Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»
Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и основных видов деятельности, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
города Магнитогорска
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский»
Направление: русский язык
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 2018-2019 учебный год (34 часа)
Автор-составитель:
ФИО: Мясникова Елена Николаевна,
должность : учитель русского языка и литературы
Магнитогорск, 2018
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальностьпрограммы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Практическая значимость.
Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.
Итогом работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного НОУ.
Цель и задачи программы.
Цель – расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям;увеличение словарного запаса;формирование общей языковой культуры.
Задачи:
1) закрепление уже изученных лингвистических терминов
2) знакомство с новой лексикографической терминологией;
3) развитие умения работать со словарем;
4) развитие навыка поиска лингвистической информации;
5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.
Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь:
Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение одного учебного года.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Возраст обучающихся 12-13 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.
Особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.), число обучающихся по годам обучения (обосновать).
Набор детей производится на добровольной свободной основе. Группа состоит из 15 учащихся 6-7 классов, проявляющих интерес к изучению русского языка.
Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку, в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.
Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Обучающие должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- историю современного русского письма;
- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
- приёмы работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;
- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского народов.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатовприобретение школьниками знаний о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанное овладение лингвистическими терминами.
Второй уровень результатов— развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (проведение заседаний кружка, изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты, сменный материал для стендов).
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
анализ и просмотр проектов;
составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс 34 часа
1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.
2. Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.
3. О слове.
Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.
4. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
5. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.
6. Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
7. Явление синонимии в русском языке. Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении.
8. Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях.
9. Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.
10. Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, хутора.)
11. Всегда ли мы говорим правильно? Орфоэпия. Речь и культура общения.
12. Русская пунктуация и ее особенности. История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых?
13. «Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия. Подготовка и проведение утренника «Язык мой - друг мой!».
Учебно-методический план
6 класс (34 часа)
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количест-во часов
Основные виды деятельности учпщихся
всего
теория
практика
1
Введение. Языкознание – удивительная наука.
1
1
2
Наш язык. Когда и как люди научились говорить (проблема происхождения языка)
0,5
1
3
Происхождение и развитие письма.
0,5
1
Фонетика. Звуковая жизнь слова.
1
0,5
Как рождаются и живут слова
1
1
Как рождаются и живут слова
0,5
1
Омонимы и многозначность.
1
1
Явление синонимии в русском языке.
1
1
Русская фразеология.
1
1
Русская фразеология.
0,5
1,5
11
Как вас зовут?
Имена, фамилии, прозвища.
1
1,5
12
Где вы живете?
1
2
13
Всегда ли мы правильно говорим?
1
1
14
А все-таки она хорошая! (Русская орфография и ее принципы)
1
1,5
15
Особенности русской пунктуации.
1
1
16
«Я люблю свой родной язык!»
1
2
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д):
Учитель русского языка, библиотекарь, заместитель директора по УВР.
Материально-техническое:
Кабинет для проведения аудиторных занятий, библиотека, кабинет информатики.
Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет):
-лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ в Интернет,
-портреты учёных – языковедов;
- рисунки и творческие работы учащихся;
- магнитофон и аудиокассеты;
- компьютер, диски с материалами по русскому языку.
Рекомендуемая литература.
I. Литература, используемая педагогом для разработки
программы и организации образовательного процесса
Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.: ООО «ТИД «Русское слово».1999.
Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. М.: Просвещение, 1984.–190с.
Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.