kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 «б» класса «Деловая речь». Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку за курс  основного (общего) образования для 5 «б» класса «Деловая речь». Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год. Программа факультатива составлена на основе программы: «Письмо и развитие речи» (Воронкова В.В.)  из сборника под редакцией В.В.Воронковой; «Программы для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2012 год.».  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 «б» класса «Деловая речь». Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год »

Пояснительная записка

Программа факультатива составлена на основе программы: «Письмо и развитие речи» (Воронкова В.В.) из сборника под редакцией В.В.Воронковой; «Программы для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2012 год.».

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы. Тема “Деловые бумаги” является сквозной в курсе русского языка для 5—9 классов средней школы любого типа.  А пропедевтическая работа начинается уже в начальных классах. Это в большинстве своем письменные поздравления с днем рождения, Днем знаний, Днем учителя, с другими общепринятыми праздниками, а также письма и приглашения.

Курс “Деловая речь” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом. Школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Программа школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку. В школе такое обучение оществляется: а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений; б) на уроках развития речи; в) на факультативных занятиях; г) на спецкурсах.

Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 5-9 классов вспомогательной школы предложен  курс “Деловая речь”.

Место курса

Программа предназначена для учащихся 5 класса. Количество часов – 34 ( 1 час в неделю ).

Цель данного курса по выбору – организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых бумаг.

Задачи курса:

- формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;

- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;

- формировать умения подражать образцу;

- формировать умения составлять документы самостоятельно;

- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;

- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;

- развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом.

Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:

ознакомление с правильной формой жанра делового письма;

определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;

нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);

редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;

речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;

ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.

Коррекционные задачи курса:

Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.

Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные).Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).

Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).

Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.

Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.

Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.

Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

Ожидаемый результат – овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.

Обучающиеся курса должны знать:

- основные функции делового письма, его жанры;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов.;

Обучающиеся курса должны уметь:

- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.



Учебно-тематический план

Разделы

Количество

часов

1.

2.

3.

4.


Вводное занятие.

Речь и речевое общение.

Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Деловая корреспонденция с элементами использования художественного стиля. Деловые бумаги (записка).

14

20



Содержание факультативного курса

Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление). Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.

1. Вводное занятие.

Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

2. Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочеты.

3. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая.

Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового). Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

5. Деловая корреспонденция с элементами использования художественного стиля. Деловые бумаги (записка).

Письмо. Личное письмо.Написание письма деду Морозу. Адрес на открытке и конверте. Поздравительная открытка. Записка. Основные части записки.

Экскурсия на почту. Чтение статей и рассказов о работе почты. Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть». Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо».

Обобщающий урок по изученным темам. Значение официально-делового стиля в речи.











Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Дата

Формы организации занятий

Характеристика деятельности учащихся

План/Факт

1.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека


1

02.09

Беседа

Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения; осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека

2

Речевая ситуация.

1

09.09

Беседа, работа в парах.

Называть основные компоненты речевой ситуации; анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте; характеризовать коммуникативные цели говорящего; строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи

3-4.

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи

2

16.09-23.09

Лекция. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Знать основные особенности устной и письменной речи; различать устную и письменную речь

5.

Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность.

1

30.09

Лекция. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Знать основные свойства хорошей речи; уметь чувствовать красоту и выразительность речи; оценивать свою собственную речь


6.

Речевые ошибки и недочёты.


1

07.10




Лекция. Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты


7.

Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты.

1

14.10

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты


8.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

1

21.10

Лекция. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия обще­ния (умение говорить и писать).

9.

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.

1

28.10

Лекция. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные функции и основные черты официально-делового стиля речи.Лексико-фразеологические, грамматические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи.

10-11.

Письмо как вид речевой деятельности.

2

11.11-18.11

Лекция. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);


12-13

Почтовые правила оформления адреса.

2

25.11-02.12

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Для чего нужно правильное оформление.

14-15.

Адрес на открытке и конверте.

2

09.12-16.12

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы


16-17.

Составление и написание письма деду Морозу.


2


23.12-30.12

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

План написания поздравительной открытки.

18-19. Поздравительная открытка.

2

13.01-20.01

Практическое занятие.

Правила составления текстов.

20-21.

Составление текстов поздравительных открыток.

2

27.01-03.02

Лекция. Практическое занятие

Примерный план личного письма, его характерные черты.

22-23.

Личное письмо. Примерный план личного письма, его характерные черты.


2

10.02-17.02

Практическое занятие

Написать письмо деду Морозу.

24-25.

Записка. Содержание,логическая схема.


2

24.02-03.03

Лекция. Практическое занятие.

Понятие о записке. Способы составления.

26-27.

«Путешествие писем». Чтение статей и рассказов о работе почты.

2

10.03-17.03


Лекция.

М.Ильин и Е.Сегал «Путешествие писем». Беседы по содержанию.

28-29.

Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть».

2

07.04-14.04

Лекция. Практическое занятие.

Развитие умения самостоятельного составления заметок.

30.

Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо».

1

21.04

Практическое занятие.

Проверка знаний всех терминов официально-делового стиля.

31-32.

Обобщающий урок по изученным темам.

2

28.04-05.05

Практическое занятие.

Закрепление навыка оформления деловых бумаг.

33-34.

Значение официально-делового стиля в речи.

2

12.05-19.05

Практическое занятие.

Раскрытие проблемы социализации личности, её социально-речевой подготовки.

























Литература для учителя:

1. Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.

2.Аксёнова,А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2012г.

3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995

4. Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.

5. Бебешина, Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.

6. Голодяевская, А. М. Деловая речь /А. М. Голодяевская.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.

7. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.,1993.

8. Иванова, Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.

9. Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. – Краснодар, 1965.

10. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998.

11. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин.- СПб., 2007.

12.  Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.

13.  Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003.









Литература для учащихся:

  1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014г.



  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват.учеб. заведений / Науч. Ред. В.В.Бабайцева.- 2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1993



  1.  Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003.



  1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.



  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,

грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.



  1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»

























Администрация Курского района Курской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Шумаковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

д. Большое Шумаково



Рассмотрена на МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ____

от _____________ 2014 г.

Руководитель МО

___________ Л.А. Неделяева

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № ______

от ____________2014 г.

Председатель

_________И.В. Грибовская

Утверждено

приказом № ____ от ______2014 г.

МБОУ «Шумаковская СОШ»

Директор школы

__________ Л.М. Шошина





Рабочая программа

факультативного курса по русскому языку

за курс основного (общего) образования для 5 «б» класса

« Деловая речь »

Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год











Составил: учитель русского языка и литературы

Успенская Л.В.



д. Б. Шумаково

2014 год

Приложение 1

Из истории русского делового письма.

Русская официально-деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Знакомство с её историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально-деловых отношений, выявить особенности национальной культуры русского делового письма. Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в 10 веке в Древнегреческом государстве практиковалось составление официальных документов. В этот период в основном документируются правовые отношения (жалованные и вкладные грамоты, завещания), создаются также документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения (заёмные, закладные кабалы, фиксирующие заём денег; полные грамоты, составляемые при продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д.). Накопление опыта официально-делового письма выражалось в появлении устойчивых образцов обращений и заверений в текстах документов, формуляров, то есть устойчивых типовых форм отдельных, наиболее распространенных документов, из которых своеобразные пособия по делопроизводству – «формулярники». В этот период складывались традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов. Отдельные нормы работы с документами находили закрепление в законодательстве. Таким образом, вырабатываемые практикой традиции постепенно становились нормами обычая, закладывая основу будущей системы делопроизводства. Существующей вехой в развитии русского официально-делового письма стало приказное делопроизводство (первые государственные учреждения назывались приказами) 15-17 века. В приказной период постепенно складывается система делопроизводства центральных и местных учреждений, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления. На смену приказному делопроизводству пришла система коллежского делопроизводства. В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов. Официально-деловая письменная речь пополнилась значительным количеством новых слов и терминов иноязычного происхождения, что объясняется стремлением Петра I приблизить русское официально-деловое письмо к западным образцам (администратор, маклер, инспектор, бухгалтер, губернатор, журналы, протоколы, корреспонденция и др.). В начале 19 века в недрах коллежской системы зародилась новая система управления – министерская, просуществовавшая до начала 20 века. Вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов до их архивного хранения. Развитие бизнеса и коммерции значительно изменило не только форму, но и содержание делового общения, в том числе письменного, потребовало создания новых типов деловой корреспонденции (деловые рекламные письма, резюме, письма – представления и др.). Сегодня увеличивается и количество поводов для составления и отправления деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции. Всё это, однако, не предполагает отказа от богатейшего опыта деловой письменной речи, накопленного предыдущими поколениями.

Приложение 2

Дидактический материал

Письмо

Задание 1. 1) Прочитайте  текст. О чем это письмо? Кто его написал? Что вы узнали об авторах письма? Какое чувство вызвало у вас содержание письма? Почему? 2) Определите, что именно вы прочитали: письмо-просьбу, письмо-сообщение, письмо-приглашение, письмо-поздравление. 3) Выпишите из текста примеры словосочетаний «сущ. + прилаг .», «глаг. + сущ.», определите вид связи. 4) Замените словосочетания «наладить связь, посредством письма» другими, похожими по смыслу.

Здравствуйте, дорогие ребята, юные пчеловоды! Примите наш пламенный ученический привет. Пишут вам ученики ремесленного училища мебельного комбината. Мы прочитали про вас в газете и хотим познакомиться с вами посредством письма и наладить связь .Ваша работа очень понравилась нам, и у нас появилась охота тоже заняться пчеловодством. Просим сообщить нам размеры улья и по возможности прислать чертежик. Мы деревообделочники, будущие столяры – мебельщики. Уже умеем делать табуретки, скамейки, столы, а с будущего года и другим ребятам, какие захотят ,можем тоже наделать ульев .Еще сообщите, где можно достать пчел. Еще раз примите наш пламенный, горячий привет! Не сочтите за труд ответить. Пишите как можно скорее. Ждем с нетерпением ответа. Поздравляем с великим достижением и желаем вам новых больших успехов в работе. (По Н.Носову.)

Задание 2. 1) Прочитайте текст. Найдите предложение, которое выражает основную мысль текста. Определите тему письма. 2) Каков характер письма: нравоучительный, строгий или доверительный, сердечный? 3) Выделите в письме обращения. Чем они выражены? 4) Найдите в тексте собственные имена существительные. 5) Что вы  посоветовали бы Гене Крахмильцеву? Напиши ему письмо. 

Мой дорогой друг Гена.

Я был болен и поэтому отвечаю на твое письмо так поздно.   Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того, что очень внимательно читал стихи вслух, вдумываясь в каждое слово.    Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи, тогда, может быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи. Шлю тебе сердечный привет!                                                                              С.Маршак.

Задание 3. 1) Прочитайте. Как надо переделать текст, чтобы он стал письмом? 2) К какому виду письма отнесете вы этот текст? Докажите. 3) Как вы понимаете смысл предложения «Хочу, чтобы счастье никогда не покидало тебя»? 4) Напиши пожелания своей сестре, брату, друзьям в связи с новогодними праздниками.

Ура! Я тебе купил самые красивые в мире туфли!

Закачаешься! Вот так!

Дорогая сестра! С новым годом, с новым счастьем! Прими от меня сердечные пожелания. Хочу, чтобы ты была здорова и любима.

Мама и папа собираются тебя навестить.

Пиши почаще, не забывай своего лучшего друга — любящего брата.

Задание 4.

1. Прочитайте текст. Подумайте, из какого произведения К. Паустовского взят этот отрывок.

2. Ответьте на следующие вопросы: 1) Кто и кому написал это письмо? О чем оно? 2) Что можно сказать об авторе письма, Катерине Петровне? Какой вы ее представили? 3) Почему письмо не подписано? Как Катерина Петровна должна была, по вашему мнению, подписать письмо? 4) Какие чувства вызвало у вас это письмо? Почему?

3.Докажите словами из текста, что Катерина Петровна очень любит свою дочь.

4.Объясните, как вы поняли следующие предложения: Зиму эту я не переживу. Смерть забыла ко мне дорогу. Нынче очень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

5.Напишите Катерине Петровне письмо от имени дочери.

Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки.Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче очень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

Задание 5.

1. Прочитайте тексты и входящие в них письма.

2.Проанализируйте использованную в разных письмах лексику: найдите существительные с уменьшительно-ласкательным значением; приведите примеры устаревших слов.

3.От каких глаголов образованы существительные принятие, возмущение, получение, отражение, уничтожение?

4.Выпишите несколько словосочетаний «сущ. + прилаг.», определите падеж каждого. В каком из писем их больше всего?

Какова роль личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа?

7.В каком из текстов употреблено предложение, осложненное однородными членами .

8.Обобщите свои выводы и скажите, какие из писем относятся к личным, какие — к деловым. Чем отличаются деловые (служебные) письма от личных?

I. …Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее: «Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы-дескать ихние, а мы искони ваши, и от роду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева». (А. Пушкин.) …На другой день первый вопрос его был: здесь Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирила Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее: «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаряПарамошку с повинною; а будет воля моя наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным коуслугам Андрей Дубровский». (А. Пушкин.)

Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову. По секрету. Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учинянепростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно, и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению. (А. Пушкин.)

Задание 6.

1. Прочитайте. Какой это вид служебного письма? Докажите принадлежность текста к официально-деловому стилю речи. Сформулируйте тему письма.

2.Выпишите несколько словосочетаний «сущ. + сущ.», относящихся к официально-деловому стилю. Определите падеж зависимого слова.

3.Определите, какая форма глагола преобладает в письме.

4.Объясните правописание большой буквы в словах и кавычек.

На Ваше письмо от 3.12.03 г. сообщаем о наличии свободных мест в детском спортивном комплексе «Вымпел» на указанный Вами срок с 3 по 10 января 2004 г. Стоимость 1 путевки на 6.12.03 г. от 3600 до 4900 рублей в зависимости от жилищных условий. Для приема Ваших учащихся в ДСК (детский спортивный комплекс) необходимо: 1) написать заявку на имя директора Березкина Родиона Ильича с просьбой принять Ваших учащихся в ДСК на такой-то срок с указанием количества детей и их возраста; 2) предоставить справки о состоянии здоровья учащихся, заверенные школьным врачом или главврачом районной поликлиники; 3) оформить путевки; 4) подготовить спортивную одежду и удобную обувь для занятий. . Заявка на последующий месяц должна быть оформлена не позднее 15 числа текущего месяца. Зам. директора ДСК «Вымпел» Мантонина О.И.

Задание 7.

1. Прочитайте текст. Можно ли его назвать письмом: деловым или личным? Найдите его композиционные части. Перестройте предложения и текст так, чтобы получилось письмо-просьба.

2.Выделите собственные имена существительные, определите их род.

3.Найдите обращение, объясните знаки препинания при нем.

4.Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Директору детского спортивного комплекса «Вымпел» Родиону Ильичу Березкину от знакомого Вам ЗвездинаПетра Захаровича, председателя попечительского совета гимназии № 7 г. Демкинска Аксубаевской области.

Уважаемый Родион Ильич! Дело в том, что родители учащихся гимназии № 7 хотели послать своих детей на зимние каникулы 2004 г. в Ваш спортивный комплекс «Вымпел», где Вы являетесь хозяином, всего 18 человек, из них 10 мальчиков, 8 девочек, едут на 8 дней, с 3 по 10 января. Конечно, пусть отдохнут дети в каникулярное время. Наш попечительский совет согласился с предложением родителей и учителей. Деньги у нас есть. Наш человек, 8 сопровождающий детей, рассчитается с Вашим бухгалтером наличными. С уважением к Вам Звездин.

Поздравление

Задание 1.

1) Вставьте недостающие слова в поздравление!

2) Напишите свое поздравление!

3) Ответьте на вопросы:

а) С каким праздником поздравляют виновника торжества?

б) Какое это поздравление: шуточное или серьезное?

в) Как написано поздравление: в стихах или в прозе?

________________________!

_________ очень просто стать;

Чтоб жизнь тебе ни подарила,

Уметь ________, уметь_______

И верить в собственные силы!

Задание 2.

Найдите ошибки в поздравлении и исправьте их.

Уважаемая Анастасия Петровна!

Поздравляем тебя с Новым годом!

Желаем тебе успехов в делах,

благополучия и процветания,

счастья, мира и спокойствия!

Пусть в Новом году

осуществится все задуманное,

реализуются все планы и мечты!

Желаем тебе плодотворной работы

и дружеских встреч в новом 2010 год!
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства