2019- 2020 уч.г.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч.( 1 час в неделю), что соответствует примерной программе по русскому родному языку основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Роль звукописи в художественном тексте. Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).
№ урока | Наименование тем | | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения |
по плану | по факту |
| | | Язык и культура (10 ч) | | |
1 | Наш родной русский язык | 1 | Ознакомить с понятиями: русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык — язык русской художественной литературы. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. | | |
2 | Из истории русской письменности | 1 | Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Национальная специфика терминов родства. Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка. Национально-культурная специфика фразеологизмов. | | |
3 | Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры |
4 | История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды | 1 | Познакомить со словами, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы русского традиционного мужского и женского костюма, обувь, головные уборы. | | |
5 | История в слове: наименования предметов традиционного русского быта | 1 | Ознакомить со словами и устойчивыми сочетаниями, обозначающими предметы и явления традиционного русского быта (пища и жилище). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. | | |
6 | Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение | 1 | Ознакомление с метафоричностью русской загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека | | |
7 | Живое слово русского фольклора | 1 | Ознакомление с устойчивыми оборотами в произведениях фольклора, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов | | |
8 | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки | 1 | Ознакомление с русскими пословицами и поговорками как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Орфографический и пунктуационный практикум | | |
9 | О чем может рассказать имя | 1 | Познакомить с именами традиционными и новыми. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала | | |
10 | Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы «Моя Россия») | 1 | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ | | |
| | | Культура речи (9 ч) | | |
11 | Современный русский литературный язык | 1 | Ознакомление с основными показателями культурной речи. Правильность речи — соблюдение норм литературного языка. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. | | |
12 | Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения | 1 | Ознакомление с равноправными и допустимыми вариантами произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Нормы произношения сочетания чн, твердого и мягкого согласного в сочетаниях с [э] в заимствованных словах. Произносительные варианты орфоэпической нормы. | | |
13 |
14 | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы | 1 | Ознакомление с понятием о лексикологии, лексической норме, основных нарушениях лексической нормы. Толковый словарь и стилистические пометы в толковом словаре. Наиболее популярные токовые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля и Д. Н. Ушакова. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексическая сочетаемость слов. Речевые ошибки. | | |
15 | Стилистическая окраска слова | 1 | Стилистическая окраска слова и стилистические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в речи. Стилистические синонимы: разговорные и нейтральные. Орфографический и пунктуационный практикум | | |
16 | Речь правильная. Основные грамматические нормы | 1 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и), различающиеся по смыслу. | | |
17 |
18 | Речевой этикет: нормы и традиции | 1 | Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Орфографический практикум. | | |
19 | Проверочная работа № 2 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | 1 | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ | | |
| | | Речь. Текст (15 ч) | | |
20 | Язык и речь | 1 | Понятие о соотношении языка и речи: владение языком; правильная и выразительная речь. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Орфографический практикум | | |
21 | Средства выразительности устной речи | 1 | Выразительность речи. Понятие об интонации: громкость, тон, тембр, темп, паузы. Интонация как средство выражения эмоций. Орфографический и пунктуационный практикум | | |
22 | Формы речи: монолог и диалог | 1 | Признаки монолога и диалога. Составление монологического высказывания на выбранную тему. Разыгрывание диалогов в разных ситуациях общения. Орфографический практикум | | |
23 | Текст и его строение | 1 | Текст и его основные признаки. Смысловая часть, микротема, ключевые слова. Как строится текст. Композиция текста: вступление, основная часть, заключение. Смысловая часть и абзац. Орфографический практикум | | |
24 | Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения | 1 | Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Композиционные особенности описания: описание природы, описание помещения, описание человека, описание животного, описание состояния (природы, человека). Повествование как тип речи. Средства связи предложений в повествовании. Рассуждение как тип речи. Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение- объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. | | |
25 | Разговорная речь. Просьба, извинение | 1 | Разговорная речь: пословицы, характеризующие устное общение. Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. |
26 | Средства связи предложений и частей текста | 1 | Средства связи предложений и частей текста: связь предложений с помощью союзов, местоимений, форм слов, однокоренных слов, языковых и контекстных синонимов, антонимов, лексического повтора | | |
27 | Функциональные разновидности языка | 1 | Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка. Общая характеристика научного, официально-делового, публицистического стилей, разговорной речи, языка художественной литературы | | |
28 | Официально-деловой стиль. Объявление | 1 | Объявление как жанр официально-делового стиля речи Устная и письменная формы объявления. Пунктуационный практикум | | |
29 | Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста | 1 | План устного ответа на уроке, план прочитанного текста. Виды плана: на основе назывных предложений, вопросный, тезисный. Орфографический и пунктуационный практикум | | |
30 | Публицистический стиль. Устное выступление | 1 | Стилевые черты и языковые средства публицистического стиля. Устное выступление. Девиз, слоган. | | |
31 | Язык художественной литературы. Литературная сказка | 1 | Литературная сказка как жанр художественной литературы: образная система и сочетание типов речи; тема и главная мысль | | |
32 | Язык художественной литературы. Рассказ | 1 | Рассказ как жанр художественной литературы: завязка, кульминация, развязка. Орфографический и пунктуационный практикум | | |
33 | Особенности языка фольклорных текстов | 1 | Особенности языка фольклорных текстов. Былины. Орфографический и пунктуационный практикум. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительноласкательными суффиксами и т. д.). Особенности языка загадок и пословиц. | | |
34 | Проверочная работа №3 (представление проектов, результатов исследовательской работы) | 1 | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ | | |
При изучении учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии
понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи; различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учетом произносительных вариантов