kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса «Я - читатель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Я-читатель» направлена на расширение читательского пространства, реализацию дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитание ученика-читателя, формирование нравственных ценностей. Рабочая  программа факультативного курса «Я - читатель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению, на основе УМК «Литературное чтение», разработанного Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Я - читатель»»

Курс «Я – читатель» 2 класс

Пояснительная записка


1. Роль и место дисциплины

Возрождение духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных проблем современности. Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира, заботиться о ее преумножении, преданные родному дому, семье, стране. Политическая и экономическая ситуация в России может стабилизироваться в единственном случае - иметь грамотное, граждански активное ответственное поколение.

Программа «Я-читатель» направлена на расширение читательского пространства, реализацию дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитание ученика-читателя, формирование нравственных ценностей.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.


3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа факультативного курса «Я - читатель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению, на основе УМК «Литературное чтение», разработанного Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

4. Цели и задачи

Цель: создание условий для формирования личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.

Задачи:

1.Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2.Обеспечивать общее развитие школьника, понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3.Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4.Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5.Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

6.Преодолевать эпизодичность в решении проблем приобщения к чтению.

7.Возрождать традиции семейного чтения как культурной нормы развития обучающегося.


5. Специфика программы

Основу программы составляет литературное развитие младшего школьника, развитие грамотного читателя и личности в целом. Ключевым моментом программы является организация процесса чтения таким образом, чтобы младший школьник ощущал значимость данного вида деятельности и испытывал потребность в чтении, как источнике саморазвития.

6. Основные содержательные линии курса

Ценностные ориентиры :

Содержание программы «Я - читатель» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик- читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Отбор произведений в соответствии со следующими принципами: 1) доступный объем; 2) текстовая доступность; 3) актуальность произведения для ребят;

Этапы работы:

  1. Подготовительный.

  2. Самостоятельное чтение.

  3. Рефлексивный.

На подготовительном (1) этапе учащиеся знакомятся со списком книг, рекомендованных для чтения, сроками, с этапами читательской деятельности, формами анализа и представления достижений. Далее учащиеся выясняют, что из рекомендованного есть в домашней библиотеке, в школьной, поселковой, и какие книги можно будет взять там. Некоторые произведения ребята с помощью родителей находят на библиотечных сайтах Интернета.

Этап самостоятельного чтения (2) предполагает общение читателя с художественным текстом, составление устного отзыва по прочитанной книге или краткого (подробного) пересказа. Этот этап неразрывно связан со следующим – рефлексивным.

Рефлексивный этап (3) включает обмен впечатлениями по прочитанному произведению с одноклассниками на уроках. Учащиеся задают подготовленные вопросы друг другу, высказывают мнение относительно оценке героев, главной мысли произведения, представляют отчет по прочитанной книге по заготовке-плану, составляют вопросы к викторине, тесту по прочитанному произведению, отвечают на вопросы теста по содержанию.


7. Структура программы

Содержание

2 класс

Ведущая идея: «Я – в мире; мир – во мне»

(Воспитание духовно-нравственных ценностей, любви к окружающим людям, чувства заботы о близких людях, чувства сострадания, милосердия)

Книга, здравствуй! Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц»

Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек»

Край родной, навек любимый…Стихи о родном крае

Лес не школа, а всему учит. Рассказы о родной природе. Н.Сладков «Лесные шорохи».

М.Пришвин «Ёж».

Книги о животных. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка», книга- сборник И. Акимушкина

«Жизнь животных», рассказ А. Куприна «Ю-ю»

Книги о твоих ровесниках. Книги-сборники В. Осеевой, В. Драгунского и других детских

писателей.

Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»

“Друг познается в беде” Ю.В. Сотник. Учитель плавания

“Твой выбор – человек!” М. Ю. Лермонтов. Нищий

“Для чего нужны правила?” “Книжкины юбилеи”.

“След звезды” Ю.М. Нагибин. Звезды

“Спешите делать добро”. В.Ю.Драгунский. Двадцать лет под кроватью

Худому делу - худой конец. С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка»

С.Михалков «Аисты и лягушки»

“Терпение и труд рядом идут” Е.И.Носов. Где просыпается солнце

«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна» В. Сутеев «Мышонок и

карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»

“Жестокие игры” А.К. Вестли. Папа,мама, бабушка,восемь детей и грузовик

Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок.

“Каждый выбирает…” Русская народная сказка. Дочь - семилетка

“По принципу гуманности”. Русская народная сказка. Петр I и находчивый солдат

“Какой ценой?” К. Г. Паустовский. Заячьи лапы

“Я - человек” В.П. Астафьев. Гуси в полынье

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Книги о тех, кто защищал свою Родину.

По страницам любимых книг. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

“Проверь себя”


8. Требования к результатам

Планируемые результаты:

Личностные

Учащиеся научатся:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.


Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен ;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;

  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.


Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

  • находить в произведении средства художественной выразительности;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

9. Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса

1. Посещение библиотеки.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг.

4. Викторина.

5. Читательская конференция.

6. Конкурс иллюстраций к любимой книге.

7. Драматизация отрывков из книг.

10. Итоговый контроль

  • Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков : традиционных уроков, обобщающих, уроков итогового контроля, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-соревнований, уроков-сказок, уроков – экскурсий, библиотечных уроков и др. (обучение строится на деятельностной основе , т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

  • Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

  • Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В оценочной деятельности используются:

Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся. Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме творческой работы.

Итоговый контроль: проектная деятельность

Промежуточный (технология выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию, пересказ, анализ текста, составление текста, составление плана,); итоговый: (проверка техники чтения, тестирование).


11. Объем и сроки изучения

На изучение курса «Я - читатель» отводится 1 час в неделю, всего - 34 ч.


Тематическое планирование 2 класс


Темы занятий

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вводное занятие. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Летнее чтение. Презентация «Дневника читателя». С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» Высказывание оценочного суждения о прочитанном тексте. Учебный диалог. Участие в нем при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Работа с текстом: поиск информации понимание прочитанного

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

II. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

III. Работа с текстом: оценка информации. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

М. Пришвин «Листопадничек». Информация, представленная разными способами: словесно, в виде таблицы. План текста. Использование различных видов чтения

А. Тихонов «Со всего света …» Тема и главная мысль текста. Смысловые части текста. План текста. Использование различных видов чтения

Н.Сладков «Лесные шорохи».

Основные события, их последовательность. План текста. Использование различных видов чтения

По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»

«Грызуны» Сопоставление и обобщение информации.

Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа М.Пришвин «Ёж».

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка», книга- сборник И. Акимушкина

«Жизнь животных», рассказ А. Куприна «Ю-ю» Оценивание содержания, языковых особенностей и структуры текста; место и роль иллюстративного ряда в тексте

Г. Ханнелору «Зелёный ковёр растений …» Оценивание содержания, языковых особенностей и структуры текста; место и роль иллюстративного ряда в тексте

С. Михалков «Ответ» Оценочные суждения о прочитанном тексте. Место и роль иллюстративного ряда в тексте

По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Божья коровка» Информация, представленная в неявном виде, в виде таблицы.

Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» Составление небольших письменных аннотаций к тексту, отзывы о прочитанном.

По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»

«Воздух находится повсюду …» Тема и стиль текста. Конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Друг познается в беде” Ю.В. Сотник. Учитель плавания Тема и главная мысль текста. Основные события, их последовательность.

По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Змеи» Смысловые части текста. План текста.

Э. Шум « Замело снегами землю» Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос

Составление небольших письменных аннотаций к тексту, отзывы о прочитанном.

“След звезды” Ю.М. Нагибин. Звезды Оценочные суждения о прочитанном тексте.

Л. Киселёва «И так бывает» Жанр, структура, выразительные средства текста

По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

«Радуга» Оценивание содержания, языковых особенностей текста; место и роль иллюстративного ряда в тексте.

“Терпение и труд рядом идут” Е.И.Носов. Где просыпается солнце Тема текста, стиль текста. Основные события, их последовательность. Информация, представленная разными способами: словесно, в виде таблицы.

И. Соколов – Микитов «Сосновый Бор» Тема и главная мысль текста. Тип текста. Смысловые части текста. План текста.

«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна» В. Сутеев «Мышонок и

карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» Тема и главная мысль текста. Тип текста. Смысловые части текста. План текста.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

«Дельфины» Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос

Л. Киселёва «Башмачки» Оценочные суждения о прочитанном тексте

“Какой ценой?” К. Г. Паустовский. Заячьи лапы Оценочные суждения о прочитанном тексте

“Я - человек” В.П. Астафьев. Гуси в полынье Оценочные суждения о прочитанном тексте

По записям В. Васильева «Весна пришла …» Оценочные суждения о прочитанном тексте; место и роль иллюстративного ряда в тексте

В. Осеева «На катке» Составление на основании текста небольшого монологического высказывания, отвечая на поставленный вопрос

Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Книги о тех, кто защищал свою Родину.

По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» «Растения» Тема и главная мысль текста. Смысловые части текста. План текста. Конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Основные события, их последовательность.









Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению.

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы

Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.

Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника

  • Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс.- М.: «Экзамен», 2017.

  • Климанова Л. Ф. Волшебная сила слов. 2 класс/Пособие для учащихся, М.:Просвещение,2015.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедиа. Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер, сканер. Фотокамера цифровая.

Видеокамера

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе цифровой форме)

Словари по литературному чтению

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения

Портреты поэтов и писателей.

Экранно-звуковые пособия

Электронные образовательные ресурсы:

«Весёлые уроки» Основы грамоты. Учимся читать. З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2012

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений : Литературное чтение. («Школа России»).

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Интернет – ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.- Режим доступа: http://school-collection.edu. ru

Презентация уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» - режим доступа: www.km.ru/education

Официальный сайт УМК «Перспектива» – режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371

Календарно-тематическое планирование по курсу «Я читатель» во 2 «г» классе на 2018-2019 уч. год

2 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

факти-чески

1

Книга, здравствуй! Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

1

04.09


2

С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц»

1

11.09


3

Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек»

1

18.09


4

Край родной, навек любимый…Стихи о родном крае

1

25.09


5

Лес не школа, а всему учит. Рассказы о родной природе. Н.Сладков «Лесные шорохи».


1

02.10


6

Лес не школа, а всему учит. Рассказы о родной природе. М.Пришвин «Ёж».

1

09.10


7

Книги о животных. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка»


1

16.10


8

Книги о животных. Книга- сборник И. Акимушкина «Жизнь животных»

рассказ А. Куприна «Ю-ю»

1

23.10


9

Книги о твоих ровесниках. Книги-сборники В. Осеевой, В. Драгунского и других детских

писателей.

1

06.11


10

Книги о твоих ровесниках. Книги-сборники В. Осеевой, В. Драгунского и других детских

писателей.

1

13.11


11

Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»

1

20.11


12

“Друг познается в беде” Ю.В. Сотник. Учитель плавания

1

27.11


13

“Твой выбор – человек!” М. Ю. Лермонтов. Нищий

1

04.12


14

“Для чего нужны правила?” “Книжкины юбилеи”.

1

11.12


15

“След звезды” Ю.М. Нагибин. Звезды

1

18.12


16

“Спешите делать добро”. В.Ю.Драгунский. Двадцать лет под кроватью

1

25.12


17

Худому делу - худой конец. С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка»

С.Михалков «Аисты и лягушки»

1

15.01


18

Худому делу - худой конец. С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка»

С.Михалков «Аисты и лягушки»

1

22.01


19

“Терпение и труд рядом идут” Е.И.Носов. Где просыпается солнце

1

29.01


20

«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна» В. Сутеев «Мышонок и

карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»

1

05.02


21

“Жестокие игры” А.К. Вестли. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик

1

12.02


22

Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок.

1

19.02


23

Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок.

1

26.02


24

“Каждый выбирает…” Русская народная сказка. Дочь - семилетка

1

05.03


25

“По принципу гуманности”. Русская народная сказка. Петр I и находчивый солдат

1

12.03


26

“Какой ценой?” К. Г. Паустовский. Заячьи лапы

1

19.03


27

“Я - человек” В.П. Астафьев. Гуси в полынье

1

02.04


28

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

1

09.04


29

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

1

16.04


30

Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Книги о тех, кто защищал свою Родину.

1

23.04


31

Книги о тех, кто подарил нам жизнь. Книги о тех, кто защищал свою Родину.

1

30.04


32

По страницам любимых книг. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

1

14.05


33

По страницам любимых книг. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

1

21.05


34

“Проверь себя”

1

28.05



Всего

34







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультативного курса «Я - читатель»

Автор: Стрельникова Наталия Николаевна

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "рабочая программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammakruzhkarodnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "278314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453053580"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-kruzhka-rodnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "277924"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453021584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства