Тема: Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Тема: Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Тема: Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Словесное ударение ритмическая организация стиха.
Цели познавательные:
- знать орфоэпические нормы произношения и ударения грамматических форм и отдельных слов; о роли ударения в поэтической речи;
- осваивать навыки поиска информации, её осмысления и практического применения.
Цели воспитательные:
- воспитать стремление у студентов к правильному произношению слова.
- воспитать чувство ответственности к орфоэпической зоркости у носителей языка.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Методы и приемы:
- цели и создания вопросов и заданий, согласно таксономии когнитивных уровней Б.Блума» (разных уровней познания);
- технология развития критического мышления (вызов, осмысление, размышление), метод презентации, лекция, художественное чтение и сообщения студентов.
- стратегия развития рефлексивного отношения к информации: таблица «Знаю-Хочу узнать -Узнал»
Ход урока:
1. Первая стадия урока - ВЫЗОВ:
Деятельность преподавателя:
1. Обсуждаем: «Скажите, пожалуйста, что вам уже известно об орфоэпии?»
Деятельность студентов:
Идеи записываются каждым студентом в свою таблицу индивидуально, затем проговариваются в группах, после чего становятся «достоянием» общественности и записываются в графу «Знаем».
Деятельность преподавателя:
2. Выделяем категории: «Попробуйте найти в получившемся списке информацию, относящуюся к одной и той же категории. Какие категории можно выделить?» (категории «Орфоэпия разных частей речи», « Орфоэпия разных форм одной части речи», «Произношение гласных», «Произношение согласных», «Нормы ударения и нормы произношения» и т.д.)
Деятельность студентов:
Студенты обсуждают и записывают в графу «Категории информации,
которыми мы намерены пользоваться»
Деятельность преподавателя:
3. Задаем вопросы: «О чем бы Вы хотели узнать по данной проблеме? Какие вопросы возникают у Вас в связи с данной темой?» (все вопросы записываются в графу «Хотим узнать»). МОЖЕТ БЫТЬ, КТО ИЗ УЧЕНЫХ ЗАНИМАЛСЯ ВОПРОСАМИ ОРФОЭПИИ!
Деятельность студентов:
Студенты обсуждают и записывают в графу «Хотим узнать».
З - что мы знаем
Х - что мы хотим
узнать
У - что мы узнали и что нам осталось узнать
Категории информации,
которыми мы
намерены
пользоваться
А. Д.
Б. Е.
Источники, из которых мы намерены получить информацию
1.
2.
3.
2. Вторая стадия урока - ОСМЫСЛЕНИЕ
Деятельность преподавателя:
«Изучаем текст, помечая ответы на свои вопросы в рабочей таблице в графе «Узнали». В тексте помечаем галочкой / то, что уже известно. Знаком минус (-) то, что противоречит имеющимся представлениям; знаком плюс (+) то, что явилось интересным и неожиданным; вопросительным знаком (?) то, о чем хотелось бы узнать подробнее).
Деятельность студентов:
Читают и заполняют Маркировочную таблицу» (в каждую колонку которой следует внести не менее 3-4 пунктов).
√
+
-
?
3. Третья стадия: Размышление:
Деятельность преподавателя:
1. «Обсуждаем, что интересного и что нового узнали из статьи. Соотносим это с теми вопросами, которые были сформулированы до чтения. Выделяем то новое, которое и вовсе не предвидели».
1. ЗНАНИЕ
Что такое орфоэпия?
Перечислите нормы ударения в разных частях речи.
Перечислите произносительные нормы разных частей речи.
2. ПОНИМАНИЕ
В чём сходство и различие в толковании слов «орфоэпия» и «орфография»?
Почему возникают такие процессы, как оглушение и озвончение?
С какой особенностью русского ударения связаны трудности с правильным произношением слова? ( УДАРЕНИЕ СВОБОДНОЕ!) «О роли словесного ударения» - доклад студента с презентацией.
Где закреплены сведения об орфоэпических нормах русской орфоэпии?
3. ПРИМЕНЕНИЕ
1. Прочитайте вслух предложения из упражнения №60 с соблюдением орфоэпических норм.
2. Выполните упр. №61 в соответствии с заданием.
3. Упражнение 1. Поставьте ударение в выделенных словах. Проверьте себя по словарю.
Думать о благах, механизм без бандажа, сидеть в блиндаже,
обрабатывать деталь с торца, добавить специи к блюдам, ходить по
бороздам, вагоны с буферами, шторы с бантами, портреты на стенах,
оружие хранится на складах, не забили ни одного гола, не получили приза,
менять тренеров, купить несколько тортов, выехать из аэропорта, решения
арбитража, заниматься бамперами, не хватает петель, работать с
денежными средствами, дом с двумя лифтами, кошелек с деньга
пользоваться шприцами, думать о людях, промокла туфля, получить по
векселям, на больших скоростях, участвовало несколько взводов, не
хватает вольтажа, задеть локтем, располагаться в данных плоскостях,
лежало несколько граблей, переключение скоростей, ходить по деревням, несколько диспетчеров, несколько ёмкостей, несколько окон, по
шестерням, заплатить большую цену, заботиться о детях.
Упражнение 2. Поставьте ударение в данных существительных. Проверьте
Просмотр содержимого документа
«Тема: Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. »
Конспект урока.
Тема:Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Словесное ударение ритмическая организация стиха.
Цели познавательные:
- знать орфоэпические нормы произношения и ударения грамматических форм и отдельных слов; о роли ударения в поэтической речи;
- осваивать навыки поиска информации, её осмысления и практического применения.
Цели воспитательные:
- воспитать стремление у студентов к правильному произношению слова.
- воспитать чувство ответственности к орфоэпической зоркости у носителей языка.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Методы и приемы:
- цели и создания вопросов и заданий, согласно таксономии когнитивных уровней Б.Блума» (разных уровней познания);
- технология развития критического мышления (вызов, осмысление, размышление), метод презентации, лекция, художественное чтение и сообщения студентов.
- стратегия развития рефлексивного отношения к информации: таблица «Знаю-Хочу узнать -Узнал»
Ход урока:
1. Первая стадия урока - ВЫЗОВ:
Деятельность преподавателя:
1. Обсуждаем: «Скажите, пожалуйста, что вам уже известно об орфоэпии?»
Деятельность студентов:
Идеи записываются каждым студентом в свою таблицу индивидуально, затем проговариваются в группах, после чего становятся «достоянием» общественности и записываются в графу «Знаем».
Деятельность преподавателя:
2. Выделяем категории: «Попробуйте найти в получившемся списке информацию, относящуюся к одной и той же категории. Какие категории можно выделить?» (категории «Орфоэпия разных частей речи», « Орфоэпия разных форм одной части речи», «Произношение гласных», «Произношение согласных», «Нормы ударения и нормы произношения» и т.д.)
Деятельность студентов:
Студенты обсуждают и записывают в графу «Категории информации,
которыми мы намерены пользоваться»
Деятельность преподавателя:
3. Задаем вопросы: «О чем бы Вы хотели узнать по данной проблеме? Какие вопросы возникают у Вас в связи с данной темой?» (все вопросы записываются в графу «Хотим узнать»). МОЖЕТ БЫТЬ, КТО ИЗ УЧЕНЫХ ЗАНИМАЛСЯ ВОПРОСАМИ ОРФОЭПИИ!
Деятельность студентов:
Студенты обсуждают и записывают в графу «Хотим узнать».
З - что мы знаем
Х - что мы хотим
узнать
У - что мы узнали и что нам осталось узнать
Категории информации,
которыми мы
намерены
пользоваться
А. Д.
Б. Е.
Источники, из которых мы намерены получить информацию
1.
2.
3.
2. Вторая стадия урока - ОСМЫСЛЕНИЕ
Деятельность преподавателя:
«Изучаем текст, помечая ответы на свои вопросы в рабочей таблице в графе «Узнали». В тексте помечаем галочкой / то, что уже известно. Знаком минус (-) то, что противоречит имеющимся представлениям; знаком плюс (+) то, что явилось интересным и неожиданным; вопросительным знаком (?) то, о чем хотелось бы узнать подробнее).
Деятельность студентов:
Читают и заполняют Маркировочную таблицу» (в каждую колонку которой следует внести не менее 3-4 пунктов).
√
+
-
?
3. Третья стадия: Размышление:
Деятельность преподавателя:
1. «Обсуждаем, что интересного и что нового узнали из статьи. Соотносим это с теми вопросами, которые были сформулированы до чтения. Выделяем то новое, которое и вовсе не предвидели».
1. ЗНАНИЕ
Что такое орфоэпия?
Перечислите нормы ударения в разных частях речи.
Перечислите произносительные нормы разных частей речи.
2. ПОНИМАНИЕ
В чём сходство и различие в толковании слов «орфоэпия» и «орфография»?
Почему возникают такие процессы, как оглушение и озвончение?
С какой особенностью русского ударения связаны трудности с правильным произношением слова? ( УДАРЕНИЕ СВОБОДНОЕ!) «О роли словесного ударения» - доклад студента с презентацией.
Где закреплены сведения об орфоэпических нормах русской орфоэпии?
3. ПРИМЕНЕНИЕ
1. Прочитайте вслух предложения из упражнения №60 с соблюдением орфоэпических норм.
2. Выполните упр. №61 в соответствии с заданием.
3. Упражнение 1. Поставьте ударение в выделенных словах. Проверьте себя по словарю.
Думать о благах, механизм без бандажа, сидеть в блиндаже,
обрабатывать деталь с торца, добавить специи к блюдам, ходить по
бороздам, вагоны с буферами, шторы с бантами, портреты на стенах,
оружие хранится на складах, не забили ни одного гола, не получили приза,
менять тренеров, купить несколько тортов, выехать из аэропорта, решения
арбитража, заниматься бамперами, не хватает петель, работать с
денежными средствами, дом с двумя лифтами, кошелек с деньга
пользоваться шприцами, думать о людях, промокла туфля, получить по
векселям, на больших скоростях, участвовало несколько взводов, не
хватает вольтажа, задеть локтем, располагаться в данных плоскостях,
лежало несколько граблей, переключение скоростей, ходить по деревням, несколько диспетчеров, несколько ёмкостей, несколько окон, по
шестерням, заплатить большую цену, заботиться о детях.
Упражнение 2. Поставьте ударение в данных существительных. Проверьте
Домашнее задание: Создайте тексты с использованием профессиональных слов из своих «Орфоэпических словариков». (Приложение№3)
Приложение №1теоретического материала и практической части урока.
Орфоэпические нормы произношения гласных звуков
Для русского литературного языка характерно аканье, т. е. произношение на месте безударного [о] звука [а]. Таким образом, в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова звуки [о] и [а] совпадают в звучании :валы (это и вол и вал), [а]г[а]род (огород) и [а]ст[а]н[а]вился. В остальных слогах [о] и [а] после твердых согласных произносятся очень коротко, как безударный [ы]: хорошо, хлопотать, сарафан.
2. После мягких согласных [о], [а] и[э] произносятся в первом предударном слоге как звук средний между [и] и [э]: часы, пятак, пестреть.
3. Звуки [о] и [э] после [ж], [ш], [ц] в первом предударном слоге произносятся как звук средний между [ы] и [э]: желток, шестой, цеха. Такое же произношение свойственно звуку, следующему за [ж] и [ш] в словах: лошадей, к сожалению, жакет. В других словах после [ж] и [ш] можно услышать чаще [а]: жалеть, жасмин, шары, шаги.
4. После твердых согласных звук (и] произносится как [ы]: Поехал в Италию(ср.: сказал Виталию) — в [ы]талию', под ивой — под [ы]вой. Иногда это находит отражение на письме: разыграть, предыстория, сыщик.
Все парные звонкие согласные на конце слова оглушаются: пиро[к], моро[с], вдру[к], клу[п],ра[т], но[ш]. В результате этого появляются омофоны: прут (это и пруд и прут), лук (и луг и лук).
2. Оглушение согласных происходит и внутри слова перед следующим глухим: варе[ш]ка, ска[с]ка, [ф]сюду.
3. Глухие согласные перед звонкими озвончаются: моло[д’]ба, во[т]зал,о[д]бросить, про[з’]ба.
4. Внутри слова твердый согласный становится мягким под влиянием соседнего мягкого согласного. Чаще всего это происходит при сочетании звуков сн, зн,ст, зд: пес'н'я, с'т'ипен'д'ия, жиз'н'ь,блес'т'ели.
5. Согласный звук [г] произносится коротко, как взрывной (не так, как в некоторых говорах: уород, улаз).
6. На месте сочетаний зч, сч, жч внутри корня или на стыке корня и суффикса произносится [щ']: расска[щ']ик, перебе[щ']ик.
7. Сочетания зж и cж на стыке корня и приставки произносятся твердо и долго: ра[ж]ать, сжать — [ж]ать.
8. Сочетания сш и зш на стыке морфем тоже произносятся твердо: сшить —[ш]ыть, низший —ни[ш]ий.
9. Сочетания жж и зж внутри корня в настоящее время произносятся как долгий твердый [ж]: ви[ж]ать, брю[ж’]ать. Старомосковскому произношению в этих случаях был свойствен долгий мягкий [ж']: ви[ж']ать, брю[ж’]ать.
10. В ряде сочетаний согласных (стн, здн, стл, стек, вств, рдц, лнц, нтск,вдск) один из согласных не произносится: частный, праздник, голландский, гигантский, безмолвствовать, постланный, сердце, марксистский.
Произношение некоторых грамматических форм
В окончаниях прилагательных, причастий, местоимений мужского и среднего рода в род. п. ед. ч. пишется г, но произносится [в]:большо[в]о, звеняще[в]о, мое[в]о.
2. Окончания имен прилагательных на -кий, -гий, -хий в настоящее время произносятся мягко, по старомосковской норме произношение к, г, х было твердым: горькый, тихый, строгый.
3. То же самое и в глаголах на -гивать, -кивать, -хивать, по старомосковской норме они произносились: встряхывать, подчеркывать,вздрагывать.
4. Возвратный постфикс -ся в настоящее время чаще произносится мягко. Твердое произношение было распространено в начале века и сейчас сохранилось только в речи актеров (преимущественно Малого театра) и коренных москвичей старшего поколения.
Имя существительное.
- Ударение на окончании:
м.р., ед. ч., в род. п.:бинт- бинтА, гриб- грибА, крюк – крюкА, плод –плодА, след – следА. * гусь- гуся.
3 скл. при употреблении с предлогом в, на:
в грудИ, в степИ, в честИ, на печИ.
- Ударение или на окончании, или на основе:
ж.р., вин.п., ед.ч.:
а) овцУ, плитУ, избУ;
б) спИну, бОрону, гОру.
2) 3 скл. в род. п. мн.ч:
а)ветвЕй, крепостЕй, жердЕй, щелЕй;
б)возвЫшенностей, дЕрзостей, пОчестей.
Глагол.
1. У гл. 2спр. наст. вр. ударение на основе:
ВАрит, ВЕртит, дрУжит, сОлит, но*звонИт.
2. Во всех формах ударение на основе:
БИть, бИл, бИла, бИло, бИли;
КлАсть, клАли, клАл, клАла,клАло;
РжАть, ржАл, ржАли, ржАло, ржАла.
3. Во всех формах ударение на основе, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание:
врАть, врАл, врАло, врАли,вралА;
СпАть, спАл, спАло, спАли, спалА;
Приложение №2
Словарики, созданные студентами разных специальностей и профессий.
Словарик «Повар, кондитер»
Брезирование
Бланширование
Запекание
Кафе
Кейтеринг
Кондитер
Кулинария
Кулебяка
Очистка
Полуфабрикат
Приемка
Просеивание
Ресторан
Сортирование
Сырье
Термостатирование
Формование
2.Словарик лексики по специальности «Обработка металла давлением».
Вытяжка
Вырубка
Гибка
Штамповка
отбортовка
Шток
Пуансон
обжим
раздача
останов
2.Словарик лексики по специальности «Сварочное производство».
аргонодуговая
аргонодуговая
щуп
горелка
вольфрам
3.Словарик лексики по специальности «Технология машиностроения».
салазки,
червяк
бабка,
ласточкин хвост
револьвер
суппорт,
кронштейн,
шпиндель
цанга
центрование
врезание
сверление
фрезерование
точение
4.Словарик лексики по специальности «Монтаж и наладка электрооборудования промышленных зданий и гражданских сооружений».
трехфазный
двуханодный
стабилитрон
потенциометр
электропитание,
сопротивление
осциллограф
реостат
клемма
(Приложение№3)
Тексты домашних заданий, произнесенные вслух с правильным ударением.
Каждый уважающий себя повар должен грамотно произносить слова профессиональной лексики: брезирование, бланширование, термостатирование, запекание, кейтеринг и другие. Это не только говорит о твоем профессионализме, но и облегчает жизнь. Ведь каждое из этих понятий – это огромный производственный процесс. Например,мастер не говорит нам: сначала припустите продукт в жарочном шкафу с бульоном, а затем обжарьте, он произносит одно слово – брезируем.
Конечно, на первом курсе ещё не знаком с технологией приготовления первоклассных бульонов или кулебяки, но уже умело занимаюсь бланшированием, просеиванием, сортированием.
Возможно, когда я буду иметь диплом «Повара, кондитера», открою свой ресторан и даже заниматься кейтерингом.
Слова: погрешность, ползун, аварийный останов, шток относятся к собственно профессиональным словам. Интересно. Что с точки зрения этимологии слово «ШТОК», в разное время оно имело различные значения. «Словарь Живого великорусского языка» В.И.Даля трактует следующим образом: «глыба, кабан». «Малый энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза - И. А. Ефрона – «неправильное рудное месторождение; рудные массы, залегающие согласно напластованию горных пород и имеющие форму чечевицы. В металлургии слово «ШТОК»- стержень, соединяющий поршень цилиндра двигателя (машины) с ползуном и шатуном. А слова: вытяжка, вырубка, гибка, штамповка, отбортовка, осадка - представляют собой отглагольные имена существительные, образованные с помощью суффикса К.