Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной программы по русскому языку 6 класса, к учебнику Барановой, Ладыженской, Тростенцовой.
Программа рассчитана на 210 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Распределение часов в соответствии с годовым календарным графиком
Всего часов
Урочная форма
1 четверть
48
48
2 четверть
45
45
3 четверть
66
66
4 четверть
51
51
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку к учебнику 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. (М; Просвещение , 2016г), образовательной программы МБОУ «СОШ № 13» и положения о рабочей программе.
Место предмета: на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов (6 часов в неделю).
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе:
воспитание духовно- богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально- этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать , анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. В программе соблюдается преемственность с начальной школой , обучение русскому языку в 6 классе выстраивается на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, ведущая роль отводится теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной , под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполнения заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений , их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале года и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе».
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные , разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать).
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работ над текстом- пропорционально распределяются между грамматическим материалом.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но т средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Формы организации учебного процесса: классно – урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникативные, здоровьесбережения и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале года, итоговый контроль ( четверть, год), текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.
Содержание программы
Язык. Речь. Общение Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р.Р). Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение, Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Текст. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально- деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы, Исконно русские слова, заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Фразеология. Культура речи. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р.Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Буквы О и А в корне – гар- -гор-. Буквы О и А в корне – зар- -зор-. Буквы Ы и И после приставок. Гласные в приставках при- и пре-. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р.Р. Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе _ЕН_ существительных на –МЯ. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы Чи Щ в суффиксе существительных – чик-, -щик. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р.Написание письма. Составление текста- описания. Анализ стихотворного текста; определение основной мысли, темы, ключевых слов текста. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Не с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов _к_ и _ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных . Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение- описание природы.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
Местоимение. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Рассуждение. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение- рассуждение.
Глагол. Глагол какчасть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. (изъявительное, повелительное, условное). Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение- рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста- рецепта.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р Сочинение- описание (рассуждение)
Требования к результатам освоения программы по русскому языку (знать и уметь):
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствования;
достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1). Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степень свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2).применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (иностранный язык, литература, история и др.).
3).коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участие в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально- деловой и разговорный стили речи; язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка ( орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
Проведение различных видов анализа слова ( фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
Понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Используемый учебно- методический комплекс:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2011.
Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.- М.: «Вако», 2016 .
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. К учебникам Баранова М.Т., Ладыженской Т,А. Тростенцовой Л.А.. 6 класс.- М.: «Вако», 2015.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Содержание
(разделы, темы уроков)
Тип урока
Виды деятельности
(элементы содержания, цель )
Планируемые результаты
Дата
по плану
по факту
1
Русский язык - один из развитых языков мира.
Урок открытия нового знания
Формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником, его структурой и особенностями.
Формирование стартовой мотивации к изучению предмета; умение самостоятельно искать и выделять информацию
01.09
01.09
2
Язык, речь, общение.
Урок общеметодической направленности
Формировать представление о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать речевую ситуацию.
Понимание главной функции языка как средства общения; знание термина «ситуация общения»; умение формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления
02.09
02.09
3
Ситуация общения.
Урок общеметодической направленности
Формировать представление о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать речевую ситуацию.
Понимание главной функции языка как средства общения; знание термина «ситуация общения»; умение формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления
03.09
03.09
Повторение изученного в 5 классе
4
Фонетика. Орфоэпия.
Фонетические и орфоэпические особенности южных говоров.
Урок общеметодической направленности
Закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.
Владение навыками фонетического анализа слова; уметь объяснять языковые процессы
05.09
05.09
5
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.
Урок общеметодической направленности
Повторить понятия МОРФЕМА, ОРФОГРАММА, опознавательные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов
Знание порядка морфемного разбора слов; умение выделять морфемы, объяснять орфограммы в разных морфемах; развивать мотивацию к исследовательской деятельности
06.09
06.09
6
Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по темам; развивать навыки работы с текстом
Владение навыками фонетического и морфемного анализа слов; умение применять полученные знания на практике
07.09
07.09
7
Части речи. Морфологический разбор слова.
Урок рефлексии
Повторить изученное о частях речи; закреплять умения определять части речи, различать однокоренные слова и формы слова; развивать навыки морфемного и морфологического разбора
Знание порядка морфологического разбора; умения различать части речи по их морфологическим признакам
08.09
08.09
8
Орфограммы в окончаниях слов.
Урок общеметодической направленности
Закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи.
Умение обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления
09.09
09.09
9
Проверочная работа по теме «Части речи»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме; развивать навыки работы с текстом
Знание порядка морфологического разбора; умения различать части речи по их морфологическим признакам, применять знания на практике
10.09
10.09
10
Словосочетание.
Урок общеметодической направленности
Закреплять умения правильно выделять и строить словосочетания, отличать словосочетания от слов и предложений
Умения выделять словосочетание в предложении, разбираться в структуре словосочетания, устанавливать связь между словами в словосочетании.
12.09
12.09
11
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
Урок общеметодической направленности
Закреплять знания о предложении и его видах; развивать пунктуационную грамотность, умение ставить знаки препинания в конце и внутри предложения
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.
Урок общеметодической направленности
Закреплять умения различать простые и сложные предложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строить предложения по заданным схемам
Умения различать простые и сложные предложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строить предложения по заданным схемам; отличать ССП от СПП
14.09
15.09
14.09
15.09
14
Прямая речь и диалог.
Урок «открытия» нового знания
Закреплять умения распознавать предложения с прямой речью, различать знаки разделения и выделения при прямой речи; развивать пунктуационные навыки; познакомить с разными видами диалога.
Умения распознавать предложения с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, составлять схемы, составлять диалоги; читать предложения с правильной интонацией
16.09
16.09
15
16
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе».
Анализ контрольной работы.
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по темам
Умения применять полученные знания на практике, контролировать свою деятельность и ее результат.
17.09
19.09
17.09
19.09
Текст
17
Р/р. Текст, его особенности.
Урок «открытия « нового знания
Повторить изученное о тексте; развивать умения составлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.
Знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать тексты.
20.09
20.09
18
Р/р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Урок общеметодической направленности
Формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
Знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст.
21.09
21.09
19
Р/р. Начальные и конечные предложения текста.
Урок общеметодической направленности
Показать значение в тексте начальных и конечных предложений; развивать творческие способности, навыки анализа текста, монологической речи; орфографические и пунктуационные навыки.
Понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать тексты.
22.09
22.09
20
21
Р/р. Ключевые слова.
Р/р. Основные признаки текста.
Урок общеметодической направленности
Учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста. Познакомить с основными признаками текста.
Понимание роли ключевых слов в тексте, умение анализировать созданные тексты. Знание основных признаков текста.
23.09
24.09
23.09
24.09
22
Р/р. Текст и стили речи.
Урок общеметодической направленности
Закреплять знания об изученных стилях речи; учить определять стили речи, развивать навыки анализа текста, самостоятельного поиска информации.
Знание основных признаков текста, стилей речи; умения анализировать текст, определять стили речи, работать с текстами.
26.09
26.09
23
Р/р. Официально- деловой стиль речи.
Урок общеметодической направленности
Познакомить с особенностями официально- делового стиля речи; учить составлять тексты официально- делового стиля, определять стили речи.
Знание отличительных признаков официально- делового стиля; умение создавать тексты официально- делового стиля.
27.09
27.09
Лексика. Культура речи.
24 -25
Слово и его лексическое значение.
Урок «открытия» нового знания
Повторить изученное по теме «Лексика»; развивать навыки работы с толковыми словарями, тестами.
Знание основных лексических понятий; умение пользоваться словарями, работать с тестами.
28.09
29.09
28.09
29.09
26
Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»
Урок общеметодической направленности
Проверить знания, умения и навыки по теме.
Умения применять полученные знания на практике; работать с тестами.
30.09
30.09
27
Р/р. Сбор материалов к сочинению. Устное описание картины А.М.Герасимова «После дождя»
Урок общеметодической направленности
Развивать наблюдательность, умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи; прививать интерес к произведениям живописи.
Владение основными лексическими понятиями; умение подбирать материал к сочинению, описывать произведения живописи.
01.10
01.10
28
Общеупотребительные слова.
Урок «открытия» нового знания
Дать понятие об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями;
Умения отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления.
03.10
03.10
29
Профессионализмы.
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с понятием профессионализмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.
Знание понятия профессионализм; умение пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления.
04.10
04.10
30
Диалектизмы
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с понятием диалектизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; обогащать лексический запас.
Знание понятия диалектизмы; умения пользоваться словарями
05.10
05.10
31-32
Р/р. Сжатое изложение
Урок общеметодической направленности
Обучать сжатому изложению текста; развивать навыки анализа текста.
Знание способов сокращения текста; умения определять и формулировать основную мысль.
06.10
07.10
06.10
07.10
33 - 34
Исконно- русские и заимствованные слова.
Урок рефлексии
Расширить представление об исконно русских и заимствованных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.
Знание понятий исконно русские слова.
08.10
10.10
08.10
10.10
35
Новые слова (неологизмы)
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с понятием неологизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка
Знание понятия неологизмы
11.10
11.10
36
Устаревшие слова
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка
Развивать умение работать с разными типами лексических словарей, навыки публичных выступлений; прививать интерес к изучению русского языка
Уметь пользоваться словарями, готовить выступления по заданной теме.
13.10
13.10
38
Семинар «Как это по –русски?
Урок общеметодической направленности
Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение выступать перед аудиторией; прививать интерес к изучению русского языка
Уметь пользоваться словарями, готовить сообщения по заданной теме. Развивать мотивацию к аналитической деятельности.
14.10
14.10
39-40
Обобщающие уроки по теме «Лексика».
Урок общеметодической направленности
Закрепление изученного по теме.
Умения применять полученные знания на практике.
15.10
17.10
15.10
17.10
41
Контрольная работа по теме «Лексика»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения, навыки по теме.
Умения применять полученные знания на практике.
18.10
18.10
Фразеология. Культура речи.
42
Фразеологизмы
Урок «открытия» нового знания
Расширять представления о фразеологизмах; показать их значение в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями
Знание понятий фразеология, фразеологизмы; умение отличать фразеологизмы от словосочетаний.
19.10
19.10
43
Источники фразеологизмов
Урок общеметодической направленности
Дать представление о происхождении фразеологизмов; развивать навыки лингвистического анализа.
Представление о происхождении фразеологизмов, умение отличать фразеологизмы от словосочетаний
20.10
20.10
44
Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи»
Урок рефлексии
Закреплять знания по фразеологии; развивать навыки монологической речи, орфографические навыки.
Умения применять полученные знания на практике.
21.10
21.10
45
Контрольная работа по теме « Фразеология. Культура речи»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме.
Умения применять полученные знания на практике.
22.10
22.10
Словообразование. Орфография. Культура речи
46
Морфемика и словообразование
Урок общеметодической направленности
Повторить и обобщить ранее изученное по морфемике и словообразованию; развивать умение различать однокоренные слова и формы слова; показать роль однокоренных слов.
Умения различать однокоренные слова и формы слова, различать паронимы по значению.
24.10
24.10
47
Р/р. Описание помещения
Урок общеметодической направленности
Дать представление об интерьере, его типах и элементах4 показать роль интерьера в жизни человека, в произведениях живописи и литературы; развивать навыки анализа текста, владения разными типами речи.
Понимание значения термина интерьер, роли интерьера.
25.10
25.10
48
Основные способы образования слов в русском языке
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с основными способами образования слов; закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; дать представление о словообразовательной цепочке.
Знание основных способов словообразования, основных понятий.
26.10
26.10
49
Основные способы образования слов в русском языке
Урок общеметодической направленности
Познакомить с основными способами образования слов; закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; дать представление о словообразовательной цепочке.
Знание основных способов словообразования, основных понятий.
27.10
27.10
50
Диагностическая работа по теме «Словообразование»
Урок рефлексии
Закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
Умения определять способы образования слов.
28.10
28.10
51
Этимология слов
Урок «открытия» нового знания
Дать представление об этимологии и этимологическом разборе слов; познакомить с этимологическими словарями.
Знание понятия этимология, умение работать со словарем, объяснять языковые явления.
07.11
07.11
52
Этимология слов
Урок «открытия» нового знания
Дать представление об этимологии и этимологическом разборе слов; познакомить с этимологическими словарями.
Знание понятия этимология, умение работать со словарем, объяснять языковые явления.
08.11
08.11
53
Контрольный урок по теме «Морфемика и словообразование»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме.
Умения применять полученные знания на практике.
09.11
09.11
54
Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Урок общеметодической направленности
Закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; навыки описания интерьера.
Познакомить с условиями выбора букв А и О в корне – кас- -кос; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.
Знание условий выбора букв в корне –ка- кос-.; умение распознавать слова с чередующимися корнями.
11.11
11.11
56
Буквы О и А в корне – гор- - гар-
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с условиями выбора букв А и О в корне – гар - -гор; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.
Знание условий выбора букв в корне –гар – гор -.; умение распознавать слова с чередующимися корнями.
12.11
12.11
57
Буквы О и А в корне – зор- -зар-
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с условиями выбора букв А и О в корне – зар - -зор; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.
Знание условий выбора букв в корне –зар – зор -.; умение распознавать слова с чередующимися корнями.
14.11
14.11
58
Буквы Ы и И после приставок
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с условиями выбора букв Ы и И после приставок; развивать навыки морфемного разбора слов, работы с тестами
Знание условий выбора букв И-Ы после приставок.
15.11
15.11
59
Гласные в приставках пре- при-
Урок «открытия» нового знания
Познакомить с условиями выбора букв Е-И в приставках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность.
Знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-.
16.11
16.11
60
Гласные в приставках пре- при-
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями выбора букв Е-И в приставках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность.
Знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-.
17.11
17.11
61
Гласные в приставках пре- при-
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями выбора букв Е-И в приставках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность.
Знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-.
18.11
18.11
62
Практикум по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Урок контроля
Закреплять умение правильно писать слова с приставками при- и пре-; развивать навыки морфемного разбора и самостоятельной работы.
Умение правильно писать слова с приставками пре- и при -.
19.11
19.11
63
Соединительные О –Е в сложных словах
Урок общеметодической направленности
Закреплять понятие о сложных словах и способах их образования; условия выбора соединительных гласных.
Знание способов образования сложных слов.
21.11
21.11
64
Сложносокращенные слова
Урок общеметодической направленности
Закреплять понятие о сложных словах и способах их образования; учить определять род сложносокращенных слов; развивать навыки морфемного разбора слов.
Знание способов образования сложносокращенных слов; умение определять род .
22.11
22.11
65
Р/р. Сочинение по картине Т.И. Яблонской «Утро»
Урок общеметодической направленности
Развивать наблюдательность, умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи.
Умение подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведения живописи, объяснять языковые явления.
23.11
23.11
66
Р/р. Сочинение по картине Т.И. Яблонской «Утро»
Урок общеметодической направленности
Развивать наблюдательность, умение составлять рассказ по картине, навыки монологической речи.
Умение подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведения живописи, объяснять языковые явления.
24.11
24.11
67
Морфемный и словообразовательный разбор (практикум)
Урок общеметодической направленности
Закреплять умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова; показать отличия этих двух видов разбора.
Владение навыками морфемного и словообразовательного разбора.
25.11
25.11
68
Обобщающий урок по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»
Урок общеметодической направленности
Закреплять знания , умения и навыки по теме; развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Умения применять полученные знания на практике.
26.11
26.11
69
Обобщающий урок по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» Тестирование
Урок общеметодической направленности
Закреплять знания , умения и навыки по теме; развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Умения применять полученные знания на практике.
28.11
28.11
70
Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография.»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме.
Умения применять полученные знания на практике.
29.11
29.11
71
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Урок рефлексии
Анализ ошибок, устранение пробелов в знаниях.
Умение объяснять и исправлять ошибки.
30.11
30.11
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
72
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Урок рефлексии
Повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»; развивать навыки работы с тестами, орфографические и орфоэпические навыки; прививать интерес к русскому языку
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Урок рефлексии
Повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»; развивать навыки работы с тестами, орфографические и орфоэпические навыки; прививать интерес к русскому языку
Познакомить с особенностями разносклоняемых существительных; развивать орфографические навыки
Знание особенностей разносклоняемых существительных
03.12
03.12
75
Буква Е в суффиксе –ен- существительных на -мя
Урок открытия « нового» знания
Закреплять правила написания буквы Е в суффиксе –ЕН- разносклоняемых существительных; развивать творческие способности, орфографические навыки
Умения правильно употреблять разносклоняемые существительные в устной и письменной речи
05.12
05.12
76
Русские имена
Что значит мое имя
Урок открытия « нового» знания
Развивать исследовательские навыки; прививать интерес к русскому языку
Владение навыками монологической речи; умения делать сообщения на заданную тему; объяснять языковые явления
06.12
06.12
77
Несклоняемые имена существительные
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок
Знание групп несклоняемых существительных, умения правильно произносить их
07.12
07.12
78
Несклоняемые имена существительные
Урок общеметодической направленности
Познакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок
Знание групп несклоняемых существительных, умения правильно произносить их
08.12
08.12
79
Род несклоняемых имен существительных
Урок общеметодической направленности
Познакомить с грамматическими особенностями несклоняемых существительных; учить определять род несклоняемых существительных; развивать навыки грамотной речи
Умения определять род несклоняемых существительных
09.12
09.12
80
Имена существительные общего рода
Знание сферы употребления существительных общего рода; умения распознавать существительные
10.12
10.12
81
Морфологический разбор имени существительного
Урок общеметодической направленности
Дать план морфологического разбора имени существительного ; обогащать словарный запас
Владение навыками морфологического разбора
12.12
12.12
82
Р/р. Сочинение - описание впечатлений
Урок общеметодической направленности
Развивать навыки письменной речи; умения составлять план текста, писать сочинения
Умения подбирать материалы к сочинению, описывать свои впечатления
13.12
13.12
83
Не с существительными
Урок открытия « нового» знания
Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными; повторить правило правописания Не с глаголами; развивать речь, Прививать интерес к этимологии
Знание условий слитного и раздельного написания Не с существительными
14.12
14.12
84
Не с существительными
Урок общеметодической направленности
Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными; повторить правило правописания Не с глаголами; развивать речь, Прививать интерес к этимологии
Знание условий слитного и раздельного написания Не с существительными
15.12
15.12
85
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
Урок развивающего контроля
Осуществление контрольной функции, самоконтроль
Применять изученные правила на практике
16.12
16.12
86
Анализ ошибок, допущенных в диктанте, работа над ошибками
Урок релаксации
Формировать способность к релаксации
Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме
17.12
17.12
87
Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК- (-ЩИК)
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с условиями выбора букв Ч и Щ в суффиксах- чик- щик-; дать представление о старых и современных профессиях
Знание условий выбора букв Ч и Щ в суффиксах; владение навыками морфемного разбора
19.12
19.12
88
Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК- (-ЩИК)
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями выбора букв Ч и Щ в суффиксах- чик- щик-; дать представление о старых и современных профессиях
Знание условий выбора букв Ч и Щ в суффиксах; владение навыками морфемного разбора
20.12
20.12
89
Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ЕК –ИК-; показать чередование с нулем звука
Знание условий выбора гласных в суффиксах существительных _ек- ик-; владение навыками морфемного разбора
21.12
21.12
90
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с условиями выбора гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; показать разнообразие суффиксов; учить делать выводы
Знание условий выбора гласных в суффиксах существительных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления
22.12
22.12
91
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями выбора гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; показать разнообразие суффиксов; учить делать выводы
Знание условий выбора гласных в суффиксах существительных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления
23.12
23.12
92
Повторение по теме «Правописание суффиксов имен существительных»
Урок рефлексии
Закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать навыки работы с текстами
Умения применять полученные знания на практике; объяснять языковые явления
24.12
24.12
93
Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов имен существительных»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме; развивать навыки работы с текстами
Умения применять полученные знания на практике; объяснять языковые явления
26.12
26.12
94
Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Урок рефлексии
Обобщить изученное по теме
Умения определять тему и основную мысль текста; анализировать свою учебную деятельность
27.12
27.12
95
Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Урок рефлексии
Обобщить изученное по теме
Умения определять тему и основную мысль текста; анализировать свою учебную деятельность
28.12
28.12
96
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме «имя существительное»; развивать навыки работы с тестами
Умения применять полученные знания на практике; объяснять языковые явления; владение навыками лингвистического анализа
11.01
11.01
97
Анализ ошибок, допущенных в к/р
Урок рефлексии
Анализ допущенных ошибок
Работа над ошибками
12.01
12.01
Имя прилагательное
98
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
Урок общеметодической направленности
Повторить ранее изученный материал ; обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательных; показать роль прилагательных в поэтической речи; развивать навыки синтаксического разбора и орфографические навыки
Знание морфологических признаков имени прилагательного; умения определять падежи прилагательных, применять изученные орфографические правила
13.01
13.01
99
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
Урок общеметодической направленности
Повторить ранее изученный материал ; обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательных; показать роль прилагательных в поэтической речи; развивать навыки синтаксического разбора и орфографические навыки
Знание морфологических признаков имени прилагательного; умения определять падежи прилагательных, применять изученные орфографические правила
14.01
14.01
100
Р/р. Описание природы
Урок общеметодической направленности
Развивать умение распознавать текст- описание, определять его основную мысль, членить текст на части
Умение распознавать текст- описание, определять его основную мысль, членить текст на части
16.01
16.01
101
Рр. Сочинение- описание природы
Урок общеметодической направленности
Создавать тест- описание по алгоритму выполнения творческого задания
Определять композиционно- языковые особенности текстов- описаний
17.01
17.01
102
Степени сравнения имен прилагательных
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о степенях сравнения прилагательных; показать синтаксическую роль прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени; формировать представление о синтаксической синонимии
Знание степеней сравнения прилагательных, способов их образования, грамматических и синтаксических особенностей
18.01
18.01
103
Степени сравнения имен прилагательных
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о степенях сравнения прилагательных; показать синтаксическую роль прилагательных в формах сравнительной и превосходной степени; формировать представление о синтаксической синонимии
Знание степеней сравнения прилагательных, способов их образования, грамматических и синтаксических особенностей
Умения формулировать основную мысль текста, писать выборочное изложение
24.01
24.01
108
Притяжательные прилагательные
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о притяжательных прилагательных; развивать навыки самостоятельной работы
Знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме
25.01
25.01
109
Морфологический разбор имени прилагательного
Урок рефлексии
Дать план морфологического разбора имени прилагательного; обогащать словарный запас
Владение навыками морфологического разбора; умения объяснять языковые явления
26.01
26.01
110
Проверочная работа по теме «Разряды имен прилагательных по значению»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме «Разряды имен прилагательных по значению»; работа с тестами
Владение навыками морфологического разбора; применение полученных знаний на практике
27.01
27.01
111
Не с прилагательными
Урок открытия « нового» знания
Повторить правила правописания НЕ с глаголами и существительными; познакомить с условиями слитного и раздельного написания Не с прилагательными.
Знание правил правописания НЕ с глаголами, существительными , прилагательными; понимание связи морфологии и орфографии
28.01
28.01
112
Не с прилагательными
Урок общеметодической направленности
Повторить правила правописания НЕ с глаголами и существительными; познакомить с условиями слитного и раздельного написания Не с прилагательными.
Знание правил правописания НЕ с глаголами, существительными , прилагательными; понимание связи морфологии и орфографии
30.01
30.01
113
Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями выбора гласных О и Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; развивать наблюдательность
Знание условий выбора гласных О и Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора
31.01
31.01
114
Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме «правописание прилагательных»; развивать навыки устного сочинения
Умение применять полученные знания на практике, описывать произведения живописи.
01.02
01.02
115
Н и НН в суффиксах прилагательных
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с условиями написания Н и НН в суффиксах прилагательных; развивать навыки самостоятельной работы
Знание условий написания Н и НН в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умение применять изученное правило на практике
02.02
02.02
116
Н и НН в суффиксах прилагательных
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями написания Н и НН в суффиксах прилагательных; развивать навыки самостоятельной работы
Знание условий написания Н и НН в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умение применять изученное правило на практике
03.02
03.02
117
Р/р. Описание игрушки
Урок общеметодической направленности
Развивать навыки устного и письменного описания, анализа текста, правописания прилагательных; закреплять умение определять разряды прилагательных
Умения создавать тексты- описания, выявлять языковые и композиционные особенности текста
04.02
04.02
118
Различение на письме суффиксов прилагательных
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями написания суффиксов –К- и -СК –в прилагательных; развивать навыки морфемного разбора
Знание условий написания суффиксов
06.02
06.02
119
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слова
Знание условий дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных
07.02
07.02
120
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Урок общеметодической направленности
Познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слова
Знание условий дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных
08.02
08.02
121
Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по данным темам; развивать навыки работы с тестами
Владение орфографическими навыками, навыками лингвистического Разбора; умение применять знания на практике
09.02
09.02
121
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
Урок рефлексии
Закрепить и обобщить изученное об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистического разбора
Владение навыками лингвистического разбора
10.02
10.02
122
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
Урок рефлексии
Закрепить и обобщить изученное об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистического разбора
Владение навыками лингвистического разбора
11.02
11.02
123
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Урок развивающего контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме «имя прилагательное»; развивать навыки работы с тестами
Умения применять полученные знания на практике; объяснять языковые явления; владение навыками лингвистического анализа
13.02
13.02
124
Р/р. Публичное выступление на тему «Народные промыслы»
Урок общеметодической направленности
Развивать навыки монологической речи, публичных выступлений
Умение составлять небольшие сообщения, выступать на публике
14.02
14.02
Имя числительное
125
Имя числительное как часть речи
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие об имени числительном как части речи, о количественных и порядковых числительных; показать синт аксическую роль числительного; учить отличать числительные от других частей речи
Закреплять знания об имени числительном; показать различия между простыми и составными числительными; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки
Умения различать простые и составные числительные; правильно выбирать и произносить формы числительных при склонении
16.02
16.02
127
Мягкий знак на конце и в середине числительных
Урок рефлексии
Закреплять знания о простых и составных числительных; познакомить с правилами употребления мягкого знака в числительных; предупреждать и исправлять речевые ошибки
Знание правила написания мягкого знака в числительных; умения применять изученное правило
17.02
17.02
128
Порядковые числительные
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о порядковых числительных и особенностях их склонения; развивать навыки самостоятельной работы, учить предупреждать речевые ошибки
Знание правил написания порядковых числительных, особенностей склонения составных порядковых числительных
18.02
18.02
129
Разряды количественных числительных
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о разрядах количественных числительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки
Закрепить и обобщить изученное об имени числительном; развивать навыки монологической речи, совершенствовать орфографические навыки
Умения делать сообщения по плану, анализировать свою учебную деятельность
03.03
03.03
138
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Урок контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме
Умения применять полученные знания на практике
04.03
04.03
139
Р/р. Публичное выступление на тему «Берегите природу»
Урок общеметодической направленности
Развивать навыки монологической речи, публичных выступлений
Умения создавать небольшие выступления на заданную тему, выступать на публике
06.03
06.03
Местоимение
140
Местоимение как часть речи
Урок рефлексии
Дать понятие о местоимении как части речи, об основных разрядах местоимений; показать их синтаксическую роль.
Знание морфологических признаков местоимений; умения определять падеж и синтаксическую роль
07.03
07.03
141
Личные местоимения
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о личных местоимениях; показать особенности склонения личных местоимений, их значение
Знание особенностей склонения личных местоимений; умения распознавать личные местоимения в разных падежах
09.03
09.03
142
Личные местоимения
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о личных местоимениях; показать особенности склонения личных местоимений, их значение
Знание особенностей склонения личных местоимений; умения распознавать личные местоимения в разных падежах
10.03
10.03
143
Возвратное местоимение СЕБЯ
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о возвратном местоимении; его особенностях
Знание морфологических особенностей возвратного местоимения
11.03
11.03
144
Р/р. Сочинение по рисункам
Урок общеметодической направленности
Развивать умение составлять устные и письменные рассказы по рисункам; совершенствовать навыки монологической речи
Умение составлять устные описания – рассказы на заданную тему
13.03
13.03
145
Вопросительные и относительные местоимения
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о вопросительных и относительных местоимениях; показать особенности их склонения, разницу между ними
Знание морфологических особенностей вопросительных и относительных местоимений; умения их различать
14.03
14.03
146
Вопросительные и относительные местоимения
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о вопросительных и относительных местоимениях; показать особенности их склонения, разницу между ними
Знание морфологических особенностей вопросительных и относительных местоимений; умения их различать
15.03
15.03
147
Неопределенные местоимения
Урок рефлексии
Дать понятие о неопределенных местоимениях, особенностях их склонения; познакомить с условиями слитного, раздельного и дефисного написания
Знание морфологических особенностей неопределенных местоимений, условий их написания
15.03
15.03
148
Отрицательные местоимения
Урок рефлексии
Дать понятие об отрицательных местоимениях, их склонении; познакомить с условиями выбора приставок Не- и Ни- в отрицательных местоимениях, с правилом слитного и раздельного написания приставок
Знание способа образования и морфологических особенностей отрицательных местоимений
17.03
17.03
149
Отрицательные местоимения
Урок рефлексии
Дать понятие об отрицательных местоимениях, их склонении; познакомить с условиями выбора приставок Не- и Ни- в отрицательных местоимениях, с правилом слитного и раздельного написания приставок
Знание способа образования и морфологических особенностей отрицательных местоимений
18.03
18.03
150
Отрицательные местоимения
Урок рефлексии
Дать понятие об отрицательных местоимениях, их склонении; познакомить с условиями выбора приставок Не- и Ни- в отрицательных местоимениях, с правилом слитного и раздельного написания приставок
Знание способа образования и морфологических особенностей отрицательных местоимений
20.03
20.03
151
Притяжательные местоимения
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о притяжательных местоимениях, особенностях их склонения; показать разницу между притяжательными и личными местоимениями
Знание морфологических особенностей притяжательных местоимений; умения склонять притяжательные местоимения, различать притяжательные и личные местоимения
21.03
21.03
152
Р/р. Рассуждение
Урок общеметодической направленности
Развивать умение составлять тесты – рассуждения, совершенствовать навыки анализа текста
Знание особенностей рассуждения как типа речи; умения различать типы речи, составлять план текста- рассуждения, писать сочинение по плану
22.03
22.03
153
Р/р. Рассуждение
Урок общеметодической направленности
Развивать умение составлять тесты – рассуждения, совершенствовать навыки анализа текста
Знание особенностей рассуждения как типа речи; умения различать типы речи, составлять план текста- рассуждения, писать сочинение по плану
23.03
23.03
154
Указательные местоимения
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие об указательных местоимениях, их склонении; развивать навыки работы с текстом; учить предупреждать речевые ошибки
Знание морфологических особенностей указательных местоимений; умения склонять указательные местоимения, обнаруживать и устранять речевые ошибки
24.03
24.03
155
Р/р.Текст и план текста
Урок общеметодической направленности
Повторить основные признаки текста; закреплять знания о средствах связи предложений в тексте; развивать навыки составления плана текста, пересказ текста по плану
Знание основных признаков текста; умения определять основную мысль текста и озаглавливать его, составлять план текста, пересказывать по плану.
25.03
25.03
156
Определительные местоимения
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие об определительных местоимениях, их склонении; развивать навыки работы с текстом; учить предупреждать орфоэпические ошибки
Знание морфологических особенностей определительных местоимений, умения склонять определительные местоимения
03.04
03.04
156
Местоимения и другие части речи
Урок рефлексии
Показать двойственную природу местоимений; учить отличать местоимения от других частей речи
Понимание особенностей местоимения как части речи; умения различать местоимения и части речи, сходные с ними; обнаруживать и устранять речевые ошибки
04.04
04.04
157
Морфологический разбор местоимения
Урок общеметодической направленности
Дать план морфологического разбора местоимения; обогащать лексический запас
Владение навыками морфологического разбора; умение объяснять языковые явления
05.04
05.04
158
Р/р. Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»
Урок общеметодической направленности
Развивать умение составлять устные и письменные описания картин; совершенствовать навыки монологической речи
Умения подбирать материалы к сочинению, устно описывать произведения живописи
06.04
06.04
159
Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Урок рефлексии
Закрепить и обобщить изученное о местоимении; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистического разбора
Умения применять полученные знания на практике, делать сообщения по плану, анализировать свою деятельность
07.04
07.04
160
Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Урок рефлексии
Закрепить и обобщить изученное о местоимении; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистического разбора
Умения применять полученные знания на практике, делать сообщения по плану, анализировать свою деятельность
08.04
08.04
161
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Урок контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме
Умения применять полученные знания на практике
10.04
10.04
162
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Урок рефлексии
Анализ ошибок, устранение пробелов
Работа над ошибками
11.04
11.04
Глагол
163
Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»
Урок рефлексии
Повторить ранее изученный материал по теме «Глагол»; закреплять знания об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении, в речи.
Знание морфологических признаков глагола ( вид, время, лицо, число); умения определять спряжение, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления.
12.04
12.04
164
Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»
Урок рефлексии
Повторить ранее изученный материал по теме «Глагол»; закреплять знания об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении, в речи.
Знание морфологических признаков глагола ( вид, время, лицо, число); умения определять спряжение, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления.
13.04
13.04
165
Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»
Урок рефлексии
Повторить ранее изученный материал по теме «Глагол»; закреплять знания об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении, в речи.
Знание морфологических признаков глагола ( вид, время, лицо, число); умения определять спряжение, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления.
14.04
14.04
166
Р/р. Сочинение- рассказ по рисункам и по данному началу
Урок общеметодической направленности
Развивать умение составлять устные и письменные рассказы по рисункам и данному началу; совершенствовать навыки монологической и письменной речи
Умения составлять устные и письменные рассказы по рисункам и данному началу, понимать смысл пословиц.
15.04
15.04
167
Повторение: способы образования глаголов
Урок рефлексии
Закреплять знания о способах образования глаголов
Знание способов образования глаголов; умения определять способ образования, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления
17.04
17.04
168
Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Урок контроля
Проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол». Повторение изученного в 5 классе; развивать навыки работы с тестами.
Умения применять полученные знания на практике, работать с тестами.
18.04
18.04
169
Разноспрягаемые глаголы
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о разноспрягаемых глаголах; показать их грамматические особенности; формировать навыки вежливой речи.
Знание особенностей разноспрягаемых глаголов; умения употреблять слова речевого этикета, объяснять языковые явления, работать в парах.
19.04
19.04
170
Глаголы переходные и непереходные
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений в В.п и Р.п, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.
Умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
20.04
20.04
171
Глаголы переходные и непереходные
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений в В.п и Р.п, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.
Умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
21.04
21.04
172
Глаголы переходные и непереходные
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о переходности и непереходности глаголов, об употреблении при переходных глаголах дополнений в В.п и Р.п, о возвратных глаголах; развивать внимание, речь; учить предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением глаголов.
Умения определять переходность глаголов, различать возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
22.04
22.04
173
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о категории наклонения глагола, о трех наклонениях глагола; показать особенности изъявительного наклонения; развивать орфографическую зоркость.
Знание понятия НАКЛОНЕНИЕ, грамматических признаков глаголов в изъявительном наклонении; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении, объяснять языковые явления.
24.04
174
Р/р. Изложение Упр. 542
Урок общеметодической направленности
Закреплять представление об изъявительном наклонении глагола; развивать навыки устного и письменного изложения текста
Владение элементами лингвистического анализа текста; умения излагать текст устно и письменно с заменой лица рассказчика.
25.04
175
Условное наклонение
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения; развивать творческие способности; прививать интерес к русскому языку
Знание понятия наклонение глагола; грамматические особенности изъявительного и условного наклонения; умения распознавать глаголы в изъявительном и условном наклонении, объяснять языковые явления.
26.04
176
Условное наклонение
Урок общеметодической направленности
Познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения; развивать творческие способности; прививать интерес к русскому языку
Знание понятия наклонение глагола; грамматические особенности изъявительного и условного наклонения; умения распознавать глаголы в изъявительном и условном наклонении, объяснять языковые явления.
27.04
177
Повелительное наклонение
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с грамматическими особенностями и способами выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки
Знание грамматических особенностей наклонений глагола; умения определять наклонение глагола.
28.04
178
Повелительное наклонение
Урок общеметодической направленности
Познакомить с грамматическими особенностями и способами выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки
Знание грамматических особенностей наклонений глагола; умения определять наклонение глагола.
29.04
179
Повелительное наклонение
Урок общеметодической направленности
Познакомить с грамматическими особенностями и способами выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки
Знание грамматических особенностей наклонений глагола; умения определять наклонение глагола.
02.05
180
Р/р. Сочинение по рисункам
Урок общеметодической направленности
Развивать умение составлять устные и письменные рассказы по рисункам; совершенствовать навыки монологической речи
Умение составлять устные и письменные рассказы по рисункам
03.05
181
Употребление наклонений
Урок открытия « нового» знания
Показать особенности употребления наклонений глагола, способы выражения одних наклонений через другие; развивать орфографическую зоркость, навыки вежливой речи.
Знание грамматических признаков наклонений глагола; умения определять наклонения глаголов, различать формы наклонений в речи, в тексте, уместно выражать и употреблять то или иное наклонение
04.05
182
Употребление наклонений
Урок общеметодической направленности
Показать особенности употребления наклонений глагола, способы выражения одних наклонений через другие; развивать орфографическую зоркость, навыки вежливой речи.
Знание грамматических признаков наклонений глагола; умения определять наклонения глаголов, различать формы наклонений в речи, в тексте, уместно выражать и употреблять то или иное наклонение
05.05
183
Поверочная работа по теме «Глагол»
Урок контроля
Проверить знания, умения и навыки по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола», развивать навыки работы с тестами.
Владение орфографическими навыками , навыками лингвистического разбора, умения применять полученные знания на практике.
06.05
184
Безличные глаголы
Урок открытия « нового» знания
Дать понятие о безличных глаголах, их грамматических особенностях; показать употребление безличных глаголов в разных наклонениях, различия между личными глаголами и их вариантами в качестве безличных
Знание понятия безличные глаголы, особенности употребления этих глаголов; понимание синтаксических особенностей предложений с безличными глаголами.
10.05
185
Безличные глаголы
Урок общеметодической направленности
Дать понятие о безличных глаголах, их грамматических особенностях; показать употребление безличных глаголов в разных наклонениях, различия между личными глаголами и их вариантами в качестве безличных
Знание понятия безличные глаголы, особенности употребления этих глаголов; понимание синтаксических особенностей предложений с безличными глаголами.
11.05
186
Морфологический разбор глагола
Урок общеметодической направленности
Дать план морфологического разбора глагола; обогащать словарный запас
Владение навыками морфологического разбора; умение объяснять языковые явления
12.05
187
Р/р. Рассказ на основе услышанного. Сочинение Упр. 578
Урок общеметодической направленности
Формировать навыки составления устного и письменного рассказа на основе услышанного; развивать внимание, речь
Умения подбирать материалы к сочинению, составлять устные и письменные рассказы по жизненным впечатлениям
13.05
188
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Урок открытия « нового» знания
Познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов; учить распознавать суффиксы –ва и –ыва (- ива), -ова- (-ева); развивать навыки самостоятельной работы; обогащать лексический запас.
Знание условий выбора гласных в суффиксах глагола, владение навыками морфемного разбора
15.05
189
Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов»
Урок контроля
Поверить знания, умения и навыки по изученным темам, развивать навыки работы с тестами
Владение орфографическими навыками, навыками лингвистического разбора
16.05
190
Обобщающий урок по теме «Глагол»
Урок рефлексии
Закрепить и обобщить изученное о глаголе; развивать навыки монологической речи, устной речи, орфографические и пунктуационные навыки
Умения применять полученные знания на практике, делать сообщение по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления.
17.05
191
Обобщающий урок по теме «Глагол»
Урок рефлексии
Закрепить и обобщить изученное о глаголе; развивать навыки монологической речи, устной речи, орфографические и пунктуационные навыки
Умения применять полученные знания на практике, делать сообщение по плану, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления.
18.05
192
Контрольный диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием