Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Сложносочиненные предложения с соединительными союзами"»
Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении;
совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
Оборудование: раздаточный материал, электронный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».
Ход урока
Организационный момент:
- Приветствие
- Ознакомление с темой и целью урока:
Сегодня мы с вами немного повторим о видах сложных предложений, о сочинительных союзах и познакомимся с ССП с соединительными союзами (слайд №1)
Проверка домашнего задания.
А)Вопросы по теории сложного предложения:
- Назовите основные виды сложного предложения.
- В чем сходство и различие между видами сложных предложений?
- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?
(слайд №2)
Б) Практическое задание
- Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, расставьте знаки препинания.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело – сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь (слайд №3)
- Какие виды связи вы заметили в стихотворении?
( В 1-ом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом И, связь сочинительная.
Во 2-ом предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом А, четвертое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом ЧТО)
3. Работа над новым материалом
А) Вводная беседа
-Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)
-Какие сочинительные союзы вы знаете?
-На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные)
Б) Объяснение нового материала.
По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы (слайд №4 )
Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.
- Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?
- Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)
- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения)
В) Внимательно прочитайте и определите значения предложений (слайд №5)
Только иволги нарушают тишину, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые года. (М.А. Шолохов) (одновременность)
В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. (А.С. Пушкин) (последовательность)
Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин) (Причинно-следственная связь)
У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и щука оторвала удочку.
Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.( одновременность)
- Сделайте синтаксический анализ этого предложения, определите главные и второстепенные члены предложения.
-Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?
- Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?
-Какой вывод мы можем сделать? ( Если предложения, входящие в ССП с одиночными соединительным или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.) (Слайд №6)
Приведите свои примеры по каждому значению
4. Закрепление нового материала (слайд №7)
А) внимательно послушайте стихотворение А.С Пушкина «К***» в чтении
Г. Бортникова
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
.( одновременность)
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
( последовательность)
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
( причинно-следственная связь)
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
( одновременность)
1825г.
Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их значения.
Б) Работа с учебником
-Выполнить упражнение 63 на странице 38: записать ССП, подчеркивая грамматические основы и ставя пропущенные знаки препинания.
В) Работа с картиной Виктора Васнецова « Три богатыря» (Слайд № 8)
В 1881 -1898 годах Виктор Васнецов создает свое знаменитое полотно «Три богатыря» по мотивам русских былин. Костюм богатырей и упряжь коней изобилует археологически точными деталями: там и бронзовые бляшки на кожаных подпругах, и кольчуги, шлемы – точные реконструкции останков реальных предметов.
Размеренность и величавость ритма повествования, чутко уловленная художником, передана им в неподвижных, мощных фигурах богатырей. Ясность и полнота смысла, наполняющего слова былин, раскрыта художником в точной постановке фигур лицом к зрителям.
Три разных героя, разных характера, предстают перед зрителем. Они индивидуальны, их отличает все – взгляды, украшения платья, даже норов коней. И все они объединены одной целью – стоя на рубежах Русской земли, охранять ее от врагов. За ними расстилается широкая панорама лесов, степь, среди которой стоят то ли межевые камни, то ли древние памятные плиты – знак предков, которые тоже находятся под защитой богатырей и помогают им своей магической силой. Маленькие сосенки создают трогательный контраст фигурам героев.
Взгляды героев создают напряженное диагональное развитие движения внутри композиции, поддержанное и направлением копья. Но головы коней, как противовес, возвращают движение слева направо, гасят его диалогизм. Так что и жесты героев, и постановка их поз напоминают парадные портреты, но не реальных исторических персонажей, как это было в искусстве прошлых эпох, но портреты персонажей истории, чье существование утверждается горячей верой в их реальность.
Внимательно посмотрите на картину и попробуйте описать ее:
- Что вы видите на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Какими изображены богатыри?
- Что можете сказать о костюмах героев?
- О чем говорит взгляд каждого богатыря?
- Как изображены кони? Соответствуют ли они героям?
- Что изображено на втором плане?
- Что хотел сказать этой картиной художник?
Запишите описание картины в тетрадях. При этом постарайтесь как можно больше использовать ССП с соединительными союзами.
Г) Работа с раздаточным материалом.
Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.