Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»»
Программа курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для учащихся 1-4 класса
начального общего образования
/общеобразовательный класс/
на 20__-20__ год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующих универсальных учебных действий:
Планируемые результаты освоения курса к концу первого года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу.
б) Познавательные УУД:
пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить диалог.
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
пользоваться алфавитом;
различать гласные, согласные и неречевые звуки;
определять роль ударения в слове;
различать предложения по цели высказывания и интонации;
строить диалог;
правильно использовать в своей речи слова и предложения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться многозначными словами, словами-антонимами, словами-синонимами, словами-омонимами в своей речи;
находить информацию в этимологическом словаре.
Планируемые результаты освоения курса к концу второго года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки;
быть способным к саморазвитию;
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу;
удерживать учебную задачу;
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
б) Познавательные УУД:
пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
использовать общие приемы решения задачи;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выделять необходимую информацию из литературных источников;
строить рассуждения.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить и вести диалог.
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе;
ставить вопросы, обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
следить за правильностью своей речи и речи собеседника;
толковать значения слов;
составлять игры со словами;
использовать в своей речи пословицы;
создавать альбомы с соблюдением норм русского языка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться крылатыми выражениями в своей речи;
работать с литературными источниками;
предвидеть свой уровень усвоения знаний.
Планируемые результаты освоения курса к концу третьего года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки;
быть способным к саморазвитию;
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу;
удерживать учебную задачу;
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
сличать способ действия и его результат;
соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
использовать общие приемы решения задачи;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выделять необходимую информацию из литературных источников;
строить рассуждения;
осуществлять смысловое чтение;
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе;
ставить вопросы, обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение;
строить монологичное высказывание;
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
составлять кроссворд;
придумывать загадки согласно изученным моделям;
готовить сообщения;
различать сообщения от докладов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять тему сообщения и доклада;
работать с литературными источниками;
оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;
владеть нормами грамотной, правильной речи.
Планируемые результаты освоения курса к концу четвертого года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки;
быть способным к саморазвитию;
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу;
удерживать учебную задачу;
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
сличать способ действия и его результат;
соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
использовать общие приемы решения задачи;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выделять необходимую информацию из литературных источников;
строить умозаключения и рассуждения;
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе;
ставить вопросы, обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение;
строить монологичное высказывание;
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
оформлять результаты проектной деятельности;
различать исследовательскую работу от проектной.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать гипотезу и проблему исследования;
пользоваться разными методами исследования;
оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 304.
Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 66 часа, 2 класс – 68 часа, 3 класс – 68 часа, 4 класс – 102 часа.
Содержание программы 1 класса
Введение (2 час)
Понятие о предмете «русский язык». Краткий обзор изучаемых тем. Ответ на вопрос: «Умею ли я общаться?»
В мире звуков (18 часов)
Понятие о природных и речевых звуках. Знакомство с науками «фонетика» и «графика». Буквы – что это? Различие звуков и букв. Понятие о гласных и согласных звуках и буквах. Откуда произошел русский алфавит. Слог. Слово. Понятие о науке «орфоэпия». Ударение. Выделение ударного слога. Особенности звонких и глухих согласных. Твердые и мягкие согласные.
Сказки «В стране звуков», «Как звуки научились превращаться в звуки», «Как из слогов слова получаются?», «Волшебник Ударение»,
Значение слова. Знакомство с толковым словарем. Понятие о многозначных словах. Анализ многозначного слова по картинкам. Расширение представлений о «вежливых» словах (употребление слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении). Слова-сорняки при общении с друзьями и взрослыми. Понятие о словах, сходных и противоположных по значению, - синонимах и антонимах. Слова-омонимы – что это такое.
Чтение и анализ художественных произведений А. Барто, О. Дриза, А.Шибаева, К.Чуковского, Б. Заходера, Н.Юсупова и др.
Сказка «Слова-братья».
Игры «Назовите слово», «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Два слова».
КВН «Да здравствует слово!»
В царстве предложений (12 часов)
Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Общение по телефону. Построение диалога.
Сказки «Восклицание», «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания».
Игры «Соединяемся и меняемся», «Угадай!», «Кто больше придумает», «Определи вид предложения».
Игра-конкурс «Сочинение Незнайки», «Телеграмма».
Практическая работа «Строим диалог».
Содержание программы 2 класса
Введение (2 час)
Краткий обзор изучаемых тем во 2 классе. Повторение материала за 1 класс.
Понятие о науке «этимология». Знакомство с этимологическими словарями. Появление современных названий месяцев, школьных принадлежностей, цветов (растительный мир), птиц и слов, обозначающих цветовую гамму.
Понятия о поговорках и скороговорках, крылатых выражениях. Работа со словарями, справочниками и другими литературными источниками.
Игры с пословицами и поговорками.
Составление ребусов.
Работа с литературными примерами из произведений русских писателей.
Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я».
Содержание программы 3 класса
Введение (2 час)
Краткий экскурс изучаемых тем в 3 классе. Повторение материала за 2 класс.
Изучаем кроссворд (22 часов)
Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь». Шифр слов, понятие «термин». Понятие «сетка» кроссворда. Правильное оформление кроссворда.
Практическая работа в парах «Составляем кроссворд».
Презентация кроссвордов.
Поговорим о загадках (22 часов)
Что называют загадкой. Виды загадок. Технология составления загадки по Нестеренко А.А. Модель загадки 1: «Какой? Что бывает таким же?». Модель загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем отличается?».
Практическая работа «Выпускаем альбом загадок».
Презентация альбома.
Шаги в науку (22 часов)
Что такое сообщение, выступление, доклад. Сходство и различие между ними. Выбор темы сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление сообщения, доклада. Редактирование текста.
Практическая работа «Пишем доклад».
Занятие-отчет «Наши выступления».
Содержание программы 4 класса
Введение (12 час)
Краткий экскурс изучаемых тем в 4 классе. Повторение материала за 3 класс.
Встречи с фразеологизмами (27 часов)
Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот. Взаимосвязь фразеологизмов с народными обычаями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими оборотами.
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов».
Презентация словаря.
Русский народ – носитель языка (27 часов)
Понятие о лексике. Различие историзмов и архаизмов. Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова.
Работа в группах «Составляем справочник слов».
Презентация справочника.
Юные исследователи (36 часов)
Кого называют полиглотом. Универсальный язык – эсперанто. Правила переноса слов. Роль ударения в слове. Инициативная группа. Проектная работа. Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах. Формы проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы.
Работа в инициативных группах «Проводим исследование».
Исследовательская конференция.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план для 1 класса
№ п/п
Название темы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Введение
1.1
Вводное занятие. «Умею ли я общаться?»
1
1
2
Итого:
1
1
2
2
В мире звуков
2.1
Звуки. Буквы. Различие звуков и букв.
1
1
2
2.2
Город гласных и согласных звуков. Алфавит.
1
1
2
2.3
Удивительный слог.
1
1
2
2.4
Сказка про ударение.
1
1
2
2.5
Сказка про звонкие и глухие согласные.
1
1
2
2.6
Игры со звонкими и глухими согласными.
2
0
2
2.7
Волшебные твердые и мягкие согласные.
1
1
2
2.8
Игры с твердыми и мягкими согласными.
2
0
2
2.9
Итоговая работа.
Игра-конкурс «Мир звуков».
2
0
2
Итого:
12
6
18
3
В гостях у Слова
3.1
Из истории слов.
0
2
2
3.2
Учимся толковать слова.
2
0
2
3.3
Работа с толковым словарем.
2
0
2
3.4
Многозначные слова.
1
1
2
3.5
Знакомые-незнакомцы многозначные слова.
2
0
2
3.6
Рисуем слова.
2
0
2
3.7
«Вежливые» слова.
3
1
4
3.8
Слова-сорняки.
3
1
4
3.9
Слова-синонимы.
3
1
4
3.10
Слова-антонимы.
3
1
4
3.11
Слова-омонимы.
3
1
4
3.12
Итоговая работа.
КВН «Да здравствует слово!»
2
0
2
Итого:
26
8
34
4
В царстве предложений
4.1
Повествовательное и вопросительное предложения. Грамматическая сказка.
1
1
2
4.2
Побудительное и восклицательное предложения. Грамматическая сказка.
1
1
2
4.3
Распространенное и нераспространенное предложения. Игра-конкурс.
1
1
2
4.4
Редактирование предложений. Работа в группах.
1
1
2
4.5
Учимся общаться по телефону.
1
1
2
4.6
Итоговая работа «Строим диалог».
2
0
2
Итого:
7
5
12
К концу первого года обучения младший школьник будет иметь представления:
о науках «Орфоэпия», «Этимология»;
о многозначных словах, словах-антонимах, словах-синонимах, словах-омонимах, словах-сорняках;
знать о:
происхождении алфавита;
гласных и согласных звуках;
ударении;
видах предложениях;
диалоге;
уметь:
правильно использовать в своей речи слова и предложения;
строить диалог;
высказывать свое мнение;
пользоваться словарями.
Учебно-тематический план для 2 класса
№ п/п
Название темы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Введение
1.1
Вводное занятие. «Что ждет нас впереди?»
1
1
2
Итого:
1
1
2
2
Чистоговорки, скороговорки и тараторки
2.1
Шутки-чистоговорки.
1,5
0,5
2
2.2
Составляем чистоговорки.
2
0
2
2.3
Скороговорка – что это?
1,5
0,5
2
2.4
Импровизационное инсценирование скороговорок.
1
0
1
2.5
Поговорим о тараторках.
0,5
0,5
1
2.6
Учим тараторки.
1,5
0,5
2
2.7
Итоговая работа. Игротека «Мы говорим правильно».
2
0
2
Итого:
10
4
14
3
К истокам слова
3.1
Народный календарь.
1
1
2
3.2
Названия осенних-зимних месяцев.
2
0
2
3.3
Названия весенних-летних месяцев.
2
0
2
3.4
Происхождение названий цветочных растений.
0
1
1
3.5
Названия садовых цветов.
2
0
2
3.6
Названия полевых цветов.
2
0
2
3.7
Откуда пришли школьные вещи.
0
1
1
3.8
Названия школьных вещей.
1
0
1
3.9
Слова, обозначающие цветовую гамму.
0
1
1
3.10
Читаем цветовую гамму.
1
0
1
3.11
Почему птиц так назвали?
0
1
1
3.12
Работа с толковым словарем.
3
1
4
3.13
Птицы нашего края.
3
0
3
3.14
Поиграем со словами.
3
0
3
3.15
Практическая работа «Придумываем игры».
2
0
2
3.16
Итоговая практическая работа «Составляем альбом» (начало).
3
0
3
3.17
Итоговая практическая работа «Составляем альбом» (окончание).
3
0
3
3.18
Презентация альбома.
2
0
2
Итого:
30
6
36
4
Пословицы, поговорки, крылатые выражения
4.1
Пословицы и поговорки русского народа.
3,5
0,5
4
4.2
Какие выражения называются крылатыми?
1,5
0,5
2
4.3
Словари и другие литературные источники.
2
0
2
4.4
Пословицы и поговорки в ребусах.
3
1
4
4.5
Литературные примеры использования крылатых выражений в речи.
2
1
3
4.6
Итоговая работа. Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я».
1
0
1
Итого:
13
3
16
К концу второго года обучения младший школьник будет иметь представления:
о малых жанрах фольклора (чистоговорка, скороговорка, тараторка, пословица, поговорка);
о крылатых выражениях;
знать:
о различиях между малыми жанрами фольклора;
об употреблении их в литературных источниках;
уметь:
ориентироваться в словарях и других литературных источниках;
составлять простые игры со словами;
использовать элементы инсценировок;
анализировать смысл пословиц и крылатых выражений.
Учебно-тематический план для 3 класса
№ п/п
Название темы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Введение
1.1
Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 3 класса»
1
1
2
Итого:
1
1
2
2
Изучаем кроссворд
2.1
Что называют кроссвордом?
1
1
2
2.2
Разновидности кроссворда.
2
0
2
2.3
Правила составления кроссворда.
1
1
2
2.4
Шифровка слов (начало).
2
0
2
2.5
Шифровка слов (окончание).
2
0
2
2.6
Составление сетки кроссворда (начало).
2
0
2
2.7
Составление сетки кроссворда (окончание).
2
0
2
2.8
Оформление кроссворда (начало).
2
0
2
2.9
Оформление кроссворда (окончание).
2
0
2
2.10
Итоговая работа в парах «Составляем кроссворд».
2
0
2
2.11
Презентация кроссвордов.
0
2
2
Итого:
18
4
22
3
Поговорим о загадках
3.1
Знакомство с загадкой.
0
2
2
3.2
Наши любимые загадки.
2
0
2
3.3
Составляем загадку. Модель 1.
2
0
2
3.4
Загадки об объектах неживой природы (работа в группах).
2
0
2
3.5
Составляем загадку. Модель 2.
2
0
2
3.6
Загадки о животных (работа в группах).
2
0
2
3.7
Составляем загадку. Модель 3.
2
0
2
3.8.
Загадки о растениях (работа в группах).
2
0
2
3.9
Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (начало).
2
0
2
3.10
Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (окончание).
2
0
2
3.11
Презентация альбома загадок.
0
2
2
Итого:
18
4
22
4
Шаги в науку
4.1
Понятие о сообщении, выступлении, докладе.
1
1
2
4.2
Как подготовиться к сообщению.
2
0
2
4.3
Работа с литературными источниками.
2
0
2
4.4
Оформление сообщения.
2
0
2
4.5
Выбор темы доклада и источников работы.
2
0
2
4.6
Отбор содержания доклада.
2
0
2
4.7
Написание доклада.
2
0
2
4.8
Редактирование доклада.
2
0
2
4.9
Оформление доклада (начало).
2
0
2
4.10
Оформление доклада (окончание).
2
0
2
4.11
Занятие-отчет «Наши выступления».
0
2
2
Итого:
19
3
22
К концу третьего года обучения младший школьник будет иметь представления:
о видах кроссворда;
о моделях составления загадок;
о сообщении, выступлении, докладе;
о редактировании текста;
знать о:
правилах составления и оформления кроссворда;
о сходстве и различии между сообщением, докладом;
о выборе литературных источников по заданной теме;
уметь:
составлять кроссворд, загадки;
работать с литературными источниками;
готовить сообщение и доклад;
презентовать свою работу.
Учебно-тематический план для 4 класса
№ п/п
Название темы
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1
Введение
1.1
Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 4 класса»
0
1
1
1.2
Повторение материала за 3 класс.
11
0
11
Итого:
0
1
12
2
Встречи с фразеологизмами
2.1
Фразеологизмы – что это?
0
1
1
2.2
Игра-конкурс «Кто больше?»
2
0
2
2.3
Почему мы так говорим?
0
2
2
2.4
Фразеологизмы и народные обычаи.
3
0
3
2.5
Практическая работа «Литературные произведения».
6
0
6
2.6
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (начало).
3
0
3
2.7
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (продолжение).
3
0
3
2.8
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (окончание).