Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотеи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотеи"
Программа курса внеурочной деятельности "Грамотеи" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённой приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской "Школа развития речи" для 5-11 классов. М: «Просвещение», 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотеи"»
Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 имени А.С. Пушкина
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2016 года протокол №1
Председатель
___/Е.А. Шульга/
31 августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: ТЕМАТИЧЕСКАЯ
Наименование: «Грамотеи»
Срок реализации программы: 7 класс
Возраст обучающихся: 12 – 13 лет
Учитель Цикунова Ольга Анатольена
Программа курса внеурочной деятельности "Грамотеи" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённой приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской " Школа развития речи" для 5-11 классов. М: «Просвещение», 2010.
Планируемые результаты освоения курса
Обучающийся получит возможность научиться:
Приобретение интеллектуально-социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни
Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
Приобретение опыта самостоятельного социального действия
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Личностные и метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
формирование умения осознавать и определять (называть) свои эмоции;
развитие умения осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
воспитание чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интереса к изучению языка;
осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Обучающийся научится:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
II. Содержание программы
1 год обучения (34ч)
Раздел1
Письмо как продуктивный вид речевой деятельности (16 ч)
Тема 1.1. Основные типы письменных документов. Базовые типы их организации.
Тема 1.3. Анкета.Знакомство с требованиями к заполнению анкет.
Тема1.4. Составление анкеты (практическая часть).
Тема 1.5. Почтовая открытка. Знакомство с требованиями к написанию открытки.
Тема 1.6. Типы открыток, формат открытки, обращение, завершающая фраза, подпись и порядок написания адреса.
Тема 1.7 Проектное задание(практическая часть).
Тема 1.8. Проектное задание (практическая часть).
Тема 1.9.Личное письмо. Знакомство с требованиями к написанию личного письма.
Тема 2.1. Формат письма, формат обращения в личном письме, завершающая фраза, подпись, стиль.
Тема 2.2. Виды писем.
Тема 2.3. Письмо, содержащее описание
Тема 2.4 Письмо-повествование
Тема 2.5. Письмо-рассуждение.
Тема 2.6. Написание письма (практическая часть).
Тема 2.7. Написание письма (практическая часть).
Раздел 2
Как работать вместе. (8 ч)
Тема 2.8. Понятие команды и группы.
Тема 2.9. Коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта.
Тема 3.0. Кто со мной.Роль договора при эффективном взаимодействии.
Тема 3.1 Тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков».
Тема 3.2 «За» и «Против». Конфликтное и бесконфликтное общение. Причины возникновения конфликтов.
Тема 3.3. Письменная контрольная работа.
Тема 3.4. Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия.
Тема 3.5. Тренинг эффективного взаимодействия.
Раздел 3
Основы риторики и публичного выступления. (10ч)
Тема 3.6. Что такое быть оратором.Ораторское искусство.
Тема 3.7. Анализ образцов публичных речей.
Тема 3.8. Рождение текста.Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
Тема 3.9. Разработка плана выступления по заданной теме.
Тема 4.0. Что и как мы говорим? Вербальные и невербальные формы передачи информации.
Тема 4.1. Коммуникативная игра.
Тема 4.2. Групповое выступление. Особенности группового выступления.
Тема 4.3. Работа с вопросами и ответами. (практическая часть).
Тема 4.4. Подготовка группового выступления.
Тема 4.5. Презентация группового выступления.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и содержание
всего часов
количество часов
аудиторных
внеаудиторных
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1Письмо как продуктивный вид речевой деятельности(16ч.)
1.
Основные типы письменных документов. Базовые типы их организации.
1
1
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
2
Практическая часть: собеседование, устный опрос.
1
1
3
Анкета. Знакомство с требованиями к заполнению анкет.
1
1
4
Составление анкеты (практическая часть).
1
1
5
Почтовая открытка. Знакомство с требованиями к написанию открытки.
1
1
Изучают подробно темы, создают свои творческие работы, устраивают выставку в библиотеке, работают в интернете. Практикумы в библиотеке.
6
Типы открыток, формат открытки, обращение, завершающая фраза, подпись и порядок написания адреса.
1
1
7
Проектное задание (практическая часть).
1
1
8
Проектное задание (практическая часть).
1
1
Изучают подробно темы, используя тексты художественной литературы, знакомясь со специальной литературой, работают в интернете.
Практикумы в библиотеке.
9
Личное письмо. Знакомство с требованиями к написанию личного письма.
1
1
10
Формат письма, формат обращения в личном письме, завершающая фраза, подпись, стиль.
1
1
11
Виды писем.
1
1
12
Письмо, содержащее описание
1
1
Изучают специализированную литературу по теме, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения, создают шуточные стихотворения, творческие работы.
13
Письмо-повествование
1
1
14
Письмо-рассуждение.
1
1
15
Написание письма (практическая часть).
1
1
16
Написание письма (практическая часть).
1
1
Раздел 2 Как работать вместе? (8ч)
17
Понятие команды и группы.
1
1
Проводят исследования по данным темам, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. Защищают публично свою работу.
18
Коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта.
1
1
19
Кто со мной. Роль договора при эффективном взаимодействии.
1
1
20
Тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков».
1
1
21
«За» и «Против». Конфликтное и бесконфликтное общение. Причины возникновения конфликтов.
1
1
22
Письменная контрольная работа.
1
1
23
Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия.
1
1
24
Тренинг эффективного взаимодействия.
1
1
Раздел 3 Основы риторики и публичного выступления (10ч)
25
Что такое быть оратором. Ораторское искусство.
1
1
Получают знания из области синтаксиса, развивая кругозор и интеллект, выполняют задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, проверяющий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
26
Анализ образцов публичных речей.
1
1
27
Рождение текста. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
1
1
28
Разработка плана выступления по заданной теме.
1
1
29
Что и как мы говорим? Вербальные и невербальные формы передачи информации.
1
1
Подводится итог работы, проверяются знания и навыки, полученные за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
30
Коммуникативная игра.
1
1
31
Групповое выступление. Особенности группового выступления.
1
1
32
Работа с вопросами и ответами. (практическая часть).
1
1
33
Подготовка группового выступления.
1
1
34
Презентация группового выступления.
1
1
Согласовано Согласовано
Протокол №1 от 29.08.16 Зам. директора по ВР
заседания МО классных руководителей ______ Г.Д. Власенко
30.08.2015г
Руководитель МО
_____ Цикунова О.А.
«29» августа 2016 г
№ урока
Содержание (разделы, темы)
Количество часов
Дата проведения
Материально-техническое оснащение
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия
план
факт
Основные виды учебной деятельности
Личностные, метапредметные, предметные
Раздел 1. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности (16 часов)
Личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
формирование умения осознавать и определять (называть) свои эмоции;
развитие умения осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
воспитание чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интереса к изучению языка;
осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.
1.
Основные типы письменных документов. Базовые типы их организации.
1
01.09
АРМ
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
2
Практическая часть: собеседование, устный опрос.
1
8.09
АРМ
3
Анкета. Знакомство с требованиями к заполнению анкет.
1
15.09
АРМ
4
Составление анкеты (практическая часть).
1
22.09
АРМ
5
Почтовая открытка. Знакомство с требованиями к написанию открытки.
1
29.09
АРМ
Изучают подробно темы, создают свои творческие работы, устраивают выставку в библиотеке, работают в интернете. Практикумы в библиотеке.
Регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
6
Типы открыток, формат открытки, обращение, завершающая фраза, подпись и порядок написания адреса.
1
6.10
АРМ
7
Проектное задание (практическая часть).
1
13.10
АРМ
8
Проектное задание (практическая часть).
1
20.10
АРМ
9
Личное письмо. Знакомство с требованиями к написанию личного письма.
1
10.11
АРМ
Изучают подробно темы, используя тексты художественной литературы, знакомясь со специальной литературой, работают в интернете.
Практикумы в библиотеке.
Познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
10
Формат письма, формат обращения в личном письме, завершающая фраза, подпись, стиль.
1
17.11
АРМ
11
Виды писем.
1
24.11
АРМ
12
Письмо, содержащее описание
1
1.12
АРМ
13
Письмо-повествование
1
8.12
АРМ
14
Письмо-рассуждение.
1
15.12
АРМ
Изучают специализированную литературу по теме, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения, создают шуточные стихотворения, творческие работы.
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
15
Написание письма (практическая часть).
1
22.
12
АРМ
16
Написание письма (практическая часть).
1
12.01
АРМ
Раздел 2Как работать вместе (8ч)
17
Понятие команды и группы
1
19.01
АРМ
18
Коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта.
1
26.
01
АРМ
19
Кто со мной. Роль договора при эффективном взаимодействии.
1
2.
02
АРМ
Проводят исследования по данным темам, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. Защищают публично свою работу.
20
Тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков».
1
9.
02
АРМ
21
«За» и «Против». Конфликтное и бесконфликтное общение. Причины возникновения конфликтов.
1
16.02
АРМ
22
Письменная контрольная работа.
1
23.02
АРМ
23
Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия.
2
2.03
АРМ
24
Тренинг эффективного взаимодействия.
1
9.04
АРМ
Раздел 3 Основы риторики и публичного выступления (10 ч)
25
Что такое быть оратором. Ораторское искусство.
1
16.
04
АРМ
Получают знания из области синтаксиса, развивая кругозор и интеллект, выполняют задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, проверяющий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
26
Анализ образцов публичных речей.
1
23.04
АРМ
27
Рождение текста. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
1
6.
04
АРМ
28
Разработка плана выступления по заданной теме.
1
13.04
АРМ
29
Что и как мы говорим? Вербальные и невербальные формы передачи информации.
1
20.
04
АРМ
Подводится итог работы, проверяются знания и навыки, полученные за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
30
Коммуникативная игра.
1
27.04
АРМ
31
Групповое выступление. Особенности группового выступления.
1
4.05
АРМ
32
Работа с вопросами и ответами. (практическая часть).
1
11.05
АРМ
33
Подготовка группового выступления.
1
18.05
АРМ
34
Презентация группового выступления.
1
25.05
АРМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
______________ Г.Д. Власенко
_____________ 2016 г.
Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10имени А.С. Пушкина
муниципального образования Тимашевский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По курсу внеурочной деятельности
«Грамотеи»
Класс 7«А»
Учитель Цикунова Ольга Анатольевна
Количество часов: всего 34часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности«Грамотеи», разработанной учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №10Цикуновой О.А. и утвержденной решением педагогического совета МБОУ СОШ № 10 (Протокол №1 от 31 августа 2016 года).