kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Сложносочиненные предложения с соединительными союзами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Сложносочиненные предложения  с соединительными союзами".

Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении;

            совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Сложносочиненные предложения с соединительными союзами"»

Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами


Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении;

совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.


Оборудование: раздаточный материал, электронный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».


Ход урока

  1. Организационный момент:

- Приветствие

- Ознакомление с темой и целью урока:

Сегодня мы с вами немного повторим о видах сложных предложений, о сочинительных союзах и познакомимся с ССП с соединительными союзами (слайд №1)

  1. Проверка домашнего задания.

А)Вопросы по теории сложного предложения:

- Назовите основные виды сложного предложения.

- В чем сходство и различие между видами сложных предложений?

- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?

(слайд №2)

Б) Практическое задание

- Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, расставьте знаки препинания.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь (слайд №3)

- Какие виды связи вы заметили в стихотворении?

( В 1-ом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом И, связь сочинительная.

Во 2-ом предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом А, четвертое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом ЧТО)

3. Работа над новым материалом

А) Вводная беседа

-Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)

-Какие сочинительные союзы вы знаете?

-На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные)

Б) Объяснение нового материала.

По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы (слайд №4 )

Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.

- Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?

- Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)

- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения)

В) Внимательно прочитайте и определите значения предложений (слайд №5)

Только иволги нарушают тишину, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые года. (М.А. Шолохов) (одновременность)


В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. (А.С. Пушкин) (последовательность)


Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин) (Причинно-следственная связь)


У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и щука оторвала удочку.

Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра. ( одновременность)

- Сделайте синтаксический анализ этого предложения, определите главные и второстепенные члены предложения.

-Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?

- Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?

-Какой вывод мы можем сделать? ( Если предложения, входящие в ССП с одиночными соединительным или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.) (Слайд №6)


Приведите свои примеры по каждому значению

4. Закрепление нового материала (слайд №7)

А) внимательно послушайте стихотворение А.С Пушкина «К***» в чтении

Г. Бортникова


Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

.( одновременность)


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

( последовательность)


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

( причинно-следственная связь)


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

( одновременность)

1825г.


Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их значения.

Б) Работа с учебником

-Выполнить упражнение 63 на странице 38: записать ССП, подчеркивая грамматические основы и ставя пропущенные знаки препинания.

В) Работа с картиной Виктора Васнецова « Три богатыря» (Слайд № 8)

В 1881 -1898 годах Виктор Васнецов создает свое знаменитое полотно «Три богатыря» по мотивам русских былин. Костюм богатырей и упряжь коней изобилует археологически точными деталями: там и бронзовые бляшки на кожаных подпругах, и кольчуги, шлемы – точные реконструкции останков реальных предметов.

Размеренность и величавость ритма повествования, чутко уловленная художником, передана им в неподвижных, мощных фигурах богатырей. Ясность и полнота смысла, наполняющего слова былин, раскрыта художником в точной постановке фигур лицом к зрителям.

Три разных героя, разных характера, предстают перед зрителем. Они индивидуальны, их отличает все – взгляды, украшения платья, даже норов коней. И все они объединены одной целью – стоя на рубежах Русской земли, охранять ее от врагов. За ними расстилается широкая панорама лесов, степь, среди которой стоят то ли межевые камни, то ли древние памятные плиты – знак предков, которые тоже находятся под защитой богатырей и помогают им своей магической силой. Маленькие сосенки создают трогательный контраст фигурам героев.

Взгляды героев создают напряженное диагональное развитие движения внутри композиции, поддержанное и направлением копья. Но головы коней, как противовес, возвращают движение слева направо, гасят его диалогизм. Так что и жесты героев, и постановка их поз напоминают парадные портреты, но не реальных исторических персонажей, как это было в искусстве прошлых эпох, но портреты персонажей истории, чье существование утверждается горячей верой в их реальность.


Внимательно посмотрите на картину и попробуйте описать ее:

- Что вы видите на картине?

- Что изображено на переднем плане?

- Какими изображены богатыри?

- Что можете сказать о костюмах героев?

- О чем говорит взгляд каждого богатыря?

- Как изображены кони? Соответствуют ли они героям?

- Что изображено на втором плане?

- Что хотел сказать этой картиной художник?

Запишите описание картины в тетрадях. При этом постарайтесь как можно больше использовать ССП с соединительными союзами.

Г) Работа с раздаточным материалом.

Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1. Дохнул мороз. Рады мы проказам матушки – зимы.

2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.

3. Глядел мальчик очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.

4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.

5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.

6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.

7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи и лисьи шкуры.

8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.

9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.

10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.


5. Домашнее задание: упражнение 64 (выписать ССП, подчеркнуть главные члены предложения, расставить знаки препинания)

6. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие союзы встречаются в ССП?

- Какие соединительные союзы вы знаете?

- Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?

- В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Петрова Ирина Николаевна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства