Практикум для выявления учебных затруднений при подготовке к экзамену по русскому языку учащихся
Практикум для выявления учебных затруднений при подготовке к экзамену по русскому языку учащихся
Данный материал представляет тест, включающий повторяющиеся задания по темам: орфоэпическая норма (ударение); не с частями речи; правописание союзов, предлогов, наречий; тире в простом предложении; запятая в предложении с однородными членами и ССП; грамматические нормы. Задания по тексту формируют навыки его понимания, нахождения изобразительно-выразительных средств, слов и предложений по заданным параметрам. Предложены 2 темы для сочинения по тексту.
Материал может быть использован для самостоятельной работы обучающихся с последующей самопроверкой или для индивидуальной работы по коррекции знаний школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для выявления учебных затруднений при подготовке к экзамену по русскому языку учащихся»
Материал к занятию кружка в 8 классе
«Выявим учебные затруднения»
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бАнты
облегчИт
мозАичный
срЕдства
навралА
2.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
аэропОрты
кУхонный
поднЯв
отбылА
ногтЯ
3.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Даже за час до ночи вы (не)чувствуете сырости.
Мальчики с (не)доумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет.
В воздухе, еще светлом, хотя (не)озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.
Уже (не)стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, я пошел себе прямо, по звездам – наудалую...
4.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Дуня (не)лишена обаяния.
Проект (не)согласован.
Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.
(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.
(Не)распроданные игрушки уценили.
5.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки, выпишите эти слова
ТАК(ЖЕ), как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться. (В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира. (В)ПОСЛЕДСТВИИ туристы с улыбкой вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (ПО)НАЧАЛУ казалась им недосягаемой. (ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.
6.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки, выпишите эти слова
(В)ТЕЧЕНИЕ часа нельзя было купить билетов на ближайший рейс, ЗА(ТО) можно было забронировать места на утренний поезд.
Матушка ТАК(ЖЕ), как я, припомнила события прошлой весны, (ПО)ЭТОМУ решила не приглашать на вечер этих знакомых.
Чернецов усмехнулся, лицо его стало ТАКИМ(ЖЕ), каким было (В)НАЧАЛЕ разговора.
На Западе давно подметили, что русские вначале создают себе почти непреодолимые трудности, ЧТО(БЫ) ЗА(ТЕМ) мужественно с ними справиться и выйти, в конечном счете, победителями.
7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. В камине (ПО)ДОМАШНЕМУ потрескивали дрова, (С)БОКУ мирно тикали высокие часы-башня с темным циферблатом.
2. Посмотришь с одного берега на другой, так там видится все (В)РОДЕ через дым: ракиты, луга (СО)СВОИМИ цветами и лес.
3. Гром ударил ПОЧЕМУ(ТО) не в самое высокое дерево, нашу великую сосну, а рядом с ней, в догонявшую ее (ИЗ)ДАВНА елку.
4. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.
5. Дорога шла (В)ГОРУ, и, поднявшись (НА)ВЕРХ, мы увидели море, раскинувшееся у подножия горы.
8. Укажите номера двух предложений, в которых не ставится тире?
1) Грузинские деревни это сплошные сады. 2) Прилет журавлей есть признак весны. 3) Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра. 4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста важное событие в культурной жизни столицы.
5) Эти равнины как море бескрайнее.
9. Укажите номера двух предложений в которых ставится тире?
1) Этот яркий свет словно ливень золотой.
2) Наш долг совершенствовать знания. 3) Наш край богат и прекрасен.
4) Безумство храбрых вот мудрость жизни.
5) Снег словно шелк.
10.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1)Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму. 2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. 3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов. 4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. 5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
11.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1) Ключевая вода улучшает качество чая и раскрывает его истинный вкус и аромат. 2) Рад бы в рай попасть да грехи не пускают. 3) Простые и добрые старики долго и настойчиво уговаривали гостя остаться ещё на денёк. 4) Охотник поднялся ни свет ни заря и быстро отправился по неприметной и узкой тропинке в глубину леса. 5) Городок был хотя и маленький зато тихий.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.
2. Деревья шумели то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
3. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.
4. Серые и беловатые камни и жёлто-зелёный мох обозначились с прозрачной ясностью на золотистом восходе.
5. Для дружбы не нужно ни подарков ни одолжений.
13. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) ошибка в употреблении падежной формы существительного с производным предлогом.
3) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 4) Говоря о ней, у меня сладко замирало сердце.
5) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепную игру актёров. 6) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 7)В пейзаже И. Машкова «Виде Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
14.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Б)ошибка в построении предложения с однородными членами
В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
1)Просыпанная соль на стол лежала на полке.
2)Благодаря вовремя оказанной помощи пациент пошёл на поправку.
3)По приезде в Москву многое меня удивило.
4)На картине И.И.Фирсова «Юного живописца» изображена домашняя мастерская художника
5)Рассматривая препарат в микроскоп, нами было сделано открытие.
6)Иногда мне казалось, что всё это происходит во сне.
7)Он щеголевато подстригал волосы и всегда носит перчатки и тщательно вычищенные башмаки.
8)Мать была бледна и утомлённая
Прочитайте текст и выполните задания
l)Haшero учителя математики звали Харлампий Диогенович. (2)Главное его оружие – это делать человека смешным. (3)Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. (4)Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый. (5)Разумеется, я тоже не избежал общей участи.
(6)В тот день я не решил домашнюю задачу. (7)В общем, задача была какая-то запутанная, и у меня решение никак не сходилось с ответом.
(8)Начался урок, и Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, выбирая жертву, – я затаил дыхание.
(9)В это мгновение неожиданно раскрылась дверь и появились доктор с медсестрой.
– (10)Извините, это пятый «А»? – спросила доктор.
– (11)Нет, – сказал Харлампий Диогенович с вежливой враждебностью, чувствуя, что какое-то санитарное мероприятие может сорвать ему урок.
(12)И вот внезапная надежда окрылила меня, и я сказал, обнаглев от страха:
– (13)Можно, я им покажу, где пятый «А»?
– (14)Покажите, – сказал Харлампий Диогенович и слегка приподнял брови. (15)Я догнал докторшу и медсестру в коридоре нашего этажа и пошёл с ними.
– (16)А нам что, не будете делать? – спросил я.
– (17)Вам на следующем уроке, – сказала докторша, улыбаясь.
– (18)А мы на следующем уроке уходим в музей, – соврал я несколько неожиданно даже для себя. (19)Докторша остановилась.
– (20)Галочка, пойдёмте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. (21)Убедившись, что они не передумают, я побежал вперёд, чтобы устранить связь между собой и их приходом.
(22)Когда я вошёл в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко, и, хотя решение задачи в трёх действиях было написано на доске его красивым почерком, объяснить решение он не мог.
(23)«Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». (24)Хо-телось быть ласковым и добрым.
(25)Распахнулась дверь, докторша вошла в класс и сказала, что надо ребятам делать уколы.
(26)Когда вся процедура закончилась, до конца урока ещё оставалось немного времени. (27)В такие промежутки учитель обычно рассказывал нам что-нибудь поучительное.
– (28)Как известно из древнегреческой мифологии, Геракл совершил двенадцать подвигов. (29)Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию и решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось.
(30)Мы сразу по его голосу поняли, до чего это был фальшивый и никудышный подвиг.
– (31)Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости... – (32)Харлампий Диогенович задумался и прибавил:
– (33)Сейчас узнаем, во имя чего он совершил свой подвиг... (По Ф. Искандеру)*
15.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил сорвать урок математики?»
1) Рассказчик хотел спасти Шурика Авдеенко, который стоял у доски и не мог решить задачи.
2) Рассказчик «захотел исправить греческую мифологию и решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось».
3) Ученики пятого «Б» класса должны были уйти на экскурсию, и рассказчик боялся, что «санитарное мероприятие» не состоится.
4) Рассказчик не был готов к уроку и боялся, что его вызовут к доске.
16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление.
1) Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
2) «Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым.
3) – Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...
4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.
17. Из предложений 13-21выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»
18. Из предложений 22-29 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
19. Замените разговорное слово «соврал» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
20. Замените словосочетание «правила школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
21. Выпишите грамматические основы предложения 20.
22. Среди предложений 10 – 15 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1 или 15.2
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.В. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...».