kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль обобщающих слов при однородных членах предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль обобщающих слов при однородных членах предложения»

Абдазимова Минура Абдиманнаповна

учитель русского языка и литературы

средней школы № 108 им. Хамзы

г. Шымкент

Республики Казакстан

Предмет, класс

русский язык, 8 Г класс

Учебник

«Русский речь учебник для 8 классов средних школ с узбекским языком обучения » Авторы: Г.А. Бадамбаева, Б.Х. Исмагулова, М.А. Тюлебаева. - Алматы,2004 .

Программа

Типовая учебная программа по предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования

(с нерусским языком обучения)

Тема урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок по счёту

в КТП № 45, в теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» – №1

Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование

компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, оценочные листы, стикеры.

Цели урока

Обучающие

развивающие

Воспитательные

 

– систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»;

- Познакомить с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;

-Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения;

– развивать познавательную активность учащихся;
– формировать умения постановки знаков препинания в предложениях по теме;

– повысить мотивацию  учебной деятельности через использование ИКТ; 
– воспитывать любовь и уважение к 
русскому языку.

Ожидаемый рехультат

Умеют выделять главное, обобщать и систематизировать материал. Правильно организовывают работу в группе. Защищать свою точку зрения.


На уроке использованы следующие методы:

  • репродуктивный,

  • объяснительно-иллюстративный,

  • частично-поисковый.

Этапы

Деятельность учителя

Работа учащихся

Организационный момент- 1 мин.

Приветствие. Настрой на положительную работу.

Разъяснение схемы работы на уроке, системы оценивания учащихся. Раздача оценочных листов. Деление на группы. Карточки с предложения ( предложение ,где ОЧП являются подлежащим и предложение, где ОЧП являются сказуемыми)

Подготовка учащихся к работе.

Получение и ознакомление с оценочными листами. Деление на группы.

Слайд 1

Карточка № 1 Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым.

Карточка № 2 Легкий ветерок то просыпался, то утихал.

Домашняя работа-

5 мин.











Стратегия Горячий стул по теме

" Эрмитаж"- 5 мин.

Проверка выполнения учашимися домашнего задания: стр. 146, упражнение -2.

Слайд 2










Слайд 3

Из каждой группы выходят на "Горячий стул " по 1 ученику. Каждая команда по очереди задают вопросы по домашнему заданию и прошедшим темам.

Выставляют полученные баллы в оценочные листы.

МІN -1 MAX -4

1.Прочитать текст

" Эрмитаж".Выписать предложения с однородными членами предложения

2.Выполнить задание после текста. Подготовить ответы на вопросы, находя ответы из интернета или других источников.

- Как раньше называлось здание, в котором находился Эрмитаж?

-По проекту какого архитектора оно построено

- Когда был основан Эрмитаж?

3. Составте мини- рассказ о каком - нибудь музее вашего города.

Выставляют полученные балы в оценочные листы.

МІN -1 MAX -3

Фронтальный опрос учашихся методом " Да / Нет" - 3 мин.

1.Правда что, однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения?

2.Однородные члены предложения связаны при помощи сочинительных союзов?

3.Правда, что гончарном ремесле Гжель используют синюю и голубую краску на белом фоне?

4.Птенцы лебедя появляются на свет неуклюжими, беспомощными, некрасивыми и нескладными. В этом предложении есть 5 однородных члена предложения?

1. Да

2. Да

3.Да

4.Нет. 4 ОДП: неуклюжими, беспомощными, некрасивыми и нескладными.

Слайд 4,5

Выставляют полученные балы в оценочные листы.

МІN -1 MAX -4

 Сообщение темы и цели - 2 мин.

Формулировка темы урока:  «Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки припенания при обобщающих словах».
Работа по формулировке целей   урока.
– Скажите, что вы должны знать и уметь, работая по данной теме?

– Верно. Мы повторим и закрепим то, что знаем по теме. А еще сегодня будем составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

«Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки припенания при обобщающих словах».
Слайд 7

Формулировка  целей урока: 
– Мы должны знать, что такое однородные члены и обобщающие слова.
– Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. 
– Уметь находить однородные члены и
обобщающие слова при них, расставлять правильно знаки препинания.

 Определение актуальности изучаемого материала- 1 мин.

Определение актуальности и значимости изучаемых вопросов:
– Скажите, а зачем это нужно знать? 
– Где вы это будете применять?

– Нам эти знания нужны при написании диктантов, эссе, изложений и в дальшейшем при подготовке к ЕНТ и КТ.

Определение формы работы - 1 мин.

Сегодня у нас не совсем обычный урок: вместо доски – экран, а вместо тетради – маршрутный лист. На нем вы будете выполнять задания и отмечать правильность ответов в оценочные листы. Каждый правильный ответ – это 1 балл. В конце урока вы самостоятельно подведете итог своей работы. Запись в маршрутных листах  числа, темы урока.

Слайд 6

Ознакомление с маршрутным листом .Запись числа, темы.

Самостоятельная работа 1

Нахождение в предложениях однородных членов предложения.

5 мин.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Однородные члены предложения”. Повторим правило постановки знаков препинания между однородными членами. Но сегодня вас ожидает по этой теме что-то новое. Об этом вы узнаете попозже. Для начала найдите и подчеркните однородные члены предложения, поставьте знаки препинания. Слайд 6

  • Через лес проходит узкая длинная заснеженная тропинка.

  • Снег тихо ложился на поля на кусты на деревья.  

  • Сильно страдают от холода и голода птицы.

  • Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах.

  • Воробьи чижи грачи целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. 

Слайд 8,9 (для проверки)


  • Через лес проходит узкая, длинная, заснеженная тропинка.

  • Снег тихо ложился на поля, на кусты, на деревья.  

  • Сильно страдают от холода и голода птицы.

  • Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах.

  • Воробьи, чижи, грачи целыми стайками посещают эти бесплатные столовые.  

Выставляют полученные балы в оценочные листы.

МІN -1 MAX -5

Новая тема-5 мин.

4. Изучение нового материала.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление знаний, первичное запоминание знаний, способов действий.

- Ребята, давайте пойдемся дальше.
- Прочитайте вслух, найдите однородные члены предложения:

Слайд 10

1. В саду у сторожа цвели кустарники: сирень, жасмин, шиповник.

2. И лес , и поле, и река - все было покрыто белой пеленой.

3.Вата, пух, солома,перья - весь этот строительный материал идет на постройку гнезда.

Найдите в предложениях ОЧ. Почему они являются однородными?
- Найдите слова, с которым связаны однородные члены предложения.


- Какую роль играют эти слова в предложениях?

- Это обобщающее слово при однородных членах слова, которые «собирают, обобщают все перечисленное» Чаще всего в качестве обобщающих слов используются местоимения( все, все, никто, ничто) и наречия ( всюду , везде, всегда, никогда)

1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда ,и душа и мысли.

2. Всюду: и вокруг ,и над головой была вода.

3. На крышах домов, на деревьях , на скамейках аллеи - везде была изморозь.

Обозначается кружком с точкой в центре. 

(Учитель выслушивает рассуждения учащихся).




Физминутка.












- Значит с обобщающим словом при ОЧП разобрались.












Слова, с которым связаны однородные члены предложения: кустарники, все, материал


Вывод:

- Слова кустарники, все, материал – это обобщающие слова.

Вывод:

– Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены и является тем же членом предложения. 


Слайд 13


Слайд 11,12

Игра:«Третий лишний»

Прочитать группы слов и найти в них лишнее слово.

1. Скрипка, флейта, рояль, музыкальные инструменты.

2. Жучок, вредные насекомые, листогрыз, листовёртка.

3. Рысь, волк, дикие животные, лось, лиса.

ОТВЕТ:

  • Скрипка, флейта, рояль – это музыкальные инструменты.

  • Жучок, листогрыз, листовёртка – это вредные насекомые.

  • Волк, рысь, лиса, лось – это дикие животные.

Работа со схемами

Схематичное объяснение постановки знаков препинания на ИКТ-

5 мин

Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях при однородных  членах с обобщающими словами. В этом вам поможет следующая схема:
Слайд 14,15,16,17

1. (О: О, О, О).

- Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородным членом ставится двоеточие.


Например. Шары были разных цветов: красные, синие и желтые.

2. (О, О, О — О).

- Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.

Например. В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери.

3. (О: О, О, О — ….)

- Если обобщающее слово стоит и перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире.

Например. Все вокруг: дома, деревья, улицы — было серо.

4. (О, как то: О, О, О)

После обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, могут быть слова:  а именно, как то, например, которые предупреждают о перечислении

Например.

Было серо все, а именно: дома, деревья, улицы.
Было серо все, как то: дома, деревья, улицы.
Было серо все, например: дома, деревья, улицы



Закрепление материала
(самостоятельная работа 2)
Выполнение заданий, с последующей 
фронтальной проверкой.

5 мин.

– Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой.

1. Старайся читать разные книги сказки стихи басни фантастику.
2. И старики и взрослые и дети все любят читать хорошие книги.
3. Всё поля небо кусты окрасилось розовым цветом..

4.Некоторые грибы очень ядовиты например бледная поганка мухомор. 
5. Среди птиц, насекомых в сухой траве одним словом всюду чувствовалось приближение весны.

6. Во все времена года и весной и летом и осенью и зимой я занимаюсь спортом.

Самопроверка по слайду.

Выполнение заданий

Слайд 18

Слайд 19(Ответы для взаимопроверки)

1. (О: О, О, О, О ).

2. (и О, и О, и О — О).

3. (О: О, О, О — ….)

4., например: О, О)

5. (О, О, О — О).

6. (О: О, О, О, О — ….)



МІN -1 MAX -6

Закрепление материала
(самостоятельная работа 3 по учебнику)

5мин.

Прочитать текст

1 команде: составьте вопросы

2 команда: выпишите из текста предложения с однородными членами предложения

Выполнение задания.Слайд 20

МАХ - 1

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа. 
(К. Паустовский.)

Творческая работа


На экране картина с весенним пейзажем:
– Составьте небольшой текст по данной картине, используя предложения с ОЧ,  с обобщающими словами при ОЧ.

Употребил 1 предложение с ОЧ - 1 балл,

2 предложения - 2 балла, более 3 предложений -3 балла

Слайд 21
Работа над сочинением-миниатюрой.

МІN -1 MAX -3

Рефлексия- 1 мин.

– Чем мы занимались на уроке?  Какие правила повторили? Чему научились?
– Какие затруднения вы испытывали?
– Какие вопросы ещё необходимо проработать?

Слайд 22
Ответы на вопросы

Домашняя работа

Стр. 150 упр. 5 переписать предложения, вставляя обобщающие слова и стр. 154 упр. 4 по схеме составить предложение.

Слайд 23

Использую схемы составьте предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения.

Подведение итогов. Оценки

1- мин.

Подведем итог урока. Все вы неплохо потрудились, выполнили много заданий, а оценки за урок вы поставите себе сами. Подсчитайте баллы, которые вы набрали за урок. Критерии оценки вы видите на слайде
– Оценки за творческую работу вы узнаете на следующем уроке.

Слайд 24

21-25 баллов – оценка «5»
15-20баллов – оценка «4»
9-14балла – оценка «3»






























Оценочный лист ФИО ученика

1.Домашняя работа 3 балла

2.Вопрос-ответ


ДА\НЕТ

4 балла

3.Горячий стул


4 балла

4.Самостоя

тельная работа №1


5 баллов

Самостоя

тельная работа №2


6 баллов

Работа с текстом


1 балл

Творче

ская работа

3 балла

Выписать предложения с однородными членами предложения

1 балл

2.Выполнить задание после текста. Подготовить ответы на вопросы, находя ответы из интернета или других источников.

1 балл


3. Составте мини- рассаз о каком - нибудь музее вашего города.

1 балл


1 предложение

2 предложения

3 предложения













Всего: 22-26 баллов – оценка «5» 15-21баллов – оценка «4» 9-14балла – оценка «3»




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самостоятельная работа № 1

Найдите и подчеркните однородные члены , поставьте знаки препинания.

1.Через лес проходит узкая длинная заснеженная тропинка. -

2. Снег тихо ложился на поля на кусты на деревья.  -

3.Сильно страдают от холода и голода птицы.-

4.Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах.-

5.Воробьи чижи грачи целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. -



Самостоятельная работа № 2

Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой.
1. Старайся читать разные книги сказки стихи басни фантастику.
2. И старики и взрослые и дети все любят читать хорошие книги.
3. Всё поля небо кусты морозный туман окрасилось розовым цветом..

4.Некоторые грибы очень ядовиты например бледная поганка мухомор. 
5. Среди птиц, насекомых в сухой траве одним словом всюду чувствовалось приближение весны.

6. Во все времена года и весной и летом и осенью и зимой я занимаюсь спортом.


1. (О, О, О — О).

2. (О: О, О, О — ….)

3. (О: О, О, О — ….)

4. (и О, и О, и О — О).

5. (О: О, О, О, О ).

6., например: О, О ).


Самостоятельная работа №3

1 команде: составьте вопросы

2 команда: выпишите из текста предложения с однородными членами предложения


СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа. 
(К. Паустовский.)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Роль обобщающих слов при однородных членах предложения

Автор: Абдазимова Минура Абдиманнаповна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них "
    ["seo_title"] => string(96) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "158228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421696232"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Предложения с однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения."
    ["seo_title"] => string(123) "priedlozhieniia-s-odnorodnymi-chlienami-priedlozhieniia-obobshchaiushchieie-slovo-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "290985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455038730"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Обобщающие слова при однородных членах предложения "
    ["seo_title"] => string(66) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "119501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413449047"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_odnorodnyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "388145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486311775"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Презентация по русскому языку "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia_po_russkomu_iazyku_odnorodnyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "388148"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486311980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства