Просмотр содержимого документа
«Слово как основная единица языка»
Нуртаза Э.А.-учитель русского языка и литературы Алгинского детского дома Актюбинской области
6 класс Русская речь
Тема урока: Слово как основная единица языка.Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
Цели урока: 1. формировать у учащихся понятие о лексике, о значении и многозначности слова;
2. развивать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю, различать однозначные слова от многозначных;
3.воспитывать интерес и желание к нахождению значения слова по дополнительным источникам.
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия, литература: толковый словарь Ожегова, опорная схема к теме «Лексика»
Работа со словами: однозначность, многозначность, лексика.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Опрос домашнего задания Выучить правило
ІІI. Повторение изученного материала.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам (выполнение фонетического разбора данного слова)
Предварительно выполнить разбор одного слова у доски, к примеру, осень
ІV. Изучение нового материала
Лексика – раздел русского языка, изучающий словарный состав языка. Каждое значимое слово в русском языке имеет лексическое значение, которое можно найти в толковых словарях, к примеру… (показ работы со словарем)
-Если у слова только одно значение, то такое слово называется однозначным, если два и более – многозначным. К примеру, язык – многозначное, а кроссворд – однозначное.
V. Закрепление нового материала.
Чтение правила на стр. 24. Выполнение упражнении 1 стр. 24,2, стр. 24, 3, стр. 25
Работа с текстом «Многозначные слова», выполнение послетекстовых заданий. Теория – стр. 26
-Угадай, какое определение подходит к рисункам на стр. 26
Упр.5,6,7,9,10,11 (устно)
Чтение стихотворения «Перемена» - в каком случае слово обозначает перерыв, а в каком – изменение?
Задание № 1. Запишите слово по его значению.
1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. (Аллея)
2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов. (Тротуар)
3. Дорога, замощённая щебнем, а также всякая дорога с твёрдым покрытием. (Шоссе)
4. Большая проезжая дорога (уст.). (Тракт)
5. Грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. (Проселок)
6. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога. (Метрополитен)
8. Дорога для автомобильного движения. (Автострада)
9. Наезженная дорога, путь (в Украине и на юге России). (Шлях)
10. Пожелание уезжающему, уходящему. (В добрый путь, счастливой дороги, лёгкого пути)
Дидактическая игра «Колесо истории».
1. Это китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое 1ее, английское 1еа). Мы, русские, торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток? (Чай)
2. Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево назвали так, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черёмуха и многие другие деревья в пору цветения — белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяются своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются светло-зелёные и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые»,— говорили в народе. Как называется это дерево? (Рябина)
3. Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения — Южная Америка. Коренные жители Америки — индейцы — давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повёрнутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его... (подсолнух).
VI. Домашнее задание. Выучить правила VII.Итоги урока.