1. Работа в «Букваре». 2 5 3 1) – Найдите схему слова шляпа в «Букваре». Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова. – В слове шляпа два слога, ударный первый слог. Учитель проговаривает слово, чётко выделяя каждый звук. – Ш-ш-шляпа. Звук [ш] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой Ш. – Шл-л-ляпа. Звук [л’] – согласный звонкий, мягкий, рисуем точку зелёного цвета, на письме обозначается буквой Л. – Шла-а-апа. Звук [а] – гласный ударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А. – Шляп-п-па. Звук [п] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой П. – Шляпа-а-а. Звук [а] – гласный безударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А. В этом слове 5 букв, 5 звуков. Аналогично разбирается слово шалаш или любое другое слово по выбору учителя. 2) Чтение слогов с буквой Ш. 3) Разучивание скороговорок. Шесть мышат в шалаше шуршат. Смешные шутки у Саши и Мишутки. Чистоговорки. Ша-ша-ша – мама моет малыша. Шу-шу-шу – я письмо пишу. Аш-аш-аш – у Марины карандаш. – Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать? 3. Работа в «Букваре». 5 6 3 1 Чтение и анализ слов. Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений. Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям. – Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.) – Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.) – Почему? Чтение слов 2-го столбика. – Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.) – Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.) – Подчеркните эту часть слова. Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя. – Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? (Крошка.) – Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек. – Есть ли в этом столбике однокоренные слова? (ПРОПЕДЕВТИКА. Да, крыша, крышка – корень -крыш-.) – Отличаются ли оттенками значений эти слова? (Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.) – Выделите одинаковые звуки в словах этого столбика. Чтение следующего столбика слов про себя. – Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные, корень -шут-.) – Выделите корень специальным значком – дугой. – Какое из этих слов обозначает действие? (Шалун, шалунишка – корень -шал-.) – Когда говорят шалун, а когда шалунишка? (Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.) – Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение. – Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.) – Подчеркните ударный слог в каждом слове. – Найдём эти слова в прописи. 5. Работа в «Букваре». 7 6 1 1 3 Чтение текста «Паша-шутник». 1) Работа с текстом до чтения. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации. – Кого изобразил художник? – Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.) – Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст. 2) Работа с текстом во время чтения. Чтение про себя, затем вслух по предложениям. Вопросы по ходу чтения. – Кто же Паша? (Паша – клоун.) – Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.) – Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.) – Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.) – А на самом деле из чего окрошку делают? Повторное чтение. 3) Беседа после чтения. – Что смешного в Пашином наряде? – Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится. – Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.) – А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов? – Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте. Прочитайте их. – Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой. – Какого цвета точка? 6. Работа в «Букваре». 6 1 1 3 Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква» (с. 81). 1 1) Работа с текстом до чтения. – Наш художник не нарисовал картинку к тексту, который написал Виктор Драгунский. – Как называется текст? – Что могло произойти с буквой? Кто её заколдовал? Это сказка? (Нет, Драгунский писал только рассказы.) 2) Этот текст предлагается для слушания. Учитель читает, дети слушают (книги закрыты). После чтения предлагаются вопросы на понимание содержания. – Сколько в рассказе героев? (Мишка, Алёнка и рассказчик.) Можно сказать детям, что у Драгунского все рассказы написаны от лица главного героя – мальчика Дениса. – Можно ли определить, сколько детям лет? (Да, примерно 6–7, раз у них у всех выпадают молочные зубы...) – А можно понять, когда происходит действие? (Зимой, накануне Нового года.) – Как вы догадались? – Какая была ёлка? – Что же так рассмешило друзей? – Какой звук оказался для всех троих самым трудным? (Звук [ш].) – А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести? – Как вы думаете, почему этот рассказ смешной? – А могла ли такая история произойти на самом деле или Драгунский всё выдумал? – Можно ли сказать, что у автора рассказа Виктора Драгунского есть чувство юмора? Чтение текста хорошо читающими детьми. 3) Работа с текстом после чтения. – Кто же был прав из ребят? (Никто.) – Так кто же заколдовал букву (точнее, не букву, а звук [ш])? – Как точнее: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему? – Вот вы говорите, что смеялись во время чтения, значит, это какой рассказ? (Юмористический.) |