Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку 9 класс»
Ростовская область, --------------------------------------
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
--------------------- средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ --------------- СОШ
Приказ №_____ от ______________
_______________ Т-
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку
основное общее образование 9 класс
Количество часов:17ч.
Учитель: ----------------------
2019 - 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций по русскому языку для 8 классов и в соответствии с учебным планом МБОУ-------------- СОШ на 2019 – 2020 учебный год.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников на уровне основного общего образования, межпредметные связи.
Предмет «Русский родной язык » составляет единое целое с традиционным школьным предметом — русским языком. На уроках родного русского языка в курсе русской словесности изучаются тот же русский язык, только в особом аспекте и в их единстве. Здесь, опираясь на знания о строе, категориях и нормах русского языка, полученные на уроках русского языка, школьники постигают законы употребления языка в разных сферах и ситуациях общения.. А также, рассматривая любой (устный и письменный, нехудожественный и художественный) текст как единство содержания и словесной формы его выражения, школьники учатся открывать его смысл через его словесную ткань. Для этого учащиеся осваивают систему языковых средств , позволяющих языку выполнять его коммуникативную и изобразительно-выразительную функции, служить материалом, из которого создается все, выраженное словом, а изучаемые на уроках литературы художественные произведения рассматривают как явления одного из видов искусства — искусства слова.
Актуальность изучения курса
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры школьника, достижения им ряда образовательных результатов.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский родной язык» является усвоение содержания предмета «Родной (русский) язык» и достижение учащимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации программы являются:
1. Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
2. Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3. Углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного. языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
4. Совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
5. Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного курса « Родной язык» в учебном плане
Количество часов: всего - 17; в неделю – 0,5.
В соответствии со статьёй 112 ТК РФ – 23 февраля, 8(9) марта,1(2)мая являются нерабочими праздничными днями.
В связи с тем, что занятия в МБОУ --------------- СОШ выпадают на праздничные и выходные дни, уплотнение изучения учебного материала происходит за счёт объединения тем.
В приложении №1 к рабочей программе (Лист корректировки рабочей программы) указаны причины корректировки, корректирующие мероприятия, дата урока по факту.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (6 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. ипользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста:
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Личностные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Метапредметные:
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего нанём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика
заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; S понимание причин изменений в словарном составе языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основнымистилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
различение вариантов грамматической нормы:
соблюдение основных норм русского речевого этикета;
ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русскоголитературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русскоголитературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи,
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов ,рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа
создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов
Тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
1
Язык и культура
6 ч
2
Культура речи
6 ч
3
Речевая деятельность. Текст
5 ч
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский родной язык» в 9-м классе
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии «Язык и культура» научится:
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
• понимать особенности освоения иноязычной лексики;
• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи» научится:
• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
• анализировать и различать типичные речевые ошибки;
• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;
«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:
• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Основное содержание
Кол-во часов
Дата
Раздел 1. Язык и культура 6
1
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа
Русский язык как зеркало национальной
культуры и истории народа (обобщение).
Важнейшие функции русского языка.
Понятие о русской языковой картине мира.
Орфографический и пунктуационный практикум
1
05.09
2
Крылатые слова и выражения в русском языке
Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов т.п. Орфографический и пунктуационный
практикум
1
12.09
3
Развитие русского языка как закономерный процесс
Развитие языка как объективный
Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений,
Орфографический и пунктуационный
практикум
1
19.09
4
Основные тенденции развития современного
русского языка
Общее представление об активных процессах в
современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры).
Орфографический и пунктуационный
практикум
1
27.09
5
Словообразовательные неологизмы в современном
русском языке
Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» — рождение новых слов.
Орфографический и пунктуационный
практикум
1
03.10
6
Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)
1
10.10
Раздел 2. Культура речи 6
7
Орфоэпические нормы современного русского
литературного языка
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Отражение
произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях
1
17.10
8
Лексические нормы современного русского
литературного языка
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Современные
толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
1
24.10
9
Грамматические нормы современного русского
литературного языка
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
1
06.11
10
Речевой этикет в деловом общении
Этические нормы, правила этикета интернет-
дискуссии, интернет-полемики. Этикетное
речевое поведение в ситуациях делового
общения. Орфографический и пунктуационный
практикум
1
13.11
11
Правила сетевого этикета
Этика и этикет в электронной среде общения.
Понятие нетикета. Ключевые слова раздела. Обобщение материала
1
21.11
12
Проверочная работа № 2 (представление проектов,
результатов исследовательской работы)
1
28.11
Раздел 3. Речь. Текст 5
13
Русский язык в Интернете
Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное
общение.
Этикет интернет-переписки. Пунктуационный
орфографический и
практикум
1
05.12
14
Виды преобразования текстов
Текст как единица языка и речи.
Виды преобразования текстов: аннотация.
Орфографический и пунктуационный
практикум.
Виды преобразования текстов: конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации
1
12.12
15
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
Речь оппонента на защите проекта.
Орфографический и пунктуационный
практикум
1
19.12
16
Язык художественной литературы. Прецедентные
тексты
Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст
1
26.12
17
Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)
1
16.01
Всего:
17
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР
__________ / /
« » августа 2019 г
«Согласовано»:
Руководитель ШМО
гуманитарного цикла
__________/ /
« » августа 2019 г
Список учебно-методической литературы
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru.
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash.
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru.
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru.
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи.
URL: http://doc-style.ru.
Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL:http://litera.ru/stixiya.
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm.
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН).
URL: http://etymolog.ruslang.ru.
Основные содержательные линии программы
учебного предмета «Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Контрольно – измерительные материалы
Проверочная работа
Мини – проект (представление проектов, результатов исследовательской работы)
«Неологический бум» — рождение новых слов.
Проверочная работа № 1
Комплексный анализ текста
Текст №1
Если хоч..ш.. душу леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его (в)верх или (в)низ.
Водная дрож… от солнца броса…тся тенью на ствол ели на травы и тени б…гут по стволам и по травам и в дрож… этой рожда..тся звук и чуд…(т,ть)ся будто травы р..стут под музыку и вид..ш.. согласие теней.
А вот б..л..шой завал и тут вода как(бы) ропщ..т и д..леко слыш..н этот ропот и переплеск. Но это (не)слабость и (не)отч..яние и (не)жалоба вода этих чу…ств (не)знает каждый ручей увер..н в том что он добежит до свободной воды и если встрет..тся даже гора как Эльбрус то он разреж..т пополам Эльбрус а рано(ли) поздно(ли) добежит.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Составьте перечень орфограмм, с которыми вы встретились в этом тексте.
5.Составьте схему первого предложения, выполните его синтаксический разбор.
Проверочная работа № 2
Комплексный анализ текста
Текст №2
Точно из д..лёкого детства кто(то) взгл..нул на меня г..лубыми гл..зами – с такою радос..ной силой почу..ствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Л..ловая дымка накрывала луга и поля. Г..л..сами.. певчих птиц зв..нели з..лёные перелески. Широко ра(с,сс)т..лались луга осыпа(н,нн)ые цветами. По закрайкам дорог.. (по)прежнему цв..ла м..дуница а в её пышных (м..дово)ж..лтых с..цветиях (не)движно др..мали осыпа(н,нн)ые цветочною пылью жуки. На вен(?)чиках скл..нившихся цветов л..ниво в..зились шм..ли. Прониз..вая воздух над головой зв..нели пч..лы напр..ж..нная деловитость чу..ствовалась в их полёте. Праз..нуя брачные дни п..рхали над цветами бабочки и (не)стерпимый стон стоял от кузнеч..ков дождём ра(с,сс)ыпавш..хся из(под) моих ног. Радуя глаз б..гатая ур..дилась.на полях рож… . Вдыхая м..довые запахи этих трав я проходил полевыми тр..пинками по плечи утопая в нежно(зелёных) хлебах.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Определите тему, идею текста, озаглавьте его.
5.Найдите тропы. Какие виды тропов преобладают?
7.По толковому словарю В.Дала найдите толкование слова ЗАКРАЕК.
8.Расскажите о правописании сложных прилагательных в этом тексте.
9.Объясните знаки препинания в последнем предложении и сделайте его синтаксический разбор.
Проверочная работа № 3
Комплексный анализ текста
Текст №3
В воздухе в саду было пусто и только нежная музыка наполняла эту пустоту какой(то) (не)передаваемой прелестью.
Наташа кончила играть и ра(с,сс)ея(н,нн) пр..гнувшись к роялю задумчиво засмотрелась в окно. Апл..д..сменты слушателей с те(р,рр)а(с,сс)ы вывели её из задумчивости.
Она встала вышла на те(р,рр)а(с,сс)у весело поздоровалась и заявила А мамы и Зины нет дома.
Это конечно очень грус..но пр..небрежительно ответил Корнев но так и быть могут подоьше на этот раз (не)являя(т,ть)ся.
Ну пожалуйста махнула рукой Наташа. И пр..сев на ступеньки заглядывая на небо и в сад сказала Скоро потянет прохладой.
А пока положительно дышать (не)чем ответил Корнев пр..саживась около неё.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Объясните значение слова ТЕ(Р,РР)А(С,СС)А.
5.Найдите русский синоним французскому слову АПЛ..Д..СМЕНТЫ. К какой группе лексики относится это слово?
6.В каком значении употреблено в тексте слово ПОЛОЖИТЕЛЬНО? Какие ещё значения может иметь это слово? Как такие слова называются?
7.Расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи и диалоге в данном тексте.
8.Найдите односоставные предложения, определите их тип.
9.Найдите в тексте слово, в котором нет согласной буквы, но есть согласный звук.
Проверочная работа № 4
Комплексный анализ текста
Текст №4
Тем врем..нем море обведё(н,нн)оепо г..р..зонту золотой нитью ещ.. спало лиш.. под обрывом в лужах береговых ям вздымалась и оп..дала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в серый и ч..рный. За золотой нитью небо вспыхивая сияло огромным веером света белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие божестве(н,нн)ые цвета светились в них. На ч..рной дали легла уже треп..тная снежная бел..зна пена бл..стела и б..гровый разрыв вспыхнув средь золотой нити бросил по океану к ногам алую рябь.
Из зар..сли поднялся к..рабль он всплыл и (а,о)ст(а,о)новился на самой середине з..ри. Из этой дали он был виден ясно как обл..ка. Ра..брасывая веселье он пылал как вино роза кровь уста алый бархат и пунц..вый огонь.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
3.Подберите синонимы к слову УСТА. К какой группе лексики относится это слово? В каких устойчивых выражениях употребляется в современном языке?
4.Найдите в тексте обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания.
5.Найдите уточняющие обособленные члены предложения. Какой второстепенный член предложения уточняется?
6.Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
7.Как связаны предложения последнего абзаца?
8.Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте?
9.Найдите в тексте устаревшие слова.
10.Найдите в тексте частицы.
11.Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте.
12.Расскажите о правописании –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях.
Проверочная работа № 5
Комплексный анализ текста
Текст №5
Томление и зной усиливались.
Замолкли птиц.. мухи осоловели на окнах. К вечеру ни..кое солнце скрылось в р(а,о)скалё(н,нн)ой мгле…
Сумерки настали быстро. Было совсем темно н(и,е) одной звезды и вот в мертвее(н,нн)ой тишине глухо и важно зашумели вётлы долетели и(с,з)пуга(н,нн)ые крики грачей. Шум становился всё крепче торжестве(н,нн)ее. Нал..тевший ветер засв..стел завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно зазвенели ра..битые стёкла.
Весь сад теперь шумел скр..пели стволы к..чались (не)вид..мые вершины.
И вот бело(синим) осл..пительным светом ра..крылась ноч.. . (На)мгновение ч..рными очертаниями появились ни..ко накл..нивш..ся деревья. И снов.. тьма. И грохнуло обрушилось всё небо. Хлынул дождь сильный обильный потоком.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
3.Подберите синонимы к словам БУХНУЛО, ОСОЛОВЕЛИ.
4.Объясните особенности произношения и правописания слов низкое, солнце, разбитые.
5.Проведите анализ предложений текста по их структуре.
6.Найдите в тексте служебные части речи и охарактеризуйте их.
7.Приведите примеры слов, употреблённых в переносном значении.
8.Расскажите о постановке (,) и (;) в БСП.
Проверочная работа № 6
Комплексный анализ текста
Текст №6
Прошла неделя другая. Дни были ещё жаркие а ночи – прохладные и в городе наступила такая тишина что было слышно как рвё(ться, тся) под лёгким ветерком первая сентябрьская паутина. И вот в такую(то) бе..шумную ночь Таня проснувшись услышала… Трудно сказать что она услышала потому что это были (не)звуки а как(бы) (полу)забытые воспоминания (не)заметно переходившие одно в другое.
И хотя Таня условилась ра..будить Петьку она полежала ещё (не)много думая о том как трепещ..т листья осины как зелёный поблескивающий листве(н,нн)ый дым окружает берёзу.
Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в речку и Таня вспомнила как она с одной девочкой проплыла поз..ним вечером по по серебря(нн,н)ой дорожке которую по Немухинке прол..жила луна.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Как вы понимаете выражения звуки стали влажными, лиственный дым?
4.Какую роль играет в этом тексте многоточие? Когда ещё оно ставится?
5.Найдите в тексте обособленные члены предложения и охарактеризуйте их.
6.В СПП найдите придаточные предложения и определите их вид.
7.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки звонкие.
Проверочная работа № 7
Комплексный анализ текста
Текст №7
Какие сильные живые бл..годарные впеч..тления возбуждает один Кремль. Над его св..ще(н,нн)ыми стенами над его высокими башнями пролетело несколько веков. Я (не)могу истолковать себе тех чу..ств которые возбуждаются во мне при взгляде на Кремль!.. Одна ст..р..на Кремля открылась перед нами. Шумные клики говор народа треск экипажей и частый лес мачт с разв..вающимися разноцветными флагами белокаме(нн,н)ые стены Кремля его высокие башни всё это вместе пор..жало меня возбуждало в душе уд..вление и тёмное смеш..(н,нн)ое чу..ство удовольствия. Я почу..ствовал что нахожусь в первопр..стольном граде в сер..це царства русского.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Объясните значение слова клики, подберите к нему синонимы.
4.Объясните значение выражений первопр..стольный град, сер..це царства русского.
5.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки глухие.
6.Найдите в тексте сложные слова, объясните, как они образовались.
7.Определите способы образования слов первопр..стольный, несколько, истолковать, разноцветными.
8.Объясните постановку знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения, подчеркните однородные члены.
Проверочная работа № 8
Комплексный анализ текста
Текст №8
Можно ис..ледовать химический состав технологию производства р..цепты тайны мастерства и всё точно узнать почему ф..рфоровая чашка звенит красиво и ярко а просто глиня(нн,н)ая издаёт глухой звук.
Но мы (ни,не)когда (не)узнаем почему одни фразы стихотворные строки строфы бывают звонкими а другие глухими.
Дело (во)все не в глухих согласных ш..пящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово (без)исключения может звенеть будучи поставле(н,нн)ым на своё место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф..рфор бронза медь а в другом случае сырая клёклая глина.
Один поёт а другой хрипит. Один чеканит а другой мямлит. Одна строка как(бы) светится (из)нутрии другая тускла и даже гр..зна. Одна похожа на драгоце(н,нн)ый камень другая на к..мок зама..ки.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Определите тип текста и докажите своё мнение.
3.Текст построен на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот приём?
4.Найдите в тексте профессиональную лексику. Для чего автор использует её?
5.Объясните значение слова клёклая. К какой группе лексики относится это слово?
6.Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв.
7.Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них пропущен?
8.Начертите схему первого предложения. Расскажите о видах связи в нём.