Рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для 7 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для 7 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету "Письмо" (грамматика, правописание и развитие речи) для 7 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (грамматика, правописание и развитие речи) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
3.Учебного плана образовательного учреждения.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
В школе для умственно отсталых детей в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа разработана на основе: Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
.
Составитель:
А.В.Бондаренко,
учитель русского языка и чтения
первой квалификационной категории
Павловск 2012
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (грамматика, правописание и развитие речи) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
3.Учебного плана образовательного учреждения.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
В школе для умственно отсталых детей в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
В 7 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания.
Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся.В процессе упражнений формируются навыки правописания ( единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию ( подбор гнёзд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи-обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические навыки и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию в начальных классах. Подготовительные упражнения-ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 7 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 7 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг( бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточного краткого изложения своих мыслей в письменной форме( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Хотя графические навыки у учащихся формируются главным образом в начальных классах, внимание к чёткому и аккуратному письму имеет место и в 7 классе.
Программа рассчитана на 136 часов, по 4 часа в неделю.
Цель: создать условия для овладения учащимися знаниями по грамматике, правописанию и развитию речи.
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты освоения курса
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
-способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Учащиеся должны уметь:
-правильно обозначать звуки буквами на письме;
-подбирать группы родственных слов( несложные случаи);
-проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
-строить простое распространённое предложение с однородными членами;
-связно высказываться устно и письменно( по плану);
-пользоваться словарём.
«Слово»
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (60-70 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (60-70 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70-75% от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети(10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы(25-35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35-40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, упражнений.
К четвёртой группе относятся дети (10-15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35%-минимальный необходимый( сниженный уровень), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку « хорошо»-от50% до 65%, а оценку « очень хорошо»-свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую( контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью « применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
Примечание
практич.
работы
самостоят.
работы
экскурсии
контроль.
работы
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Повторение.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Сложные предложения.
Деловое письмо. Написание телеграммы.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Итого:
Состав слова.
Корень.
Приставка.
Суффикс.
Окончание.
Упражнения на закрепление.
Безударные гласные в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне.
Непроизносимые согласные в корне.
Упражнения на закрепление.
Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твёрдый знак(ъ) после приставок.
Приставка и предлог.
Упражнения на закрепление.
Сложные слова.
Упражнения на закрепление.
Написание сочинения по картине «Охотники на привале».
Деловое письмо. Написание объяснительной записки.
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
19
2
1
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Части речи.
Имя существительное.
Роль имени существительного в речи.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Правописание ь у существительных женского и мужского рода на конце после шипящих.
Склонение имён существительных в единственном числе.
Упражнения на закрепление.
Склонение имён существительных во множественном числе.
Упражнения на закрепление.
Запись краткого пересказа статьи.
Деловое письмо. Написание заявления.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное.
Роль имени прилагательного в речи.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Склонение имён прилагательных в единственном числе.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная
1. Галунчикова Н. Г.,Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2004.
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.
Календарно-тематическое планирование по письму в 7 классе.
№
Тема
Количество часов
Сроки проведения
Коррекционная работа
Примечания
Повторение.
1
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения
1
Коррекция логического мышления на основе упражнения «четвертый лишний»
Индивидуальные карточки
2
Однородные члены предложения
1
Коррекция фонематического слуха, зрительного восприятия на основе упражнения «Пиши кружочками»
Перфокарты
3
Сложные предложения
1
Развитие основных мыслительных операций (умение планировать деятельность) на основе коррекционного упражнения «что зачеркнуть, а что подчеркнуть»
Схемы.
4
Деловое письмо. Написание телеграммы
1
Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие пространственной ориентации на основе коррекционного упражнения «зеркальное рисование»
Папка « Предложение»
5
Контрольный диктант по теме «Предложение».
1
Развитие восприятия, представлений, ощущений на основе коррекционного упражнения «Волшебный мешочек»
Папка « Предложение»
6
Работа над ошибками
1
Развитие словесно-логического мышления на основе коррекционного упражнения «запоминание пар слов»
Папка « Предложение»
Состав слова.
1
Корень
1
Коррекция логического мышления на основе упражнения «четвертый лишний»
Индивидуальные карточки
2
Приставка
1
Коррекция фонематического слуха, зрительного восприятия на основе упражнения «Пиши кружочками»
Перфокарты
3
Суффикс
1
Развитие основных мыслительных операций (умение планировать деятельность) на основе коррекционного упражнения «что зачеркнуть, а что подчеркнуть»
Схемы.
4
Окончание
1
Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие пространственной ориентации на основе коррекционного упражнения «зеркальное рисование»
Папка «Состав слова»
5
Упражнения на закрепление
1
Развитие восприятия, представлений, ощущений на основе коррекционного упражнения «Волшебный мешочек»
Папка «Состав слова»
6
Безударные гласные в корне.
1
Развитие словесно-логического мышления на основе коррекционного упражнения «запоминание пар слов»
Папка «Состав слова»
7
Звонкие и глухие согласные в корне.
1
Коррекция логического мышления на основе упражнения «четвертый лишний»
Папка «Состав слова»
8
Непроизносимые согласные в корне.
1
Коррекция фонематического слуха, зрительного восприятия на основе упражнения «Пиши кружочками»
Индивидуальные карточки
9
Упражнения на закрепление
1
Развитие основных мыслительных операций (умение планировать деятельность) на основе коррекционного упражнения «что зачеркнуть, а что подчеркнуть»
Перфокарты
10
Гласные и согласные в приставках.
1
Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие пространственной ориентации на основе коррекционного упражнения «зеркальное рисование»
Схемы.
11
Разделительный твёрдый знак(ъ) после приставок.
1
Развитие восприятия, представлений, ощущений на основе коррекционного упражнения «Волшебный мешочек»
Папка «Состав слова»
12
Приставка и предлог.
1
Развитие словесно-логического мышления на основе коррекционного упражнения «запоминание пар слов»
Папка «Состав слова»
13
Упражнения на закрепление
1
Коррекция логического мышления на основе упражнения «четвертый лишний»
Папка «Состав слова»
14
Сложные слова
1
Коррекция фонематического слуха, зрительного восприятия на основе упражнения «Пиши кружочками»
Папка «Сложные слова»
15
Упражнения на закрепление
1
Развитие основных мыслительных операций (умение планировать деятельность) на основе коррекционного упражнения «что зачеркнуть, а что подчеркнуть»
Индивидуальные карточки
16
Написание сочинения по картине «Охотники на привале».
1
Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие пространственной ориентации на основе коррекционного упражнения «зеркальное рисование»
Перфокарты
17
Деловое письмо. Написание объяснительной записки.
1
Развитие восприятия, представлений, ощущений на основе коррекционного упражнения «Волшебный мешочек»
Схемы.
18
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
1
Развитие словесно-логического мышления на основе коррекционного упражнения «запоминание пар слов»
Папка «Состав слова», папка «Сложные слова»
19
Работа над ошибками
1
Коррекция логического мышления на основе упражнения «четвертый лишний»
Папка «Состав слова», папка «Сложные слова»
Части речи.
Имя существительное.
1
Роль имени существительного в речи
1
Коррекция фонематического слуха, зрительного восприятия на основе упражнения «Пиши кружочками»
Индивидуальные карточки
2
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
2
Развитие основных мыслительных операций (умение планировать деятельность) на основе коррекционного упражнения «что зачеркнуть, а что подчеркнуть»
Перфокарты
3
Имена существительные собственные и нарицательные.
2
Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие пространственной ориентации на основе коррекционного упражнения «зеркальное рисование»
Схемы.
4
Правописание ь у существительных женского и мужского рода на конце после шипящих.
2
Развитие восприятия, представлений, ощущений на основе коррекционного упражнения «Волшебный мешочек»
Папка»Имя существительное»
5
Склонение имён существительных в единственном числе.
2
Развитие словесно-логического мышления на основе коррекционного упражнения «запоминание пар слов»
Папка»Имя существительное»
6
Упражнения на закрепление
2
Коррекция логического мышления на основе упражнения «четвертый лишний»
Папка»Имя существительное»
7
Склонение имён существительных во множественном числе.
2
Коррекция фонематического слуха, зрительного восприятия на основе упражнения «Пиши кружочками»
Папка»Имя существительное»
8
Упражнения на закрепление
2
Развитие основных мыслительных операций (умение планировать деятельность) на основе коррекционного упражнения «что зачеркнуть, а что подчеркнуть»
Индивидуальные карточки
9
Запись краткого пересказа статьи.
1
Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие пространственной ориентации на основе коррекционного упражнения «зеркальное рисование»
Перфокарты, сюжетные картинки
10
Деловое письмо. Написание заявления.
1
Развитие восприятия, представлений, ощущений на основе коррекционного упражнения «Волшебный мешочек»
Схемы.
11
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
Развитие словесно-логического мышления на основе коррекционного упражнения «запоминание пар слов»
Перфокарты, сюжетные картинки
12
Работа над ошибками.
1
Коррекция логического мышления на основе упражнения «четвертый лишний»
Папка»Имя существительное»
Имя прилагательное
1
Роль имени прилагательного в речи
1
Коррекция фонематического слуха, зрительного восприятия на основе упражнения «Пиши кружочками»
Папка «Имя прилагательное»
2
Связь имени прилагательного с именем существительным
2
Развитие основных мыслительных операций (умение планировать деятельность) на основе коррекционного упражнения «что зачеркнуть, а что подчеркнуть»
Папка «Имя прилагательное»
3
Склонение имён прилагательных в единственном числе.
2
Развитие мелкой моторики и пальцев рук, Развитие пространственной ориентации на основе коррекционного упражнения «зеркальное рисование»