kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень в национальных школах)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе методического руководства для учителей русского языка «Лингвокультурологической концепции обучения русскому языку и учебники нового поколения» Л.Г. Саяховой для 10 класса гуманитарного профиля и рассчитана на 102 часа за год (3 часа в неделю).

Данная рабочая программа по русскому языку для профильного уровня представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам и темам курса; содержание программы; методическое обеспечение  и  список литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень в национальных школах) »

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДУВАНСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



«Утверждаю»

руководитель ОУ

____________Ф.Я.Бадретдинова

«___» ____________ 201__ г.


«Утверждаю»

Ректор ГАОУ ДПО ИРО РБ

________________ Р.Г. Мазитов

«__» __________ 201 __ г.




Утверждена на

программно-экспертном совете

Протокол № __ от «__» ________ 201 __ г.







Рабочая программа

по русскому языку

(профильный уровень в национальных школах)


(Рабочая программа рассчитана для учащихся

10-х классов гуманитарного профиля)






Мансурова Раиса Кавиевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РЛИ Дуванского района










2012 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДУВАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН





«Утверждаю»

руководитель ОУ

__________Ф.Я.Бадретдинова

«___» ____________ 201__ г.


«Утверждена» на

программно-экспертном совете

Протокол № __ от «__» ________ 201 __ г.









Рабочая программа

по русскому языку

(профильный уровень в национальных школах)


(Рабочая программа рассчитана для учащихся

10-х классов гуманитарного профиля)








Мансурова Раиса Кавиевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РЛИ Дуванского района








2012 г.

I. Пояснительная записка


Программа разработана на основе методического руководства для учителей русского языка «Лингвокультурологической концепции обучения русскому языку и учебники нового поколения» Л.Г. Саяховой для 10 класса гуманитарного профиля и рассчитана на 102 часа за год (3 часа в неделю).

Данная рабочая программа по русскому языку для профильного уровня представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам и темам курса; содержание программы; методическое обеспечение и список литературы.

Календарно-тематическое планирование предусматривает изучение разделов:

1)«Система языка и ее функционирование»;

2)«Фонетика. Орфоэпия. Интонация»;

3) «Орфография. Пунктуация»;

4) «Лексика и лексическая стилистика»;

5) «Фразеология»;

6) «Состав слова и словообразование»;

7) «Грамматика и грамматическая стилистика. Вводная часть»;

8) «Имя существительное»;

9) «Имя прилагательное»;

10) «Имя числительное»;

11) «Местоимение»;

12) «Глагол»;

13) «Причастие»;

14) «Деепричастие»;

15) «Наречие»;

16) «Служебные части речи»;

17) «Междометие»;

18) «Язык и культура»;

19) «Повторение».

Так как профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, особую актуальность приобретают теоретические аспекты изучения языка. В профильных классах язык становится объектом научного изучения, значит особое внимание уделяется русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о виднейших ученых- лингвистах и их научной деятельности. Важнейшей составляющей должен стать филологический анализ текста, который предполагает рассмотрение текста как эстетического, лингвистического и коммуникативного единства.



В программе находят отражение современные задачи - обучение русскому языку в тюркоязычных школах с учетом его статуса как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения в многонациональной России на основе обязательного минимума содержания образовательных программ, представленных в государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования по русскому языку и в программах основной и полной школы.

Основными принципами при отборе обширного и разнообразного материала, изучаемого по программе, явились следующие принципы:

  1. Изучение русского языка как родного и как государственного языка РФ, занимающего центральное место в образовательном пространстве русскоязычной школы, является не только предметом изучения и обучения, но и средством обучения.

  2. Русский язык как школьный предмет рассматривается в аспекте общего лингвистического образования, которое является важной составной частью гуманитарного образования и наивысшими проявлением гуманизации обучения.

  3. Формирование интеллектуальной, высоконравственной языковой личности рассматривается как конечная цель и стратегия обучения русскому языку как родному и государственному языку РФ.

Цель курса - формирование интеллектуальной, высоконравственной языковой личности.

Задачи курса:

    1. Осознание языка как феномена культуры, культурно- исторической среды, включающей в себе историю, культуру, обычаи народа. Язык как сокровищница культуры способствует познанию мира, хранению и передаче познанного от поколения к поколению.

    2. Овладение культурой общения, или речевой культурой; выработка языковой. Коммуникативной и культурологической компетенции обучаемых, то есть овладение системой языка, правилами его функционирования (нормами речевого общения) и коммуникации, в том числе межкультурной.

    3. Восприятие эстетической функции языка как средства создания художественной литературы-искусства слова, лингвокультурологической анализ текстов.

    4. Умение пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать потребность постоянной работы со словарями.

В результате обучения по программе учащиеся должны знать:

-знание основ науки лингвистики;

- практическое владение языком;

-знание правил речевого поведения;

-усвоение языка как сокровищницы культуры;

-основные понятия по всем уровням языка (звук, фонема, орфограмма, морфема, слово, морфология, часть речи, синтаксис, предложение, текст и др.);

-все виды языкового анализа (фонетический словообразовательный, морфологический, синтаксический и др.);

-совершенствование языковых навыков и умений произносительных и интонационных лексических (выбор слов и их сочетаемость в предложении), грамматических (изменение форм слов, их сочетаемость), стилистический (выбор слов и конструкций в соответствии со стилем и жанром речевого произведения);

-культура речевого поведения;

- выявлять единицы языка с национально- культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и объяснять их значения с помощью лингвистических словарей.

На основе полученных знаний формируются умения:

-практическое владение языком;

-определять лингвистические понятия по всем уровням языка;

-комплексной работы над словом как единицей языка и первоэлементом литературы,

-производить все виды языкового анализа;

-создавать письменные и устные речевые высказывания

-комплексной работы по развитию речи;

-проектировать схемы по темам «Морфология», «Лексика», «Синтаксис»;

-работы с лингвистическими словарями.

Приемы и методы работы, которые планируется при реализации программы:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-проведение практических-лабораторных уроков; учебные исследования и проекты;

-работа с научными текстами;

-экскурсии в районную библиотеку, в редакцию и в другие объекты;

-семинары, лекции;

-составление опорных схем, таблиц по темам;

Ожидаемые результаты.

Развитие теоретического мышления обучающихся на основе усвоения понятийного аппарата школьного предмета «Русский язык», самостоятельную работу учащихся над научно-учебными текстами, извлечение из них дополнительного теоретического материала, представление знаний в схемах, опорных таблицах обобщающего характера, проверку их усвоения в проблемных заданиях.




По окончании школы обучающиеся должны:

 - иметь предусмотренные образовательным ми­нимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением по­следовательности содержания, с выделением эле­ментов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;

- выявлять подтекст;

- владеть орфографической, пунктуационной, ре­чевой грамотностью в объеме, достаточном для сво­бодного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

- производить фонетический, лексический, сло­вообразовательный, морфологический, синтаксиче­ский анализ художественного текста;

- уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-попу­лярного текстов, устного сообщения, делать необхо­димые выписки;

- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно упот­ребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

- пользоваться общественно-политической лек­сикой, средствами публицистического стиля, эмо­ционального воздействия на слушателя, читателя;

- пользоваться всеми видами лингвистических словарей;

- уметь писать очерк, эссе, строить устное выска­зывание очеркового типа;

- уметь писать отзыв о художественном про­изведении, научно-популярной, публицистической статье;

- уметь составлять реферат по нескольким ис­точникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положе­ния;

- уметь участвовать в диспуте, дискуссии;

- иметь представление о выдающихся лингвистах;

- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.


Для удобства пользования содержание программы и ее тематическое планирование совмещены в виде таблицы.


II. Учебно-тематический план



№п/п урока

Тема урока

Изучаемые на уроке вопросы

Демонстрация

(оборудование)

Раздел I. Система языка и ее функционирование (5ч.)

1.

Язык и его функции

Язык как знаковая система. Функции языка. Понятия «язык», «конкретный этнический язык», «родной язык», «национальные языки», «язык межнационального общения», «иностранные языки», мировые языки». Лингвистика-наука о языке.

Портреты лингвистов Даль В.И., Виноградов В.В., Щерба Л.В., Дмитриев Н.К., Киекбаев Дж. К.

2.

Речь. Культура речи

Речь. Речевая деятельность. Языковые и внеязыковые факторы. Речевой этикет.

Лингвистическ ие словари

3.

Стили речи

Понятие о стилистике и синонимических средствах языка. Типы стилистических ошибок.

Словарь синонимов.

4.

Проверочный диктант



5.

Работа над ошибками.



Раздел II. Фонетика. Орфоэпия. Интонация (4ч.)


6.

Фонетика как раздел науки о звуковом строе языка.

Сведения о фонетике. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков. Фонема. Сильная и слабая позиции. Понятие «звукопись»


7.

Урок-экскурсия в

районную

библиотеку.



8.

Урок-практикум. Фонетические законы в речи. Орфоэпия. Интонация.

Фонетические законы в речевом потоке. Орфоэпические нормы. Фонетический разбор

Орфоэпический словарь

9.

Зачет по разделу II.




Раздел III. Орфография. Пунктуация (7ч.)


10.

Принципы русской орфографии.

Принципы орфографии. Орфограмма. Приметы («сигналы») орфограмм

Таблица

«Правописание

морфем»

11.

Правописание морфем.

Морфема. Роль этимологии в усвоении слов с непроверяемыми написаниями букв.

Таблица

«Правописание

морфем».

12.

Развитие речи. Изложение



13.

Повторение понятия о пунктуации.

Пунктуация в предложениях усложненной структуры.

Таблица

14.

Урок-практикум по разделу III.

Решение тестов.

Тесты по русскому языку под ред. К.З.Закирьянова

15.

Диктант с подготовкой.

Упр. 22 «Притча о сибирских цветах».


16.

Работа над ошибками



Раздел IV. Лексика и лексическая стилистика (4ч.)


17.

Слово как единица

лексической

системы.

Лексика-раздел науки о языке. Слово лексическая единица (значения, многозначность, в связи слов по значению).

Таблица

18.

Урок - практикум «Работа со словарями»

Национально-культурная специфика слов, их национально-символические значения в разных языков. Лексические синонимы.

Лингвистические словари

19.

Проблемы развития и функционирования лексической системы

Исконные и заимствованные слова. Активная и пассивная лексика. Безэквивалентная, коннотативная лексика.

«Школьный словарь иностранных слов».

20.

Зачет по разделу IV.



Раздел V.Фразеология (4ч.)


21.

Фразеология.

Основные признаки фразеологических сочетаний: устойчивость состава, воспроизводимость, целостность значения, структура, типы фразеологизмов. Функционирование фразеологизмов в разных стилях речи.

Фразеологичес кие словари.

22.

Источники фразеологизмов.

Исконные и заимствованные фразеологизмы. Сопоставление образной специфики фразеологии языков.

Фразеологичес кие словари.

23.

Практическое занятие

Работа со словарями

Фразеологичес кие словари

24.

Контрольный диктант за I четверть.



Раздел VI. Состав слова и словообразование (Зч.)


25.

Изложение с творческим заданием



26.

Морфемика и словообразование

Морфемика. Словообразование. Стилистическая роль суффиксов. Национальная специфика русского словообразования (уменьшительно- ласкательные суффиксы).

Словообразова

тельные

словари.

27.

Практическое занятие

«Этимология слов»



Раздел VII. Грамматика и грамматическая стилистика. Вводная часть (4ч.)


28.

Понятие о грамматике.

Грамматические категории, значение. Роль грамматики.


29.

Морфология и стили речи.

Происхождение слова морфология. Расхождения в морфологическом строе руского и других языков. Лингвисты. Стилистические средства морфологии.

Портреты

лингвистов.

(В.В.

Виноградов, Н.К.Дмитриев)

30.

Части речи

Общая схема трехчастной характеристики частей речи. Специфика частей речи в тюркских языках.

Таблица "Предмет морфологии. Части речи".

31.

РР Сочинение- рассуждение "Зачем нужно знать грамматику?"



Раздел VIII. Имя существительное (11ч.)


32.

Имя

существительное.

Систематизация и дополнение знаний школьников. Имя существительное-

Табл. "Имя существительн."


Повторение.

самая многочисленная, представительная, значимая, важнейшая, самостоятельная, ведущая грамматическая часть речи.


33.

Лексико-

грамматические

разряды

Лексико-грамматические разряды Прецедентные имена собственные.

Портреты писателей, мастеров искусств и т.д.

34.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Трудные случаи распознавания одушевленных существительных. Понятие об отвлеченных собирательных и вещественных существительных

Таблица "Имена существительн ые".

35-36

Категория рода имен существительных.

Трудные случаи определения рода существительных (несклоняемые, существительные общего рода, обозначение лиц женского пола по роду занятий, существительные на-ь, заимствованные слова, сложносокращенные слова).


37-38

Число имен существительных

Способы образования множественного числа существительных. Нестандартные, трудные случаи образования. Существительные, имеющие одну форму числа.


39.

Употребление несклоняемых имен существительных.

Падежные формы существительных. История существования падежей.


40.

Имена

существительные в речи и в художественном тексте.

Роль существительного в речи и художественном тексте. Обращение, средство создания тематической целостности текста, основа метафоры, передача национального своеобразия культур.

Табл."Тропы и фигуры"

41.

Практическое занятие по теме "Имя

существительное".



42.

РР Изложение "Мелодия курая"



43.

Трудности в употребление имен прилагательных.

Трудные случаи употребления прилагательных(согласование с существительными, полные и краткие формы, степени сравнения).

Табл. "Имя

прилагательное


44.

Правописание имен прилагательных.

Степени сравнения прилагательных. Прилагательные-паронимы, синонимы, антонимы.

Табл."Степени сравнения прилагательных"

45.

Употребление имен прилагательных в

художественном

тексте.

Прилагательное как основа тропов (эпитет, оксюморон, метафора, антитеза).

Табл. "Тропы и фигуры".


46.

Объяснительный диктант.



47.

Практическое занятие по теме "Имя

прилагательное"



48.

Сочинение- описание

"Чудодейственные уголки природы".



49.

Имя числительное. Повторение.

Имя числительное как часть речи.

Табл. «Имя числительное».

50.

Трудности в употреблении и написании имен числительных.

Основные трудности в употреблении и написании числительных.


51.

Роль имен числительных в речи.

Этимология числительных. Словообразования числительных.


52.

Практическое занятие по теме.



53.

Урок-конференция "магическая сила чисел".



54.

Употребление

местоимений в речи.

Общая характеристика и сопоставление

местоимений с другими частями речи.

Табл."Местои-

мение"

55.

Разряды

местоимении.

Средство, различие, особенности

разрядов местоимении.

Табл. "Разряды

местоимений".

56.

Текстообразую-щая роль местоимений на

основе анализа

художественного

текста.

Местоимение как средство связи

предложении в тексте.

Тексты

художественных

произведений.

57.

Практическое занятие по теме.



58.

Зачетная работа.



59-60

Трудности в

употреблении

глаголов.

Основные трудности в употреблении глаголов четыре группы форм глаголов (инфинитив, личные формы, неспрягаемые формы: причастие, деепричастие).

Табл. "Глагол".

61.

Употребление глаголов в связной речи.

Богатство глагольного словаря, семантические группы глаголов (движения, речи, чувства и т.д).


62.

Употребление в речи форм времени.

Участие видо-временных форм глагола в создании динамики текста.


63.

Глаголы-синонимы,

антонимы, омонимы,

многозначные

глаголы.

Глаголы-синонимы, антонимы,

омонимы.

Словари

синонимов,

антонимов,

омонимов.

64.

Глаголы в

художественном

тексте.

Глагол-основа олицетворений.

Табл. "Тропы и фигуры".

65.

Синонимия форм времени.

Богатство глагольных форм-основа синонимичных и стилистических возможностей.


66.

Практическое занятие по теме "Глагол"



67.

Изложение с

творческим

заданием.



68.

Правописание причастий.

Повторение изученного о причастии.

Табл. "Причастие"

69.

Употребление причастий в речи.

Причастия в разных стилях речи. Придаточные определительные предложения и причастные обороты.


70.

Практическое занятие.



71.

Свободный диктант.



72.

Трудности в

употреблении

деепричастий в речи.

Роль деепричастий в устойчивых

сочетаниях пословицах,

художественных текстах. Не с деепричастиями.

Табл."Деепри-

частие"

73.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Пунктуационнные навыки выделения деепричастий и обособленных деепричастных оборотов на письме.


74.

Практическое занятие по теме "Деепричастие"



75.

Сочинение "Образ коня в фольклоре и литературе".



76.

Наречие. Разряды наречий.

Повторение изученного о наречий.

Табл.

"Наречие".

77.

Правописание наречий.

Навыки правописания наречий. Различения наречий и кратких прилагательных. Синонимия наречий и фразеологических оборотов.


78.

Роль наречий в

художественном

тексте.

Роль наречий в создании временного и пространственного единства текста.


79.

Контрольный

диктант



80.

Предлог.

Значение, правописание. Производные и непроизводные предлоги.

Табл."Предлог"

81.

Трудные случаи

употребление

предлогов.

Различия производных предлогов от существительных (в течение года-в течении реки)


82.

Производные и

непроизводные

предлоги.

Использование производных предлогов в письменной речи.


83.

Союз. Разряды союзов, их роль.

Роль союзов как средства связи частей предложений и предложений в составе текста.


84.

Правописание союзов.

Правописание союзов тоже, также, чтобы, оттого (что), потому что.


85.

Диктант.



86.

Частица.

Значение и употребление частиц в разных стилях речи.


87.

Правописание частиц.

Правописание частицы не с разными частями речи. Роль частицы в художественном тексте.


88.

Практическое занятие по теме "Служебные части речи".



89.

Урок конференция "Служебные части речи".



90.

Функциональная

характеристика

междометий.

Эмотивная функция языка. Разряды междометий: побудительные, этикетные и звукоподражательные слова.


91.

Междометия в связном тексте.

Роль междометий в связном тексте (выражение различных чувств).


92.

Зачетная работа по теме "Междометие".



93.

Языковая картина мира.

Национально-культурная специфика картины мира.


94.

Концепт "Язык".

Высказывания и тексты о языке русских писателей и общественных деятелей и писателей других народов нашей страны.


95.

Слово как концепт культуры.

Понятие "Слово как концепт культуры" слова-реалии, слова с дополнительным экспрессивным значением, понятие о ключевых словах культуры.


96.

Концепты "Родина", "Добро".



97.

Концепты "Хлебосольство",

"Дом", "Очаг", «Девушка»



Раздел XIX. Повторение (5ч.)


98.

Экскурсия в типографию.



99.

Повторение тем

"Фонетика",

"Орфография".



100.

Повторение тем

"Лексика",

"Фразеология".



101.

Повторение тем "Состав слова и словообразова-

ние"



102.

Контрольный диктант.






русского






III.Содержание программы


СИСТЕМА ЯЗЫКА И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (5ч.)

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.


ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ИНТОНАЦИЯ (4ч.)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения и интонирования.

ОРФОГРАФИЯ. ПУНКТУАЦИЯ (7ч.)

Основные понятия орфографии и пунктуации. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Основные понятия пунктуации. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.


ЛЕКСИКА И ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА (4ч.)

Основные понятия и основные единицы лексики. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

ФРАЗЕОЛОГИЯ(4ч.).

Основные понятия и основные единицы фразеологии. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.


СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3ч.)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.


ГРАММАТИКА ГРАММАТИЧЕКАЯ СТИЛИСТИКА.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (4ч.)

Основные понятия грамматики и грамматической стилистики. Грамматические категории, значение. Роль грамматики. Стилистические средства морфологии. Специфика частей речи в тюркских языках.


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (11ч.)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (6ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.


ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (5ч.)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор числительных. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

МЕСТОИМЕНИЕ (5ч.)

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.


ГЛАГОЛ (9ч.)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

ПРИЧАСТИЕ(4ч.)

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.


ДЕЕПРИЧАСТИЕ (4ч.).

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.


НАРЕЧИЕ (4ч.)

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.


ПРЕДЛОГ (3ч.)

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.


СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА(2+1ч.)

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.


ЧАСТИЦЫ (2+2ч.)

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.


МЕЖДОМЕТИЕ (2ч.)

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.


ЯЗЫК И КУЛЬТУРА(5ч.)

Понятие о языковой картине мира и о слове как концепте культуры. О языке русских писателей и общественных деятелей и писателей других народов. Понятие о ключевых словах культуры.

ПОВТОРЕНИЕ (5ч.)

Повторение и закрепление изученного по темам «Фонетика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология», «Состав слова и словообразование», контрольный диктант.













Требования к знаниям и умениям


Учащиеся должны знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила. Осмысленно обосновыватъ свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

— опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);

— группировать языковые явления по определенным признакам;

— давать анализ и характеристику изученных языковых единиц (по существенным для них признакам);

— произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно образовывать формы слов;

— правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы грамотно строить предложения разных структур и уместно применять в речи;

— владеть современным речевым этикетом;

— адекватно воспринимать устную и письменную речь;

— пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;

— собирать и систематизировать материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

— создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;

— совершенствовать и редактировать тексты, находить coдержательные и языковые ошибки, недочеты и исправлять

— находить в слове орфограммы, а в предложении — смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

— писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять пpeдложения и текст;

— правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;

— пользоваться различными словарями русского языка.









Тематика практических работ


  1. Характеристика словарей русского языка.

  2. В.И. Даль-собиратель русского слова.

  3. В.И.Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка» в истории нашей страны.

  4. Культура речи.

  5. Функциональные стили современного русского литературного языка.

  6. Речевой этикет.

  7. Стили речи.

  8. Формы существования национального языка.

  9. Функции языка и научные основы речи.

  10. Язык и речь. Функции языка и речи.

  11. Фонетические нормы русского литературного языка.

  12. Принципы русской орфографии.

  13. Пунктуация в предложениях усложненной структуры.

  14. Экология русского языка. Лексика.

  15. Типы лексических синонимов.

  16. Средства речевой выразительности.

  17. Слово как единица лексической системы языка.

  18. Русская фразеология.

  19. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

  20. Стилистические средства морфологии.

  21. Специфика частей речи в тюркских языках.

  22. Одушевленные и неодушевленные существительные.

  23. Употребление имен прилагательных в художественном тексте.

  24. Магическая сила чисел.

  25. Местоимение.

  26. Богатство глагольных форм – основа синонимичных и стилистических возможностей.

  27. Употребление причастий в речи.

  28. Коварство деепричастного оборота.

  29. Синонимия наречий и фразеологических оборотов.

  30. Служебные части речи.

  31. Функциональная характеристика междометий.

  32. Обращения к женскому полу в русском языке и концепт «Девушка».

  33. Концепт «Дорога».

  34. Языковая картина мира.








IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.


Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.


Виды деятельности учащихся на уроке:

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование; докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
































V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учителя


  1. Верещагин Е. М, Костомaров В. Г. Язык и культура. Лингвостранове­дение в преподавании русского языка как иностранного. - 4-е изд., М., 1990.

  2. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М., 1997. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М., 2000.

  3. Иванова С. В. Культурологический аспект языковых единиц. - Уфа, 2002.

  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность 1Отв. ред. Д. Н. Шмелев. М., 1987.

  5. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Лекци­онный курс. - М., 2002.

  6. Прохоров Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс. М., 2006.

  7. Саяхова Л. Г. Диалог культур в лингвокультурологическом пространстве учебников русского языка для башкирских школ // Актуальные проблемы башкирского, тюркского и сравнительного языкознания. Сб. научных статей. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 175-182.

  8. Саяхова Л. Г. Культурологическая концепция обучения русскому языку в башкирских школах и гимназиях // Учитель Башкортостана, 1997. №22.

  9. Саяхова Л. Г. Концепция школьного предмета «Русский язык» в Республике Башкортостан // Учитель Башкортостана, 1997, №10.

  10. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологические проблемы образования / Мир русского слова. - СПб., 2001.

  11. Саяхова Л. Г. Русский язык в Республике Башкортостан: проблемы функционирования и изучения // Учитель Башкортостана, 2002, №2.

  12. Саяхова Л. Г. Слово как лингвокультурологическая единица обучения языку // Исследования по семантике. Межвузовский научный сборник. Вып. 22. - Уфа: РИО БашГУ, 1999. С. 232-254.

  13. Хайруллина Р. Х Лингвистика межкультурных коммуникаций. - Уфа, 2005.

  14. Язык и культура: учебное пособие по спецкурсу / Отв. ред. профессор Л. Г. Саяхова. - Уфа, 1995.

  15. Язык и культура. Хрестоматия по спецкурсу для студентов-филологов / Под ред. профессора Л. Г. Саяховой. - Уфа, 2000.

  16. Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лекси­кография / Под ред. профессора В. В. Воробьева и профессора Л. Г. Саяхо­вой. - Уфа: РИО БашГУ 2002.


Учебные пособия


  1. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г Русский язык в диалоге культур. Учебное пособие. - М.: «Ладомир», 2006. - 283 с.

  2. Вырыпаева Л. М., Саяхова Л. Г. Башкирский образ жизни в рус­ской литературе: Пособие по развитию речи. - У фа, 2001.

  3. Муллагалиева Л. К., Саяхова Л. Г. Русский язык как родной. ­Уфа, 2003.

  4. Муллагалиева Л. К., Саяхова Л. Г. «Русский язык в диалоге культур»: Методическое руководство для учителя. - М.: «Ладомир», 2006. - 196 с.

  5. Муллагалиева Л. К. Концепты русской культуры в межкультур­ной коммуникации. Словарь / Под ред. профессора Л. Г. Саяховой. М.: «Ладомир», 2006. - 229 с.

  6. Саяхова Л. Г.Овладеваем орфографией - обогащаем словарь. Уфа,1997.

  7. Углубленное изучение русского языка как родного. Программа для 5-11 классов средней школы / Отв. ред. проф. Л. Г Саяхова, доц. Т. Н. Дорожкина. - Уфа, 2001.


Словари


  1. Давлетбаева Р. Г. Лингвокультурологический словарь для школьников. Диалог языков и культур. - Уфа: Китап, 2003.

  2. Кобякова Т. И. Концепты духовности в русской языковой картине мира». - Уфа, 2004.

  3. Кузьмина Г. Ш. «И образ мира, в слове явленный ... » Лингвокульту­рологический словарь-комментарий к произведениям С. Т. Аксакова. ­Уфа 2004.

  4. Муллагалuева Л. К. Реалии русской культуры. - Уфа, 2001.

  5. Салимова Л. М. Энциклопедия русской жизни. Лингвокультуро­логический комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». ­Уфа, 1999 (переиздан. в Москве в 2005 г.).

  6. Самситова Л. Х. Реалии башкирской культуры / Под. Ред. М. Н. Зайнуллина, Л. Г. Саяховой. - Уфа: Китап, 1999.

  7. Шуралев А. М Ассоциативно-концептуальный словарь культурного кода русской литературы XIX века: Учебное пособие. - Уфа, 2004.

  8. Саяхова Л. Г., Азнабаева Ф. Ф. Словарь-минимум русского языка для активного усвоения учащимися 1-4 классов башкирской школы. ­Уфа, 1999, 2003.

  9. Саяхова Л. Г., Амерова Р Х Грамматико-орфографический словарь русского языка / Под ред. Л. Г СаяховоЙ. - У фа, 1998, 2000.

  10. Саяхова Л. Г., Ураксин З. Г, Хасанова Д. М Русско-башкирский иллюстрированный тематический словарь. - У фа: Китап, 1998.

  11. Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М, Морковкин В. В. Тематический словарь русского языка. Около 25 000 слов / Под ред. В. В. Морков­кина. М.: «Русский язык», 2000.




25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень в национальных школах)

Автор: Мансурова Раиса Кавиевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа курса История русского литературного языка "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-kursa-istoriia-russkogho-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "198547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428417907"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа предмета История русского литературного языка "
    ["seo_title"] => string(63) "proghramma-priedmieta-istoriia-russkogho-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "198542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428417511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства