|        1. Работа в «Букваре». 2 5 3    1) – Найдите схему слова шляпа в «Букваре». Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова.   – В слове шляпа два слога, ударный первый слог.     Учитель проговаривает слово, чётко выделяя каждый звук.   – Ш-ш-шляпа.   Звук [ш] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой Ш.     – Шл-л-ляпа.   Звук [л’] – согласный звонкий, мягкий, рисуем точку зелёного цвета, на письме обозначается буквой Л.     – Шла-а-апа.   Звук [а] – гласный ударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А.        – Шляп-п-па.   Звук [п] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой П.     – Шляпа-а-а.   Звук [а] – гласный безударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А.     В этом слове 5 букв, 5 звуков.    Аналогично разбирается слово шалаш или любое другое слово по выбору учителя.        2) Чтение слогов с буквой Ш.        3) Разучивание скороговорок. Шесть мышат в шалаше шуршат.  Смешные шутки у Саши и Мишутки.      Чистоговорки.  Ша-ша-ша – мама моет малыша.    Шу-шу-шу – я письмо пишу.    Аш-аш-аш – у Марины карандаш.         – Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?   3. Работа в «Букваре». 5 6 3 1   Чтение и анализ слов.     Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений.     Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.    – Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)          – Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.)     – Почему?     Чтение слов 2-го столбика.     – Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.)     – Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.)     – Подчеркните эту часть слова.     Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя.     – Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? (Крошка.)   – Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек.     – Есть ли в этом столбике однокоренные слова? (ПРОПЕДЕВТИКА. Да, крыша, крышка – корень -крыш-.)     – Отличаются ли оттенками значений эти слова? (Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.)     – Выделите одинаковые звуки в словах этого столбика. Чтение следующего столбика слов про себя.     – Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные, корень -шут-.)     – Выделите корень специальным значком – дугой.     – Какое из этих слов обозначает действие? (Шалун, шалунишка – корень     -шал-.)   – Когда говорят шалун, а когда шалунишка? (Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.)     – Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение.   – Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.)     – Подчеркните ударный слог в каждом слове.     – Найдём эти слова в прописи.           5. Работа в «Букваре». 7  6 1 1 3   Чтение текста «Паша-шутник».   1) Работа с текстом до чтения.     Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.     – Кого изобразил художник?     – Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.)     – Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.     2) Работа с текстом во время чтения.     Чтение про себя, затем вслух по предложениям.   Вопросы по ходу чтения.     – Кто же Паша? (Паша – клоун.)     – Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)     – Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.)     – Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.)     – А на самом деле из чего окрошку делают?     Повторное чтение.     3) Беседа после чтения.     – Что смешного в Пашином наряде?     – Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится.     – Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)     – А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?     – Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте.     Прочитайте их.     – Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.     – Какого цвета точка?          6. Работа в «Букваре».  6 1 1 3   Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква» (с. 81). 1   1) Работа с текстом до чтения.     – Наш художник не нарисовал картинку к тексту, который написал Виктор Драгунский.     – Как называется текст?     – Что могло произойти с буквой? Кто её заколдовал? Это сказка?     (Нет, Драгунский писал только рассказы.)     2) Этот текст предлагается для слушания.     Учитель читает, дети слушают (книги закрыты). После чтения предлагаются вопросы на понимание содержания.     – Сколько в рассказе героев? (Мишка, Алёнка и рассказчик.)     Можно сказать детям, что у Драгунского все рассказы написаны от лица главного героя – мальчика Дениса.     – Можно ли определить, сколько детям лет? (Да, примерно 6–7, раз у них у всех выпадают молочные зубы...)     – А можно понять, когда происходит действие? (Зимой, накануне Нового года.)     – Как вы догадались?     – Какая была ёлка?     – Что же так рассмешило друзей?     – Какой звук оказался для всех троих самым трудным? (Звук [ш].)   – А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести?   – Как вы думаете, почему этот рассказ смешной?     – А могла ли такая история произойти на самом деле или Драгунский всё выдумал?     – Можно ли сказать, что у автора рассказа Виктора Драгунского     есть чувство юмора?     Чтение текста хорошо читающими детьми.     3) Работа с текстом после чтения.     – Кто же был прав из ребят? (Никто.)     – Так кто же заколдовал букву (точнее, не букву, а звук [ш])?     – Как точнее: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему?     – Вот вы говорите, что смеялись во время чтения, значит, это какой рассказ? (Юмористический.)              |