kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Пояснительная записка

         Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению «Веселый ручеек»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, в соответствии с Типовой программой по хоровому классу для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ (составитель В. Попов, М., 1988г.)

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

         Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Программа предполагает  групповую форму обучения. Однако  при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы. Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 6-9 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух,  качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.

Занятия проводятся в форме групповой работы.

1год обучения – 33 часа. (1 раз в неделю по 1 ч.)

2год обучения – 34 часов(1раз в неделю по 1 ч.)

3год обучения – 34 ч (1раз в неделю по 1 ч.)

4год обучения – 34 ч (1раз в неделю по 1 ч.)

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

 

 

 

 

Цель программы.

Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.  Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.

 

Задачи программы.

Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:

·формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

·развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;  

·воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

·освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

·овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);

·формирование устойчивого интереса к музыке и  ее различным формам;

·разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;

· обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;

·развитие подвижности мягкого неба;

·формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность)  при условии звучания здорового детского голоса.

·формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;

· развитие певческого дыхания, диапазона;

· обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.

 Программа предусматривает  связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

 Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

 Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

 Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

 Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

 Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

 Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной  деятельности. Имеет место варьирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы »

Муниципальное образование город-курорт Геленджик

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 имени Н.И. Ходенко

муниципального образования город-курорт Геленджик


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31 августа 2013 года

Председатель педсовета

_____________О.В. Штейнер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



По конкретному виду внеурочной деятельности


хоровой кружок «Веселый ручеек»_____

программа реализуется в течение 4 лет

рассчитана на учащихся начальной школы (1 – 4 классы, 6 – 10 лет)


составитель: учитель музыки Пичкур Елена Николаевна





















1. Пояснительная записка

         Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению «Веселый ручеек»   составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, в соответствии с Типовой программой по хоровому классу для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ (составитель В. Попов, М., 1988г.)

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

         Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы. Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 6-9 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.

Занятия проводятся в форме групповой работы.

1год обучения – 33 часа. (1 раз в неделю по 1 ч.)

2год обучения – 34 часов(1раз в неделю по 1 ч.)

3год обучения – 34 ч (1раз в неделю по 1 ч.)

4год обучения – 34 ч (1раз в неделю по 1 ч.)

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.





Цель программы.

Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.



Задачи программы.

Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:

  • формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  • освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);

  • формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;

  • разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;

  • обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;

  • развитие подвижности мягкого неба;

  • формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность) при условии звучания здорового детского голоса.

  • формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;

  • развитие певческого дыхания, диапазона;

  • обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.

Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

  































  2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеаудиторные


1.

2.

3.


4.

I год обучения

Введение.

Вокально-хоровая работа.

Музыкально-теоретическая подготовка

Концертная деятельность


1

15

12


5


1

12

15


-


-

-

-


5

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете. Выработка правильной осанки при пении. Распевания. Усвоение основных дирижерских жестов. Разучивание скороговорок. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы. Работа в ансамбле. Строй. Основы музыкальной грамоты:      Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки. Тембр – окраска звука. Динамика – сила звука. Пластическое интонирование.

Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа.

Концертные выступления.

Формирование культуры исполнительской деятельности.

Итого:

33

28

5



1.

2


3.

4.


5.


6.


II год обучения

Пение как вид искусства

Музыкальные термины и понятия.

Развитие ритмического слуха.

Развитие певческих способностей.

Средства музыкальной выразительности.

Концертная деятельность


5

3


4

6


10


6


5

3


4

6


10


-


-

-


-

-


-


6

Общее понятие о культуре певческого мастерства.

Знакомство с музыкальными жанрами Прослушивание произведений различных жанров Ознакомление с основами вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Дыхательные упражнения для укрепления диафрагмы. Изучение музыкальных терминов и понятий. Знакомство с нотным станом, нотами. Ритмические упражнения. Определение длительностей.

Выполнение простых ритмических рисунков.

Пение простых вокальных упражнений на различные формы звуковедения, различные виды дыхания. Элементы двухголосного пения. Канон.

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Концертные выступления.

Итого:

34

28

6



1.


2

3.

4.

5.

6.


III год обучения

Выработка певческих навыков.

Развитие чувства ритма.

Вокальная речь.

Музыкальная форма.

Развитие чувства лада.

Концертная деятельность



8


4

4

4

4

10


8


4

4

4

4

-



-


-

-

-

-

10

Развитие диапазона за счет упражнений. Кантилена.

Созвучность голосов в групповом исполнении.

Упражнения на развитие вокальной техники Постановка голоса. Выработка певческих навыков. Развитие культуры вокальной речи.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Певческая позиция.

Изучение музыкальных терминов и понятий. Пунктирный ритм, Размеры 2/4,3/4,4/4. Музыкальная форма. Тон и полутон. Мажор, минор.

Пение простых вокальных упражнений на различные формы звуковедения, различные виды дыхания. Стойкое двухголосие, пение a capellо.

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Концертные выступления.

Итого:

34

24

10



1.


2

3.

4..

5.


6.


IV год обучения

Выработка певческих навыков.

Развитие чувства ритма.

Вокальная речь.

Музыкальная форма.

Развитие звукового слуха и чувства лада.

Концертная деятельность


8


4

3

4

4


11


8


4

3

4

4


-


-


-

-

-

-


11

Развитие диапазона за счет упражнений. Кантилена.

Созвучность голосов в групповом исполнении.

Упражнения на развитие вокальной техники Постановка голоса. Выработка певческих навыков. Развитие культуры вокальной речи.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Пение простых вокальных упражнений на различные формы звуковедения, различные виды дыхания. Стойкое двухголосие, пение a capellо, элементы трехголосия. Пение мажорного и минорного трезвучий (ощущение лада).

Формирование культуры исполнения произведений. Сценическое движение. Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Творчество и импровизация.

Концертные выступления.

Итого:

34

23

11














3. Содержание курса

1 год обучения

        Введение.

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души

Раздел 1. Вокально-хоровая работа

Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения. Певческая установка. Унисон. Дикция. Работа в ансамбле. Строй. Артикуляционный аппарат.


Работа над чистотой интонации:

1. Определение примарной зоны звучания;

2. Работа над мелодическим слухом;

3. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

4. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;

5. Работа над расширением певческого дыхания;

6. Совершенствование дикции;

Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка

Дирижерский жест.

Основы музыкальной грамоты:  

Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки Тембр – окраска звука Динамика – сила звука. Пластическое интонирование

Раздел 3. Концертная деятельность

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.

Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров.Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской деятельности.



2 год обучения


Раздел 1. Пение как вид искусства

Общее понятие о культуре певческого мастерства. История певческой культуры. Знакомство с музыкальными жанрами. Прослушивание произведений различных жанров. Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения.


Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.

Ознакомление с терминами вокального искусства. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки. Знакомство с нотами. Одноголосное пение. Понятие интонации. Двухголосие и основные приемы двухголосного пения. Знакомство с нотным станом Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот Знакомство детей с гаммой до-мажор.


Раздел 3. Развитие ритмического слуха.

Долгие и короткие звуки Понятие о музыкальном размере. Длительности нот. Целые, половинные, четвертые, восьмые, шестнадцатые длительности. Ритмические упражнения. Определение длительностей. Выполнение простых ритмических рисунков.


Раздел 4. Развитие певческих способностей.

Знакомство с различной манерой пения. Роль дыхания в пении. Знакомство с основными видами дыхания. Постановка голоса. Певческая позиция. Опора при исполнении различных произведений. Дикция. Артикуляция. Формирование культуры исполнения произведений.


Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.

Кульминация в музыкальных произведениях. Темп Динамика. Лад. Понятие о форме построения песни.


Раздел 6. Концертная деятельность.

Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления Формирование культуры исполнительской деятельности.






3 год обучения.


Раздел 1. Выработка певческих навыков.

Развитие певческих навыков. Формирование культуры исполнительского мастерства. Диапазон голоса певца. Развитие диапазона за счет упражнений. Кантилена. Созвучность голосов в групповом исполнении. Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка голоса. Выработка певческих навыков.


Раздел 2. Развитие чувства ритма.

На примере разных произведений различать длительности. Научить детей различать простые и сложные ритмические рисунки. Пунктирный ритм. Размер. Размер 2/4,4/4. Размер 3/4,6/8.


Раздел 3. Вокальная речь.

Развитие культуры вокальной речи. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Певческая позиция.


Раздел 4. Музыкальная форма.

Многообразие музыкальных форм. Основные принципы построения музыкальной формы. Простые формы. Одночастная форма. Двухчастная форма. Куплетная форма.


Раздел 5. Развитие чувства лада.

Понятие о тоне и полутоне. Понятие о знаках альтерации. Мажор. Минор.


Раздел 6. Концертная деятельность.

Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления.


4 год обучения.


Раздел 1. Выработка певческих навыков.

Развитие певческих навыков. Формирование культуры исполнительского мастерства. Упражнения для развития диапазона. Вокальная техника. Упражнения для развития вокальной техники. Многоголосие. Формирование навыков двухголосного пения.


Раздел 2 Развитие чувства ритма.

Затакт. Триольный ритм. Нетрадиционные виды размеров (на примере народной музыки). Определение ритмических рисунков. Ритмические упражнения.


Раздел 3. Вокальная речь.

Артикуляционная гимнастика Понятие опоры, диафрагмы. Упражнения на дыхание.


Раздел 4 Музыкальная форма.

Трехчастная форма построения музыки. Форма рондо. Форма вариации.


Раздел 5 Развитие чувства лада.

Мажорное и минорное трезвучия. Понятие Т3/5, S 3/5, D 3/5. Обращение главных трезвучий лада. Элементы трехголосного исполнения. Пение

a capellо


Раздел 6. Концертная деятельность.

Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся. Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления. Творчество и импровизация.


     4. Предполагаемые результаты реализации программы.

1 года обучения

          Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

  • пение в унисон;

  • певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

  • передача простого ритмического рисунка;

  • четкая дикция;

  • свободное владение дыханием;

  • способность передать характер произведения;

  • владение динамикой p – mf.

  • репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:

  • музыку разного эмоционального содержания;

  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);

  • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  мелодию, ритм;

  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

2 год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);

  • двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.

3 год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

4 год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне, танцу, маршу);

  • повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

  • умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.


5. Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.


Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.

6. Методические рекомендации.

Преподаватель хорового класса должен составлять план работы на каждый урок, включая в него: а) намеченную к прохождению программу по развитию вокально-хоровых навыков; б)репертуар; в)краткие сведения о произведении и общие замечания, касающиеся организации занятий. Трудность произведений должна зависеть от степени усвоения материала. В репертуар необходимо включать такие произведения, работа над которыми дает возможность наиболее успешно развивать у учащегося необходимые навыки.

В течение учебного года должно быть пройдено 10-12 произведений. Некоторое количество (2-3) из указанного числа может быть пройдено в порядке ознакомления.

Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определенный период.

Занятия в хоровом классе проходят раз в неделю, продолжительностью 1 урок. Каждый урок следует проводить целенаправленно, при максимальной активности и внимании детей. Он должен включать в себя различные виды работы, развитие различных вокально-хоровых навыков. И, хотя, работая со всем коллективом, очень трудно заниматься индивидуальной работой, следует практиковать исполнение отдельных отрывков маленькими группами и по одному, записывать на магнитофон пение, с дальнейшим прослушиванием.

В первый год обучения можно по возможности скорее вводить разучивание песен по нотам, что развивает навык чтения с листа и способствует сознательному и углубленному усвоению музыкального произведения. Пение по слуху также должно иметь место во все годы обучения как один из способов развития музыкальной памяти.

Начиная с первого года обучения, надо постепенно, на легких примерах, приучать детей к пению без сопровождения, с тем чтобы в старших классах этот навык способствовал разучиванию и исполнению сложных трехголосных произведений a capello.

На каждом занятии необходимо следить за правильной певческой установкой и чередовать пение сидя с пением стоя, не допускать пения на связках, крика и следить за физическим состоянием детей, недопуская утомляемости.




7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: созданный на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.

2.Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

3.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

4.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7.Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

  1. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2001г.

  2. Вопросы вокальной педагогики №7, №9 М.1984.

  3. Вопросы вокальной педагогики №5, №8 М.1976

  4. Нахимовский А.М. «Театральное действо»

  5. Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.

  6. Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.

  7. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

  8. В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».

  9. В. Попов, П. Халабузарь «Хоровой класс».

  10. О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».

  11. Ю. Рауль «Певческий голос».

  12. Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».

  13. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск Москва, 1982 год.




1








1



1



1




1




1




1




1



1


1


1



1



1


1


1


1

1

1


1



2.

Печатные пособия

1. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1-4 класс», М., Просвещение, 2010г.


4

3.

Технические средства обучения:

  1. Кассетный магнитофон

  2. Фортепиано

  3. Телевизор

  4. Видеомагнитофон

  5. Кассетный магнитофон

  6. Музыкальный центр

  7. Мультимедийный проектор

  8. Ноутбук

  9. Коллекция CD (mp3), DVD

10.Фонохрестоматия на CD дисках


1

1

1

1

1

1

1

1



4

Экранно-звуковые пособия:

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

7.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

8.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

9.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/



1


1


1


1


1


1










5

Оборудование класса:

1.Двухместные ученические столы с комплектом стульев.

2.Стол учительский с тумбой

3.Шкафы для хранения учебников и пр.


15


1

3

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности. Хоровой кружок "Веселый ручеек" 1-4 классы

Автор: Пичкур Елена Николевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129978

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства