Этапы | Деятельность учителя | Работа учащихся |
Организационный момент- 1 мин. | Приветствие. Настрой на положительную работу. Разъяснение схемы работы на уроке, системы оценивания учащихся. Раздача оценочных листов. Деление на группы. Карточки с предложения ( предложение ,где ОЧП являются подлежащим и предложение, где ОЧП являются сказуемыми) | Подготовка учащихся к работе. Получение и ознакомление с оценочными листами. Деление на группы. Слайд 1 Карточка № 1 Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. Карточка № 2 Легкий ветерок то просыпался, то утихал. |
Домашняя работа- 5 мин. Стратегия Горячий стул по теме " Эрмитаж"- 5 мин. | Проверка выполнения учашимися домашнего задания: стр. 146, упражнение -2. Слайд 2 Слайд 3 Из каждой группы выходят на "Горячий стул " по 1 ученику. Каждая команда по очереди задают вопросы по домашнему заданию и прошедшим темам. Выставляют полученные баллы в оценочные листы. МІN -1 MAX -4 | 1.Прочитать текст " Эрмитаж".Выписать предложения с однородными членами предложения 2.Выполнить задание после текста. Подготовить ответы на вопросы, находя ответы из интернета или других источников. - Как раньше называлось здание, в котором находился Эрмитаж? -По проекту какого архитектора оно построено - Когда был основан Эрмитаж? 3. Составте мини- рассказ о каком - нибудь музее вашего города. Выставляют полученные балы в оценочные листы. МІN -1 MAX -3 |
Фронтальный опрос учашихся методом " Да / Нет" - 3 мин. | 1.Правда что, однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения? 2.Однородные члены предложения связаны при помощи сочинительных союзов? 3.Правда, что гончарном ремесле Гжель используют синюю и голубую краску на белом фоне? 4.Птенцы лебедя появляются на свет неуклюжими, беспомощными, некрасивыми и нескладными. В этом предложении есть 5 однородных члена предложения? | 1. Да 2. Да 3.Да 4.Нет. 4 ОДП: неуклюжими, беспомощными, некрасивыми и нескладными. Слайд 4,5 Выставляют полученные балы в оценочные листы. МІN -1 MAX -4 |
Сообщение темы и цели - 2 мин. | Формулировка темы урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки припенания при обобщающих словах». Работа по формулировке целей урока. – Скажите, что вы должны знать и уметь, работая по данной теме? – Верно. Мы повторим и закрепим то, что знаем по теме. А еще сегодня будем составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | «Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки припенания при обобщающих словах». Слайд 7 Формулировка целей урока: – Мы должны знать, что такое однородные члены и обобщающие слова. – Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. – Уметь находить однородные члены и обобщающие слова при них, расставлять правильно знаки препинания. |
Определение актуальности изучаемого материала- 1 мин. | Определение актуальности и значимости изучаемых вопросов: – Скажите, а зачем это нужно знать? – Где вы это будете применять? | – Нам эти знания нужны при написании диктантов, эссе, изложений и в дальшейшем при подготовке к ЕНТ и КТ. |
Определение формы работы - 1 мин. | Сегодня у нас не совсем обычный урок: вместо доски – экран, а вместо тетради – маршрутный лист. На нем вы будете выполнять задания и отмечать правильность ответов в оценочные листы. Каждый правильный ответ – это 1 балл. В конце урока вы самостоятельно подведете итог своей работы. Запись в маршрутных листах числа, темы урока. | Слайд 6 Ознакомление с маршрутным листом .Запись числа, темы. |
Самостоятельная работа 1 Нахождение в предложениях однородных членов предложения. 5 мин. | - Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Однородные члены предложения”. Повторим правило постановки знаков препинания между однородными членами. Но сегодня вас ожидает по этой теме что-то новое. Об этом вы узнаете попозже. Для начала найдите и подчеркните однородные члены предложения, поставьте знаки препинания. Слайд 6 Через лес проходит узкая длинная заснеженная тропинка. Снег тихо ложился на поля на кусты на деревья. Сильно страдают от холода и голода птицы. Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах. Воробьи чижи грачи целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. | Слайд 8,9 (для проверки) Снег тихо ложился на поля, на кусты, на деревья. Сильно страдают от холода и голода птицы. Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах. Воробьи, чижи, грачи целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. Выставляют полученные балы в оценочные листы. МІN -1 MAX -5 |
Новая тема-5 мин. | 4. Изучение нового материала. Задача: обеспечить восприятие, осмысление знаний, первичное запоминание знаний, способов действий. - Ребята, давайте пойдемся дальше. - Прочитайте вслух, найдите однородные члены предложения: Слайд 10 1. В саду у сторожа цвели кустарники: сирень, жасмин, шиповник. 2. И лес , и поле, и река - все было покрыто белой пеленой. 3.Вата, пух, солома,перья - весь этот строительный материал идет на постройку гнезда. Найдите в предложениях ОЧ. Почему они являются однородными? - Найдите слова, с которым связаны однородные члены предложения. - Какую роль играют эти слова в предложениях? - Это обобщающее слово при однородных членах слова, которые «собирают, обобщают все перечисленное» Чаще всего в качестве обобщающих слов используются местоимения( все, все, никто, ничто) и наречия ( всюду , везде, всегда, никогда) 1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда ,и душа и мысли. 2. Всюду: и вокруг ,и над головой была вода. 3. На крышах домов, на деревьях , на скамейках аллеи - везде была изморозь. Обозначается кружком с точкой в центре. (Учитель выслушивает рассуждения учащихся). Физминутка.
- Значит с обобщающим словом при ОЧП разобрались. | Слова, с которым связаны однородные члены предложения: кустарники, все, материал Вывод: - Слова кустарники, все, материал – это обобщающие слова. Вывод: – Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены и является тем же членом предложения. Слайд 13 Слайд 11,12 Игра:«Третий лишний» Прочитать группы слов и найти в них лишнее слово. 1. Скрипка, флейта, рояль, музыкальные инструменты. 2. Жучок, вредные насекомые, листогрыз, листовёртка. 3. Рысь, волк, дикие животные, лось, лиса. ОТВЕТ: Скрипка, флейта, рояль – это музыкальные инструменты. Жучок, листогрыз, листовёртка – это вредные насекомые. Волк, рысь, лиса, лось – это дикие животные. |
Работа со схемами Схематичное объяснение постановки знаков препинания на ИКТ- 5 мин | Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях при однородных членах с обобщающими словами. В этом вам поможет следующая схема: Слайд 14,15,16,17 1. (О: О, О, О). - Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородным членом ставится двоеточие. Например. Шары были разных цветов: красные, синие и желтые. 2. (О, О, О — О). - Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Например. В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери. 3. (О: О, О, О — ….) - Если обобщающее слово стоит и перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире. Например. Все вокруг: дома, деревья, улицы — было серо. 4. (О, как то: О, О, О) – После обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, могут быть слова: а именно, как то, например, которые предупреждают о перечислении Например. Было серо все, а именно: дома, деревья, улицы. Было серо все, как то: дома, деревья, улицы. Было серо все, например: дома, деревья, улицы | |
Закрепление материала (самостоятельная работа 2) Выполнение заданий, с последующей фронтальной проверкой. 5 мин. | – Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой. 1. Старайся читать разные книги сказки стихи басни фантастику. 2. И старики и взрослые и дети все любят читать хорошие книги. 3. Всё поля небо кусты окрасилось розовым цветом.. 4.Некоторые грибы очень ядовиты например бледная поганка мухомор. 5. Среди птиц, насекомых в сухой траве одним словом всюду чувствовалось приближение весны. 6. Во все времена года и весной и летом и осенью и зимой я занимаюсь спортом. Самопроверка по слайду. | Выполнение заданий Слайд 18 Слайд 19(Ответы для взаимопроверки) 1. (О: О, О, О, О ). 2. (и О, и О, и О — О). 3. (О: О, О, О — ….) 4. (О, например: О, О) 5. (О, О, О — О). 6. (О: О, О, О, О — ….) МІN -1 MAX -6 |
Закрепление материала (самостоятельная работа 3 по учебнику) 5мин. | Прочитать текст 1 команде: составьте вопросы 2 команда: выпишите из текста предложения с однородными членами предложения | Выполнение задания.Слайд 20 МАХ - 1 СКВОРЕЦ Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса! Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа. (К. Паустовский.) |
Творческая работа | На экране картина с весенним пейзажем: – Составьте небольшой текст по данной картине, используя предложения с ОЧ, с обобщающими словами при ОЧ. Употребил 1 предложение с ОЧ - 1 балл, 2 предложения - 2 балла, более 3 предложений -3 балла | Слайд 21 Работа над сочинением-миниатюрой. МІN -1 MAX -3 |
Рефлексия- 1 мин. | – Чем мы занимались на уроке? Какие правила повторили? Чему научились? – Какие затруднения вы испытывали? – Какие вопросы ещё необходимо проработать? | Слайд 22 Ответы на вопросы |
Домашняя работа | Стр. 150 упр. 5 переписать предложения, вставляя обобщающие слова и стр. 154 упр. 4 по схеме составить предложение. | Слайд 23 Использую схемы составьте предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. |
Подведение итогов. Оценки 1- мин. | Подведем итог урока. Все вы неплохо потрудились, выполнили много заданий, а оценки за урок вы поставите себе сами. Подсчитайте баллы, которые вы набрали за урок. Критерии оценки вы видите на слайде – Оценки за творческую работу вы узнаете на следующем уроке. | Слайд 24 21-25 баллов – оценка «5» 15-20баллов – оценка «4» 9-14балла – оценка «3» |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.Через лес проходит узкая длинная заснеженная тропинка. -
2. Снег тихо ложился на поля на кусты на деревья. -
4.Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах.-
Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой.
1. Старайся читать разные книги сказки стихи басни фантастику.
2. И старики и взрослые и дети все любят читать хорошие книги.
3. Всё поля небо кусты морозный туман окрасилось розовым цветом..
4.Некоторые грибы очень ядовиты например бледная поганка мухомор.
5. Среди птиц, насекомых в сухой траве одним словом всюду чувствовалось приближение весны.
Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
(К. Паустовский.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------