Эпиграф:В человеке все должно быть прекрасно: и мысли, и
душа, и чувства, и одежда. А.П.Чехов Цель: - Ознакомление учащихся с понятиями «вежливость», « общение» как с общечеловеческими ценностями;
- развитие умения общаться с людьми, правильно использовать в своей речи слова приветствия, благодарности; развитие способности радоваться и радовать других;
- формирование представления о важности и необходимости соблюдения нравственных норм во всех сферах жизнедеятельности человека, потребности быть вежливым, придерживаться принятых в обществе нравственных принципов в поведении, в общении с людьми; воспитание культуры поведения с учетом правил этикета.
Наглядность: слайды, интерактивная доска, тексты, стихотворение, песня « Улыбка»
Методы: Словесный, наглядный, частично – поисковый.
Ход урока:
1. Орг. момент. – подготовка к уроку
- отметка отсутствующих
- запись даты на доске
2. Подготовка к восприятию урока
Стих: Кто произносит их с трудом,
А кто – легко и просто.
Без этих слов не входят в дом,
Ни взрослый, ни подросток.
И в добрый, и в недобрый час
Они повсюду с вами,
Вы сынова встретитесь сейчас
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи « Праздник вежливых слов »»
Тема: Развитие речи « Праздник вежливых слов »
Эпиграф:В человеке все должно быть прекрасно: и мысли, и
душа, и чувства, и одежда. А.П.Чехов Цель: - Ознакомление учащихся с понятиями «вежливость», « общение» как с общечеловеческими ценностями;
- развитие умения общаться с людьми, правильно использовать в своей речи слова приветствия, благодарности; развитие способности радоваться и радовать других;
- формирование представления о важности и необходимости соблюдения нравственных норм во всех сферах жизнедеятельности человека, потребности быть вежливым, придерживаться принятых в обществе нравственных принципов в поведении, в общении с людьми; воспитание культуры поведения с учетом правил этикета.
Наглядность: слайды, интерактивная доска, тексты, стихотворение, песня « Улыбка»
Методы: Словесный, наглядный, частично – поисковый.
Ход урока:
1. Орг. момент. – подготовка к уроку
- отметка отсутствующих
- запись даты на доске
2. Подготовка к восприятию урока
Стих: Кто произносит их с трудом,
А кто – легко и просто.
Без этих слов не входят в дом,
Ни взрослый, ни подросток.
И в добрый, и в недобрый час
Они повсюду с вами,
Вы сынова встретитесь сейчас
С волшебными словами
3.Новая тема. – вступительное слово учителя.
И так, ребята, сегодня наш урок называется «Развитие речи» А тема урока «Праздник вежливых слов»
Цель урока умения общаться с людьми. В казахской школе важно развивать устную речь, так как русскую речь мы изучаем для общения. Давайте, сегодня просто пообщаемся друг с другом. И будем мы говорить об одной очень важной ценности для человека - общения.
I Для начала надо всем дружно поздороваться и сделать легкую разминку. Слушайте меня внимательно, и повторяйте со мной, мои слова и движения-
Здравствуй, день! / поднять руки вверх, развести стороны/
Здравствуй, друг! /положить руки на плечи соседей/
Здравствуй, песен щедрый круг! / руки впереди себе, показать круг/
Здравствуй, мир! / руки вверх, показать круг над собой/
Здравствуй, век! / руки вверху покачиваются вправо – влево/
Здравствуй, добрый человек! / повернуться к соседу, и пожать ему руку/
Молодцы, ребята, очень дружно поздоровались. СПАСИБО!
А теперь, давайте, разделимся на две группы! Улыбнитесь, и сделайте хлопок перед собой, потом хлопок, соединив свою левую ладонью с правой ладошкой соседа. Посмотрите друг другу в глазки и скажите «Здравствуй! я рад видеть тебя!»
IIБлагодаря такому приветствию ребята, вы уже начали общаться. И так, кто скажет, что такое общение./ответ/ И как вы думаете , для чего надо общаться друг с другом, чем ценно для каждого из нас?
Примерные ответы:
1-группа Общение – это взаимодействие, связь между людьми: обмен навыками, умениями , опытом, информацией.
2- группа Благодаря общению мы можем поддерживать добрые отношение с друзьями, родными, взрослыми людьми, можем рассказать друг другу новости, чему-то научиться. Мы становимся лучше, потому что многому хорошему учимся друг у друга, больше узнаем.
В нашей жизни не всегда приходиться общаться только с вежливыми людьми, приходится иногда общаться и с невежливыми людьми.
III Теперь, давайте попробуем определить, кто такой вежливый человек. /один ученик рисует круг, а в нем голову улыбающегося человека/ от этого круга в разные стороны отходит несколько стрелок, там по ответом учеников записываются ответы ребят т.е качество вежливого человека.
ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Воспитан
ный
Соблюдает правила
приличия при общения
Старается понять мысли, слова,чувства
Приличный
Учтивый
Умеет уважительно
и тактично общаться с
людьми
НЕВЕЖЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Не умеет общаться с людьми
Грубый
Не соблюдает правила приличия
Неучтивый
Невежливый
IV Ребята, давайте вспомним много вежливых слов, которые мы произносим ежедневно при встрече с людьми. Вы знайте их, давайте вместе вспомним. Кто больше знает вежливых слов.
Слова – приветствия: Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день,
Сәлеметсіз бе, Қайырлы таң, Қайырлы кеш.
Слова – пожелания: Спакойный ночи, до свидание, доброго пути, будьте здоровы,будьте счастливы, до встречи. Сау болыңыз,бақытты бол, кездескенше.
Слова – просьбы: пожалуйста, я вас очень прошу, помогите мне, өтінем,сізден қатты өтінемін, маған көмектесіңізші.
Слова – извинения, прощения: извините, простите меня, я не хотел вас обидеть. Кешіріңіз, айыпқа бұйырмаңыз, мен сізді ренжіткім келмеді.
Слова – благодарности: Спасибо, благодарю вас, я вам признателен. Рахмет, мен сізге ризашылық білдірем, сізге ризамын.
V Ситуаций: Я буду вам показывать слайды, а вы подумайте и решите какие слова вам надо сказать в том или ином случае.
1. Марат проснулся утром и сказал маме . . . Доброе утро
2. Садясь за завтрак, дети сказали маме и папе. . .Прят.аппет.
3. Поев и выйдя из – за стола они поблагадорили за вкусный
завтрак. Спасибо.
4. К Ерсину и Айгерим пришли в гости. Они встретили их
словами. . . Здравствуйте. Проходите пожалуйста.
5. Шел урок вдруг зазвенел званок. Ученики быстро схватили
сумки и побежали на другой урок в другой класс.
Какие ошибки в поведении допустили
6. Приходит утром Костя в школу. У двери стоит учительница, Костя увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера видел кинокартину. какая ошибка
7. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 9 и 12 лет?
Обычно дорогу уступает первым тот, кто вежливее.
8. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики наблюдавшие за ним, подражают его походке, горбятся, еле передвигают ноги, весело смеются. Как вы оцените их поведение.
Они ведут себя очень некрасиво. Стыдно смеяться над старыми
людьми . Их надо уважать и помогать им.
9. Канат и Рина решили навестить заболевшего одноклассника, Кто первым войдет в дом? Мальчик открывает дверь и пропускает.
10. В автобусе тесно, все едут с работы. Девочка занимает свободное место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна поступить девочка?
Она должна уступить место старшим.
11. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться и тебе? Надо.
12. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время? » Какие он допустил ошибки? Мальчику не надо было кричать, а спокойно спросить. «Скажите, пожалуйста, который час?»
VI Ребята, а теперь посмотрим / послушаем/ тексты « Случай из жизни», и скажите с кем легче общаться в жизни. Вовремя чтения текста, текст прерывается, и ученики должны дать свои варианты ответов, а потом дальше читаем правильный вариант текста.
1-группа Читают слова автора В.Сухомлинского « для чего говорят спасибо»
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка.
Мальчик засмеялся:
- Вы зачем сказали ручью «Спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности . . .
Вопрос: Что ответил дедушка внуку?
- Вы зачем сказали ручью «Спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
- Это так. Если бы напился волк, он бы « спасибо» не сказал. А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно эти слова.
Как вы думаете, кому нужны слова благодарности, для чего человек говорить СПАСИБО.
ПСИХОТРЕНИНГ
Все вместе произносят слова:
Я люблю солнце, - оно любит меня !
Я люблю землю, - она любит меня !
Я люблю людей, - они любят меня !
2-группа Читают слова написанные Ы.Алтынсариным.
Как – то на одной из улиц стояли и беседовали ученый и богач. Проходивший мимо них бедняк уважительно поздоровался с ним и низко поклонился. На что ученый также ответил взаимным приветом бедняку и в ответном поклоне согнулся еще ниже, чем бедняк.
Удивленный богач спросил ученого:
- Вы такой образованный человек, а так низко раскланиваетесь перед каким – то малограмотным бедняком?
На это ученый ответил богатому…
Вопрос: Что ответил ученый богачу?
-Если уж такой малограмотный человек своим приветствием показывает свое воспитание, то тогда я, считающий себя образованным человеком, должен своим еще более низким поклоном показать ему свою образованность.
Вы правильно поняли, что приветствие-это знак признание ценности человека. А какие еще формы приветствия вы знаете (поклониться, кивнуть головой, помахать рукой, пожать руку, обняться)
VII Теперь, попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо»
Я буду называть ситуаций, а вы должны определить вежливо или невежливо.
- Поздороваться при встрече… (вежливо)
- Толкнуть, не извиниться… (невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь... (вежливо)
- Не встать, обращаясь к учителю… (невежливо)
- Не уступить место … (невежливо)
- Ответить товарищу грубо … (невежливо)
VIII . Помните, ребята, желательно вы должны соблюдать в обществе следующие правила:
Будьте спокойны и выдержены;
Уважайте себя и других;
Учитесь слушать и понимать;
Не перебивайте говарящего;
Не оскорбляйте, не обманывайте:
Не вступайте в ссору;
Учитесь признавать свои ошибки и др.
IХ.Песня «Улыбка» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского
Х.Дома: Составить диалог на следующие темы употребляя