Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения. Проект «Разговорная речь южноуральцев» (40 минут)
Роль речевого этикета в общении (20 минут)
Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения (40 минут)
Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях (20 минут)
2
Морфология
Причастие
(130 часов)
(33 часа): 29 часов + 4 часа развития речи
Контрольный диктант по теме «Причастие».
Морфологические нормы (40 минут). Грамматические нормы: употребление причастий в речи (20 минут)
Построение предложений с причастным оборотом (40 минут)
Речевой этикет: искусство комплимента (20 минут)
Орфоэпические нормы. Ударение в кратких страдательных причастиях (20 минут)
Речевой этикет и официально-деловая деятельность человека (20 минут)
3
Деепричастие
(18 часов): 12 часов + 6 часов развития речи
Контрольная работа по теме «Деепричастие».
Особенности употребления деепричастий в речи. (20 минут)
Построение предложений с деепричастным оборотом. (20 минут)
Орфоэпические нормы. Ударение в деепричастиях. (20 минут)
4
Наречие
(29 часов): 24 часа + 5 часов развития речи
Контрольная работа по теме «Наречие».
Орфоэпические нормы. Ударение в наречиях (20 минут)
Речевой этикет и социально-культурная деятельность человека (20 минут)
Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении. Особенности общения в социальных сетях (20 минут)
Проект «Разговорная речь южноуральцев» (40 минут)
5
Предлог
(13 часов): 11 часов + 2 часа развития речи
Нарушение норм управления (20 минут)
6
Союз
(19 часов): 17 часов + 2 часа развития речи
Контрольная работа по теме «Союз».
Орфоэпические нормы. Произношение звуков на месте буквенного сочетания чт в союзах что, чтобы (20 минут)
Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств речевого этикета (20 минут)
7
Частица
(14 часов): 12 часов + 2 часа развития речи
Контрольная работа
Проект «Разговорная речь южноуральцев» (20 минут)
8 класс (102 часа)
Наименование учебника: Русский язык
Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Заговоровская, А.Г. Нарушевич, О. Ф. Вакурова.
Издательство «Просвещение»
№
Тема
Кол-во часов
Текущий контроль успеваемости
Содержание НРЭО
1
Введение
10 часов + 3 часа развития речи
Речевой этикет как развивающееся явление. Национально-культурная специфика русского речевого этикета. (15 минут)
Понятие о языковой норме. Основные нормы русского литературного языка. (15 минут)
Толковые словари русского речевого этикета и их характеристика. (10 минут)
2
Синтаксис, пунктуация, культура речи
7 часов + 1 час развития речи
Лексическое богатство русского языка. Правильность и точность речи. (15 минут)
Грамматические (синтаксические) нормы. Порядок слов в предложении. (15 минут)
Грамматические (синтаксические) нормы: глагольное и именное управление в русском языке. Трудные случаи управления. Нарушение норм управления. (10 минут)
3
Простое двусоставное предложение
14 часов + 1 час развития речи
Контрольная работа
Грамматические (синтаксические) нормы: порядок слов в предложении. (15 минут)
Лексическое богатство русского языка. Точность словоупотребления. (15 минут)
Грамматические (синтаксические) нормы: согласование подлежащего и сказуемого. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. (10 минут)
Лексическое богатство русского языка. Выразительность и чистота речи. (15 минут)
Грамматические (синтаксические) нормы: построение предложений с несогласованным приложением. (15 минут)
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»
Лексическое богатство русского языка. Употребление фразеологизмов. (15 минут)
Речевая недостаточность и речевая избыточность. (15 минут)
Учёные-языковеды и их вклад в исследование русского речевого этикета. (10 минут)
5
Простое осложнённое предложение
13 часов + 2 часа развития речи
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое осложнённое предложение»
Использование синонимов и антонимов в речи. (15 минут)
Грамматические (синтаксические) нормы: построение предложений с однородными членами. (15 минут)
6
Предложения с обособленными членами
14 часов + 4 часа развития речи
Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами»
Грамматические (синтаксические) нормы: построение предложений с причастным оборотом. (10 минут)
Нормативные словари русского языка. Роль словарей в овладении нормами современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы: ударение в причастиях.) (20 минут)
Грамматические (синтаксические) нормы: построение предложений с деепричастным оборотом. Орфоэпические нормы: ударение в деепричастиях. (20 минут)
7
Обращение, вводные конструкции
8 часов + 4 часа развития речи
Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»
Этикетные формы обращения. Письмо как речевой жанр. Письменные формы приветствия, поздравления, приглашения. (20 минут)
Орфоэпические нормы. (20 минут)
8
Способы передачи чужой речи
7 часов + 1 час развития речи
Итоговая контрольная работа
Грамматические (синтаксические) нормы: построение предложений с косвенной речью. (20 минут)
Телефонный этикет (20 минут)
Грамматические (синтаксические) нормы: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. (20 минут)
Особенности общения в социальных сетях. (20 минут)
Синтаксические средства художественной выразительности. (20 минут)
Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Заговоровская, А.Г. Нарушевич, О. Ф. Вакурова.
Издательство «Просвещение»
№
Тема
Кол-во часов
Текущий контроль успеваемости
Содержание НРЭО
1
Введение
28 часов (18 часов + 6 часов развития речи + 4 КР)
Контрольная работа
Контрольный диктант
Расширение понятия о языковой норме. Основные нормы русского литературного языка (повторение) (20 минут)
Словари современного русского литературного языка (20 минут)
Русский речевой этикет начала XXI века (20 минут)
Грамматические (синтаксические нормы): Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (20 минут)
Грамматические (синтаксические нормы): построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. (20 минут)
Понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления (20 минут)
Состояние речевой культуры общества на современном этапе (20 минут)
2
Сложное предложение
8 часов (6 часов +2 часа развития речи)
Грамматические (синтаксические нормы): нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. (20 минут)
Грамматические (синтаксические нормы): особенности использования в речи сложных предложений. (20 минут)
Причины неизбежных изменений в языке в новых общественных условиях (20 минут)
Грамматические (синтаксические нормы): особенности (20 минут)
Причины неизбежных изменений в языке в новых общественных условиях (20 минут)
3
Сложносочинённое предложение
7 часов (3 часа + 4 часа развития речи)
Контрольная работа
Способы совершенствования речевой культуры (20 минут)
Грамматические (синтаксические нормы): особенности использования в речи сложных предложений (20 минут)
4
Сложноподчинённое предложение
33 часа (26 часов + 6 часов развития речи + 1 час КР)
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»
Способы совершенствования речевой культуры (20 минут)
Способы совершенствования речевой культуры. (20 минут)
Грамматические (синтаксические нормы): особенности использования в речи сложных предложений. Ошибки в построении сложноподчинённого предложения (20 минут)
5
Бессоюзное сложное предложение
9 часов (5 часов + 4 часа развития речи)
6
Сложное предложение с разными видами связи
10 часов (6 часов + 4 часа развития речи)
Контрольная работа
Грамматические (синтаксические нормы): синтаксические средства художественной выразительности (20 минут)
7
Повторение
4 часа (2 часа + 2 часа развития речи)
Прошлое, настоящее и будущее русского речевого этикета (20 минут)
Грамматические (синтаксические нормы): синтаксические средства художественной выразительности (40 минут)