kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по обществознанию (включая экономику и право) "Религия как феномен культуры. Мировые религии."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка данного урока способствует воспитанию уважения к истории и религии своей страны, а так же к религиозным воззрениям других народов, формированию толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию; воспитывает чувство доброжелательности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока по обществознанию (включая экономику и право) "Религия как феномен культуры. Мировые религии."»

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по учебной дисциплине «Обществознание

(включая экономику и право)»



Тема «Религия как феномен культуры. Мировые религии»










Разработала:

Преподаватель

общественных дисциплин

Коновалова О.В.








2016 г.



Тема урока: «Религия как феномен культуры. Мировые религии.».

Цели урока:

Образовательные: Определить роль религии как одной из форм культуры, углубить и обобщить знания обучающихся о мировых религиях, изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия, научить обучающихся анализировать и обобщать полученную информацию, 


Развивающие: способствовать формированию умения мыслить и выражать свои мысли в речи; собствовать развитию логического мышления; систематизировать знания.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к истории и религии своей страны, а так же к религиозным воззрениям других народов, формированию толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию; воспитывать чувство доброжелательности.

Методы обучения: Словесный метод, проблемно-поисковый, наглядный, методы стимулирования познавательного интереса к обучению, метод письменного взаимоконтроля и самоконтроля деятельности студентов.


Средства обучения: доска, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Религии мира», 

Ход урока

1.Организационная часть

1.1.Выявление отсутствующих студентов

1.2.Организация внимания и готовности студентов к уроку.

2.Вводно-мотивационная часть урока

2.1.Проблемное  задание для определения темы урока через перспективные знания обучающихся по данной теме.

На доске написаны слова, посмотрите внимательно и подумайте, к какому определению их можно отнести ( храм, атеизм, добро, духовные ценности, буддизм, вера в Бога, заповеди, христианство, ислам, мир).

Говорить мы будем сегодня о религиях и не просто о религиях, а мировых религиях, поэтому тема нашего урока звучит так: Религия как феномен культуры. Мировые религии. На этом уроке нам предстоит познакомиться с разновидностями мировых религий, историей их возникновения, через культуру различных религий учиться быть терпимыми, воспитанными и доброжелательными.

2.2.Вызов интереса к теме через прослушивание и осмысление стихотворения о милосердии:

За боль умей благодарить ,
Умей понять других тревогу .
Умей скорбящим скорбь дарить ,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом ,
Убогого умей понять ,
Он как и ты ,дарован небом .
Обиды все забыть сумей ,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить ,любить умей ,
Жить по -другому невозможно!

Ответьте на вопросы:

- О чём говорится в стихотворении?(о добре, о милосердии, о терпимости)

- К кому нужно проявлять эти чувства? ( К людям, живущим рядом с нами. К людям! Других национальностей, другого вероисповедания).

3. Этап усвоения новых знаний.

3.1.Введение.

Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Все люди, живущие на Земле во что-то верят. Одни верят в Бога, другие в то, что его нет, третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера – часть мировоззрения человека, его жизненная позиция, убеждение.

Многие думают, что религия –это вера в Бога, но это не совсем так.

Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.


Основания религии

- традиции и обычаи ;

- вера в Бога,

- священные книги


3.2.Игра «Дополни выражение»

Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении. Давайте прежде чем перейти к изучению разновидностей религий вспомним некоторые такие выражения:


  • «Олух царя …………..небесного»

  • «Запретный плод ………….сладок»

  • «Ну, с Божьей ………..помощью!»

  • «На Бога надейся, …………..но и сам не оплошай»

  • «Живу как ……..в раю!»

  • «Свято место …………пусто не бывает».

  • «Начнем, пожалуй, …………….помолясь»

  • «Ну прямо божья …………благодать!»

  • «Креста на тебе ………..нет!»


3.3.Знакомство с видами мировых религий.

Различают множество различных религий: родоплеменные, национально – государственные и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих.

Национальные религии (слайды)

Конфуцианствоучение великого мыслителя и педагога Конфуция. Идея этой религии заключается в необходимости постоянного совершенства человека, общества, государства. Главный принцип идеологии Конфуция – жесткое распределение социальных ролей и функций: “Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником”. Важнейшим регулятором жизни общества Конфуций считает строгое, безусловное повиновение старшим.

Даосизм – происходит от слова “Дао” (путь, закономерность, учение, правда). Основатель Лао-Цзы. В даосизме нет веры в бессмертие души как таковой. Смерть тела влечет за собой смерть духа.

Синтоизм – национальная религия японцев. Синто означает “путь богов”. Представители данной религии очень чтят культ предков, почитают духов, божества природы.


    1. Доклады студентов и дополнения преподавателя

Общие признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей 

  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов.

  3. Достаточно развитые религии имеют свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

4. Все мировые религии учат нас милосердию, терпимости, добру.

3.5. Заполнение таблицы по ходу сообщений обучающихся.

Сейчас мы познакомимся с мировыми религиями, а чтобы не забыть и систематизировать наши знания –воспользуемся таблицей, которую будем заполнять в ходе урока:

Мировые религии

Основные признаки

Будизм

Христианство

Ислам

Православие

Католицизм

Время возникновения

4-5 век до н.э.

в I н.эв 11 веке раскол

В7 веке н.э.

Основатель религии

Сиддхарта Гаутама

ИисусХристос

Мухамед- посланник Аллаха

Главное учение

Воплощение наивысшего духовного развития Жизннь и страдания неразделимы из-за страстей, возрождение после смерти в новом виде.

Идея греха и спасения души

Жизнь-это прохождение испытаний и приготовление к загробной жизни

Священные книги

Тапитака

Библия

Коран

Районы распространения

Индия, Китай,в Монголия, Корея Япония Монголия, Вьетнам , Россия (Бурятия)

Россия, Грузия, Белоруссия, Греция

Италия, Испания, Португалия

Албания, Македония, Пакистан, Саудовская Аравия


Буддизм

Доклад ученика

Буддизм – мировая религия,

Буддизм возник в Индии в VI - V веках до н. э., в настоящее время в мире около 500 млн. приверженцев буддизма. Ее основателем считается Сиддхартха Гаутама.

В буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь есть страдание. Избавление от жизненных страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее.

Сиддхартха Гаутама указал путь избавления от него.

Этот путь состоит из восьми стадий.

• Правильное понимание помогает увидеть мир таким, какой он есть.

• Правильные устремления - это доброта и сострадание.

• Правильная речь- отказ ото лжи и сплетен.

• Правильное действие - не причинять вреда живым существам, не воровать, не блудить, не употреблять алкоголя и наркотиков.

• Правильный образ жизни – честная и праведная жизнь.

• Правильное учение – надо осознать, чего можно добиться, и приложить к тому усилия.

• Правильное внимание – внимание к тому, что происходит внутри человека и вокруг него.

• Правильное сосредоточение – направить мысли на медитацию и любое совершаемое дело.

Свод священных книг буддистской религии носит название Типитака.

В РФ буддисты преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.


Дополнение учителя

По преданию, в давние времена в семье правителя небольшого государства на севере Индии родился мальчик Сиддхартха Гаутама.

Еще до рождения мальчика, его маме приснился странный сон. Во сне царица увидела белого слона. Мудрец поведал, что этот сон предвещает рождение сына, который либо будет царем и завоюет мир, либо станет отшельником и познает истину. Царь не хотел, чтобы его наследник стал отшельником и окружил сына роскошью и красотой.

Однажды Сиддхартха решил объехать свое будущее царство. Вдруг он приметил человека, едва державшегося на ногах и опиравшегося на клюшку. Это был старец.

- И я буду таким?! – с ужасом воскликнул Сиддхартха и замолчал, впервые задумавшись о том, какая ему уготовлена участь.

Затем он увидел человека, страдающего от болезни. Он приказал повернуть колесницу домой, но путь им преградила похоронная процессия. Он узнал, что человек умирает. У самых ворот дворца у края дороги сидел отшельник. Казалось его лицо светилось мудростью и спокойствием.

Сддхартха прибыл во дворец в горестных раздумьях и размышлениях, которые более не оставляли его.

Когда Сиддхартхе исполнилось 29 лет, он ушел из дворца в поисках ответа на вопрос: как избавить людей от страдания?

Долгие годы он жил как аскет, решив, что физические ограничения приблизят его к пониманию истины. Он совсем обессилил и, измученный холодом, потерял сознание. Когда пришел в себя, понял, что выбрал ошибочный путь.

Тогда он сел под дерево бодхи (дерево пробуждения) и погрузился в глубочайшую медитацию.

И к нему пришло просветление.

Христианство

Доклад ученика

Христианство – мировая религия, возникшая в I в. В восточной провинции Римской империи- Палестине. В основе этой религии лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем его пришествии.

Общий признак христианства – вера в Иисуса Христа, имеющего три ипостаси: Бога-отца, Бога- Сына и святого Духа.

Главный источник вероучения – священное писание - Библия. Библию называют Книгой Книг. Христианин обязан, во-первых, знать закон Божий, свою веру, а во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди.

Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Основная идея христианства – идея греха и спасения души человека. Люди грешны перед Богом и именно это уравнивает их всех.

В 11 веке христианство раскололось на православие и католицизм. В 16 веке в результате так называемой реформации от католиков откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть Папы римского. В настоящее время христианство является самой распространенной религией на Земле, его исповедует около 2 млрд. человек.

Православные исповедуют в России, Грузии, Белоруссии, Греции

Католики в Италии, Испании, Португалии и мн. других странах.


Христианство

Дополнение учителя

По христианскому преданию, о рождении Мессии узнали простые пастухи и мудрецы – звездочеты (волхвы). Следуя за путеводной звездой, они достигли Вифлеема, где поклонились новоржденному Иисусу, принеся ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну (смирна, или мира, - ароматическое масло).

Православные традиции

Существенное отличие православных от других христиан заключается в вопросе о происхождении святого духа. Православные считают, что он произошел только от Бога-Отца, в то время как католики считают, что он исходит и от Бога – Сына и от Бога – Отца.

Во время православной службы (литургии) прихожане стоят. Литургию проводит только священник. Посвящают в религию троекратным погружением в купель. Вину можно искупить чтением молитв, земными поклонами, усиленным постом. В православии предусмотрены 4 многодневных поста, 3 однодневных и постными днями являются все среды и пятницы. Во время постов запрещаются белки животного происхождения. Брак церковь разрешает только между православными. Священник имеет право вступить в брак 1 раз в жизни, монахи принимают обет безбрачия.

Католичество. Традиции в католичестве

В отличие от православных католики верят, что Святой Дух исходит и от Бога-сына, и от Бога-Отца. А еще католики верят в то, что между раем и адом существует чистилище, где грешники могут очиститься от грехов. Во время католической службы (мессы) прихожане сидят, только общая молитва осуществляется стоя. Во время мессы звучит органная музыка, но сейчас стала возможна модернизация музыки, возможно песнопение под гитару, джазовая аранжировка и т.п. Католики посвящают в религию троекратным окроплением святой водой. Католические священники носят целибат – обет безбрачия.

Соблюдения постов не обязательно, запретов в еде нет.

Отношение к женщине такое же, как у православных. В церковь женщинам запрещено приходить в брюках, коротких юбках, с непокрытыми головами, голыми руками, но вне церкви запретов на одежду нет. Брак в католичестве разрешен между любым христианами, а также с неверующими. Все католики организационно едины и подчинены Папе римскому.



Ислам

Доклад ученика

Ислам – самая молодая по времени возникновнеия мировая религия, возникшая в первой половине VII в. На Аравийском полуострове и получившее распространение во многих странах Азии и Африки, в Албании, Македонии, Пакистане, Саудовской Аравии. Главный догмат ислама провозглашает существование единого и неделимого бога – Аллаха.

По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют мусульманством. Но по другой версии, "ислам", "мусульмане" происходят от слова "покорность" Богу – Аллаху.

Основные принципы ислама изложены в Коране. Он представляет собой собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.

В современном мире насчитывается 1 млрд. 188 млн. мусульман.

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относится чтение Корана, который должен быть в каждой семье.

  • Ислам из вышесказанного учит своих последователей милосердию.

Ислам

Дополнение учителя

В 571 году в Мекке родился мальчик. Дед назвал его Мухоммадом, Что в переводе с арабского значит «похвальный».

В те времена был такой обычай отдавать маленьких детей на воспитание в семьи бедуинов, живших в пустыни. Там малыши питались свежим верблюжьим и козьим молоком, спелыми финиками, дышали чистым воздухом. Богатые мекканцы щедро платили бедуинам за это.

Но Мухаммада никто из бедуинов не хотел брать. Ведь у мальчика не было отца и за его содержание могли не заплатить. И только женщина по имени Халима взяла младенца в свою семью. Здесь все его любили и он прожил в этой семье первые пять лет.

Воспитанием мальчика занимался его дед . После смерти деда заботился о Мухаммаде его дядя . Он был торговцем и часто брал мальчика с собой.

Однажды они встретили Христианского монаха. Он узнал в Мухаммаде пророка, чье пришествие было предсказано в древних Писаниях иудеев и христиан.

Мальчик взрослел, не боялся никакой работы, был честен, справедлив и порядочен. Мухаммад стал Халифом – Так в Аравии называли людей, которые верили в Единого Бога, жили благочестивой жизнью.

Однажды Мухаммад уединился для молитвы на невысокой горе близ Мекки. К нему явился ангел, который стал диктовать ему священные тексты и объявил ему, что он – посланник Бога.

Мухаммад не сразу поверил в свою пророческую миссию, считая себя недостойным. Однако, его жена Хадиджа убедила его, и Мухаммад начал проповедовать среди мекканцев.

Он призывал людей уверовать в Единого Бога (по – арабски Аллах).

Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии

4.Закрепление по карточкам –задания:

1.Найдите соответствие между понятиями и определениями.

Вопрос

Ответ

Проверка

1.Основателем этой религии принято считать принца Сиддхартху  Гаутаму

Коран


2.Название этой религии имеет множество значение, и буквально переводится как «МИР»

Христианство


3.Одна из трёх мировых религий, возникшая в начале  1 в. н. э. в Римской империи и существующая в трёх основных направлениях:православие, католичество, протестантство.

Буддизм


4. В 18 веке в Бурятии появились представители раскольничьей христианской церкви - древлеправославия (старообрядчества). Здесь они получили название …

Тибет


5.Буддизм в форме ламаизма пришел в Забайкалье из…

Шаманизм


6.  Одна из древнейших религий в Бурятии.

Культ


7. Религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами.

Ислам


8.Эта священная книга состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов).

Семейские


2.Подберите пару: город или страна-определение.

Вопрос

Ответ

Проверка

1. В какой части региона мира  в основном исповедую православие

в) Европа


2. В какой стране наиболее распространен протестантизм

б) Ватикан


3. Определение государство, где находится постоянная резиденция главы католической церкви Римского папы

г) Казахстан


4. Наиболее прочные позиции христианства сохраняется в странах

д) Саудовская Аравия


5. Страна с наибольшим числом мусульман

е) Канада


6. На территории какого современного государства в 988 году произошло Крещение Руси

ж) Тыва


7. На территории этого государства находится храм Святой Софии, изначально бывшей православным собором, в последствии мечетью, сегодня это музей.

з) Восточная Европа


8. В какой стране возник Ислам

и) Индонезия


9. В каком государстве СНГ  священным днем для мусульман  является пятница

к) Турция


10. На территории  какой Республики в России традиционно исповедуют буддизм

а) Украина


3.Определите, какая религия является господствующей в указанных странах.

Страна

Ответ

Проверка

1.Иран



2.Швеция



3.Израиль



4.Тунис



5.Россия



6.Латвия



7.ОАЭ



8.Перу



9. Монголия



10.Украина



11.Армения



12.Япония



13. Дания



14. Китай



а) Христианство,  б) Ислам, в) Буддизм,  г) Конфуцианство,  д) Синтоизм,

е) Индуизм, ж) Иудаизм.



5.Итог урока:

Теперь мы видим, что в каждая религия учат нас праведной жизни, в которой не будет места, убийствам, насилию, воровству, лжи.

Современная Россия - многонациональное государство, поэтому толерантность- необходимое условие стабильности общества. А для того, чтобы не задеть интересы и верования других людей, необходимо знать основы их образа жизни, их веры.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание:

Подготовить реферат на тему «Мировая религия»



11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коновалова Ольга Владимировна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства