изученным разделам | |
205-206 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации | |
207-210 | Резервные уроки | | | |