Рабочая программа по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Рабочая программа по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа №7
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Видновской СОШ № 7
__________/Казаковская О.И. /
Приказ № от «29» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7Д класс
(базовый уровень)
Составитель:
Тивакова Александра Руслановна
учитель русского языка и литературы
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Содержание работы по повторению спланировано конкретно в рабочей программе.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, орфографического, морфологического, синтаксического и пунктуационного разбора.
Важное направление в работе – формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков обеспечивается при изучении всех разделов и тем русского языка.
Развитие речи учащихся способствует развитию логического мышления . Развитие речи предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения. аудирования (слушания), чтения и письма и осуществляется в трех направлениях.
Овладение нормами литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений. Предполагает устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя языка путем систематической словарной работы, синонимией словосочетаний и предложений.
Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:
диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты; тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, изложения (выборочное, сжатое).
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 4 часа в неделю (136 часов за год).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Распределение учебных часов по разделам программы
Содержание
Кол-во часов
Из них на Р/Р
Из них контр. дикт
Введение
1
Повторение изученного в 5—6 классах
12
1
1
Морфология и орфография. Культура речи (112 часов)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (11 ч + 1 ч)
Причастие (30 ч + 4 ч)
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Деепричастие (10 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Уметь правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие (21 ч + 1 ч)
IНаречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Категория состояния (2 ч + 1 ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог (10)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Союз (12 ч + 1ч)
I Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Уметь: пользоваться в речи союзами-синонимами.
Частица (15 ч + 1 ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Уметь выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(11 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение.Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение.Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо.Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Планируемые сроки прохождения программы
Скорректированные сроки прохождения программы
1
Русский язык – один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление.
5.09 – 9.09
Повторение изученного в 5-6 классах (11 + 1)
2
Синтаксис. Синтаксический разбор.
3
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
4
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
5
Лексика и фразеология.
12.09 – 16.09
6
Фонетика и графика. Фонетический разбор.
7
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
8
Морфемика и орфография. Орфограммы в корне слова.
9
Морфемика и орфография. Орфограммы в суффиксе и окончании слова.
19.09 – 23. – 09
10
Морфология и орфография.
11
Р/р Текст. Стили литературного языка.
12
Урок-практикум. Подготовка к контрольному диктанту.
13
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
26.09 – 30.09
14
Анализ ошибок контрольного диктанта.
ПРИЧАСТИЕ (30 + 4)
15
Повторение изученного о глаголе.
16
Понятие о причастии. Глагольные черты в причастии.
17
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
3.10 – 7.10
18
Р.р. Публицистический стиль.
19
Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте.
20
Знаки препинания при причастном обороте.
21
Р/р Сочинение. Описание внешности человека.
10.10 – 14.10
22
Действительные и страдательные причастия.
23
Действительные причастия настоящего времени.
24
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
25
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
17.10 – 21.10
26
Действительные причастия прошедшего времени
27
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий
28
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий
29
Страдательные причастия прошедшего времени.
24.10 – 28.10
30
Р/р Изложение (упр.100)
31
Р/р Изложение (упр.100)
32
Краткие и полные страдательные причастия.
33
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
26.10 – 30.10
34
Морфологический разбор причастий.
35
Контрольный диктант по теме «Морфологические признаки причастия»
36
Анализ контрольного диктанта.
37
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
7.11 – 11.11
38
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
39
Одна буква Н в отглагольных прилагательных.
40
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий
41
Н и НН в кратких отглагольных прилагательных.
14.11 – 18.11
42
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
43
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
44
Р/р. Выборочное изложение (по упр. 130)
45
Р/р. Выборочное изложение (по упр. 130)
21.11 – 25.11
46
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
47
Повторение темы «Причастие».
48
Повторение темы «Причастие».
49
Контрольный диктант по теме «Причастие».
28.11 – 2.12
50
Анализ ошибок диктанта.
51
Р/р Сочинение. Портретное описание.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 + 1)
52
Деепричастие как часть речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия.
53
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
5.12 – 9.12
54
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
55
Раздельное написание не с деепричастиями.
56
Деепричастия несовершенного вида
57
Деепричастия совершенного вида
12.12 – 16.12
58
Морфологический разбор деепричастий.
59
Повторение темы «Деепричастие»
60
Повторение темы «Деепричастие»
61
Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
19.12 – 23.12
62
Анализ ошибок диктанта.
63
Р/р Описание действий людей. Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь".
НАРЕЧИЕ (21 + 1)
64
Наречие как часть речи.
65
Смысловые группы наречий.
26.12 – 13.01
66
Степени сравнения наречий и их образование.
67
Морфологический разбор наречий.
68
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е.
69
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е.
16.01 – 20.01
70
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
71
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
72
Н и НН в наречиях на –О(-Е).
73
Н и НН в наречиях на –О(-Е).
23.01 – 27.01
74
Р/р Описание действий.
75
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
76
Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-
77
Дефис между частями слова в наречиях.
30.01 – 3.02
78
Дефис между частями слова в наречиях.
79
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
80
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
81
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
6.02 – 10.02
82
Повторение темы «Наречие».
83
Повторение темы «Наречие».
84
Контрольный диктант по теме «Наречие».
85
Анализ ошибок контрольного диктанта
13.02 – 17.02
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (2 ч + 2)
86
Слова категории состояния.
87
Р/р Изложение (упр.281)
88
Р/р Изложение (упр.281)
89
Морфологический разбор категории состояния
20.02 - 24.02
ПРЕДЛОГ (10 ч)
90
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.
91
Употребление предлогов.
92
Непроизводные и производные предлоги.
93
Простые и составные предлоги
27.02 – 3.03
94
Морфологический разбор предлога.
95
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
96
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
97
Повторение темы «Предлоги»
6.03 – 10.03
98
Контрольный диктант по теме «Предлог»
99
Анализ ошибок диктанта
СОЮЗ ( 12 +1 )
100
Союз как часть речи. Простые и составные союзы.
101
Р/р. Сочинение-рассуждение о книге.
13.03 – 17.03
102
Союзы сочинительные и подчинительные.
103
Запятая перед союзами в сложном предложении.
104
Сочинительные союзы.
105
Подчинительные союзы.
27.03 – 31.03
106
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
107
Морфологический разбор союзов.
108
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.