№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся, УУД | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
Повторение (10 часов) |
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | Анализировать высказывания о русском языке, высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять текст (совместно со сверстниками) по рисунку с включением в него диалога. | Упр.3 стр.7 | 02.09 | 02.09 |
2 | Текст. Признаки текста. План текста. | 1 | Определять тему и главную мысль текста Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. | Упр.7 стр.9 | 03.09 | 03.09 |
3 | Подробное изложение повествовательного текста «Первая вахта». | 1 | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного | Упр.8 стр.10 | 04.09 | 04.09 |
4 | Типы текстов. Составление устного рассказа на выбранную тему. | 1 | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой | Упр.11 стр.12 | 05.09 | 05.09 |
5 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. | 1 | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. | Упр.15 стр.14 | 09.09 | 09.09 |
6 | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | Обосновывать использование знаков препинания в конце предложения и знака тире в диалогической речи. | Упр.19 стр.16 | 10.09 | 10.09 |
7 | Обращение. | 1 | Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. | Упр.22 стр.18 | 11.09 | 11.09 |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении (словосочетании). Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам. | Упр.25 стр.19 | 12.09 | 12.09 |
9 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | Упр.27 стр.20 | 16.09 | 16.09 |
10 | Словосочетание. Проверочная работа по теме «Повторение». | 1 | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Стр.24 | 17.09 | 17.09 |
Предложение (6 часов) |
11 | Однородные члены предложения. | 1 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. | Упр.35 стр.28 | 18.09 | 18.09 |
12 | Связь однородных членов в предложении при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но) | 1 | Упр.38 стр.30 | 19.09 | 19.09 |
13 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. Проект «Похвальное слово знакам препинания». | 1 | Упр.47 стр.34 | 23.09 | 23.09 |
14 | Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану | Упр.48 стр.34 | 24.09 | 24.09 |
15 | Простые и сложные предложения. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану «Кот Епифан». | 1 | Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Оценивать результаты выполнения задания проверочной работы. | Упр.56 стр.39 | 25.09 | 25.09 |
16 | Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа по теме «Предложение». | 1 | Стр.40 | 26.09 | 26.09 |
Слово в языке и речи (17 часов) |
17 | Лексическое значение слова. | 1 | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму | Упр.67 стр.46 | 30.09 | 30.09 |
18 | Синонимы, антонимы и омонимы. | 1 | Упр.73 стр.48 | 1.10 | 1.10 |
19 | Фразеологизмы. | 1 | Упр.75 стр.50 | 2.10 | 2.10 |
20 | Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. | 1 | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слов по составу». Объяснять алгоритм разбора слов по составу, использовать его. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова | Упр.81 стр.53 | 3.10 | 3.10 |
21 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 | Упр.86 стр.55 | | |
22 | Письменное изложение повествовательного деформированного текста «Птенец». Составление объявления. | 1 | Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Сочинять объявление. | Упр.110 стр.66 | | |
23 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | 1 | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограмм. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. Работать с орфографическим словарём | Упр.95 стр.59 | | |
24 | Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. | 1 | Упр.101 стр.61 | | |
25 | Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик и –ек. | 1 | Упр.105 стр.63 | | |
26 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | 1 | Упр.108 стр.65 | | |
27 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Работа с орфографическим словарем. | 1 | Упр.109 стр.66 | | |
28 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 | Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. | | | |
29 | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. | Упр.114 стр.68 | | |
30 | Имя существительное, имя прилагательное. | 1 | Упр.118 стр.70 | | |
31 | Имя числительное, местоимение, глагол. | 1 | Упр.122 стр.72 | | |
32 | Наречие (общее представление). Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». | 1 | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | Упр.134 стр.77 | | |
33 | Наречие. Значение и употребление в речи. Проверочная работа по теме «Слово в языке и речи». | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Стр.78 | | |
Имя существительное (36 часов) |
34 | Имя существительное. Определение падежа имени существительного. | 1 | Различать имена существительные, определять признаки имени существительного. Изменять существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. | Упр.139 стр.83 | | |
35 | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | 1 | Упр.141 стр.84 | | |
36 | Начальная форма имени существительного. | 1 | Упр.147 стр.86 | | |
37 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | Упр.152 стр.88 | | |
38 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | 1 | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения | Упр.157 стр.90 | | |
39 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 1 | Упр.160 стр.92 | | |
40 | Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». | 1 | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя) | Упр.161 стр.92 | | |
41 | 2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | 1 | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонениий: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения | Упр.167 стр.96 | | |
42 | 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 1 | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения | Упр.173 стр.98 | | |
43 | Упражнение в распознавании и написании имен существительных всех трех склонений. | 1 | Упр.179 стр.101 | | |
44 | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». | 1 | Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | Упр.247 стр.130 | | |
45 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом-задачей). | Упр.184 стр.104 | | |
46 | Именительный и винительный падежи. | 1 | Упр.190 стр.107 | | |
47 | Родительный падеж. | 1 | Упр.196 стр.109 | | |
48 | Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. | 1 | Упр.200 стр.110 | | |
49 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | Упр.204 стр.112 | | |
50 | Упражнение в правописании одушевленных имен существительных в именительном, винительном и родительном падежах. | 1 | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом-задачей). | Упр.207 стр.113 | | |
51 | Дательный падеж. | 1 | Упр.213стр.115 | | |
52 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах. | 1 | Упр.218 стр.117 | | |
53 | Творительный падеж. | 1 | Упр.222стр.119 | | |
54 | Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. | 1 | Упр.226 стр.120 | | |
55 | Предложный падеж. | 1 | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, окнчивающихся на шипящий и ц (врачом-задачей). | Упр.230стр.122 | | |
56 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | Упр.233 стр.124 | | |
57 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | Упр.237 стр.126 | | |
58 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | Упр.240 стр.127 | | |
59 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | Упр.243 стр.128 | | |
60 | Подробное изложение повествовательного текста Н.Сладкова по самостоятельно составленному плану. | 1 | Подробно излагать содержание повествовательного текста. | Упр.180 стр.101 | | |
61 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | Упр.246 стр.130 | | |
62 | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.)
Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу | Упр.252 стр.132 | | |
63 | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Упр.256 стр.134 | | |
64 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Упр.264 стр.137 | | |
65 | Винительный падеж одушевлённых имён существительных. | 1 | Упр.268 стр.139 | | |
66 | Дательный, творительный и предложный падежи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану «Друзья». | 1 | Упр.273 стр.141 | | |
67 | Дательный, творительный и предложный падежи. Морфологический разбор имён существительных. | 1 | Упр.274 стр.142 | | |
68 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». | 1 | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | | | |
69 | Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Говорите правильно!». | 1 | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже | Стр.144 | | |
Имя прилагательное (24 часа) |
70 | Значение и употребление в речи имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных | 1 | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке | Упр.7 стр.7 | | |
71 | Род и число имён прилагательных. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | Упр.15 стр.9 | | |
72 | Начальная форма имён прилагательных. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина». | 1 | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имён прилагательных. | Стр.28 | | |
73 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | 1 | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения | Упр.20 стр.12 | | |
74 | Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов». | 1 | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины | Упр.21-22 стр.13 | | |
75 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного. | Упр.28 стр.17 | | |
76 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Упр.32 стр.18 | | |
77 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Упр.37 стр.20 | | |
78 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Упр.41 стр.21 | | |
79 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного. | Упр.49 стр.24 | | |
80 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Упр.56 стр.26 | | |
81 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Развитие чувства любви к родному краю – частичке соей большой родины на основе содержания текстов. | 1 | Упр.57 стр.27 | | |
82 | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания «Лосиха». | 1 | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. | Упр.77 стр.36 | | |
83 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного. | Упр.59 стр.29 | | |
84 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | Упр.64 стр.31 | | |
85 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного. | Упр.72 стр.34 | | |
86 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, а также к национальному достоянию других стран и народов. | 1 | Упр.79 стр.37 | | |
87 | Составление сообщения о достопримечательностях своего города. | 1 | Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. | | | |
88 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». | Упр.85 стр.40 | | |
89 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. | Упр.89 стр.42 | | |
90 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | Упр.94 стр.44 | | |
91 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Подробное изложение повествовательного текста «Багульник». | 1 | Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное | Упр.99 стр.46 | | |
92 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | Упр.106-107 стр.49 | | |
93 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имён прилагательных. | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | | | |
Местоимение (6 часов) |
94 | Местоимение. Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. | 1 | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их формы. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. | Упр.117 стр.55 | | |
95 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | Упр.124 стр.59 | | |
96 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 | Упр.134 стр.64 | | |
97 | Окончания личных местоимений в косвенных формах. Составление поздравительной открытки. | 1 | Упр.137 стр.65 | | |
98 | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Подробное изложение повествовательного текста «Букет мимозы». | 1 | Упр.138 стр.65 | | |
99 | Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику. | Стр.66 | | |
Глагол (28 часов) |
100 | Глагол как часть речи (повторение). | 1 | Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. | Упр.145стр.70 | | |
101 | Время глагола. Изменение глаголов по временам. | 1 | Упр.147стр.71 | | |
102 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? | Упр.152стр.74 | | |
103 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. | 1 | Упр.158 стр.76 | | |
104 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану «Уточка Утя». | 1 | Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. | Упр.162 стр.79 | | |
105 | Упражнение в образовании форм глаголов. Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе. | 1 | Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. | Упр.161 стр.78 | | |
106 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). | 1 | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | Упр.167 стр.82 | | |
107 | Лицо и число глаголов. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. | 1 | Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.). | Упр.170 стр.84 | | |
108 | 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, - ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. | Упр.177 стр.87 | | |
109 | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. | Упр.178-179 стр.87 | | |
110 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 | Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». | Упр.182 стр.89 | | |
111 | Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Проект «Пословицы и поговорки». | 1 | Стр.92 | | |
112 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания | Упр.192 стр.94 | | |
113 | Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | Упр.197 стр.96 | | |
114 | Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме. | 1 | Упр.200 стр.98 | | |
115 | Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме. Глаголы – исключения. | 1 | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания | Упр.203 стр.99 | | |
116 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | Упр.205 стр.100 | | |
117 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Упр.208 стр.101 | | |
118 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | Упр.209 стр.101 | | |
119 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | Упр.213 стр.103 | | |
120 | Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах. | 1 | Упр.226 стр.107 | | |
121 | Подробное изложение деформированного повествовательного текста «Цирковое представление». | 1 | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). | Упр.221 стр.106 | | |
122 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. | Упр.234стр.111 | | |
123 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. | 1 | Упр.240 стр.113 | | |
124 | Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся. Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны. | 1 | Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности). | Упр.241-242 стр.114 | | |
125 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | 1 | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. | Упр.251 стр.118 | | |
126 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. | | | |
127 | Подробное изложение повествовательного текста «Лесной пожар». | 1 | Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. | Упр.253 стр.119 | | |
Повторение (9 часов) |
128 | Повторение по теме «Наша речь и наш язык». | 1 | | Упр.256стр.121 | | |
129 | Повторение по теме «Текст». | 1 | | Упр.260стр.123 | | |
130 | Повторение по теме «Предложение и словосочетание». | 1 | | Упр.273стр.127 | | |
131 | Контрольный диктант за год. | 1 | | | | |
132 | Повторение по теме «Лексическое значение слова». | 1 | | Упр.278стр.129 | | |
133 | Повторение «Состав слова». | 1 | | Упр.294стр.134 | | |
134 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | | | | |
135 | Повторение «Части речи». | 1 | | Упр.322стр.143 | | |
136 | Повторение «Звуки и буквы». | 1 | | | | |