Начало урока 7мин Середина урока 15 мин. 10 мин. | I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. – Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. II. Актуализация знаний. Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог. -Господи! Это Ты? – воскликнула она с радостью. -Да, это Я, - ответил Бог. -А что у Тебя можно купить? – спросила женщина. -У меня можно купить все, - прозвучал ответ. -В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время Он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. -И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина. -Да, это все, - ответил Бог. -Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена? Ребята, пусть эта древняя притча будет для вас жизненным ориентиром, какие семена вы заложите, то и вырастит из вас. Желаю нам плодотворной, полезной работы. Стратегия «мозговой штурм» – К какому стилю можно отнести данную притчу? (Художественный) – Какие ещё стили речи вы знаете? (Научный, официально-деловой, публицистический) – Вы уже знаете, что любой стиль можно охарактеризовать по ряду признаков. Что это за признаки? Назовите их. (Цель использования, жанры, языковые средства, стилевые особенности, сфера употребления.) Ребята, заполните сопоставительную таблицу, чтобы узнать, какими стилями нужно владеть для совершенного владения языком. Сфера применения | Функциональный стиль | Общение людей в быту | | Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой | | Агитационно-массовая деятельность | | Научная деятельность | | Словесно-художественное творчество | | Сообщение темы урока. Совместная постановка цели урока. Стратегия «Ассоциативный куст» - Составить ассоциации к слову «Публицистический стиль» • Публицистический стиль, который сегодня будет темой обсуждения, окружает нас повсеместно. Когда мы слушаем новости по телевизору, радио; читаем их в газетах и в интернете. Вы имеете общее представление о стилях речи, а сегодня мы более подробно поговорим об особенностях публицистического стиля. Карточка-информатор Подберите однокоренные слова к слову «публицистический» (публика, публицист, публицистика). Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus, что означает «общественный, государственный» Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам. Публицист – автор публицистических произведений, т.е. произведений на общественно-политические темы Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление) Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе. История появления публицистического стиля (Заранее ученикам даётся опережающее задание ) Прочитайте высказывание М.Горького. Какие ключевые слова составляют его основу? К чему призывает писатель? Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное. III. Изучение нового материала. Слово учителя: Стили речи в русском языке характеризуются основными четырьмя признаками: сфера употребления, основные функции, стилевые черты, языковые средства. Признаки публицистического стиля – следующие: Сфера употребления | Жанры | Стилевые черты | Языковые средства | средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии и т.п | Информационные: заметка, репортаж, отчет, обозрение, хроника, интервью; аналитические: статья, обзор, комментарий, рецензия; художественно-публицистические: памфлет, очерк, фельетон. Устные выступления: речи, доклады | Логичность, призывность, оценочная лексика, обладающей сильной эмоциональной окраской | Оценочные слова/словосочетания, антонимы, обращения, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы | Для публицистического стиля характерны: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение и у публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи.. А чем же отличаются публицистический стиль от художественного и научного стилей? (Опережающее задание) В публицистическом стиле выделяют три основных подстиля: Вид подстиля | Цель | Информационный | Осведомить читателя о каком-либо событиии. | Аналитический | Анализ какого-либо события, явления или факта. | Художественно-публицистический ( рассказ о действительном событии.) | Поделиться размышлениями о предмете изображения. | IV. Освоение изученного материала. Читаем и говорим. Стратегия «Совместное чтение» » Упр. 1. Прочитайте текст. К какому подстилю относится публицистическая статья Ф. Искандера? Обоснуйте свой ответ. Упр.2. Тип речи прочитанного текста из произведения Ф. Искандера – рассуждение-размышление. Укажите его структуру: тезис, доказательство и вывод. Данный текст относится к художественно-публицистическому подстилю, потому что представляет собой рассказ о воспоминаниях Фазиля Искандера в школьный период. В этом тексте автор делится размышлениями о преданности и любви Савельича к хозяину Петруше в повести Пушкина «Капитанская дочка». | Учашиеся с положительным насторением готовятся к уроку. Прогнозирование учащимися темы урока. Заполняют таблицу Составляют кластер работают с карточкой-информатором Слушают выступление ученика Учащиеся знакомятся с новой темой. Просматривают презентацию, записывают основные сообщения. Просматривают презентацию Просматривают презентацию, записывают основные сообщения. Знакомятся с текстом Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы Выполняют задание | Компьютер Интерактивная доска Учебник Слайд №3 Рабочая тетрадь Слайд №4 Учебник Слайды №5,6,7 Слайд №8 Учебник | ФО Взаимооценка. ФО «Словесная оценка» ФО «Словесная оценка» |
8мин | Деление на группы Анализ текста У вас на столах лежат тексты публицистического стиля речи. Прочитать текст и привести доказательства, что этот текст публицистического стиля, используя «ПОПС-формулу» 1-группа Главная ценность жизни - здоровье Каждый человек хочет отодвинуть сроки наступления старости, всегда ощущать себя бодрым и работоспособным, на долгие годы продлить жизнь. А все ли бережно и внимательно относятся к здоровью, стараются поддержать его на высоком уровне? Многие люди своей неорганизованностью и невоздержанностью сами сокращают срок жизни, отведённый природой. Совершенно очевидно и не требует доказательств, что кем бы ни был человек, каких бы успехов он ни достиг, он никогда не сможет чувствовать себя удовлетворённым и счастливым, если у него не будет главного – здоровья. В юные и молодые годы над этим вопросом почти никто не задумывается. Будущая жизнь кажется долгой, безоблачной, хорошее здоровье – само собой разумеющееся. В какой-то степени это, вероятно, естественно. Молодому человеку трудно представить себя старым, беспомощным, лишённым из-за этого всех радостей жизни. Но жизнь быстротечна. Таков её закон. Однако человек может, да и просто обязан сделать всё возможное, чтобы как можно дольше быть здоровым! Основой же здорового образа жизни является физическая активность, спокойная атмосфера в семье и на работе и, конечно, отказ от вредных привычек. 2-группа Прочитайте статью, определите ее тему и сформулируйте основную мысль. Докажите, что данный текст относится к публицистическому стилю, используя «ПОПС-формулу» Упр 3. «Чудо техники» в нашей жизни Мобильные телефоны стали основой нашей жизни. Без них чувствуешь себя не очень комфортно. Однако постоянное участие сотового телефона в повседневной жизни иногда вызывает раздражение. Данная статья о том, как не мешать своим «чудом техники» окружающим людям. Во-первых, хочется сказать о громкости общения. Слишком громкое обсуждение наболевших проблем в общественных местах иногда ставит в неловкое положение окружающих, которые вынужденно присутствуют при этом разговоре. Во-вторых, возможности мобильных средств связи совершенствуются с каждым днём. Вы можете слушать не только музыку, но и аудиокнигу, и смотреть фильм, что скрасит время в пути или на перемене. Но не забывайте о присутствующих! На мой взгляд, слушать аудиозаписи следует через наушники. Но помните, что ваше передвижение в наушниках на улице может быть опасно для вашей жизни! Ведь ваше внимание отвлечено! В-третьих, в театрах, кинотеатрах, музеях, а также на уроках разговаривать по телефону категорически нельзя. Уважайте присутствующих! Люди прищли получить эстетическое удовольствие, а на уроках – получить знания. Надеюсь, эта небольшая статья не открыла тебе, читатель, ничего нового, но ведь наверняка среди твоих знакомых есть люди, которым не помешало бы узнать эти простые правила. 3-группа Упр 4. Подготовьте отзыв о данной статье, ответив на следующие вопросы: Какова тема статьи? Является ли она актуальной для вас? Какие проблемы освещаются в статье? Какова задача автора статьи: 1) сообщить информацию; 2) воздействовать на массы; 3) сформировать определенное отношение к общественной жизни, гражданскую позицию? Какие аргументы приводиться школьником для подтверждения собственной позиции? Что содержит завершающий абзац статьи? Обсуждаем произведение Критерии оценивания | Дескрипторы | Определяет стилистические особенности публицистического стиля Определяет тему и основную мысль, функцию статьи Создает аргументированное высказывание | -определяет стиль, жанр; -определяет функцию; -называет стилистические особенности; -определяет позицию автора; -аргументирует свой ответ; | IV. Закрепление изученного материала. Представьте себе, что вы находитесь в Бейжине, где проходит зимняя олимпиада. Вам необходимо написать тексты публицистического стиля разные по жанру, посвященные этой олимпиаде, применяя стратегию «РАФТ» 1-группа: Репортаж 2-группа: Заметка 3-группа: Интервью Критерии оценивания | Дескрипторы | Создает тексты публицистического стиля использует в письменной работе средства художественной выразительности | - раскрывает содержание по данной теме; - текст соответствует структуре жанра; - использует средства и приемы образного отображения действительности: яркие эпитеты, сравнения, метафоры; - соблюдает последовательность в изложении мыслей; | | Учащиеся делятся на 3 группы Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания, анализируют текст Учащиеся читают статью, определяют её тему и формулируют основную мысль. Отвечают на вопросы. Учащиеся готовят отзыв о данной статье, ответив на вопросы. | Заметка Репортаж Интервью Листы с текстом Учебник Листы с текстом Учебник Листы с текстом | Взаимооценивание «Две звезды.одно пожелание» Взаимооценивание «Две звезды.одно пожелание» Оценка учителем уровня подготовленности учащихся к усвоению новой темы. |