Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа России"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого для 3 класса по программе "Школа России". Включает в себя пояснительную записку, тематический план, график контрольных работ, требования к уровню подготовки учащихся, результаты изучения курса, календарно-тематическое планирование, нормы оценок по предмету и используемая литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Школа России"»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по Русскому языку для обучающихся 3 «Г» класса составлена на основе авторской программы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосова. Русский язык — М.: Просвещение, 2014г. и утвержденной Министерством образования РФ в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования на базовом уровне и учебным планом МБОУ «Школа № 106» г. Ростова-на-Дону.
В учебном плане МБОУ «Школа № 106» на 2015 – 2016 учебный год на изучение предмета русский язык в 3 классе отводится 5 часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 173 часа в год в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Просвещение, 2014 год.
Содержание, методы, средства и формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развитию и воспитанию учащихся. В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа № 106» на 2015 – 2016 учебный год входит в образовательную область «Филология»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных УУД - личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематический план
3 -й класс (5 часов в неделю, всего – 173 ч)
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
В том числе на:
теоретические/
изучения и закрепления темы
лабораторно-практические работы, уроки развития речи
самостоятельные работы
контрольные работы
1.
Язык и речь.
2 часа
2
2
Текст. Предложение. Словосочетание.
14 часов
11
обуч. изл. -1
2
3.
Слово в языке и речи.
19 часов
16
обуч. изл. -2
1
4.
Состав слова.
16 часов
13
обуч. изл. – 1
обуч. соч. - 1
1
5.
Правописание частей слова.
29 часов
24
обуч. изл. – 2
обуч. соч. - 1
2
6.
Части речи.
76 часов
63
обуч. изл. – 5
обуч. соч. – 4
4
7.
Повторение.
17 часов
10
Изложение - 2
Сочинение - 1
1
Итого:
173 ч.
График контрольных работ и практических работ
Четверть
Дата
Тема работы
Форма (диктант, тест, комплексная работа и т.п.)
1
04.09
Текст. Предложение. Словосочетание.
Диктант (входная работа)
1
22.09
Предложение.
Диктант
1
19.10
Слово в языке и речи.
Диктант
2
12.11
Слово.
Диктант
2
09.12
Правописание корней слов.
Диктант
2
25.12
Правописание частей слова.
Диктант
3
28.01
Имя существительное.
Диктант
3
18.02
Имя существительное.
Диктант
3
15.03
Имя прилагательное.
Диктант
4
05.05
Глагол.
Диктант
4
19.05
Повторение.
Диктант (итоговый)
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Дата
Основные виды учебной деятельности
Формы, виды контроля
Домашнее
задание
по плану
по факту
Язык и речь. /2 ч/
1.
Наша речь. Виды речи.
1
01.09
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»
Фронтальный и индивидуальный опрос
С. 4 упр. 7
2.
Наш язык.
1
02.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 9 упр.9
Текст. Предложение. Словосочетание. /14 ч./
3.
Текст. Типы текстов.
1
03.09
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложение. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение» Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.
Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания, Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.
Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать текст-описание животного.
4.
Текст. Типы текстов.
Входная контрольная работа (диктант)*
1
04.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
Диктант
С. 14 упр. 16
5.
Предложение.
1
07.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».
6.
Виды предложений по цели высказывания.
1
08.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 20 упр. 26
7.
Виды предложений по интонации.
1
09.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 23 упр. 33
8.
Предложение с обращением.
1
10.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 26 упр. 36
9.
Обучающее изложение.
1
11.09
Развитие речи
Составить и записать два предложения с обращениями.
10.
Главные и второстепенные члены предложения.
1
14.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 28 упр. 41
11.
Главные и второстепенные члены предложения.
1
15.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 30 упр. 46
12.
Простое и сложное предложение.
1
16.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 32 упр.51
13.
Простое и сложное предложение.
1
17.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 34 упр.55
14.
Словосочетание
1
18.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 36 упр. 60
15.
Словосочетание
1
21.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 37 упр.63
16.
Диктант по теме «Предложение».
1
22.09
Диктант
Повтор правило
Слово в языке и речи. /19 ч/
17.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Работа над ошибками.
1
23.09
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? Который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении калиграфической задачи.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»
Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове .
Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Фронтальный и индивидуальный опрос
С. 42 упр.67
18.
Синонимы и антонимы.
1
24.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 44 упр. 74
19.
Омонимы.
1
25.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 46 упр.№ 78
20.
Слово и словосочетание.
1
28.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.48 упр. 82
21.
Фразеологизмы.
1
29.09
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 50 упр. 87
22.
Обучающее изложение.
1
30.09
Развитие речи
Составить и записать два предложения с фразеологизмами.
23.
Части речи.
1
01.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 54 упр. 92
24.
Имя существительное.
1
02.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 56 упр.96
25.
Имя прилагательное.
1
05.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 58 упр. 100
26.
Глагол.
1
06.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены.
27.
Имя числительное как часть речи.
1
07.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 60 упр.105
28.
Однокоренные слова.
1
08.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 62 упр. 111
29.
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
09.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 64 упр.116
30.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
1
12.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 66 упр. 120
31.
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь.
1
13.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 69 упр.127
32.
Обучающее изложение.
1
14.10
Развитие речи
Записать пять слов с разделительным мягким знаком и пять слов с мягким знаком - показателем мягкости согласного.
33.
Работа над ошибками.
Обобщение и закрепление изученного.
1
15.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
Подготовить проект по теме «Рассказ о слове».
34.
Проект «Рассказ о слове».
1
16.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
Рассказ о слове
35.
Диктант по теме «Слово в языке и речи».
1
19.10
Диктант
Повтор правило
Состав слова. /16 ч/
36.
Корень слова.
1
20.10
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег — бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.
Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»
Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать однокоренные слова: вариант 1 – с корнем –мор-(море), вариант 2-е корнем –гор- (гора).
37.
Как найти в слове корень.
1
21.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
Повторить изученные правила.
38.
Сложные слова.
1
22.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 78 упр.141
39 .
Формы слова. Окончание.
1
23.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 81 упр. 146
40.
Формы слова. Окончание.
1
26.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 83 упр.152
41.
Приставка — значимая часть слова.
1
27.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками.
42.
Значение приставок.
1
28.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 88 упр.163
43.
Суффикс (общее понятие).
1
29.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать десять слов с суффиксами.
44.
Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
1
30.10
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 94 упр. 176
45.
Основа слова.
1
09.11
Развитие речи
с. 92 упр.171
46.
Сочинение по картине (обучающее)
1
10.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.96 упр. 182
47.
Обобщение знаний о составе слова.
1
11.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 98 упр. 188
48.
Диктант по теме «Состав слова».
1
12.11
Диктант
Повтор правило
49.
Обобщение знаний о составе слова. Работа над ошибками.
1
13.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 99 упр.189
50.
Обучающее изложение.
1
16.11
Развитие речи
Оформить текст
51.
Проект «Семья слов».
1
17.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 99 упр.190
Правописание частей слова.
/29 ч/
52.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
1
18.11
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»
Составлять текст по репродукции
Фронтальный и индивидуальный опрос
С.105 упр.195
53.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
19.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 107 упр.200
54.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
20.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 108 упр.203
55.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
23.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать десять слов с безударными гласными в корне.
56.
Правописание слов с парными согласными в корне.
1
24.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
57.
Правописание слов с парными согласными в корне.
1
25.11
картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.
Фронтальный и индивидуальный опрос
С.113 упр.214
58.
Правописание слов с парными согласными в корне.
1
27.11
с.115 упр. 218
59
Правописание слов с парными согласными в корне.
1
27.11
Фронтальный и индивидуальный опрос
Найти и записать пословицу, в которой есть слова с изученными орфограммами.
60.
Обучающее изложение.
1
30.11
Развитие речи
Записать по пять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце и в середине слова.
61.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
01.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 117 упр.224
62.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
02.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 120 упр. 229
63.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
03.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать по пять слов с непроизносимыми согласными.
64.
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
04.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 122 упр.235
65.
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
07.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать десять слов с удвоенными согласными.
66.
Сочинение по картине (обучающее)
1
08.12
Развитие речи
Подготовиться к контрольному диктанту.
67.
Диктант по теме «Правописание корней слов».
1
09.12
Диктант
Повтор правило
68.
Правописание суффиксов и приставок.
1
10.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.125 упр.241
69.
Правописание суффиксов и приставок.
1
11.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 128 упр.247
70.
Правописание суффиксов и приставок.
1
14.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 129 упр. 251
71.
Правописание суффиксов и приставок.
1
15.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 130 упр.255
выуч правило
72.
Правописание приставок и предлогов.
1
16.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 132 упр.260
73.
Правописание приставок и предлогов.
1
17.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.134 упр. 263
74.
Правописание слов
с разделительным твердым знаком (ъ).
1
18.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.135 упр. 266
75.
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
1
21.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать по пять слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.
76.
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
1
22.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 138 упр.274
77.
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
1
23.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 141 упр.279
78.
Обучающее изложение.
1
24.12
Развитие речи
Записать десять слов с приставками. Составить и записать предложение с любым из них.
79.
Диктант по теме «Правописание частей слова».
1
25.12
Диктант
Повтор правило
80.
Проект «Составляем орфографический словарь».
1
28.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить орфографический словарь
Части речи. /76 ч/
81.
Части речи.
1
29.12
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён
существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.
Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).
Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. Писать диктант и проверять написанное.
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.
Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над
употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).
Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.
Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.
Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.
Определять начальную форму имени прилагательного.
Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).
Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.
Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 6 упр.7
82.
Имя существительное.
1
30.12
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 10 упр. 11
83.
Имя существительное.
1
11.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения. Подчеркнуть имена существительные.
84.
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
1
12.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных.
85.
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
1
13.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.
86.
Обучающее изложение.
1
14.01
Развитие речи
Выписать из орфографического словаря по пять одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
87.
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
15.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 17 упр. 27
88.
Проект «Тайна имени».
1
18.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
Тайна имени твоего - узнать
89.
Число имён существительных.
1
19.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 21 упр. 32
90.
Число имён существительных.
1
20.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 23 упр. 37
91.
Род имен существительных.
1
21.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 27 упр.44
92.
Род имен существительных.
1
22.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 30 упр. 50
93.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
1
25.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 33 упр.56
94.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
1
26.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 34 упр. 60
95.
Обучающее изложение.
1
27.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 35 упр.63
96.
Диктант по теме «Имя существительное».
1
28.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
Оформить текст
97.
Склонение имён существительных.
1
29.01
Фронтальный и индивидуальный опрос
Просклонять слова стрела, гроза.
98.
Падеж имён существительных.
1
01.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных.
99.
Падеж имён существительных.
1
02.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать словосочетания со словом книга, употребив это слово в разных падежах.
100.
Сочинение по картине (обучающее)
1
03.02
Развитие речи
Оформить текст
101.
Именительный падеж
имен существительных.
1
04.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 43 упр.76
102.
Родительный падеж
имен существительных.
1
05.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 45 упр.81
103.
Дательный падеж имен существительных.
1
08.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.47 упр. 84
104.
Винительный падеж
имен существительных.
1
09.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.52 упр.93
105.
Творительный падеж
имен существительных.
1
10.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже.
106.
Предложный падеж имен существительных.
1
11.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 54 упр. 98
107.
Обучающее изложение.
1
12.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
Развитие речи
Оформить текст
108.
Все падежи.
1
15.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 58 упр.103
109.
Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного».
1
16.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
Записать две пословицы. Указать падеж имён существительных.
110.
Сочинение по картине К.Ю.Юона (обучающее)
1
17.02
Развитие речи
Оформить текст.
111.
Диктант по теме «Имя существительное».
1
18.02
Диктант
Повторить изученные правила
112.
Проект «Зимняя страничка».
1
19.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
Повтор правило
113.
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
1
22.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.65 упр.112
114.
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
1
24.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 66 упр. 115
115.
Роль прилагательных в тексте.
1
25.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 69 упр. 121
116.
Текст-описание.
1
26.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.70 упр.123
117.
Отзыв по картине М.А.Врубеля (обучающий)
1
29.02
Фронтальный и индивидуальный опрос
Развитие речи
с. 73 упр. 126
118.
Род имён прилагательных.
1
01.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.75 упр.130
119.
Изменение имен прилагательных по родам.
1
02.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать шесть словосочетаний «имя прилагательное + имя существительное».
120.
Изменение имен прилагательных по родам.
1
03.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 80 № 138
121.
Число имён прилагательных.
1
04.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 81 № 142
122.
Число имён прилагательных.
1
07.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Просклонять имя прилагат высокая (гора).
123.
Изменение имен прилагательных
по падежам.
1
09.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Знать правило
124.
Изменение имен прилагательных
по падежам.
1
10.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать три предложения. Указать падеж имён прилагат
125.
Обобщение знаний
об имени прилагательном.
1
11.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи.
126.
Обобщение знаний
об имени прилагательном.
1
14.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать три предложения. Указать род, число, падеж имён прилагательных.
126.
Диктант по теме «Имя прилагательное».
1
15.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Развитие речи
Оформить текст
128.
Обобщение знаний
об имени прилагательном.
1
16.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Подгот к диктанту
129.
Отзыв по картине А.А.Серова (обучающий).
1
28.03
Диктант
Повтор правило
130.
Проект «Имена прилагательные в загадках».
1
29.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Имена прилагательные в загадках - найти
131.
Личные местоимения.
1
30.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения с местоимениями.
132.
Изменение личных местоимений по родам.
1
31.03
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 95 упр.162
133.
Местоимение.
1
01.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать три предложения с разными местоимениями.
134.
Местоимение.
1
04.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 97 упр.166
135.
Обучающее изложение.
1
05.04
Развитие речи
Оформить текст
136.
Значение и употребление глаголов в речи.
1
06.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.102 упр.172
137.
Значение и употребление глаголов в речи.
1
07.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 103 упр. 176
138.
Значение и употребление глаголов в речи.
1
08.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 105 упр.180
139.
Неопределённая форма глагола.
1
11.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 107 упр.184
140.
Неопределённая форма глагола.
1
12.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.108 упр. 188
141.
Число глаголов.
1
13.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.
142.
Число глаголов.
1
14.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.110 упр.193
143.
Времена глаголов.
1
15.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 113 упр.199
144.
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.
1
18.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 116 упр.204
145.
Изменение глаголов по временам.
1
19.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 118 упр.209
146.
Изменение глаголов по временам.
1
20.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени.
147.
Обучающее изложение.
1
21.04
Развитие речи
Оформить текст
148.
Род глаголов в прошедшем времени.
1
22.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 122 упр.218
149.
Род глаголов в прошедшем времени.
1
25.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 124 упр. 222
150.
Правописание частицы не с глаголами.
1
26.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.
151.
Правописание частицы не с глаголами.
1
27.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 126 упр.230
152.
Не с глаголами.
1
28.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.127 упр. 233
153.
Правописание не с глаголами.
1
29.04
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.129 упр. 236
154.
Обобщение знаний о глаголе.
1
03.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 130 зад. 3
155.
Повторение изученного
материала.
1
04.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
Подготовиться к контрольному диктанту.
156.
Диктант по теме «Глагол».
1
05.05
Диктант
Повтор правило
Повторение. /17 ч/
157.
Части речи.
1
06.05
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Фронтальный и индивидуальный опрос
Составить и записать предложение. Указать части речи.
158.
Части речи.
1
10.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
Упр 242 подготовить
159.
Обучающее изложение.
1
11.05
Развитие речи
Оформить текст
160.
Обобщение изученного о слове, предложении.
1
12.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 134 упр.246
161.
Правописание окончаний имён прилагательных.
1
13.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.135 упр.249
162.
Правописание приставок и предлогов.
1
16.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.135 упр. 250
163.
Правописание безударных гласных.
1
17.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 137 упр. 255
164.
Правописание значимых частей слова.
1
18.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
с.138 упр. 257
165.
Итоговый контрольный диктант.*
1
19.05
Диктант
Повтор правило
166.
Однокоренные слова.
Работа над ошибками.
1
20.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
с. 140 упр.263
167.
Обучающее изложение.
1
23.05
Развитие речи
Оформить текст
168.
Текст.
1
24.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
Повтор сл. слова
169.
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».
1
25.05
Развитие речи
Оформить текст
170.
Работа над ошибками.
1
26.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
Исправить ошибки
171
КВН «Знатоки русского языка».
1
27.05
Фронтальный и индивидуальный опрос
Повторить правила
172
Повторение.
1
30.05
Повторить правила
173
Повторение.
1
31.05
Требования к уровню подготовки
Планируемые результаты изучения русского языка в 3 классе
Ученик научится:
Определять части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
Различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Называть члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Ученик получит возможность научиться:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ьи ъ знаки, непроизносимые согласные, суффиксы -ик-,-ек-,ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода, нес глаголами, раздельное написание предлогов со словами, сложные слова) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (знание терминов необязательно);
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарём (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Учебно-методическое обеспечение
Класс
Учебники (автор, год издания, издательство)
Методические материалы
Материалы для контроля
3 класс
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Канакина В. П., Фомичёва Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.
Учебно-техническое обеспечение
№ п/п
Средства
Перечень средств
1.
Учебно-лабораторное оборудование и приборы
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку ( в том числе и в цифровой форме).
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс.
- Комплект таблиц "Русский язык 3класс" (9 таблиц) с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.).
Содержание комплекта:
1. Мягкий знак после шипящих.
2. Правописание непроизносимых согласных в корне.
3. Род имен существительных. Число имен существительных.
4. Род имен прилагательных.
5. Число имен прилагательных.
6. Правописание окончаний имен прилагательных.
7. Правописание НЕ с глаголами.
8. Части речи.
9. Разделительный Ъ знак.
- Комплект таблиц "Словарные слова" (5т.)
с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.).
Содержание комплекта:
1. Словарные слова с непроверяемыми гласными 1
2. Словарные слова с непроверяемыми гласными 2
3. Словарные слова с непроверяемыми гласными 3
4. Словарные слова с двойными согласными.
5. Словарные слова с непроверяемыми согласными.
- Комплект таблиц "Основные правила и понятия 1-4 класс"
Содержание комплекта:
1. Части речи.
2. Состав слова.
3. Члены предложения.
4. Образец фонетического разбора.
5. Алфавит (азбука)
6. Приставки пиши слитно.
7. Суффиксы.
2.
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
Классная доска
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экспозиционный экран
3.
Цифровые образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
http://www.classmag.ru
http://nachalka.seminfo.ru
http://www.maths-whizz.ru
Список используемой литературы
№
Наименование
Автор
Издательство и год издания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Словарные слова.
Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы.
Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника.
Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов.
Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс.
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Пасынок Ю. Ю.
М. В. Славная
М. В. Славная
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
М.: АСТРЕЛЬ, 2005.
М.: Первое сентября, 2005
СПб: Литера, 2004
СПб: Литера, 2004
М.: АСТРЕЛЬ, 2005
М.: Первое сентября, 2004
Нормы оценок работ обучающихся по русскому языку.
Критерии и нормы оценивания по данному предмету зафиксированы в методических рекомендациях объединения учителей начальных классов.