kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по родному русскому языку ( 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» (9 класс) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский  родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под. ред. О.М. Александровой.

В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку ( 9 класс)»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» (9 класс) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский  родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под. ред. О.М. Александровой.

В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка.

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах; о русском речевом этикете;

- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Рабочая программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 17 часов. Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой и др. «Русский родной язык», 9 класс, 2021.


Планируемые результаты учебного предмета


Рабочая программа по учебному предмету «Родной русский язык» базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному русскому языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.

Освоение программы 9 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:

             понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

            осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

                достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;

оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;

умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;

умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;

умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий. 

К предметным результатам обучения родному языку в 8 классе относятся:

       представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

         понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

           усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

       освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

       овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

        распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

          проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

        понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

           осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного предмета


Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.


Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.


Раздел 3. Речь. Текст (6 ч)


Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.



Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

План

Факт.


Раздел 1. Язык и культура


5

4

1



1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека. § 1

1

1




2

Ключевые слова русской культуры, их национально-историческая значимость. § 2, 3

1


1



3

Основные тенденции развития русского литературного языка. § 4, 5

1

1




4

Новые иноязычные заимствования в русском языке. Словообразовательные неологизмы.§ 6, 7

1

1




5

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. § 9

1

1





Раздел 2. Культура речи


6

3

3



6

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. §10

1

1




7

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. §11

1

1




8

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. § 12

1

1




9

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. § 12

1


1



10

Нормы употребления предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. § 12

1


1



11

Рр Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета § 13,14

1


1




Раздел 3. Речь.Текст


6

4

2



12

 Русский язык в Интернете. Этикет интернет – переписки. §15

1


1



13

Виды преобразования текстов. §16

1

1




14

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот. Шутка.§17

1

1




15

Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. §18, 19

1

1




16

Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. § 20, 21

1

1




17

Представление проектов, результатов исследовательской работы. Подведение итогов.


1


1






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по родному русскому языку ( 9 класс)

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 22.11.2022

Номер свидетельства: 618101

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа "Родной (русский) язык для 6 класса."
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_dlia_6_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "533329"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577120984"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа "Родной русский язык" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "594030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1639042800"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа "Родной (русский) язык для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_rodnoi_russkii_iazyk_dlia_5_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "533325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577120611"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства