| 1 урок | 2 урок | 3 - 4 урок (интеграция) |
Тема урока | Слово называет предмет. | Сказка «Вежливый кролик». | Как пишутся имена людей и клички животных. О.Буцень «Мамины помощники». |
Цель обучения (когнитивная) | к концу урока ученики знают, что названия предметов, людей и животных, называются словами-предметами. | к концу урока ученики знакомы с произведением “Вежливый кролик” через прием “чтение с остановками”. | к концу урока ученики знают, что такое имена собственные и умеют писать их с заглавной буквы; к концу урока ученики знакомы с произведением О.Буцень. “Мамины помощники” через прием “Предположение по ключевым словам”. |
Цели личностного развития обучаемых
| создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся через групповую форму работы. | развитие коммуникативных навыков и умения оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности. | развитие коммуникативных навыков и умений через групповую работу и работу в паре, пытаться (научиться) объективно оценивать успех (неуспех) учебной деятельности других учеников по результатам работы на уроке. |
Задачи | - организовать работу в группах; - способствовать формированию понятия «слова-предметы» (люди, животные, вещи, растения); -распознавать слова, которые называют предмет, используя вопросы КТО? ЧТО?; -учить строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре; - находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; - учить сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения и раскрывать свои творческие способности; -формировать умение оценивать работу на основе определенных критериев; -выполнять эмоциональную рефлексию и рефлексию учебной деятельности. | - способствовать формированию навыков осмысленного чтения, проявлению познавательного интереса к содержанию произведения и творчеству автора, к поступкам главного героя, обогащению словарного запаса учащихся; -содействовать формированию умения составлять различные виды вопросов к тексту. - развивать умения прогнозировать содержание текста по опорным словам, выражать своё отношение к прочитанному через составление концовки сказки и заданий по содержанию сказки; -воспитывать внимательность, толерантность, взаимоуважение во взаимодействии с другими членами коллектива. | -способствовать формированию понятия «имена собственные» и навыков письма имен, фамилий, географических названий, кличек животных с большой буквы; - использовать полученные знания на практике; -развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; - способствовать формированию навыков осмысленного чтения, проявлению познавательного интереса к содержанию произведения и творчеству автора, к поступкам главных героев, обогащению словарного запаса учащихся; -содействовать формированию умения составлять различные виды вопросов к тексту. - развивать умения прогнозировать содержание текста по ключевым словам, выражать своё отношение к прочитанному, через составление продолжения рассказа; -воспитывать внимательность, толерантность, взаимоуважение во взаимодействии с другими членами коллектива. |
Результаты обучения | А: ученики понимают значение употребления слов-предметов в речи и умеют задавать к ним вопросы КТО? ЧТО?; В: ученики употребляют слова-предметы в активном словаре и умеют различать слова, которые указывают на один предмет или на группу похожих предметов; С: ученики определяют слова-предметы в речевом потоке и могут это доказать путем постановки вопросов; умеют сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности. | А: ученики умеют работать с текстом произведения, понимают его смысл, ведут кумулятивную беседу, отвечают на вопросы низкого и высокого порядка; В: ученики умеют отвечать на «толстые» вопросы, делают выводы; С: ученики умеют разрабатывать критерии оценивания, оценивают поступки героя сказки через написание письма зайчику. | А: ученики понимают значение употребления имен собственных в речи и умеют правильно оформлять их на письме; ученики умеют работать с текстом произведения, понимают его смысл, ведут кумулятивную беседу, отвечают на вопросы низкого и высокого порядка; В: ученики употребляют имена собственные в активном словаре и умеют различать слова, которые указывают на предмет с выделением из группы похожих ; пытаются формулировать «толстые» вопросы, делают выводы; С: ученики определяют имена собственные в речевом потоке и могут это доказать путем рассуждений; умеют сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности. |
Формы работы | Организация работы в парах, в группах. Индивидуальная работа. | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. |
Барьеры в обучении | Недостаточно развиты коммуникативные навыки. Недостаточно развита речь учащихся. Недостатки в объективности оценивания своей работы и работы других учеников. | Недостаточно развиты коммуникативные навыки. Недостаточно развита речь учащихся. Недостатки в объективности самооценивания и взаимооценивания. | Недостаточно развиты коммуникативные навыки. Недостаточно развита речь учащихся. Недостатки в объективности самооценивания и взимооценивания. |
Пути преодоления барьеров | -создание благоприятной психологической обстановки с использованием приема «Скажи соседу комплимент» и условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе; -уменьшение напряжения постепенным увеличением сложности заданий; -создание условий для ситуации успеха и для развития диалогической речи через организацию исследовательской и кумулятивной беседы, вовлечение в процесс «обмена мыслями»: учитель-ученик, ученик-ученик; - разработка учащимися критериев для объективного оценивания минутки чистописания и работы группы. | -продолжить создание благоприятной психологической обстановки и условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе через диалоговое общение (куммулятивная и исследовательская беседа). -уменьшение напряжения постепенным увеличением сложности заданий с текстом через формулировку заданий-интерпретаций; - создание условий для развития диалогической речи через организацию кумулятивной и исследовательской беседы; - использование составленных критериев работы групп в объективном оценивании. | -продолжить создание благоприятной психологической обстановки и условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе чрез приемы сплочения коллектива «Диалог руками», «Комплимент соседу» и др. -уменьшение напряжения постепенным увеличением сложности заданий с текстом через формулировку заданий-интерпретаций; - создание условий для развития диалогической речи через организацию кумулятивной и исследовательской беседы через увеличение вопросов высокого порядка (40% - низкого порядка, 60% -высокого порядка). |
Новые подходы к обучению: саморегулируемое обучение | -самонаправленность в процессе работы над заданиями и «установление подмостков»; -самостоятельное определение учеником проблемы и цели; - предлагаемый учителем перечень стратегий для достижения целей и решения проблем. | - самонаправленность в процессе работы над заданиями; - самостоятельное определение учеником проблемы и цели; - самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем. | - самонаправленность в процессе работы над заданиями; - самостоятельное определение учеником проблемы и цели; - самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем. |
Создание образовательной среды «обучения обучению» в классе | Стратегии обучения тому, как обучаться: «Мир вокруг нас» «Дорожки успеха» «Что, если …» «Тематическое ключевое слово» «Охота за словами» «Закончи предложение»
| Стратегии обучения тому, как обучаться: «Предположение» “Чтение текста с остановками” Вопросы-интерпретации | Стратегии обучения тому, как обучаться: Ромашка Блума Разноуровневые задания «Охота за словами» |
Оценивание для обучения | - самооценка, взаимооценивание ; - оценка работы в группе на доске по критериям; - формативное оценивание («Большой палец») -критериальное оценивание, - листы успеха и мини-тест. | - самооценка, взаимооценивание ; - оценка работы в группе; -формативное оценивание («Большой палец») -критериальное оценивание, -оценочные листы | - самооценка, взаимооценивание ; - оценка работы в группе; -формативное оценивание («Большой палец») -критериальное оценивание, -оценочные листы |
Оценивание обучения | Суммативное оценивания по результатам обучения (1-2 урок и 3-4 урок ) – тест. |
Задания для выявления талантливых и одаренных | -дом. задание творческого характера: составить рассказ, используя словарные слова на тему «Школа»; - замена слова «МЫ» другими словами и составление предложений; - работа с предложениями на выбор слов-предметов, стоящих не в начальной форме; - составление постера «мяч» ( как о слове). | - д/з творческого характера - составление концовки сказки с опорой на содержание текста; - составление постера по содержанию сказки и осмыслению содержания. | - д/з творческого характера - составление продумать и изобразить в виде моделей виды помощи родителям дома; - составление кластера по изученному материалу. |
Используемые приемы развития критического мышления. Методы активного обучения и преподавания | «Что, если …»,«Тематическое ключевое слово»..
| Вопросы-задания интерпретационного характера ,тонкие и толстые вопросы к тексту. | Ромашка Блума Разноуровневые задания «Охота за словами» Вопросы-задания интерпретационного характера , простые и толстые вопросы к тексту. |
Используемые типы бесед | Кумулятивная беседа. Исследовательская беседа. | Кумулятивная беседа. Исследовательская беседа. | Кумулятивная беседа. Исследовательская беседа. |
Вопросы | Простые вопросы, интерпретационные вопросы, творческие вопросы, оценочные и практические вопросы. | Простые вопросы, интерпретационные вопросы, творческие вопросы, оценочные и практические вопросы. | Простые вопросы, интерпретационные вопросы, творческие вопросы, оценочные и практические вопросы. |
Количество учебных заданий по уровням таксономии Блума | Знание- 4 -Назови, что видишь перед собой. -Что мы использовали в речи, чтобы понять друг друга? -На какие вопросы отвечают предметы, которые вы видите сейчас в классе? (КТО? ЧТО?) -Что называет слово? Понимание-2 -Для чего используют слова? ( Предметы, признаки, действия) -На какой вопрос отвечает? (КТО? ЧТО?) Применение- 3 -Одушевленное или неодушевленное? -Что обозначает слово? (смотри в толковый словарь) -Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос КТО?ЧТО? Анализ- 2 -Отгадай загадку. -Из чего слово состоит? (буквы, звуки, слоги) Синтез- 4 -Составьте постера по слову МЯЧ. -Замени слово МЫ словами-предметами и составь с использованием этих слов предложения. - Назови одним словом эти предметы. -Подчеркнуть одной линией слова-предметы. Оценка- 3 - Определи тему урока, поставь цели. -Что будет, если исчезнут из речи слова-предметы?» - Какой приём использовали для определения слов-предметов? | Знание- 3 - Что такое взаимопомощь? - Кому помог зайчик? - Какое настроение было у зайчика, который побежал домой без капустного листа? Понимание-1 - Прочитайте пословицы и выберите к сказке. Объясните свой выбор. Применение- 1 -Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (прилож.2) Анализ- 4 -Как можно назвать человека, который обижает животных? - Какое слово «лишнее»? - Изобразите, во что превращался капустный листок, когда зайчик оказывал помощь животным? - Представьте, что все герои сказки решили отблагодарить чуткого зайчика. Что каждый из них подарит зайчику, и почему? Синтез- 3 - Что эти слова может объединить? -Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (Составление своего варианта сказки) -Что объединяет все остальные слова? Оценка- 4 -Определи тему урока, поставь цели. - Придумайте такое название к этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика. -Если бы вы встретили зайчика, что бы захотелось ему сказать? | Знание- 3 -За что меня хвалит мама? -Как называются имена и фамилии людей, клички животных, названия городов и т.д.? Какие имена запомнили? Кто главные герои рассказа? Где гуляли Оля и Люда? Кого увидели девочки во дворе? Понимание-1 Что вы можете рассказать об этом слове? Каких знаний нам не хватает? Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с прописной буквы, а когда нет? О чем будет рассказ Олега Буценя? Кто был настоящим помощником своей маме Оля или Лида? Применение- 1 Для чего нужна прописная буква? Как вы помогаете родителям? О чем напоминает нам стихотворение? Анализ- 4 Почему люди придумали прописную и заглавную букву? Почему вы по-разному выполняли движения? Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово? Почему Оля удивилась, услышав ответ Люды? Чем отличается Оля от Люды? Почему Люда считала себя помощницей? Синтез- 3 Какие вопросы, на ваш взгляд, вызвали у вас разные мнения? Просмотрите предложения и сформулируйте задание. Оценка- 4 -Определи тему урока, поставь цели. - Где в обычной жизни вы видели таких «помощниц» как Люда ? -Как вы думаете, о чем будет разговор между двумя девочками дальше? |
ИКТ | Презентация на этапе проверки психологического настроя, на этапе определения темы и целей урока, проверка разноуровневых заданий. Электронные физминутки. | Презентация в течение урока: - знакомство с автором произведения; -физминутки; - вопросы разного уровня сложности по содержанию сказки; -выбор пословицы к основной мысли сказки; -домашнее задание; -рефлексия. | Презентация в течение урока: -ребус; - знакомство с автором произведения; -физминутки; - вопросы разного уровня сложности по содержанию рассказа; -домашнее задание; -рефлексия. |
Рефлексия | Три вида рефлексии: рефлексия знаний и умений, рефлексия деятельности, рефлексия эмоций. | Два вида рефлексии: учебная и эмоциональная. | Три вида рефлексии: рефлексия знаний и умений, рефлексия деятельности, рефлексия эмоций. |
Используемые ресурсы | | | |
| | | |