Образовательные – формировать знания обучающихся о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий; обозначить роль религии в современном мире.
Воспитательные – формировать у обучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем; приобщать обучающихся к нравственно-духовным ценностям; побуждать обучающихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.
Развивающие – развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Религия как феномен культуры»»
Тема урока: «Религия как феномен культуры»
Цель урока: раскрыть понятие «религия» как явление общественной жизни.
Задачи урока:
Образовательные – формировать знания обучающихся о сущности религии и основных отличительных особенностях мировых религий; обозначить роль религии в современном мире.
Воспитательные – формировать у обучающихся толерантность к проявлениям противоположных взглядов, корректность в обсуждении мировоззренческих проблем; приобщать обучающихся к нравственно-духовным ценностям; побуждать обучающихся к рефлексии собственной познавательной деятельности.
Развивающие – развивать коммуникативные навыки, умение извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять проблему и оценивать различные точки зрения.
Тип урока:
Комбинированный.
Вопросы урока:
1.Что такое религия?
2.Какую роль и функции она выполняет?
3.Какие виды религий известны человечеству?
4.Что такое мировые религии?
5.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиозаписи, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.
Используемые технологии:
Проектно-исследовательская технология.
Информационно-коммуникационная технология.
Обучение в сотрудничестве.
Технология создания благоприятной атмосферы.
Межпредметные связи:
Обществознание, история.
Ход урока.
Эпиграф урока:
«К Богу приходят не экскурсии с гидом,
а одинокие путешественники»
В.Набоков
I. Введение
1. Преподаватель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.
Слайды №1, 2 Презентации.
2. Вводное слово преподавателя.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Рассказ о роли религии.
Слайды № 3, 4.
II. Основная часть
1. Этап. Повторение изученного.
Вопросы для студентов сопровождаются картинками на слайдах.
Какие основные функции имеет религия?
На какие виды подразделяются религии?
Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?
Слайды № 5. 6, 7. Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем – его род) – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)
Слайды № 8, 9. (от франц. fetiche – идол, талисман), культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты – вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)
Слайд № 10, 11. (от лат. anima, animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. (АНИМИЗМ)
Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
Что вам известно о религиях в современном мире?
2 этап. Изучение материалов урока.
Слово предоставляется группам экспертов обучающихся, подготовивших сообщения о мировых религиях. Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию. См. варианты презентаций студентов Буддизм, Христианство, Ислам.
По ходу сообщений группа заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у студентов и вклеивается в рабочую тетрадь.(См. Приложение 1, таблица 1, распечатывается заранее и раздаётся).
3 этап. Работа с документами.
Группа делится на подгруппы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды. (См. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.) Далее предлагается обобщить только что полученную информацию по вопросам, предложенным к документам.
Изучение документов проходит под духовную музыку русских композиторов.
Пояснения к отрывку из Библии:
Слово – ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).
Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.
Валеопауза. Гимнастика для глаз:
-Посмотрите на самую дальнюю от вас точку.
-На ближнюю точку.
-Влево.
-Вправо.
-Закройте глаза.
4 этап: Закрепление и обобщение.
После работы с текстом документа и валеопаузы группы учащихся дают ответы по своим заданиям.
Почему данные религии названы мировыми?
К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?
Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
Каковы между ними различия?
Что такое «свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?
III. Заключение
Возможно предложитьстудентам самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:
– Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?
Технологическая карта урока.
Этапы
Формы и методы
Время
Вовлечение студентов в учебную деятельность
Организационный момент, вводное слово преподавателя, обозначение значения изучаемой темы и целей урока.
2 мин.
Получение новых знаний в ходе лекции беседы
Организация деятельности по изучению нового материала.
План изучения нового материала:
Сущность религий.
Многообразие религий. Мировые религии.
Буддизм.
Христианство.
Ислам.
О религии. Думаем, анализируем, размышляем…
Роль религий в современном мире.
По ходу изложения нового материала, студенты записывают на листочках 5 различных вопросов и заданий к ним (игра «Дерево познания»). После изучения материала они прикрепляются к специально изготовленному «дереву» для использования на следующем занятии в качестве опроса домашнего задания по теме «Ранние формы религии»». Предполагается 5 минутная физическая минутка.
45 мин.
5 мин.
3. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов
1) Ознакомление с видео- и слайдотчетами студентов о мировых религиях. 2) Подведение итогов конкурса творческих работ.
15 мин.
4. Контроль знания и навыков студентов по изученной теме
Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1) Работа в парах «Сильный – слабый» (работа группы над заполнением таблицы). 2) Индивидуальное выполнение заданий (работа с документами, сопровождаемая ответами на поставленные вопросы) с использованием теста Excel). 3) Анализ некоторых работ.
15 мин.
5. Подведение итогов занятия. Домашнее задания.
1) Заключительная беседа.
2) Выставление оценок.
3) Домашнее задание. Комментирование.
8 мин.
Домашнее задание:
Подготовить сообщение по теме: «История религий в России».
Приложение 1. Мировые религии
Название религии, ее основные направления
Время
возник-
новения
Численность верующих
В каких странах и регионах наиболее распространена