Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г.Азова
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 9 г.Азова
Приказ от ___________2019 г. № ________
____________________Е.В.Карасев
Рабочая программа
курса по выбору
по русскому языку
«Секреты орфографии»
Уровень общего образования основное общее
Класс 7
Количество часов 32
Учитель Марченко Елена Игоревна
Программа разработана на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 класс/автор А.Д. Шмелёв.- М., Вентана–Граф, 2014 год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса по выбору составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования; учебного плана МБОУ СОШ № 9; положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № 9 г.Азова; на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 класс/автор А.Д. Шмелёв.- М., Вентана–Граф, 2014 год.
В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, в различных внеклассных мероприятиях учащиеся принимают участие не ради отметок, а из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает обучающихся к дисциплинированности и активности.
Цели: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе углубления содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
- формировать общую языковедческую компетенцию,
- развивать орфографическую зоркость обучающихся и их познавательную активность.
Данная программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Обучающиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у обучающихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение тестовых заданий.
Количество часов в год по программе – 34 ч.
Количество часов по календарному учебному графику – 32 ч. ( 2ч праздничные: 24 февраля, 9 марта).
Планируемые результаты освоения курса по выбору
Предметные:
- усвоитьтеоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса,
- также практически применять полученные знания;
- выполнять основные виды разборов;
-делать анализ текста.
Метапредметные:
- выделять орфограммы;
- правильно писать слова в соответствии с правилами русской орфографии;
- работать с текстовыми заданиями;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- выполнять различные виды тестовых заданий;
- применять знания при выполнении различных заданий.
Личностные:
- объективно оценивать свои возможности;
- сосредоточенно работать в течение определенного времени;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления.
Содержание курса по выбору
№ п/п
Наименование раздела
Содержание раздела
Количество часов
1
Дорога к письменности
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм.
Сильная и слабая позиции гласных звуков. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Правописание гласных в различных морфемах. Сильные и слабые позиции согласных звуков.
Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Коварные словарные слова
Орфографический словарь - наш главный помощник. Практическая работа. Приёмы использования орфографического словаря.
12
2
Корень- главная часть языка
Корень- главная часть языка. Правописание корней с чередованием
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
Старые знакомые Ъ и Ь. Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. Слитно, раздельно, через дефис.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных и существительных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. Не с различными частями речи.
8
3
Приставки-труженицы
Приставки-труженицы (классификация приставок). Употребление приставок пре- и при-.
Сколько -н писать в словах? Решение орфографических задач.
История образования и правописания числительных. Практическая работа. Публичное выступление с использованием числительных.
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
Орфографические головоломки.
Кто командует корнями?
9
4
Суффиксы- большие молодцы
Суффиксы - большие молодцы. Правописание суффиксов различных частей речи. Волшебный клубок орфограмм. Путешествие по стране Орфографии.
3
Итого : 32 ч
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Дата план
Дата факт
Дорога к письменности (12 ч)
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
2.09
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
9.09
Опознавательные признаки орфограмм.
16.09
Сильная и слабая позиции гласных звуков.
23.09
Ударение над гласной может сделать букву ясной.
30.10
Правописание гласных в различных морфемах
7.10
Сильные и слабые позиции согласных звуков.
14.10
Опасные согласные
21.10
Звонкие и глухие «двойняшки»
28.10
Коварные словарные слова
11.11
Орфографический словарь - наш главный помощник
18.11
Приёмы использования орфографического словаря.
25.11
Корень- главная часть языка ( 8 ч)
Корень – главная часть слова
2.12
Правописание корней с чередованием
9.12
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
16.12
Старые знакомые Ъ и Ь
23.12
Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.
13.01
Слитно, раздельно, через дефис.
20.01
Слитные и дефисные написания имён прилагательных и существительных.
27.01
Не с различными частями речи
3.02
Приставки-труженицы ( 9 ч)
Приставки-труженицы (классификация приставок)
10.02
Употребление приставок пре- и при-.
17.02
Сколько -н писать в словах?
2.03
Решение орфографических задач
16.03
История образования и правописания числительных
30.03
Публичное выступление с использованием числительных
6.04
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
13.04
Орфографические головоломки.
20.04
Кто командует корнями?
27.04
Суффиксы – большие молодцы ( 3 ч)
Суффиксы - большие молодцы.
4.05
Правописание суффиксов различных частей речи
11.05
Путешествие по стране Орфографии.
18.05
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета ______________Л.К.Карасева
МБОУ СОШ № 9 г.Азова
От __________2019 г. № _____ ______________2019 г.
_______________ Л.К.Карасева
Список используемой литературы
Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Бондаренко Н.М., Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,2012.
Тихонов А.Н. Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка/А.Н. Булыко. – Мн.: «Харвест», 2007. – 448 с.
Григорян Л.Т. «Язык мой - друг мой».- М.: Просвещение, 1998 г.
Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка: около 500 антоним.гнёзд/Л.А. Введенская. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 445 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944стр.
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 928с. – (Библиотека словарей).
Орфографический словарь русского языка: около 70 000 слов. Изд.5-е, стереотипное. – М.: Цитадель – трейд, РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 928 с.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение, 2012.
Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов; ок. 800 синоним.рядов/Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. – 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 333 с.