Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русскому языку 7 класс»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла
МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
Протокол
от «_» ___2016 г.
№ ____
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
_______ Ушакова Е.Н.
«___» ____ 2016 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
Протокол
от «__» ____2016 г.
№ ____
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
____А.И. Лобищева
Приказ № _____
«__» _____20___ г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по _____________русскому языку________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс _________________________7 А________________________________
Учитель ___Полухина Татьяна Олеговна_______________________________
Количество часов: всего ____170_______ часов; в неделю ___5_______ часов
Планирование составлено на основе рабочей программы Некрасовой Татьяны Сергеевны, утвержденной приказом по МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» от 07 июля 2014 года №90-Г
Пояснительная записка
Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе составлено на основе рабочей программы по курсу «Русский язык 5-9 класс», разработанной Некрасовой Татьяной Сергеевной на базе авторской программы к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011).
В связи с подготовкой к ЕГЭ в календарно-тематическое планирование введена дополнительная графа «Подготовка к ЕГЭ».
Тематическое планирование для 7А класса по учебному предмету «Русский язык»
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Подготовка к ЕГЭ
Примечания
1
Русский язык как развивающееся явление
1
01.09
Повторение изученного в 5 -6 классах
(12+2)
2
Синтаксис. Синтаксический разбор
1
02.09
3
Пунктуация. Пунктуационный разбор
1
05.09
Задания типа 2
4
Лексика и фразеология
1
06.09
5
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов
1
07.09
Задания типа 3
6
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов
1
08.09
7
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова
1
09.09
8
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
1
12.09
Задания типа 5
9
Морфология и орфография. Морфологический разбор слов
1
13.09
10
Текст
1
14.09
11
Р.р.Стили литературного языка
1
15.09
12
Диалог
1
16.09
Задания типа 10
13
Виды диалогов
1
19.09
14
Р.р. Публицистический стиль
1
20.09
15
Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
1
21.09
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
(25+6)
16
Причастие как часть речи
1
22.09
17
Причастие как часть речи
1
23.09
Задания типа 11
18
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
1
26.09
19
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Повторение изученного по теме «Категория состояния»
1
07.02
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
99
Самостоятельные и служебные части речи
1
08.02
Задания типа 10
Предлог
(11 + 2)
100
Предлог как часть речи
1
09.02
101
Предлог как часть речи
1
10.02
102
Употребление предлогов
1
13.02
103
Производные и непроизводные предлоги
1
14.02
Задания типа 11
104
Производные и непроизводные предлоги
1
15.02
105
Простые и составные предлоги. Словарный диктант
1
16.02
106
Простые и составные предлоги
1
17.02
107
Морфологический разбор предлога
1
20.02
108
Р.р. Устное сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» ( упр. 348)
1
21.02
109
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
22.02
Задания типа12
110
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
27.02
111
Р.р. Сочинение . Как наступает весна в вашем городе ( упр. 353)
1
28.02
112
Проверочная работа по теме «Предлог»
1
01.03
Задания типа 6
Союз
(16+ 2)
113
Союз как часть речи
1
02.03
114
Союз как часть речи
1
02.03
115
Простые и составные союзы
1
03.03
Задания типа 11
116
Союзы сочинительные и подчинительные
1
06.03
117
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
1
07.03
118
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
1
09.03
119
Сочинительные союзы
1
10.03
Задания типа 13
120
Сочинительные союзы
1
10.03
121
Р.р. Сочинение « Я сижу на берегу…»
1
13.03
122
Подчинительные союзы
1
14.03
123
Подчинительные союзы
1
15.03
Задания типа 6
124
Морфологический разбор союза
1
16.03
125
Р.р. Контрольное сочинение « Книга – наш друг и советчик»
1
17.03
126
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
1
20.03
127
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
1
20.03
128
Повторение сведений о предлогах и союзах
1
21.03
Задания типа 14
129
Проверочная работа по теме «Предлог. Союз»
1
22.03
130
Работа над ошибками
1
23.03
Частица
(18+ 4)
131
Частица как часть речи
1
24.03
Задания типа 1
132
Частица как часть речи
1
03.04
133
Разряды частиц. Формообразующие частицы
1
04.04
134
Смысловые частицы
1
05.04
135
Смысловые частицы
1
06.04
Задания типа 5
136
Смысловые частицы
1
07.04
137
Раздельное и дефисное написание частиц
1
10.04
138
Раздельное и дефисное написание частиц
1
11.04
139
Морфологический разбор частицы
1
12.04
140
Р.р. Устное выступление по картине К.Ф. Юона « Конец зимы. Полдень»
1
13.04
141
Отрицательные частицы НЕ и НИ
1
14.04
Задания типа 8
142
Отрицательные частицы НЕ и НИ
1
17.04
143
Различение частицы НЕ и приставки НЕ
1
18.04
144
Различение частицы НЕ и приставки НЕ
1
19.04
145
Р.р. Подготовка к сочинению- рассказу по данному сюжету (упр. 446)
1
20.04
146
Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 446)
1
21.04
147
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ
1
24.04
Задания типа 12
148
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ
1
25.04
149
Повторение по теме «Частица»
1
26.04
150
Повторение по теме «Частица». Словарный диктант
1
27.04
151
Р.р. Устное выступление « Берегите родную природу»
1
28.04
152
Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи»
1
02.05
Междометие
( 4)
153
Междометие как часть речи
1
03.05
Задания типа 16
154
Междометие как часть речи
1
03.05
155
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
1
04.05
156
Повторение изученного по теме «Междометие»
1
05.05
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
(12+2)
157
Разделы науки о русском языке
1
10.05
Задания типа 10
158
Разделы науки о русском языке
1
10.05
159
Р.р. Текст. Стили речи
1
11.05
160
Р.р. Доклад на историческую тему ( упр. 476, 477)
1
12.05
Задания типа 11
161
Фонетика. Графика
1
15.05
162
Фонетика. Графика
1
15.05
163
Фонетика. Графика
1
16.05
Задания типа 15
164
Лексика и фразеология
1
17.05
165
Лексика и фразеология
1
18.05
166
Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах»
1
19.05
167
Работа над ошибками
1
22.05
168
Повторение изученного в 7 классе
1
23.05
Задания типа 3
169
Повторение изученного в 7 классе
1
24.05
170
Повторение изученного в 7 классе
1
25.05
Формы и средства контроля
Вид контроля
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Сочинение
1
1
2
Изложение
1
1
2
Тестирование
1
1
Контрольный диктант
1
1
2
Тексты контрольных работ, ключи, критерии оценивания
Контрольные диктанты
Пояснительная записка
Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. Это одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100-110, для VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Цель диктанта: проверка подготовки учащихся по определенной теме, обеспечение выявления прочности ранее приобретенных навыков, развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Причастие»
У моря
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной.Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)
Грамматические задания
Графически выделить причастные обороты.
Синтаксический разбор предложений
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами.(I вариант)
Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.( II вариант)
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме « Повторение изученного в 5-7 классах»
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели. Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле. Первую ночь он провел возле речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами. Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (121 слово)
(По Ф. Абрамову)
Грамматические задания
Синтаксический разбор предложений
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. (I вариант)
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле. ( II вариант)
Морфологический разбор
Играющую (I вариант)
Выбранную ( II вариант)
Критерии оценивания
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная .
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Контрольные тестирования
Пояснительная записка
Тест - это стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.
Для оценки знаний учащихся обычно используют тестовые задания, которые по форме ответов бывают открытыми и закрытыми:
а) открытая форма не имеет вариантов ответа – для выполнения такого задания необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения. От испытуемого требуется произвольный ответ на поставленный вопрос;
б) закрытая форма предполагает наличие вариантов с одним или несколькими правильными ответами, которые испытуемый должен выбрать. К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.
Логической основой формы задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных является закон исключенного третьего. Выбор правильного ответа дает истинное суждение, а выбор неправильного – ложное суждение. Третьего не дано. Из этого следует методическое правило: в каждом задании с выбором одного ответа правильный ответ должен быть, что придает однозначность замыслу самого задания и не допускает противоречивых толкований у испытуемых.
Тестовые задания строятся из заданий в тестовой форме, которые отвечают требованиям соответствия задания цели его применения, кратности, адекватности формы содержанию заданий. Тестовые задания должны соответствовать также следующим требованиям: содержательно-педагогическая корректность заданий; логическая точность и непротиворечивость высказываний; необходимость эмпирической проверки статистических свойств заданий.
Тестовое задание должно формулироваться из точных терминов и не содержать метафор, лишних слов. Некорректно сформулированное задание может продуцировать как правильные, так и неправильные ответы, а то и вызвать недоумение.
Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи»
Вариант 1.
А1. В каком предложении нет частицы?
1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.
2) У реки сидел лишь один рыбак.
3) Помочь мне можешь именно ты.
4) Как весело было в парке!
А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
1) (ЧТО)Б ты делал без меня?
2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин.
3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.
4)Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром фильма.
A3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) по окончани.. передачи
2) узнал впоследстви..
3) по приезд.. в столицу
4) Молчи, н.. звука!
А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1) Ему палец в рот (не)клади.
2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.
3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
4) (Не)выученные уроки беспокоили меня.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.
3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.
4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шуршит мышь.
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
1) по прибытию в гостиницу
2) выяснить о том, как делать задание
3) пришёл со школы
4) оплатить проезд
А7. В каком предложении употреблён сочинительный союз?
Он не мог ответить, потому что не был готов к уроку.
Я не хочу, чтобы кто-то пострадал.
Студенты думали о том, как сдать сессию.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
А8. Как должны стоять запятые в данном предложении:
Слова (1) то шелестят (2) как шелестят под ветром шёлковые травы (3) то бормочут (4) как родники (5) с прозрачной водой (6) то тихонько позванивают.
А9. Укажите предложение, в котором частица пишете через дефис.
1) Ну что(за) шейка, что(за) глазки! 2) Знал(бы) ты, как красив был закат! 3) Ну(ж) был денёк! 4) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
А10. Какой по значению сочинительный союз употреблен в предложении: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто (И.С. Тургенев)?
1) соединительный;
2) разделительный;
3) противительный.
А11. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены)?
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Не то было раннее утро, не то уже наступил вечер.
Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.
Солнце заблистало и наступило утро.
А12. Укажите предложение, в котором пишется частица НИ.
1) Он никого (н..)ждал. 2) Комар носу (н..)подточит. 3) Мы (н..)раз любовались этой панорамой.
4) В комнате (н..)души.
А13. Найдите неправильное утверждение:
Союз – это неизменяемая часть речи.
Союзы не являются членами предложения.
Союзы не связывают между собой однородные члены предложения.
Союзы связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
А14. В каком предложении (В)ТЕЧЕНИЕ является существительным с предлогом?
1) Учащиеся хорошо занимались (в)течени.. всех уроков.
2) (В)течени.. всего года мы много занимались.
3) (В)течени.. этой реки происходят изменения.
4) Работа налажена (в)течени.. нескольких лет.
А15. Какой по значению подчинительный союз употреблен в предложении: Чтобы вода не заливала огонь, пришлось подкладывать в костры побольше дров (В.К. Арсеньев)?
1) целевой;
2) причинный;
3)временной.
А16. В каком предложении что(бы) пишется слитно?
Мне хотелось самому догадаться, что(бы) посоветовали родители в такой ситуации.
Нужно много читать, что(бы) быть образованным человеком.
Что(бы) такое прочитать интересное?
У него ничего не получалось, что(бы) он не предпринимал.
А17. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НЕ пишется раздельно?
1) (н..)с кем (н.-)разговаривал, (н..)с кем было разговаривать
2) (н..)с того (н..)с сего, куда (н..)шло
3) (н..)мог (н..)видеть, (н..)кого спросить
4) (н..)когда (н..)было, (н..)чего делать
А18. Объясните правильное написание (по)тому в предложении: (По)тому берегу реки медленно двигалась груженая машина.
1) потому - всегда пишется слитно;
2) по тому - всегда пишется раздельно;
3) по тому - здесь предлог по с местоимением тому, поэтому пишется раздельно.
Прочитайте текст и выполните задания В1—ВЗ и С1.
(1)До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (З)Талантливый русский механик - горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.
В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.
В2. Из предложения (2) выпишите союз.
ВЗ. Из предложения (3) выпишите частицу (частицы), укажите её (их) значение.
Вариант 2.
А1. В каком предложении нет частицы?
1) Что за прелесть эти сказки!
2) У тебя такие руки, что сбежали даже брюки!
3) Говорю это только тебе.
4) Но только что сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал.
А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
1) Реши задачу (НА)ПОДОБИЕ треугольников.
2) Моему другу нравится (ТО)ЖЕ, что и мне.
3) Он умел играть в шахматы, (НЕ)СМОТРЯ на доску.
4) Хочу, (ЧТО)Б служила мне рыбка золотая.
A3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) по прибыти.. поезда
2) в течени.. суток
3) Н.. бывать тому!
4) вследстви.. аварии
А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1) Сделал так, что комар носу (не)подточит.
2) В столе нашлась (не)отправленная поздравительная открытка.
2) (н..)в чём (н..)обвинял, (н..)как (н..)возьму в толк
3) (н..)чего (н..)говорил, (н..)что вроде башни
4) (н..)ответа (н..)привета, во что бы то (н..)стало
А12. В каком предложении (предложениях) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ является существительным с предлогом?
1) Учащиеся хорошо занимались (в)продолжени.. всех уроков.
2) (В)продолжени.. всего года мы много занимались.
3) (В)продолжении.. романа произошли изменения.
4) Работа налажена (в)продолжени.. нескольких лет.
А13. В каком предложении выделенное слово является предлогом?
Нам удалось быстро договориться (на)счёт квартиры.
Он положил деньги (на)счёт.
А14. Какой по значению сочинительный союз употреблен в предложении: Мал ёрш, да колюч (Пословица)?
соединительный;
противительный;
разделительный.
А15. Какую роль в предложении выполняет союз: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (по М. Горькому)?
связывает однородные члены;
связывает части сложного предложения.
А16. В каком предложении (то)же пишется слитно?
Мы почувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Галина (то)же молчала.
Он повторил (то)же, что и мы.
А17. В каком предложении правильно расставлены запятые?
1) Туристы подошли к роднику для того чтобы сделать запас воды на обратную дорогу, и умыться.
2) Целый день шёл дождь, и теперь тоже немного накрапывало.
3) В городе нигде не было ни одной живой души ни единого огня, не слышалось ни возгласа.
4) Солнце закатилось и над городом стояла пыль, золотистая и густая.
А18. Найдите предложение с составным союзом.
Он подошёл к окну, чтобы открыть его.
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.
Он сидел и писал письмо, в то время как посетитель ждал его в приёмной.
В сотый раз я пожалел, что не родился художником
Прочитайте текст и выполните задания В1—ВЗ и С1.
(1)Первенство в постройке парового двигателя принадлежит русскому мастеру Ивану Ивановичу Ползунову. (2)Он хотел построить сначала небольшую опытную машину, с тем чтобы всесторонне изучить её в действии, обучить рабочих, и лишь затем приступить к созданию больших паровых двигателей. (3)Но рабочих-специалистов Ползунову не дали, необходимого инструмента не нашлось, приходилось почти всё делать самому. (4)Благодаря таланту и настойчивости мастера к середине 1765 года паровая машина, поражавшая своими размерами, всё же была создана.
В1. Из предложений (1) и (4) выпишите предлоги.
В2. Из предложения (2) выпишите частицу, укажите её значение.
Изложение — одна из основных форм проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Оно играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.
В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление.
В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.
Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру.
Изложение (устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся связную речь (коммуникативное умение). Это умение раскрывает тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).
Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.
Изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.
Контрольное изложение №1
Выборочное изложение (упр. 151)
Контрольное изложение № 2
Сжатое изложение «Обыкновенная земля» (упр. 322)
Критерии оценивания
Любое изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Содержание изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Безошибочная работа или
1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
«4»
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
2 орфографических и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 0 орфографических и 4 пунктуационные, а также 2 грамматических.
«3»
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
4 орфографических и 4 пунктуационных, или 3 орфографическая и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических
В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
«2»
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографическая и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационные, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических.
Контрольные сочинения
Сочинение – это самостоятельная работа, которая предполагает изложение учащимися определенной темы с собственным видением вопроса. Сочинение задается в письменной форме, и используется для текущего контроля знаний, который предполагает не только определение уровня стилистических и грамматических навыков, но и степень усвоения пройденного материала (сочинение на заданную тему).
Сочинение - одна из основных форм проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Оно играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.
Сочинение является достаточно свободной работой в выборе стиля и направленности темы, выражении собственной точки зрения. Но, несмотря на определенную безграничность правил, структура сочинения должна быть строго соблюдена. В традиционном плане она определяет постановку и раскрытие трех основных частей сочинения:
-вступительная,
-основная,
-заключительная часть.
При отсутствии одной из трех частей, нарушается структура всего сочинение. Это рассматривается как ошибка, и строго учитывается при оценке всего сочинения.
Проведение специальной подготовки к сочинению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.
Сочинения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0 страниц.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Безошибочная работа или
1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
«4»
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
2 орфографических и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 0 орфографических и 4 пунктуационные, а также 2 грамматических.
«3»
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
4 орфографических и 4 пунктуационных, или 3 орфографическая и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических
В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
«2»
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографическая и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационные, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических.