kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Содержательный и языковой анализ текста» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс                    

ля

Курс русского языка  "Содержательный и языковой анализ языка" предназначен для обучающихся 9 класса и направлен на формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Содержательный и языковой анализ текста» 9 класс»








Программа


«Содержательный и языковой анализ текста»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс русского языка «Содержательный и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.

Цель курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА;

освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; отработка умения анализа и оценки языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;

совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

Процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    • В результате изучения курса русского языка «Содержательный и языковой анализ

    • текста» ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;

  • основные средства выразительности;

  • основные сведения по стилистике русского языка;

  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами;

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • совершенствования коммуникативных способностей;

  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы

Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер заданий к тексту.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа


Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утверди-тельных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы

2

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 2. Средства выразительности речи

8

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 3. Стилистика русского языка

4

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 4. Нормы русской орфографии

19

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа - 2

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

36

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Итоговая практическая работа - 1

Итого:

68 часа


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

  2. Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й класс – М., 2009.

  3. Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.

  4. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2009.

  5. Козулина М.В Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практи- кум. -«Лицей», Саратов, 2006.

  6. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации- 2012.- «Легион», 2011.

  7. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  8. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  9. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

  10. Цифровые образовательные ресурсы













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Содержательный и языковой анализ текста»

9 КЛАСС, 68 часов, 2 часа в неделю


п/п

Виды контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата



Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы - 2


1/1


Спецификация второй части экзаменационной работы

1


2/2


Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В

1




Тема 2 Средства выразительности речи -8


3/1


Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

1


4/2


Лексические средства выразительности.

1


5/3


Словообразовательные средства выразительности (стилистически окрашенные суффиксы и приставки);

1


6/4


Морфологические (различные морфологические варианты);

1


7/5


Синтаксические средства выразительности (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.);

1


8/6


Специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса).

1


9/7


Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

1


10/8

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А

1




Тема 3. Стилистика русского языка-4


11/1


Стили русского литературного языка.

1


12/2


Виды стилистической окраски слов

1


13/3


Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения



14/4

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по стилистике

1




Тема 4. Нормы русской орфографии-19


15/1


Правописание корня слова.

1


16/2


Чередование И-Е в корне слова.

1


17/3


Чередование О-А в корне слова.

1


18/4


Правописание корней зор-зар, гор-гар

1


19/5-20/6

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм.Задание В2

2


21/7-22/8

Практическая работа

Практическая работа по орфографическому анализу текста

2


23/9


Правописание гласных после шипящих и Ц

1


24/10


Правописание приставок. Задание В3

1


25/11


Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.


1


26/12


Правописание суффиксов различных частей речи. Задание В4

1



27/13


Правописание сложных слов.

1


28/14


Слитное, раздельное, дефисное написание.

1


29/15


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1


30/16-31/17

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

2


32/18-33/19

Практическая работа

Практическая работа по орфографическому анализу текста

2




Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы- 36


34/1


Словосочетание.

1


35/2


Виды связи слов в словосочетании

1


36/3


Тренировочные упражнения задание В8

1


37/4


Предложение. Грамматическая основа предложения.

1


38/5


Типы сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное)

1


39/6


Простое осложнённое предложение.

1


40/7


Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Задание В5.

1


41/8-42/9


Тренировочные упражнения. Задания В4,В5

2


43/10-44/11

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения

2


45/12


Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1


46/13-47/14


Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения

2


48/15


Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1



49/17-50/18

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения

2



51\19


Средства связи в сложносочинённом предложении

1


52/20


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1


53/21


Средства связи в сложноподчинённом предложении.

1


54/22-55/23

Текущий контроль

Тренировочные упражнения. Задания В5,В6,В7

2


56/24


Бессоюзное сложное предложение.

1


57/25


Сложные предложения с разными видами связи между частями.

1


58/26


Синтаксический анализ сложного предложения.

1


59/27-60/28

Текущий контроль

Тренировочные упражнения. Задания В9,В12,В13,В14

1


61/29


Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утверди-тельных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

1


62/30


Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала).

1


63/31


Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц.

1


64/32


Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.

1


65/33-66/34

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения

2


67/35-68/36


Практическая работа

Итоговая практическая работа

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Содержательный и языковой анализ текста» 9 класс

Автор: Николаева Оксана Валерьевна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Лингвосмысловой анализ текста "
    ["seo_title"] => string(31) "linghvosmyslovoi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "153740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421067116"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства