Курс русского языка "Содержательный и языковой анализ языка" предназначен для обучающихся 9 класса и направлен на формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Содержательный и языковой анализ текста» 9 класс»
Программа
«Содержательный и языковой анализ текста»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс русского языка «Содержательный и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.
Целькурса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА;
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; отработка умения анализа и оценки языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса русского языка «Содержательный и языковой анализ
текста» ученик должен
знать/понимать
основные правила работы с текстом;
основные средства выразительности;
основные сведения по стилистике русского языка;
орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
различать характер заданий к тексту.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утверди-тельных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Кол-во
часов
Формы контроля
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
2
Текущий контроль – тренировочные упражнения
Тема 2. Средства выразительности речи
8
Текущий контроль – тренировочные упражнения
Тема 3. Стилистика русского языка
4
Текущий контроль – тренировочные упражнения
Тема 4. Нормы русской орфографии
19
Текущий контроль – тренировочные упражнения
Практическая работа - 2
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
36
Текущий контроль – тренировочные упражнения
Итоговая практическая работа - 1
Итого:
68 часа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й класс – М., 2009.
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.
ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2009.
Козулина М.В Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практи- кум. -«Лицей», Саратов, 2006.
Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации- 2012.- «Легион», 2011.
Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Цифровые образовательные ресурсы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Содержательный и языковой анализ текста»
9 КЛАСС, 68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п
Виды контроля
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы - 2
1/1
Спецификация второй части экзаменационной работы
1
2/2
Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В
1
Тема 2 Средства выразительности речи -8
3/1
Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности
1
4/2
Лексические средства выразительности.
1
5/3
Словообразовательные средства выразительности (стилистически окрашенные суффиксы и приставки);
Синтаксические средства выразительности (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.);
1
8/6
Специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
1
9/7
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
1
10/8
Текущий контроль
Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А
1
Тема 3. Стилистика русского языка-4
11/1
Стили русского литературного языка.
1
12/2
Виды стилистической окраски слов
1
13/3
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
14/4
Текущий контроль
Тренировочные упражнения по стилистике
1
Тема 4. Нормы русской орфографии-19
15/1
Правописание корня слова.
1
16/2
Чередование И-Е в корне слова.
1
17/3
Чередование О-А в корне слова.
1
18/4
Правописание корней зор-зар, гор-гар
1
19/5-20/6
Текущий контроль
Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм.Задание В2
2
21/7-22/8
Практическая работа
Практическая работа по орфографическому анализу текста
2
23/9
Правописание гласных после шипящих и Ц
1
24/10
Правописание приставок. Задание В3
1
25/11
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
1
26/12
Правописание суффиксов различных частей речи. Задание В4
1
27/13
Правописание сложных слов.
1
28/14
Слитное, раздельное, дефисное написание.
1
29/15
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
1
30/16-31/17
Текущий контроль
Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм
2
32/18-33/19
Практическая работа
Практическая работа по орфографическому анализу текста