Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (4 часа в неделю, 140 часов в год)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2018г.№1
Введено приказом от 31.08.2018г. №168
Директор МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ
____________________________В.Д. Скотарь
Рабочая программа
по русскому языку для 7д класса (4 часа в неделю, 140 часов в год)
Составитель: Щербакова Н.В., учитель русского языка и литературы первой кв. категории.
«Согласовано»
Заместитель директора________ Н.А. Ионова от 28.08.2018г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от 28.08.2018г. №1.
Руководитель МО ___________Н.В. Щербакова
г. Елабуга
2018г.
Планируемые результаты изучения предмета в 7 классе
Название раздела
Предметные результаты
ученик научится
ученик получит возможность научиться
Русский язык как развивающееся явление
объяснять орфограммы, подбирать синонимы
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста
Повторение изученного в 5-6 класссах
конструировать предложения;
расставлять знаки препинания при обращении и конструировать предложения;
расширять основные лексические понятия;
различать разные виды разбора
понимать фонетические понятия;
орфографическим умениям и навыкам;
производить морфемный и словообразовательный разборы;
производить морфологический разбор частей речи
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста
Морфология Орфография
Культура речи Причастие.
определять признаки глагола у причастия; определять признаки прилагательного у причастия; склонять причастия, определять главное и зависимое слово в словосочетании; находить действительные и страдательные причастия в тексте отличать виды причастий друг от друга; находить в тексте страдательные причастия; формировать навык написания НЕ с причастиями; формировать навык написания букв е-ё в суффиксах страдательных причастий
определять гласные в окончаниях причастий; графически обозначать причастный оборот на письме, находить в тексте;
находить в тексте действительные причастия настоящего и прошедшего времени;
отличать действительные и страдательные причастия друг от друга;
находить в тексте краткие страдательные причастия;
выбирать гласную перед Н в полных и кратких страдательных причастиях;
формировть навык написания Н и НН в страдательных причастиях;
отличать причастия от отглагольных прилагательных;
выполнять морфологический разбор причастий
Деепричастие
определять морфологические признаки у деепричастий
распознавать частицу НЕ и приставку НЕ- в деепричастиях;
распознавать деепричастия несовершенного вида и совершенного вида;
формировать навык постановки запятой при деепричастном обороте;
производить морфологический разбор деепричастия;
Наречие
определять синтаксическую роль наречия;
определять смысловые группы наречий;
определять способы образования наречий;
образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени;
Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ;
Междометие
находить междометия в тексте;
определять грамматические признаки междометий в предложениях;
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
знать разделы науки о языке;
определять стили речи;
использовать основные орфографические умения и навыки;
определять лексическое значение слов;
производить морфемный и словообразовательный разборы;
производить морфологические разборы частей речи;
конструировать предложения с различными знаками препинания
Содержание учебного предмета
Название раздела
Содержание материала
Кол-во
часов
Введение. Русский язык как развивающееся явление
Особенности развития русского языка; понятия: «русский литературный язык», «литературная норма», «изменчивость норм языка»
1ч
Повторение изученного в 5-6 классах
Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Диалектная фразеология, её использование в устной речи и фольклоре. Фонетика и орфография. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.
13ч
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
32ч
Деепричастие
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
9ч
Наречие
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и –е, не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
19ч
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
4ч
Служебные части речи. Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
12ч
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
14ч
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
17ч
Междометие
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
3ч
Повторение и систематизация изученного в 5-7 кл.
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика, фонетические нормы Лексика. Фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Морфологический разбор. Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация. Пунктуационный разбор.
16ч
Итого
140
Календарно-тематическое планирование
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов.,Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2013)
Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах»
Пояснительная записка
Контрольный диктант по русскому языку является эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 5-6 классы.
Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися 7 класса курса русского языка за предыдущие годы обучения.
Входной диктант по русскому языку в 7 классе представляет собой контрольный диктант с грамматическим заданием: морфологическим разбором слов, обозначением орфограммы, составлением схем предложений.
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(108 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..
3) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – услышите;
2 вариант – доносились.
4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.
.
Контрольный диктант №2 по теме «Причастие».
Пояснительная записка
Контрольный диктант по русскому языку является эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского
Данный контрольный диктант проводится с учащимися 7 класса общеобразовательной школы.
Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися 7 класса курса русского языка по теме «Причастие».
Грамматическое задание составлено для двух вариантов и позволяет проконтролировать уровень освоения учащимися отдельных пройденных тем .
Работа рассчитана на 45 минут (1 урок), выставляется 2 оценки: за диктант и грамматическое задание .
Контрольный диктант по русскому языку в 7 классе представляет собой диктант с грамматическим заданием, в котором представлены различные лингвистические разборы ( синтаксический, морфологический, морфемный)
У моря
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно - розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)
Грамматическое задание
Разберите предложения по членам:
1 вариант – Мальчики, утомлённые…
2 вариант – Их головы спрятались…
Укажите состав слов:
1 вариант – колышущегося, пропитанная
2 вариант – тянувшаяся, плещущееся
Морфологический разбор одного причастия.
Контрольная работа №3 в формате ГИА по теме «Деепричастие»
Пояснительная записка
Данная контрольная работа состоит из диктанта и грамматического задания в форме ГИА.
Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися 7 класса курса русского языка по теме «Деепричастие».
Грамматическое задание в формате ГИА составлено для двух вариантов и позволяет проконтролировать уровень освоения учащимися пройденных тем .
Диктант
1. В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 2. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. 3. Волки нехотя поднимались, тыкались в неё холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. 4. Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
5. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, не разбирая дороги, затряслись старики. 6. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
7. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. 8. Снег в лучах луны блестел алмазами. 9. От деревни послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. 11. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.
(128 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание в форме ГИА
I вариант
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастия образуются только от глаголов.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
4) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) висевший
2) размахнувшись
3) покинуты
4) падающего
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.
Грамматическое задание в форме ГИА
II вариант
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастие не изменяется.
2) В предложении деепричастие является дополнением.
3) Деепричастие обозначает добавочное действие.
4) Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) зависевший
2) болтающего
3) коснувшись
4) напечатано
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
10. Определите разряд наречия в предложении: «Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшися до миски»
А) меры и степени Б) образа действия
11. Установите соответствие слитного-раздельного написания НЕ с наречием
1) Яблоко от яблони (не)далеко падает.
2) (Не)мудрено взять, а мудрено дать.
3) (Не)правдой нажитое впрок не пойдет
4) (Не)в службу, а в дружбу
А) Слитно Б) Раздельно
12. Укажите наречия с буквой О на конце:
А) направ…; запрост…; влев…
Б) изжелт…; добел…; справ…
13. В какой цепочке слов пишется одна Н?
А) нечаян…о, медлен…о, торжествен…о
Б) безжалостн…о, сильн…о, трепетн…о.
14. Найдите случаи использования дефиса:
А) (по)больше Б) (по)царски В) (по)моему мнению
15. Найдите случай слитного написания:
А) (в)крутую сваренные яйца Б) (в)крутую попал переделку
16. Найдите предложение с наречием, пишущимся слитно:
А) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.
Б) Не разговаривай (во)время еды – наделаешь беды!
17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.
18. Выпишите наречия из предложения: Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода и земля гулко звенит под ногами.
19. Составьте предложения с парами слов: навстречу – на встречу
20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.
Контрольная работа №5(тест) по теме «Союзы и предлоги»
1 вариант
А1. Укажите неверное утверждение.
а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
А2. Укажите пример с союзом.
а) Уйти, чтобы вернуться;
б) бродить по парку;
в) вследствие быстрого течения.
А3. Укажите пример с сочинительным союзом.
а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
А4. Укажите пример с простым союзом.
а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
А5. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.
а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.
А6. Укажите предложения, где перед союзом и запятая не ставится (знаки не расставлены.) а) Слышалась тихая тягучая и заунывная песня.
б) Пели соловьи и из полей доносился крик перепелов.
в) Сквозь мглу трудно было разглядеть и цвет и очертания предметов.
А7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
а) Птицы то(же) ведут себя по-разному, когда идет снег.
б) Артемке было приятно, что его заметили, в то(же) время неловко.
в) В то(же) воскресенье мы поехали в музей.
А8. Укажите неверное высказывание.
а) Предлог соединяет части сложного предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.
А9. Укажите словосочетания с производными предлогами.
а) Из далекой страны; г) благодаря выпавшему снегу;
б) находился в течение дня; д) без хорошего друга;
в) проехали мимо музея; е) вздрогнул от неожиданности.
А10. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.
а) (В) близи; г) (на)встречу;
б) (в) продолжение; д) (по)мере;
в) из(за); е) (в)следствие.
А11. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?
а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.
А12. В каких словосочетаниях надо употребить предлог из?
а) Вернуться ... школы; в) вернуться ... магазина;
б) вернуться ... реки; г) вернуться ... улицы.
А13. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.
а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.
В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.
Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой.
В2. Из данного предложения выпишите сочинительный соединительный составной союз.
Третьяковская галерея – не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.
С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.
Контрольная работа по теме «Союзы и предлоги»
Тестирование
2 вариант (для сильных учащихся)
А1. Укажите неверное утверждение.
а) Союз является членом предложения.
б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.
в) Союзы бывают простые и составные.
А2. Укажите примеры с союзами.
а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
А3. Укажите примеры с подчинительными союзами.
а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
А4. Укажите примеры с составными союзами.
а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Мил да люб, так и друг.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
А5. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.
а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила. г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы.
А6. Укажите предложения, где перед союзом и ставится запятая.
а) И осины и ольха и березки пока еще голы.
б) В траве прыгали кузнечики и копошились муравьи.
в) Коля остановился и ему вдруг вспомнился один случай.
г) Снег валил долго и беспорядочно и ложился белым непричесанным ковром.
А7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
а) Что(бы) ни ставили в театре, я всегда с удовольствием посещаю спектакль.
б) Хотелось бы, что(бы) счастье пришло как заслуга.
в) Я думал так(же) и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.
А8. Укажите словосочетания с предлогами.
а) Красиво, но дорого; г) стояли вокруг площади;
б) выйти из-за поворота; д) взял бы его;
в) вспыхивать то тут, то там; е) в течение многих дней.
А9. Укажите словосочетания с производными предлогами.
а) Из далекой страны; г) благодаря выпавшему снегу;
б) находился в течение дня; д) без хорошего друга;
в) проехали мимо музея; е) вздрогнул от неожиданности.
А10. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.
а) (В)близи; г) (на)встречу;
б) (в)продолжение; д) (по)мере;
в) из(за); е) (в)следствие.
А11. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?
а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.
А12. В каких словосочетаниях надо употребить предлог из?
а) Вернуться ... школы; в) вернуться ... магазина;
б) вернуться ... реки; г) вернуться ... улицы.
А13. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.
а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.
В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.
Вдоль по улице метелица метет, за метелицей мой миленький идет.
В2. Из данного предложения выпишите подчинительный временной составной союз.
Павел Михайлович Третьяков стал постоянным членом товарищества передвижников, с тех пор как приобрел на первой их выставке около десятка картин Саврасова, Шишкина, Крамского.
С1.Напишите о том, какие отношения выражают предлоги.
Ответы к контрольной работе «Предлоги и союзы»
Задание
1 вариант
2 вариант
А1
А
А
А2
А
А,б,в
А3
А
Б,г
А4
А
А,г
А5
Б
А,г
А6
А
А,в
А7
А
Б
А8
А
Б,г,е
А9
Б,г,в
Б,г
А10
А,г,е
А,г,в
А11
А,в
А,в
А12
А,в
А,в
А13
А,б
А,б
В1
Несмотря на
Вдоль
В2
Не только…но и
С тех пор как
За каждый верный ответ в части А – 1 балл; в части В – 2 балла.
Критерии оценки части С
Критерии
Баллы
К1. Содержание
Работа соответствует теме и заданию
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания
1
0
К2. Строение текста
Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Допущена 1 логическая ошибка
Допущено более 1 логической ошибки
2
1
0
К3. Речевое оформление
Точность и выразительность речи
Прослеживается однообразие грамматического строя
Работа отличается бедностью словаря
2
1
0
К4. Орфографическая грамотность
Нет ошибок
1 ошибка
Более 1 ошибки
2
1
0
К5. Пунктуационная грамотность
Нет ошибок
1-2 ошибки
Более 2 ошибок
2
1
0
К6. Соблюдение грамматических норм
Нет ошибок
1-2 ошибки
Более 2 ошибок
2
1
0
К7. Соблюдение речевых норм
Нет ошибок
1-2 ошибки
Более 2 ошибок
2
1
0
Максимальное количество баллов
13
Всего баллов – 30
«5» - 27-30 баллов
«4» - 18-26 баллов
«3» -11-17 баллов
«2» - 0 – 10 баллов
Контрольный диктант №6 по теме «Служебные части речи»
Пояснительная записка
Контрольный диктант по русскому языку является эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского
Данный контрольный диктант проводится с учащимися 7 класса общеобразовательной школы.
Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися 7 класса курса русского языка по теме «Служебные части речи».
Грамматическое задание составлено для двух вариантов и позволяет проконтролировать уровень освоения учащимися отдельных пройденных тем .
Работа рассчитана на 45 минут (1 урок), выставляется 2 оценки: за диктант и грамматическое задание .
Контрольный диктант по русскому языку в 7 классе представляет собой диктант с грамматическим заданием, в котором представлены такие лингвистические разборы ( синтаксический, морфологический)
Слепой пёс
Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном – запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все- таки сдерживался.
Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.
Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака. Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался. А каких только не было запахов! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.
Это был удивительный пес. (127 слов)
Грамматическое задание
Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Чувство его…
2 вариант – Постепенно он изучил…
В сложном предложении обозначьте грамматические основы.
Частицы заключите в прямоугольник, укажите разряд.
1 вариант - произвести морфологический разбор союза…
2 вариант – произвести морфологический разбор предлога…
Промежуточная аттестация.
Контрольная работа №7 в формате ЕГЭ
Пояснительная записка
Текст данной контрольной работы предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков по русскому, который должны приобрести обучающиеся в соответствии с образовательным стандартом.
В основу работы положены темы, изучаемые в 7 классе, усвоение которых существенно влияет на формирование навыка грамотного письма.
Цель проведения контрольной работы:
выявить уровень овладения обучающимися основными знаниями, умениями и
навыками по русскому языку.
Задачи: определить степень усвоения изученного материала по ключевым грамматико-
орфографическим темам;
проверить сформированность общеучебных умений на практике применения
правил правописания.
Время выполнения работы - 45 минут.
Вариант 1.
1. Какое из перечисленных слов является историзмом?
(1)Я назвал одесскую осень лучезарной. (2)Я слышал это слово ещё в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла.
(3)Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.
(4)Одесская осень была лучезарна в полном смысле этого слова. (5)Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6)Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но ещё оттого, что солнце шло над горизонтом всё ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката. (К.Г.Паустовский. )
16. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом.
17. Подберите антоним к слову терял из шестого предложения.
18. Из 3 предложения выпишите наречие превосходной степени.
19. Дайте морфологическую характеристику слова розовеющий из пятого предложения.
20. Напишите текст-описание об осени.
Вариант 2.
1. Какое из перечисленных слов является историзмом?
15.В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно?
А) (Не) узко, а широко, (ни) кого (не) замечает;
Б) (не)брежно, (не)когда писал, (не)смело вошёл;
В) совсем (не)красиво, (ни)чем (не)нарушаемая тишина;
Г) (не)кому говорить, (ни)в ком (не) сомневался.
Текст
(1) Я очень люблю наш кабинет биологии, оформленный необычно, со вкусом. (2)Прежде чем войти в кабинет, вы попадаете в благоухающий ароматами лесок – коридор. (3)Здесь, как в лесу, стоят деревья, покрытые осенней листвой. (4)Взгляните вверх, и увидите удобно устроившихся птиц, скучающую белку. (5)А внизу сквозь деревья сморит на вас волк, мягко пробирающийся по опавшим листьям. (6)Пройдёте дальше и вы окажетесь в кабинете. (7)Это большая комната с тремя окнами, выходящими на юг. (8)Тридцать столов светло-зелёного цвета. (9)На стенах, окрашенных в бледно-голубой цвет, портреты учёных, много таблиц, фотографии времён года. (10)И очень много цветов, радующих глаз своими неповторимыми красками и формами.
16. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом.
17. Подберите синонимы к слову необычно из первого предложения.
18. Из предложений 8 и 9 выпишите сложные имена прилагательные.
19. Дайте морфологическую характеристику слова покрытые в 3 предложении.
20. Напишите текст – описание класса или кабинета, в котором вы учитесь.