Цели: Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова, развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова, развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, слайды, учебник для 6 класса.
Ход урока.
Начало урока.
Психологический настрой.
Здравствуйте! Ребята!
Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Ученики:
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Новая тема
Ребята, что можно сложить в обычной жизни?
(карандаши, книги, ручки, дрова)
А что можно сложить на уроке русского языка?
( буквы, слова, слоги, звуки)
А теперь посмотрите внимательно на доску Дом, сад, двор, лист, листья, листопад, самолёт, птицелов.
Давайте выделим корень в словах.
- Что нужно сделать чтобы правильно выделить корень в словах?
- А теперь посмотрите на слово листопад от каких слов произошло это слово?
- А кто мне скажет, сколько корней будет в этом слове?
И так ребята, какому выводу мы сегодня пришли?
Как такие слова называются?
Сложные слова – это слова, состоящие из двух ( трёх) корней. Сложные слова образуются путём:
целых слов: плащ – палатка, кресло – кровать;
основ слов с соединительной гласной: самолёт, теплоход;
части основы слова с целыми словами: физкультура;
сокращенных основ: спецкор, ООН ,...
В словах соединительная о пишется после твёрдых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц.
ІІІ Групповая работа .
Из каждой пары слов составьте сложное слово, подчеркните соединительную гласную О и Е.
Спорт полезен для здоровья. Правда, имеется в виду не профессиональный спорт, который даёт телу нагрузку, а любительский спорт, доставляет удовольствие. Благодаря спорту тренируются мышцы. Кравообращение начинает активно работать. Спорт способствует кровоснабжению и снабжению организма кислородом. Человек становится более работоспособным и физически, и умственно. Регулярные занятия спортом улучшают самочувствие.
VІІІ. Подведение итогов урока. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
ІХ. Рефлексия.
Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше – добра или зла? Придумайте сложные слова с корнями добр (о) и зл (о)
Выберите среди этих слов друга, с которым вам в жизни по пути.
Домашнее задание: Составить словарный диктант из сложных слов на тему «Спорт».
Из каждой пары слов составьте сложное слово, подчеркните соединительную гласную О и Е.
1 группа
лист, падать;
птица, ловить;
луна, ходить;
газ, проводить;
Из каждой пары слов составьте сложное слово, подчеркните соединительную гласную О и Е.
2 группа
пчела, водить;
сам, варить;
бензин, возить;
вода, падать;
Выразительное чтение текста.
Спорт полезен для здоровья. Правда, имеется в виду не профессиональный спорт, который даёт телу нагрузку, а любительский спорт, доставляет удовольствие. Благодаря спорту тренируются мышцы. Кравообращение начинает активно работать. Спорт способствует кровоснабжению и снабжению организма кислородом. Человек становится более работоспособным и физически, и умственно. Регулярные занятия спортом улучшают самочувствие.