kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы (профиль)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углублённое изучение языка в 10-11 классах в отношении всех языковых уровней, языковых единиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы (профиль)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (профильный уровень), 10-11 КЛАССЫ





Составитель:

Порохина Т.В.,

учитель русского языка и

литературы

«Утверждено» «Рассмотрено» «Согласовано»

Директор МБОУ «СОШ №80» на заседании Руководитель МО

______________ педагогического совета ________________

О.В. Галушкина Протокол № 1 Протокол № 1

Приказ № 123 от 28.08.2015г. от 28.08.2015г. от 28.08.2015г.





Кемерово, 2015



Русский язык 10 -11классы

(Профильный уровень)

(210 часов)

1. Пояснительная записка

Основу календарно-тематического планирования по русскому языку 10-11 классы (профильный уровень) составляют следующие документы:

• Государственный стандарт общего образования;

• А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы (профильный уровень)

• Учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.

Количество учебных часов:

В год – 10 класс – 105 часов

В год - 11 класс -105 часов

В неделю – 3 часа

Изучение русского языка в школе на профильном уровне предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины.

Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения

предмета, а также способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.

Важнейшей задачей курса является также углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений,

востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.



Цели обучения:

-Расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

-Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать языковые факты; умений работать с текстом.

Содержание курса русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе обусловлено общей направленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости о определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному взаимодействию.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе.

Языковая и лингвистическая компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10-11 классах; во втором — определена линггворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.



2. Место предмета Русский язык в федеральном базисном учебном плане (профильный уровень)



Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

10 класс

3

105

11 класс

3

105

Количество часов в уровне обучения

210





3. Результаты изучения предмета «Русский язык. Профильный уровень»:



Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы профильного уровня по русскому (родному) языку является:

-осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;

-понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде представление о речевом идеале;

-стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

-увеличение продуктивного, рецепторного и потенциального словаря; расширение круга используемы языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового (расширенного) уровня по русскому (родному) языку являются:

- владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;

-способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения, навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

-готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

-овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового (расширенного) уровня по русскому (родному) языку являются:

-представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

-осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-владение всеми видами речевой деятельности;

-освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи;

-проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.





4. Содержание учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка профильного уровня на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. Как и в примерной программе для основной школы, в ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия включает разделы «Введение в науку о языке», «Языковая система», «Функциональная стилистика» и «Культура речи». Изучение этих разделов даст возможность углубить и расширить лингвистические знания учащихся, их лингвистический кругозор, усовершенствовать основные умения и навыки проведения языкового анализа разных единиц языка и углубиться в область функциональной стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, что позволит сформировать навыки целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения.

Вторая содержательная линия представлена в программе разделом «Речь. Речевое общение», изучение которого направлено на сознательное и целенаправленное совершенствование навыков речевого общения.

Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.



Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции



Раздел 1. Введение в науку о языке.

• Русский язык как система.

• Язык как важнейшее средство человеческого общения.

• Основные функции языка.

• Языки искусственные и естественные.

• Русский язык в современном мире.

1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. 2. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.





Раздел 2. Языковая система.

• Основные единицы разных уровней языка.

• Фонетический уровень языка

• Лексический уровень языка

• Морфемный уровень языка

• Морфологический уровень языка

• Синтаксический уровень языка.

1. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Интонационные особенности русской речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Исторические изменения в словарном составе языка. Лексические средства выразительности речи. Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем. Этимология как раздел лингвистики. Система современного русского словообразования. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Проблема классификации частей речи в русистике. Морфологические средства выразительности речи. Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка. Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Изобразительные средства синтаксиса. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.2. Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц. Элементарный исторический комментарий к различным языковым явлениям. Оценка коммуникативной, нормативной и эстетической стороны речевого высказывания.



Раздел 3. Функциональная стилистика.



• Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференции языка.

• Функциональные стили.

• Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи.

• Культура публичной речи.

• Особенности речевого этикета.

• Основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи.

• Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

• Основные изобразительно-выразительные средства языка.

• Выявление особенностей разговорной речи.

• Создание письменных высказываний разных стилей и жанров.

• Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. 8 Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации. Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.



Раздел 4. Культура речи.



• Культура речи как раздел лингвистики.

• Языковая норма и ее функции.

• Нормативные словари современного русского языка.

• Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

• Применение в практике речевого общения основных норм языка.

• Соблюдение норм речевого поведения в разных сферах общения.

• Использование нормативных словарей русского языка и справочников.



1.Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Нормативные словари современного русского языка и справочники. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. 2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам. Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов. Использование нормативных словарей русского языка и справочников.



Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции



Раздел 1. Речь. Речевое общение.

• Речь как деятельность. Виды речевой деятельности.

• Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

• Речевое общение и его основные элементы.

• Совершенствование основных видов речевой деятельности.

• Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных жанров.

• Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения

• Особенности восприятия чужого высказывания.

• Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных ситуациях

1. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Культура чтения, аудирования, говорения и 9 письма.2. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронное виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой сферах общения. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение.



Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции



• Взаимосвязь языка и культуры.

• Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях УНТ, в художественной

литературе и исторических текстах.

• Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения

некоторых слов и выражений

• Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.



1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.



5.Тематическое планирование

10 класс (105 часов)

урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Дата проведения

Ученики должны

Форма контроля

уметь: знать:


Повторение и углубление изученного в основной школе. Языковая система (62ч.)


историю развития языка,

основные понятия раздела,

причины активных процессов в

языке, лексический анализ.

Осознавать место фонетики,

лексикологии и фразеологии,

морфемики, морфологии,

синтаксиса в системе основных разделов лингвистики.

Осознавать принципы

классификации словарного

состава языка











Иметь представление о

взаимосвязи каждого уровня

друг с другом.

правила фонетики, орфоэпии,

принципы орфографии,

сферы употребления лексики,

основные лексические понятия,

фразеологию, словари, правила

публичного выступления.

представление о взаимосвязи каждого уровня друг с другом. правила фонетики, орфоэпии, принципы орфографии, сферы употребления лексики, основные лексические понятия, фразеологию, словари, правила публичного выступления.

Осознавать принципы



классификации словарного

состава языка.

Иметь представление о

взаимосвязи каждого уровня

друслексическипонятияправила


понять значимость языка в жизни человека, владеть основами орфографии и пунктуации. Оценивать коммуникативную, нормативную, эстетическую стороны речевого высказывания. Проводить лингвистический анализ текстов разных типов. Проводить фонетический, лексический, морфемный, морфологический разборы. Опознавать лексические, словообразовательные морфологические, синтаксические средства выразительности речи.

Конспект




Сочинение-рассуждение


Опорная схема


Таблица


Конспект



Конспект



Тест

Опорная таблица


Конспект



Реферат


Анализ текста


Практическая работа


Анализ слова


Анализ текста


Тест



Опорная таблица



Реферат


Доклад



Анализ текста


Изложение



Конспект




Анализ текста


Анализ текста


Реферат


ККР


Контрольный диктант


1-2

Язык как система.

2


3-4

Принципы русской орфографии.

2


5-6

Р/Р Сочинение –рассуждение о русском языке.

2


7-8

Фонетический уровень языка.

2


9-10

Классификация фонетических единиц русского языка.

Звуки речи и фонема.

2


11-12

Интонационные особенности русской речи.

2


13-14

Изобразительные средства фонетики русского языка

2


15-16

Урок контроля. Контрольное тестирование



2


17-18

Лексический уровень языка. Классификация лексических единиц.

2


19-20

Виды фразеологизмов в русском языке.

2


21-22

Исторические изменения в словарном составе языка.

2


23-25

Лексические средства выразительности речи.

3


26-27

Практическая работа «Лексические средства выразительности речи»

2


28-29

Морфемный уровень языка. Морфема и ее виды. Состав слова. Система современного словообразования.

2


30-32

Словообразовательные средства. выразительности

3


33-34

Контрольное тестирование.

2


35-37


Морфологический уровень языка. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.

3


38-39

Проблема классификации частей речи в русистике. Грамматическая омонимия.

2


40-42

Общие тенденции развития морфологической системы русского языка. Переходные явления в области частей речи.

3


43-44

Морфологические средства выразительности речи.

2


45-46

Р/р Изложение с элементами сочинения.

2


47-49

Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.


3






50-52

Синтаксические связи, их типы, средства выражения.

3


53-55

Синонимия синтаксических конструкций.

3


56-59

Изобразительные средства синтаксиса.

4


60-61

Комплексная контрольная работа.

2


62

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1


Текст и его строение. Основные вилы переработки текста (20ч)






63-64

Текст. Признаки текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

2


жанровое своеобразие текстов; особенности текста; способы сжатия текста. Способы оценки и редактирования текста. Приемы информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов. Средства связи между частями текста, анализ текста

использовать разные виды чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Извлекать информацию из различных источников. Владеть приемами информационной переработки текста. Редактировать собственные тексты. Выступать публично перед аудиторией с докладом; публично представлять проект, презентацию

Конспект


Анализ

текста



Тезисный план лекции


Сжатый конспект статьи






Аннотация к учебной статье


П/Р


Доклад на заданную тему


65-66

Типы речи. Повествование.

2


67-68

Типы речи. Описание.

2


69-70

Типы речи. Рассуждение.

2


71-72

Сокращение текста. План, тезисы, выписки.

2


73-74

Конспект, тематический конспект. Реферат.

2


75-76

Аннотация. Оценка текста. Рецензия.

2


77-78

Практическая работа по редактированию собственного текста.

2


79-80

Подготовка доклада на предложенную тему.

2


81-82

Подготовка презентации к докладу.

2


Повторение изученного в 10 классе (20ч)





83

Повторение лексики. Контекстуальные синонимы и антонимы.

1


сферы употребления лексики, основные лексические понятия, фразеологию, словари, правила публичного выступления.

различать русские и заимствованные слова, производить лексический анализ.

Тест


Реферат


Тест


Доклад на заданную тему


Реферат




Теоретический опрос



Теоретический опрос




Тест





Тест



Тест

84

Сферы употребления русской лексики.

1


85

Исконно русская и заимствованная лексика.

1


86-87

Повторение. Морфемика и словообразование.

2


88

Способы словообразования.

1


89-90

Выразительные словообразовательные средства.

2


91-92

Трудные вопросы правописания -н- и –нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

2


93-94

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний и разных частей речи.

2


95-96

Трудные вопросы правописания окончаний и разных частей речи.

2


97-98

Правописание не и ни с разными частями речи.

2


99-100

Правописание наречий.

2


101-102

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

2


103

Тестирование.

1


104-105

Итоговое контрольное тестирование.

2






11 класс

Профильный уровень в 11 классе нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике.

Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

-развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

-готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

·-углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

·-овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

· -применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;

-совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Виды контроля:

- устные сообщения;

- высказывания;

- письменные работы (диктанты, сочинения разных жанров, тесты, анализ художественного теста, все виды разбора).

Оценка знаний и умений обучающихся 11 класса (профильный уровень) проводится с помощью зачётного итогового теста, который включает задания по типу ЕГЭ по основным вопросам курса. Обязательным условием допуска ученика к зачёту является выполнение им промежуточных зачётных работ по основным разделам курса.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса

В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен знать/понимать:

- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, её функций;

- основные аспекты культуры речи;

уметь:

· проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;



аудирование и чтение:

· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной

задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;



говорение и письмо:

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Учебно-тематический план

(11 класс)

п/п

Наименование разделов

Русский язык

Развитие речи

Контрольные диктанты, контрольные работы и тесты


1

Общие сведения о языке

1

1

-

2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

7

1

1

3

Лексика и фразеология.

1

1

-

4

Словообразование и морфемика.

1

-

-

5

Морфология и орфография.

7

-

1

6

Синтаксис и пунктуация.

35

3

3

7

Функциональные стили речи.

17

6

-

8

Подготовка к ЕГЭ.

36

5

2


Итого:

105

17

7



Тематическое планирование

11 класс (105 часов)



п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Форма контроля


Лингвистика как наука о языке (3 часа)




1

Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы.

1

Устный опрос

2

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

1

Доклад

3

Русский язык в кругу других славянских языков.

1

Реферат


Культура речи (4 часа)




4

Литературный язык и его признаки.

1

Презентация

5

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

1

Устное сообщение

6

Речевой этикет как правила речевого общения.

1

Доклад

7

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.

1

Аналитическая работа


Языковая норма (11 часов)



Устное сообщение

8

Языковая норма, ее основные признаки, функции, виды.

1

Теоретический опрос

9

Орфоэпические нормы.

1

Устное сообщение

10

Лексические нормы.

1

Устное сообщение

11

Грамматические нормы.

1

Устное сообщение

12

Орфографические нормы.

1

Теоретический опрос

13

Пунктуационные нормы.

1

Теоретический опрос

14

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

1

Теоретический опрос

15

Тест № 1 по материалам ЕГЭ

1

Тест

16-17

Р/Р. Сочинение № 1 по исходному тексту.

2

Сочинение

18

Анализ тестов и сочинений.

1

Аналитическая работа


Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы. (60 часов)




19

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

1

Теоретический опрос

20

Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях

1

Аналитическая работа

21

Практикум по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании».

1

Практикум

22

Предложение. Типы предложений

1

Теоретический опрос

23

Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

Аналитическая работа

24

Типы сказуемых.

1

Теоретический опрос

25

Практикум по теме «Грамматическая основа предложения».

1

Практикум

26

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Аналитическая работа

27

Урок-практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

1

Практикум

28

Тест № 2 по материалам ЕГЭ.

1

Тест

29

Анализ тестов. Второстепенные члены предложения.

1

Аналитическая работа

30

Обособление определений.

1

Теоретический опрос

31

Обособление приложений.

1

Теоретический опрос

32

Урок-практикум по теме «Обособленные определения и приложения».

1

Практикум

33

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

1

Теоретический опрос

34

Обособление обстоятельств, выраженных существительными или наречиями.

1

Теоретический опрос

35

Урок-практикум по теме «Обособленные обстоятельства».

1

Практикум

36

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Теоретический опрос

37

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Устное сообщение

38

Диктант № 1.

1

Диктант

39

Анализ диктанта. Односоставные предложения.

1

Аналитическая работа

40

Способы выражения главного члена в безличном предложении.

1

Теоретический опрос

41

Урок-практикум по теме «Односоставные предложения».

1

Практикум

42

Вводные слова и предложения.

1

Теоретический опрос

43

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями.

1

Теоретический опрос

44

Вставные конструкции.

1

Теоретический опрос

45

Проверочная работа по теме «Вводные слова и предложения».

1

Проверочная работа

46

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

Теоретический опрос

47

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

1

Теоретический опрос

48

Цитирование. Способы цитирования.

1

Теоретический опрос

49

Синтаксический практикум по темам: «Знаки препинания при обращении», «Знаки препинания при прямой и косвенной речи», «Способы цитирования».

1

Практикум

50

Тест № 3 по материалам ЕГЭ.

1

Тест

51-52

Сочинение № 2 по исходному тексту.

2

Сочинение

53

Анализ тестов и сочинений.

1

Аналитическая работа

54

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

1

Теоретический опрос

55

Сложносочинённое предложение.

1

Теоретический опрос

56-57

Знаки препинания в ССП.

2

Теоретический опрос

58

Синтаксический практикум. Работа по материалам КИМов.

1

Практикум

59

Диктант № 2

1

Диктант

60

Анализ диктанта. Сложноподчинённое предложение.

1

Аналитическая работа

61-62

Виды СПП.

2

Устный опрос

63-64

Знаки препинания в СПП.

2

Устный опрос

65

Синтаксический практикум по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

Практикум

66

Пунктуация в предложениях с союзом И.

1

Устный опрос

67

Бессоюзное сложное предложение.

1

Устный опрос

68-69

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

Теоретический опрос

70

Синтаксический практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1

Практикум

71-72

Сложное предложение с разными видами связи

2

Теоретический опрос

73

Синтаксический практикум по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

1

Практикум

74-75

Тест № 4 по материалам ЕГЭ

2

Тест

76-77

Сочинение № 3 по исходному тексту.

2

Сочинение

78

Анализ тестов и сочинений.

1

Аналитическая работа


Функциональная стилистика (12 часов)



79

Функциональные разновидности русского языка.

1

Доклад

80

Научный стиль речи: сферы использования, назначение, признаки, основные жанры.

1

Доклад

81

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1

Доклад

82

Официально-деловой стиль речи: сферы использования, назначение, признаки, основные жанры.

1

Доклад

83

Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля.

1

Презентация

84

Публицистический стиль: сферы использования, назначение, признаки, основные жанры.

1

Доклад

85

Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

1

Теоретический опрос

86

Средства эмоциональной выразительности, используемые в публицистическом стиле.

1

Презентация

87

Разговорная речь: сферы использования, назначение, признаки. Культура разговорной речи.

1

Теоретический опрос

88

Язык художественной литературы. Основные изобразительно-выразительные средства языка.

1

Теоретический опрос

89

Тропы и фигуры речи.

1

Презентация

90

Сочинение № 4 по исходному тексту.

1

Сочинение


Повторение (15 часов)




91

Орфоэпия. Лексика.

1

Теоретический опрос

92

Орфография. Словообразование.

1

Теоретический опрос

93

Морфология.

1

Теоретический опрос

94

Синтаксис. Пунктуация.

1

Теоретический опрос

95

Взаимосвязь языка и культуры.

1

Доклад

96-97

Контрольный тест № 5 по материалам ЕГЭ.

2

Тест

98-100

Контрольное сочинение № 5 по исходному тексту

3

Сочинение

101-

102

Анализ теста, составление комментария к заданиям теста.

2

Аналитическая работа

103-105

Анализ сочинения, составление комментария.

3

Аналитическая работа





6. Литература

1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10- 11 классы». – М.: Просвещение, 2009.

2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.

3. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2004

4. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций/ Под редакцией Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

5. Колокольцева Т. Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.

6. Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.

7. Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. – М.: Аквариум ЛТД, 2001.

8. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1994.

9. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 1996.

10. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

11. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура искусства речи. Современная риторика. Ростов Н/Д: «Феникс», 1999.

12. Горбачевич А. С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 1978.

13. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2007. – М: Федеральный центр

тестирования, 2007.







7. Дополнительные учебники и пособия

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2014.

2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 2013.

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2013.

8. Литература и Интернет-ресурсы

1. Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2015.

2. Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2015.

3. Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 2011.

4. Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.

5. Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2010..

6. Горшков, А. И. Русская стилистика: учебное пособие/ А.И. Горшков. –М., 2011.

7. Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2015.

8. Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2013.

9. Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий центр,2012.

10. Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис, 2009.

11. Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2014.

12. Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.» / М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. – Курган, 2014.

13. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 20014.

14. Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому

государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2015.

15. Подготовка к ЕГЭ. Демоверсии 2016 года под редакцией И.П. Цыбулько Издательство «Национальное образование», М., 2015 г.

16. Практикум по орфографии и пунктуации. 11 класс. Под редакцией С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина. М., «Интеллект-центр», 2015

17. Сайт fipi.

9. Используемые технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения,

развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.

10. Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник на углубленном уровне научится:

воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

оценивать стилистические ресурсы языка;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

– выделять и описывать социальные функции русского языка;

– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;

– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

– характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;

– проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;

– проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

– критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;

– выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

– использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;

– проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

11. Методы и формы оценки результатов освоения

Входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,

предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в

электронном виде); итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

12. Оценка результатов освоения учебного предмета «Русский язык»

Устный опрос является одним из основных способом учета знаний учащихся по русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими

критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу «5»:



1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.



«2» - если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.



Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 71-89% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 50% правильных ответов.



ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать

связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) - «5»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) - «4»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) - «3»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6 - «2»

Примечание

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и

пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась

специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий

-резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется

руководствоваться следующим:



Количество ошибок:

ошибки отсутствуют «5»

1-2 ошибки «4»

3-4 ошибки «3»

5-6 ошибок «2»

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

-ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

-ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним

условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

-ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Критерии и нормативы оценки

ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в X-XI классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

Объем текста подробного изложения/классного сочинения

Класс: 10

350-480 слов / 3,5 – 4,0 страницы 10-11

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

 соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли

высказывания;

 полнота раскрытия темы;

 правильность фактического материала;

 последовательность и логичность изложения;

 правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий

(например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.



Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Содержание и речь. Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк.,

или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы (профиль)

Автор: Порохина Татьяна Викторовна

Дата: 29.12.2019

Номер свидетельства: 533952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс Бабайцева "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass-babaitsieva"
    ["file_id"] => string(6) "113473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410278194"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа по русскому языку  (профильный  уровень в национальных школах) "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-profil-nyi-urovien-v-natsional-nykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "200305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428772105"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства