| ВВЕДЕНИЕ 7 ЧАСОВ (4 часа + 3 часа развития речи) |
| 1 | Введение. «Язык и языкознание» (§1) | 1 | | |
| 2 | Введение. «Язык и языкознание» НРЭО. Известные лингвисты Челябинской области (10 минут) (§1) | 1 | | НРЭО. Известные лингвисты Челябинской области (10 минут) |
| 3 | Введение. «Язык и общение» (§3) | 1 | | |
| 4 | Введение. «Язык и общение» (§3) | 1 | | |
| 5 | Р/р Введение. Текст. (§4) | 1 | | |
| 6 | Р/р Введение. Текст. (§4). | 1 | | |
| 7 | Р/р Введение. Текст. (§4). Продолжение | 1 | | |
| ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 17 ЧАСОВ (16часов + 1 час развития речи) |
| 8 | Буква и звук. Алфавит. (§5) | 1 | | |
| 9 | Буква и звук. Алфавит (§5) | 1 | | |
| 10 | Буква и звук. Алфавит. Продолжение (§5) | 1 | | |
| 11 | Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. (§6) | 1 | | |
| 12 | Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные (§6) | 1 | | |
| 13 | Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. Продолжение (§6) | 1 | | |
| 14 | Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. (§7) | 1 | | |
| 15 | Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные (§7) | 1 | | |
| 16 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§8) | 1 | | |
| 17 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. НРЭО. Словари уральской диалектной лексики (40 минут) | 1 | | НРЭО. Словари уральской диалектной лексики (40 минут) |
| 18 | Слог и ударение. (§9) | 1 | | |
| 19 | Р/р Устный рассказ по картине Б. М. Кустодиева «Масленица». | 1 | | |
| 20 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
| 21 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | 1 | | |
| 22 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». Продолжение | 1 | | |
| 23 | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме “Фонетика. Графика. Орфография”. | 1 | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме “Фонетика. Графика. Орфография”. | |
| 24 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
| МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. 14 ЧАСОВ (9 часов + 5 часов развития речи) |
| 25 | Корень слова. Родственные слова. НРЭО. Топонимика как раздел ономастики (40 минут) | 1 | | НРЭО. Топонимика как раздел ономастики (40 минут) |
| 26 | Окончание и основа слова. | 1 | | |
| 27 | Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу. (Упр. 165) | 1 | | |
| 28 | Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу. Работа над ошибками | 1 | | |
| 29 | Приставки. НРЭО. Топонимические словари Южного Урала (40 минут) | 1 | | НРЭО. Топонимические словари Южного Урала (40 минут) |
| 30 | Суффиксы. | 1 | | |
| 31 | Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | 1 | | |
| 32 | Сложные слова. НРЭО. Уральские гидронимы (40 минут) | 1 | | НРЭО. Уральские гидронимы (40 минут) |
| 33 | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
| 34 | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
| 35 | Контрольное списывание. | 1 | | |
| 36 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| 37 | Р/р Изложение с продолжением. | 1 | | |
| 38 | Р/р Изложение с продолжением. | 1 | | |
| ЛЕКСИКОЛОГИЯ 40 ЧАСОВ (32 часа + 8 часов развития речи) |
| 39 | Лексическое значение слова. НРЭО. Уральские ойконимы (40 минут) | 1 | | НРЭО. Уральские ойконимы (40 минут) |
| 40 | Р/р Устная и письменная речь. | 1 | | |
| 41 | Р/р Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | |
| 42 | Толковые словари. НРЭО. Толковый словарь лингвиста Челябинской области Л.А. Глинкиной (40 минут) | 1 | | НРЭО. Толковый словарь лингвиста Челябинской области Л.А. Глинкиной (40 минут) |
| 43 | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
| 44 | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова | 1 | | |
| 45 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
| 46 | Р/р Лексическая сочетаемость. | 1 | | |
| 47 | Тематическая группа. НРЭО. «Летопись Миасского завода» как лингвистический источник (40 минут) | 1 | | НРЭО. «Летопись Миасского завода» как лингвистический источник (40 минут) |
| 48 | Синонимы. | 1 | | |
| 49 | Антонимы. | 1 | | |
| 50 | Омонимы. Паронимы. | 1 | | |
| 51 | Омонимы. Паронимы. НРЭО. Словарь Л.А. Глинкиной «Этимологические тайны русской орфографии» (40 минут) | 1 | | НРЭО. Словарь Л.А. Глинкиной «Этимологические тайны русской орфографии» (40 минут) |
| 52 | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | |
| 53 | Контрольный диктант по теме «Лексика». | 1 | Контрольный диктант по теме «Лексика». | |
| 54 | Понятие о чередовании. | 1 | | |
| 55 | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | 1 | | |
| 56 | Буквы Е//И в корнях с чередованием | 1 | | |
| 57 | Буквы А//О в корнях с чередованием. | 1 | | |
| 58 | Буквы А//О в корнях с чередованием | 1 | | |
| 59 | Буквы А//О в корнях с чередованием. Продолжение | 1 | | |
| 60 | Р/р Изложение с продолжением. | 1 | | |
| 61 | Р/р Изложение с продолжением. Анализ | 1 | | |
| 62 | Суффиксы -чик-//-щик-. | 1 | | |
| 63 | Суффиксы -чик-//-щик-. НРЭО. «Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков Л.А. Глинкиной. (40 минут) | 1 | | НРЭО. «Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков Л.А. Глинкиной. (40 минут) |
| 64 | Буквы И//Ы после приставок на согласные. | 1 | | |
| 65 | Буквы И//Ы после приставок на согласные. | 1 | | |
| 66 | Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...» | 1 | | |
| 67 | Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...» Анализ. Работа над ошибками | 1 | | |
| 68 | Особенности написания приставок на З//С. | 1 | | |
| 69 | Особенности написания приставок на З//С | 1 | | |
| 70 | Особенности написания приставок на З//С. НРЭО. История изучения топонимии Урала. (40 минут) | 1 | | НРЭО. История изучения топонимии Урала. (40 минут) |
| 71 | Фразеологизмы. | 1 | | |
| 72 | Фразеологизмы. | 1 | | |
| 73 | Контрольная работа по теме «Лексикология» | 1 | Контрольная работа по теме «Лексикология» | |
| 74 | Анализ. Работа над ошибками. Крылатые слова. | 1 | | |
| 75 | Повторение по теме «Лексикология». НРЭО. История становления топонимики Урала (40 минут) | 1 | | НРЭО. История становления топонимики Урала (40 минут) |
| 76 | Повторение по теме «Лексикология» | 1 | | |
| 77 | Повторение по теме «Лексикология». Продолжение | 1 | | |
| 78 | Повторение по теме «Лексикология». Продолжение | 1 | | |
| МОРФОЛОГИЯ 58 ЧАСОВ (47 часов + 11 часов развития речи) |
| 79 | Части речи. | | | |
| 80 | Имя существительное. | 1 | | |
| 81 | Род имён существительных. | 1 | | |
| 82 | Р/р Выборочное изложение. | 1 | | |
| 83 | Склонение имён существительных. | 1 | | |
| 84 | Склонение имён существительных. НРЭО. Источники изучения топонимии Урала (40 минут) | 1 | | НРЭО. Источники изучения топонимии Урала (40 минут) |
| 85 | Склонение имён существительных. | 1 | | |
| 86 | Склонение имён существительных. | 1 | | |
| 87 | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | |
| 88 | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Продолжение | 1 | | |
| 89 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. | 1 | | |
| 90 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Продолжение | 1 | | |
| 91 | НЕ с именами существительными. | 1 | | |
| 92 | НЕ с именами существительными. НРЭО О происхождении слова «Урал» (40 минут) | 1 | | О происхождении слова «Урал» (40 минут) |
| 93 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология. Имя существительное» | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология. Имя существительное» | |
| 94 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
| 95 | Имя прилагательное. | 1 | | |
| 96 | Р/р Повествование с элементами описания. | 1 | | |
| 97 | Р/р Повествование с элементами описания. Продолжение | 1 | | |
| 98 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | |
| 99 | Краткие прилагательные. | 1 | | |
| 100 | НЕ с именами прилагательными | 1 | | |
| 101 | НЕ с именами прилагательными. Продолжение | 1 | | |
| 102 | Р/р Изложение прочитанного текста. | 1 | | |
| 103 | Р/р Изложение прочитанного текста. Анализ. Работа над ошибками. | 1 | | |
| 104 | Имя числительное. | 1 | | |
| 105 | Имя числительное. Продолжение | 1 | | |
| 106 | Местоимение. | 1 | | |
| 107 | Местоимение. Продолжение | 1 | | |
| 108 | Контрольная работа по теме «Части речи. Имя прилагательное» | 1 | | |
| 109 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
| 110 | Глагол. НРЭО. Основные пласты топонимии Урала (40 минут) | 1 | | НРЭО. Основные пласты топонимии Урала (40 минут) |
| 111 | Инфинитив. | 1 | | |
| 112 | Инфинитив. Продолжение | 1 | | |
| 113 | Р/р Средства связи предложений в тексте. НРЭО. Ненецкая топонимия (40 минут) | 1 | | НРЭО. Ненецкая топонимия (40 минут) |
| 114 | Р/р Средства связи предложений в тексте | 1 | | |
| 115 | Время глагола. | 1 | | |
| 116 | Р/р Тип текста. Время в предложении и тексте. | 1 | | |
| 117 | Р/р Сочинение - описание. | 1 | | |
| 118 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. НРЭО. Коми топонимия (10 минут) | 1 | | НРЭО. Коми топонимия (10 минут) |
| 119 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. | 1 | | |
| 120 | Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
| 121 | Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
| 122 | Правописание окончаний глаголов. Продолжение | 1 | | |
| 123 | Наречие. | 1 | | |
| 124 | Наречие. НРЭО. Тюркская топонимия (10 минут) | 1 | | НРЭО. Тюркская топонимия (10 минут) |
| 125 | Наречие. Продолжение | 1 | | |
| 126 | Служебные части речи. | 1 | | |
| 127 | Служебные части речи. Продолжение | 1 | | |
| 128 | Служебные части речи | 1 | | |
| 129 | Р/р Сочинение по картине. | 1 | | |
| 130 | Р/р Сочинение по картине. Анализ. Работа над ошибками | 1 | | |
| 131 | Повторение материала по теме «Морфология». | 1 | | |
| 132 | Повторение материала по теме «Морфология». НРЭО. Русская топонимия Урала (10 минут) | 1 | | НРЭО. Русская топонимия Урала (10 минут) |
| 133 | Повторение материала по теме «Морфология» | 1 | | |
| 134 | Повторение материала по теме «Морфология». Продолжение | 1 | | |
| 135 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология» | 1 | | |
| 136 | Анализ КД. Работа над ошибками. | 1 | | |
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 39 ЧАСОВ (32 часа + 7 часов развития речи) |
| 137 | Что изучает синтаксис? | 1 | | |
| 138 | Словосочетание. | 1 | | |
| 139 | Предложение. | 1 | | |
| 140 | Главные и второстепенные члены предложения. НРЭО. Топонимия Урала как источник изучения древних языков (10 минут) | 1 | | НРЭО. Топонимия Урала как источник изучения древних языков (10 минут) |
| 141 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
| 142 | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? | 1 | | |
| 143 | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Продолжение | 1 | | |
| 144 | Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | |
| 145 | Р/р Эмоции и их отражение в предложении. | 1 | | |
| 146 | Р/р Эмоции и их отражение в предложении. Продолжение | 1 | | |
| 147 | Контрольная работа по теме “Синтаксис и пунктуация” | 1 | Контрольная работа по теме “Синтаксис и пунктуация” | |
| 148 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| 149 | Р/р Как писать отзыв. | 1 | | |
| 150 | Грамматическая основа предложения. | 1 | | |
| 151 | Грамматическая основа предложения. Продолжение | 1 | | |
| 152 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. | 1 | | |
| 153 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Продолжение | 1 | | |
| 154 | Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
| 155 | Определение. | 1 | | |
| 156 | Дополнение. | 1 | | |
| 157 | Дополнение. Продолжение | 1 | | |
| 158 | Обстоятельство. | 1 | | |
| 159 | Обстоятельство. Продолжение | 1 | | |
| 160 | Однородные члены предложения. | 1 | | |
| 161 | Однородные члены предложения. Продолжение | 1 | | |
| 162 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
| 163 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Продолжение | 1 | | |
| 164 | Р/р Вопросный план текста. | 1 | | |
| 165 | Обращение. | 1 | | |
| 166 | Прямая речь. | 1 | | |
| 167 | Итоговая контрольная работа | 1 | Итоговая контрольная работа | |
| 168 | Р/р План текста. Изложение с элементами сочинения. | 1 | | |
| 169 | Работа над ошибками. Сложное предложение. | 1 | | |
| 170 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | | |