Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для 7 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п.Чамзинка
РассмотренА и одобрена
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Руководитель МО /Волгина Т.В./
« 31 » августа 2016г.
«УтвержденО»
Приказ № 66 от « 01 » сентября 2016 г.
Директор МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка /Туленин Н.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по русскому языкув 7 классе А
«Учись писать грамотно»
(Трудные темы правописания)
Составитель: учитель русского языка и литературы Волгина Т.В.
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 7 «А» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом Лицея;, на основе методических рекомендаций к курсу Иванова В.П. «Учись писать грамотно» М., «Просвещение»,2012г., с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 7 «А» класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка. Предмет «Русский язык» в 7 классе в объёме 34 часов учебного плана лицея при нагрузке 1 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Учись писать грамотно» в 7 классе
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонентабудут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентовбудут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Ученик 7 классаполучит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 7 классанаучится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса
Ученик 7 классаполучит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 7 класса научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 7 класса научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Речь и речевое общение
Ученик 7 класса научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик 7 классаполучит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Общие сведения о языке
Ученик 7 классанаучится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик 7 класса научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик 7 класса научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматич. и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразоват. пары и словообразоват. цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художеств. речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологич. справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик 7 классанаучится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
Морфология
Ученик 7 класса научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
Ученик 7 классаполучит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• извлекать необходимую информацию из словарей.
Синтаксис
Ученик 7 класса научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик 7 класса научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик 7 класса научится:
• выявлять единицы языка в художественной литературе и исторических текстах;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• определять цели изучения русского языка в школе;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 7 классе А
«Учись писать грамотно» МБОУ «Лицей №1»
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Теоретическая часть
Проверочные работы
Контрольные работы
1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
3
2
1
-
2
Корень как основная морфема слова.
Классификация корневых морфем
9
2
6
1
3
Правописание приставок. Классификация приставок
8
3
4
1
4
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
8
1
6
1
5
Понятие об окончании
5
1
3
1
6
Заключение
1
1
-
-
ИТОГО
34
10
20
4
Содержание учебной дисциплины:
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2
Корень как основная морфема слова.
Классификация корневых морфем
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
3
Правописание приставок. Классификация приставок
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
4
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и наречий.
5
Понятие об окончании
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.
6
Заключение
Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Понятие об окончании. Правописание окончаний.
Календарно-тематическое планирование
учебного курса «Учись писать грамотно» в 7 классе А классе
Программа элективного курса и тематическое планирование составлены на основе методических рекомендаций к курсу Иванова В.П. «Учись писать грамотно» М., «Просвещение»,2012г.,
Всего уроков
Теоретическая часть
Практическая часть
Контрольных работ
34
10
20
4
Учитель Волгина Т.В.
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Количество часов
Из них
теоретическая часть
Практическая часть
Контрольная работа
планируемая
фактическая
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
I
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
3
1
2
-
1
1.1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
1
Систематизация знаний
2
1.2
Смыслообразующие морфемы.
1
Систематизация знаний
3
1.3
Формообразующие морфемы.
1
Систематизация знаний
II
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем
9
2
8
1
4
2.1
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
1
Систематизация знаний
5
2.2
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением.
1
Систематизация знаний
6
2.3
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
1
Систематизация знаний
7
2.4
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
1
Систематизация знаний
8
2.5
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).
1
Систематизация знаний
9
2.6
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
1
Систематизация знаний
10
2.7
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
1
Систематизация знаний
11
2.8
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
1
Систематизация знаний
12
2.9
Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
Контрольная работа
III
Правописание приставок. Классификация приставок
8
3
4
1
13
3.1
Приставка как словообразующая морфема. Классификация приставок.
1
Систематизация знаний
14
3.2
Приставки с традиционным написанием.
1
Систематизация знаний
15
3.3
Приставки с позиционным написанием.
1
Систематизация знаний
16
3.4
Правописание приставок пре, при-.
1
Систематизация знаний
17
3.5
Правописание приставок раз/с-, роз/с-.
1
Систематизация знаний
18
3.6
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
1
Систематизация знаний
19
3.7
Правописание Ы и И после приставок.
1
Систематизация знаний
20
3.8
Контрольная работа на тему: «Правописание приставок».
1
Контрольная работа
IV
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
8
1
6
1
21
4.1
Суффикс как словообразующая морфема. Классификация суффиксов.
1
Систематизация знаний
22
4.2
Правописание суффиксов существительных.
1
Систематизация знаний
23
4.3
Правописание суффиксов прилагательных.
1
Систематизация знаний
24
4.4
Правописание суффиксов глаголов.
1
Систематизация знаний
25
4.5
Правописание суффиксов причастий.
1
Систематизация знаний
26
4.6
Правописание суффиксов деепричастий.
1
Систематизация знаний
27
4.7
Правописание суффиксов наречий.
1
Систематизация знаний
28
4.8
Контрольная работа на тему: «Правописание суффиксов».
1
Контрольная работа
V
Понятие об окончании.
5
1
3
1
29
5.1
Понятие об окончании.
1
Систематизация знаний
30
5.2
Правописание окончаний имен существительных
1
Систематизация знаний
31
5.3
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
1
Систематизация знаний
32
5.4
Правописание окончаний глаголов.
1
Систематизация знаний
33
5.5
Контрольная работа на тему: «Правописание окончаний».