Рабочая программ казенного образовательного учреждения Омской области «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2014 – 2015 учебный год составлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательными актами Российской Федерации и Омской области в области образования, на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей с умственной отсталостью, на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - 1 вариант (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г.№ 29/2065-п), в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»). Рабочая программа школы-интерната определяет основные образовательные области, перечень учебных предметов, их распределение по учебным часам при шестидневном обучении. Настоящая рабочая программа по письму и развитию речи в 5 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сборник 1.- 232 с.
Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество обучающихся с ОВЗ не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития обучающихся особой заботы. В последние годы дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и обучающиеся по программам VIII вида, всё чаще приходят учиться в общеобразовательные школы, поэтому необходимым является составление специальных программ для этой категории детей.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены программой специальной коррекционной школы, дает распределение учебных часов по разделам курса. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2007. – 263с.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, обучающихся по программе VIII вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и воспитания детей, обучающихся по программе VIII вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного материала, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Программа соответствует учебному плану школы - интерната на 2014 - 2015 учебный год. Русский язык в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Программный материал дан с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках письма и развития речи. Каждый урок письма и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку. По мере развития и коррекции познавательных способностей обучающихся показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Способы контроля знаний по письму и развитию речи разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), письменные и практические работы, самоконтроль и взаимоконтроль. Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через: отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений по письму и развитию речи, выставленные в «Дневнике школьника». Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым обучающимся, развитие его умений действовать.
На изучение программного материала по письму и развитию речи в 5 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю. Количество часов:
Общее количество часов в год – 68 часов.
№ | Темы | Дидактическая цель | Умения и навыки | Часы | Сроки | Наглядность | Методы и формы организации работы на уроке, виды деятельности | Речевой материал |
I четверть 18 |
ПОВТОРЕНИЕ 4 |
1. | Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. | Повторить материал 5 класса, учить строить предложения и находить главные и второстеп. члены, условно обозначать их. | Уметь связывать слова по смыслу в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложений. | 1 | 03.09 | Таблица «Предложение», тематические карточки. | Практические упражнения в построении предложений, определении по вопросам и значению подлежащего и сказуемого. | хозяин |
2. | Предложения распространенные и нераспространенные. | Учить давать краткую характеристику предложений, распространять предложения. | Уметь определять распр. или нераспр. предложение, распространять данные предложения. | 1 | 04.09 | Таблица «Связь слов в предложении», схемы простых предложений. | Практические упражнения в распространении предложений, определении распр. или нераспр. данные предложения. | фанера |
3. | Однородные члены предложения. | Учить находить в предложении и тексте однородные члены, расставлять знаки препинания. | Уметь находить в предложении однородные члены, выделять их интонационно, ставить запятые. | 1 | 10.09 | Таблица «Однородные члены предложения, каточки. | Заполнение таблицы, алгоритм определения однородных членов. | |
4. | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. | Учить согласовывать слова в предложении. | Уметь находить однородные подлежащие, сказуемые, чертить схему предложений. | 1 | 11.09 | Таблица «Однородные члены предложения, каточки. | Упражнения в замене слов однородными, подбор предложений к данным схемам. | |
ЗВУКИ И БУКВЫ 6 |
1. | Звуки и буквы. Алфавит. | Повторить отличие звуков и букв, учить определению количества букв и звуков в слове. | Знать алфавит, различать звуки и буквы, правильно читать и называть звуки и буквы. | 1 | 17.09 | Алфавит. Таблица «Различай звук и букву», карточки с буквами. | Практические упражнения в различении звука и буквы, определения количества букв при написании. | гербарий |
2. | Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных. | Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, вырабатывать навык проверки безударных гласных. | Знать отличие гласных и согласных звуков, уметь проверять безударные гласные. | 1 | 18.09 | Алфавит. Таблица «Гласные и согласные звуки». | Работа со словарем, упражнения в проверке безударных гласных, вызывающих сомнения в написании. | лиственница |
3. | Правописание звонких и глухих согласных. | Учить дифференцировать звонкие и глухие согласные, вырабатывать у учащихся орфографические умения и навыки. | Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные, уметь проверять сомнительные согласные. | 1 | 24.09 | Таблица «Согласные звонкие и глухие», карточки со словами. | Упражнения в проверке звонких и глухих согласных, подборе проверочных слов. | телеграмма |
4. | Двойные согласные. | Продолжить формирование навыка пользования орфографическим словарем, нахождения допущенных ошибок и объяснения орфограмм. | Уметь писать слова с двойными согласными, пользоваться словарем. | 1 | 25.09 | Орфографические словарики, таблица «Двойные согласные», предметные картинки. | Упражнения в сравнении произношения и написания слов с двойными согласными, составление словосочетаний и предложений с такими словами. | антенна, перрон |
5. | Контрольный диктант по теме: Звуки и буквы «Осень». Работа над ошибками. Изложение «Снегурочка» Р/р | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 2 | 01.10 02.10 | Сюжетные картинки для изложения «Снегурочка». | Упражнения в подборе правила на допущенную ошибку, в определении количества букв и звуков в слове. Написание изложения. | |
СЛОВО |
Состав слова 8 |
1. | Состав слова. Однокоренные слова. | Актуализировать знания по данной теме, формирование навыка выделения корня слова, подбора однокоренных слов. | Уметь находить общую часть родственных слов, выделять их на письме, подбирать однокоренные слова. | 1 | 08.10 | Таблица «Однокоренные слова», загадки, стихотворение о составе слова. | Практические упражнения в выделении корня в словах, подборе однокоренных слов к данным, исключение «лишнего». | мужчина |
2. | Корень, приставка, суффикс и окончание. | Учить образованию новых слов при помощи приставок и суффиксов, видеть в слове окончание, изменять форму слова. Развивать устную и письменную речь. | Уметь разбирать слова по составу, правильно использовать условные обозначения. | 1 | 09.10 | Таблица: «Состав слова», пословицы. | Упражнения в разборе слов по составу. | женщина |
3. | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | Учить правильно выделять в корне требуемые проверки безударные гласные, звонкие и глухие согласные. | Уметь правильно подбирать проверочное слово, объяснять правописание слов. | 1 | 15.10 | Таблица: «Безударные гласные», «Согласные звонкие и глухие», карточки. | Заполнение таблицы, упражнения в подборе проверочных слов, распределение слов на 2 группы (требующих проверки и нет), работа с диалогом. | сейчас,теперь |
4. | Приставка и предлог | Учить отличать приставку от предлога. Развитие устной и письменной речи,. | Уметь составлять рассказ по данному плану, составлять предложения к пунктам плана, письменно оформлять устные высказывания. | 1 | 16.10 | Таблица «Приставка и предлог». План рассказа, карточки с вопросами, иллюстрация. | Упражнения в дифференциации на письме слов с приставкой и предлогом. | середина |
5. | Контрольный диктант «Осенняя елочка». Работа над ошибками. | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 2 | 22.10 23.10 | Текст диканта. | Упражнения в подборе правила на допущенную ошибку, в определении количества букв и звуков в слове. Написание изложения. | |
6. | Непроизносимые согласные в корне слова. | Выработка навыка подбора проверочного слова к данным, объяснения условий выбора, правописания. | Уметь правильно подбирать проверочное слово, объяснять правописание слов. | 1 | 29.10 | Таблица «Непроизносимые согласные». | Подбор проверочных слов, подбор слов с близким и противоположным значением, составление предложений. | договор, выкройка |
7. | Упражнения на закрепление. | Систематизация знаний. | Орфографические умения и навыки по данным темам. | 1 | 30.10 | Таблицы по изученным темам. | Составление словосочетаний из слов, используя приставки и предлоги, упражнения в правописании слов на изученные правила., заполнение таблицы. | |
II четверть 14 |
1. | Части речи. Их значение. | Повторить чисти речи: существительное, прилагательное, глагол, учить находить их в тексте, правильно задавать вопросы. | Знать части речи: сущ., прил., глагол, уметь находить их в тексте, различать их по вопросам и значению. | 1 | 12.11 | Таблица «Части речи», карточки с вопросами, предметные картинки. | Заполнение таблицы, составление словосочетаний, запись слов в три столбика в зависимости от части речи, постановка вопросов, выделение в тексте. | богатство |
2. | Грамматические признаки имени существительного. | Актуализировать знания об основных грамматических категориях существительных: | Знать основные грамматические категории существительных, определять их, различать сущ. по грамм. признакам. | 1 | 13.11 | Таблица «Имя существительное», предметные картинки. | Практические упражнения в определении рода, числа, падежа сущ. , изменение формы слов, составление и запись предложений. | добыча |
3. | Имена существительные собственные. | Учить различать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать и употреблять их в речи и на письме. | Правильно употреблять в речи и писать с заглавной буквы собственные имена существительные. | 1 | 19.11 | Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные», предметные картинки. | Упражнения в различении собственных и нарицательных сущ., образование собственных сущ. от нарицательных. | смородина |
4. | Мягкий знак после шипящих в именах существительных. | Закрепить знания о правописании Ь на конце сущ. после шипящих женского рода и его отсутствии у сущ. мужского рода. | Выработать навык правильного определения рода существительных с шипящей на конце для правописания на их конце Ь. | 1 | 20.11 | Таблица «Ь в именах существительных после шипящих», карточки, картина. | Формулирование вывода, распределение сущ. в два столбика в зависимости от написания Ь, сочинение, запись предложений с данн. словосочетаниями. | медаль |
5. | Три склонения имен существительных. | Формирование навыка определения склонений имен существительных по роду и окончаниям. | Уметь определять склонения существительных, различать сущ. трех склонений, знать условия выделения склонений. | 1 | 26.11 | Таблица «Склонение имен существительных», предметные картинки. | Практические упражнения в определении склонения сущ., распределение сущ. в три столбика, постановка вопросов, постановка сущ. в начальную форму. | солдат |
6. | Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения. | Учить правописанию безударных окончаний существительных первого склонения. | Уметь правильно писать безударные окончания сущ. 1 склонения. | 1 | 27.11 | Таблица «Падежные окончания существительных», слова-подсказки. | Упражнения в правописании безударных окончаний сущ. 1 склонения, пользуясь словами-подсказками, выделение окончаний сущ. | директор |
7. | Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения. | Учить правописанию безударных окончаний существительных второго склонения. | Уметь правильно писать безударные окончания сущ. 2 склонения. | 1 | 03.12 | Таблица «Падежные окончания существительных», слова-подсказки. | Упражнения в правописании безударных окончаний сущ. 2 склонения, пользуясь словами-подсказками, выделение окончаний сущ. | |
8. | Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения. | Учить правописанию безударных окончаний существительных третьего склонения. | Уметь правильно писать безударные окончания сущ. 3 склонения. | 1 | 04.12 | Таблица «Падежные окончания существительных», слова-подсказки. | Упражнения в правописании безударных окончаний сущ. 3 склонения, пользуясь словами-подсказками, выделение окончаний сущ. | инженер |
9. | И.п и В.п. существительных множественного числа. | Учить различать В.п. и И.п. существительных множественного числа, правильно ставить вопросы к ним. | Умение различать сущ. мн. числа И.п. и В.п., проверять по вопросам и правильно писать их окончания. | 1 | 10.12 | Таблицы «Число имен существительных», «Падежи и падежные вопросы». | Составление словосочетаний, изменение формы сущ. на мн. число, определение падежей по вопросам, выделение окончаний, различение В.п. и И.п. | убежище |
10. | Д.п. существительных множественного числа. | Учить правильно писать ударные и безударные окончания сущ. мн. числа в Д.п., выделять окончания. | Умение правильно писать окончания сущ. мн. числа в Д.п. | 1 | 11.12 | Схема «Дательный падеж существительных множественного числа». | Постановка падежных вопросов к сущ., составление словосочетаний, выделение окончаний, написание стиха по памяти. | ремесло |
11. | Т.п.,П.п. существительных множественного числа. | Учить правильно писать ударные и безударные окончания сущ. мн. числа в Т.п., П.п.выделять окончания. | Умение правильно писать окончания сущ. мн. числа в Т.п., П.п.сравнивать окончания. | 1 | 17.12 | Схема «Творительный падеж существительных множественного числа». | Постановка падежных вопросов к сущ., составление словосочетаний, выделение окончаний, сравнение окончаний П.п. и Т.п. | депутат |
12. | Р.п. существительных множественного числа. | Учить правильно писать ударные и безударные окончания сущ. мн. числа в Р.п., выделять окончания. | Умение правильно писать окончания сущ. мн. числа в Р.п., определять число и падеж существительных. | 1 | 18.12 | Схема «Родительный падеж существительных множественного числа». | Упражнения в определении падежа и числа сущ., составлении словосочетаний, отгадывание загадок, выделение окончаний. | председатель |
13. | Контрольный диктант по теме: Имя существительное «Зима». Работа над ошибками. | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 2 | 24.12 25.12 | Текст диктанта. | Упражнения в подборе правила на допущенную ошибку, в определении падежа имен существительных. | |
III четверть 20 |
1. | Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. | Дать понятие имени прилагательного, учить находить прилагательные в тексте, определять их как часть речи. | Знать правило об имени прил-м, уметь находить прил. в предложении, тексте, определять их как часть речи, правильно ставить вопросы. | 1 | 14.01 | Таблица «Имена прилагательные», карточки со словами, с текстами. | Практические упражнения в выделении прилагательных в тексте, в постановке вопросов к ним, подбор подходящих прил. к данным существительным. | командир |
2. | Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. | Учить правильной постановке вопроса, определять род, число, падеж прил., проверять безударное окончание прил. по вопросу. | Уметь определять род, число, падеж прил. по роду, числу и падежу согласованного с ним существительного. | 1 | 15.01 | Таблица «Согласование имен прилагательных с именами существительными». | Упражнения в выделении прилагательных в тексте, постановке вопросов, распространении предложений при помощи прилагательных. | рапорт |
3. | Изменение имен прилагательных по родам. | Учить определять род прилагательных в зависимости от сущ., выделять родовые окончания прилагательных. | Уметь определять род прилагательных по роду существительных, с которыми они согласованы. | 1 | 21.01 | Таблица «Изменения имен прилагательных по родам», карточки с окончаниями. | Работа по таблице, образование прилагательных разного рода, распределение прил. в три столбика в зависимости от рода. | океан |
4. | Имена прилагательные мужского рода. | Формирование навыка определения рода прил., правильного выделения окончаний, работа над расширением, уточнением и активизацией словарного запаса учащихся. | Уметь определять род прил., правильно выделять окончания прилагательных муж. р. | 1 | 22.01 | Таблица «Изменения имен прилагательных по родам», карточки с окончаниями прилагательных мужского рода. | Определение рода прилагательных, подбор прилагательных к существительным и наоборот, выделение родовых окончаний. | трескучий |
5. | Имена прилагательные женского рода. | Формирование навыка определения рода прил., правильного выделения окончаний, работа над расширением, уточнением и активизацией словарного запаса учащихся. | Уметь определять род прил., правильно выделять окончания прилагательных жен. р. | 1 | 28.01 | Таблица «Изменения имен прилагательных по родам», карточки с окончаниями прилагательных женского рода. | Определение рода прилагательных, подбор прилагательных к существительным и наоборот, выделение родовых окончаний. | |
6. | Имена прилагательные среднего рода. | Формирование навыка определения рода прил., правильного выделения окончаний, работа над расширением, уточнением и активизацией словарного запаса учащихся. | Уметь определять род прил., правильно выделять окончания прилагательных ср. р. | 1 | 29.01 | Таблица «Изменения имен прилагательных по родам», карточки с окончаниями прилагательных среднего рода. | Определение рода прилагательных, подбор прилагательных к существительным и наоборот, выделение родовых окончаний. | шоссе |
7. | Контрольный диктант по теме: Изменение имен прилагательных по родам. «Как мы ловили птиц»Работа над ошибками. | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 2 | 04.02 05.02 | Текст диктанта. | Упражнения в подборе плавила и примеров на допущенную ошибку, упражнения в правописании окончаний прилагательных. | |
8. | Изменение имен прилагательных по числам. | Учить определять число прилагательных, выделять окончания прил. ед. и мн. числа, проверять окончания прилагательных по вопросам. | Уметь определять ед. и мн. Число прилагательных, проверять по вопросам и правильно писать окончания прилагательных. | 1 | 11.02 | Таблица «Изменение имен прилагательных по числам», карточки с окончаниями прилагательных. | Работа по сводной таблице, постановка вопросов к прилагательным, определение их числа, замена прилагательных противоположными по значению. | сосед. незабудка |
9. | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Учить сравнивать окончания вопросов и окончания прилагательных, делать выводы, выделять окончания прил-ных. | Уметь сравнивать и выделять окончания прил. мужского и среднего рода, согласовывать их с существительными. | 1 | 12.02 | Таблицы «Склонение имен прилагательных», «Падежи и падежные вопросы», карточки. | Работа по таблице падежных окончаний прилагательных м.р. и ср.р., определение рода, падежа прилагательных. | мавзолей |
10. | И.п. и В.п. имен прилагательных мужского и среднего рода. | Учить сравнивать окончания вопросов и окончания прилагательных, делать выводы, выделять окончания прил-х м.р. и ср.р. в И.п., В.п. | Знать падежные вопросы к прилагательным, уметь сравнивать и выделять окончания прилагательных в И.п. и В.п. | 1 | 18.02 | Таблица «Склонение имен прилагательных», карточки. | Работа по таблице падежных окончаний прилагательных м.р. и ср.р., определение рода, падежа прилагательных. | трибуна |
11. | Р.п. имен прилагательных мужского и среднего рода. | Учить определять Р.п. прилагательных мужского и среднего рода, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. Учить писать изложение. | Уметь определять падежи прилагательных, согласовывать их с сущ., ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 19.02 | Таблица «Склонение имен прилагательных», индивидуальные карточки. | Работа по сводной таблице, определение падежей прилагательных, выделение окончаний. | прекрасный |
12. | Д.п. имен прилагательных мужского и среднего рода. | Учить определять Д.п. прилагательных мужского и среднего рода, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. | Уметь определять падежи прилагательных м.р. и ср.р., согласовывать их с сущ., ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 25.02 | Таблица «Склонение имен прилагательных», предметные картинки. | Определение падежей прилагательных мужского и среднего рода, работа с деформированным текстом, составление словосочетаний. | календарь |
13. | Т.п. имен прилагательных мужского и среднего рода. | Учить определять Т.п. прилагательных мужского и среднего рода, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. | Уметь определять падежи прилагательных, согласовывать их с сущ., ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 26.02 | Таблица «Склонение имен прилагательных», карточки с вопросами и окончаниями. | Практические упражнения в определении падежей прилагательных, выделении окончаний, объяснение правописания, постановка вопросов. | интересный |
14. | П.п. имен прилагательных мужского и среднего рода. | Учить определять П.п. прилагательных мужского и среднего рода, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. | Уметь определять падежи прилагательных, согласовывать их с сущ., ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 04.03 | Таблицы «Склонение имен прилагательных», «Падежи и падежные вопросы», карточки. | Упражнения в подборе падежных окончаний прилагательных, постановке словосочетаний в П.п. с употреблением данных предлогов, выделении окончаний. | апельсин мандарин |
15. | Р.п., Д.п., Т.п., П.п. имен прилагательных женского рода. | Формирование навыка определения Р.п., Д.п., Т.п., П.п. прилагательных женского рода, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. | Умение определять падеж прил. женского рода по существительному, правильно ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 05.03 | Таблица «Падежные окончания прилагательных женского рода», схемы словосочетаний, карточки с вопросами. | Проверка правописания падежных окончаний прилагательных по вопросам, объяснение, выделение окончаний, подбор подходящих прилагательных по смыслу. | оборона |
16. | В.п. имен прилагательных женского рода. | Формирование навыка определения В.п. прилагательных женского рода, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. | Умение определять падеж прил. женского рода по существительному, правильно ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 11.03 | Таблица «Падежные окончания прилагательных женского рода», карточки с вопросами. | Практические упражнения в постановке падежных окончаний прилагательных, выделении окончаний, запись стихотворения по памяти. | гербарий |
17. | Упражнения на закрепление. | Систематизация знаний. | Орфографические умения и навыки по данным темам. | 1 | 12.03 | Таблица «Падежные окончания прилагательных женского рода», инд. карточки. | Составление словосочетаний, подбор подходящих по смыслу прилагательных, определение падежей, выделение окончаний. | конфета |
18. | Контрольный диктант по теме: Склонение имен прилагательных в ед.числе «Ливень». Работа над ошибками. | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 2 | 18.03 19.03 | Текст диктанта. | Упражнения в подборе правила на допущенную ошибку, в определении падежей прилагательных женского рода. | сервиз |
IV четверть 18 |
1. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | Учить определять падеж прилагательных во мн. числе по согласованному с ним существительному, выделять окончания прилагательных. | Умение определять падеж прил. во мн. числе по существительному, правильно ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 01.04 | Таблица «Падежные окончания прилагательных во множественном числе», карточки с вопросами. | Работа по таблице падежных окончаний прилагательных множественного числа, определение падежа прилагательных, согласование с существительными. | |
2. | Родительный и предложный падежи. | Учить определять Р.п. и П.п. прилагательных множественного числа, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. | Уметь определять падежи прилагательных, согласовывать их с сущ., ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 02.04 | Таблица «Падежные окончания прилагательных во множественном числе», карточки с вопросами. | Практические упражнения в определении падежей прилагательных, выделении окончаний, объяснение правописания, постановка вопросов. | |
3. | Дательный и творительный падежи. | Учить определять Д.п. и Т.п. прилагательных множественного числа, выделять окончания, проверять окончания по вопросам. | Уметь определять падежи прилагательных, согласовывать их с сущ., ставить вопросы, выделять окончания. | 1 | 08.04 | Таблица «Падежные окончания прилагательных во множественном числе», карточки с вопросами. | Практические упражнения в определении падежей прилагательных, выделении окончаний, объяснение правописания, постановка вопросов. | космонавт |
4. | Контрольный диктант: Склонение имен прилагательных множественного числа «Барсучонок». Работа над ошибками. | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 2 | 09.04 15.04 | Текст диктнта. | Упражнения в подборе правила на допущенную ошибку, в определении падежей прилагательных множественного числа. | |
Предложение 13 |
1. | Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. | Актуализировать знания о простом предложении, предложении с однородными членами, учить находить их в тексте, строить схемы. | Уметь различать простое предложение и предложение с однородными членами, выделять главные члены предложения. | 1 | 16.04 | Таблица «Однородные члены предложения», схемы предложений. | Практические упражнения в выделении подлежащего и сказуемого, второстепенных членов предложения, определение связи слов в предложении. | балкон |
2. | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | Дать понятие о том, что в качестве однородных могут быть главные и второстепенные члены предложения, учить находить и различать их. | Знать, что в качестве однородных могут быть главные и второстепенные члены предложения, уметь различать их. | 1 | 22.04 | Таблица «Однородные члены предложения», схемы предложений. | Грамматический разбор предложений, выделение в качестве однородных главных и второстепенных членов предложения, подбор предложений к данным схемам. | вытачка |
3. | Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. | Учить находить в тексте предложения с однородными членами, выделять их на письме запятыми, строить схемы. | Уметь находить в тексте предложения с однородными членами, выделять на письме их запятыми, строить схемы. | 1 | 23.04 | Таблица «Однородные члены предложения», схемы предложений, карточки с союзами. | Составление из данных слов предложений с однородными, расстановка знаков препинания, построение схем, написание загадок по памяти. | пожалуйста |
4. | Знаки препинания при однородных членах. | Учить выделять запятыми на письме перечисления однородных членов. | Уметь выделять запятыми перечисления без союзов и с одиночными союзами и, а, но, строить предложения с перечислениями. | 1 | 29.04 | Таблица «Однородные члены предложения», схемы предложений, карточки с союзами. | Упражнения в расстановке знаков препинания при однородных членах, запись предложений в определенном порядке с опорой на схемы. | фонтан |
5. | Сложные предложения. | Дать понятие сложного предложения, показать его отличие от простого, учить находить такие предложения в тексте, строить их. | Знать, какое предложение называется сложным, его отличие от простого, уметь находить в тексте, строить. | 1 | 30.04 | Таблица «Сложные предложения», схемы предложений. | Составление предложений определенной конструкции, построение схем сложных предложений, грамматический разбор предложений. | материя |
6. | Сложные предложения с союзами и, а, но. | Учить различать сложные предложения и простые с однородными членами, закрепление навыка грамматического разбора предложения. | Уметь отличать сложное предложение с союзами и, а, но от простого предложения с однородными членами предложения. | 1 | 06.05 | Таблица «Сложные предложения», схемы предложений. | Деление сложного предложения на части, выделение в каждой части подлежащего и сказуемого. | |
7. | Контрольный диктант за четверть «Песня». Работа над ошибками. | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 2 | 07.05 13.05 | | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | |
8. | Обращение. Практическое употребление обращений. Знаки препинания при обращениях. | Дать понятие обращения, учить находить обращения в тексте, выделять обращения в начале, середине и конце предложения запятой. | Умение правильно выделять обращения в предложениях, ставить знаки препинания. | 1 | 14.05 | Таблица «Обращение», схемы предложений. | Практические упражнения в выделении обращений при чтении интонацией, а на письме запятыми. | оборона, экватор |
9. | Контрольный диктант за год «Родная земля». Работа над ошибками. | Контроль знаний, продолжение формирования навыка подбора правил на допущенную ошибку. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | 1 | 20.05 21.05 | Текст диктанта. | Уметь подбирать правило на допущенную ошибку, приводить примеры на данное правило. | |
10. | Повторение пройденного за год. | Систематизация и обобщение знаний по основным темам и разделам предмета. | Навыки самостоятельной работы, умение находить изученные орфограммы, при возможности проверять, выделять на письме. | 2 | 27.05 28.05 | Таблицы и карточки по изученным темам. | Упражнения в правописании различных орфограмм, распределение орфограмм по группам, работа с деформированным текстом. | |
«Осень».
Осень. Давно облетели старые деревья. И только молодые березки сохраняли свое убранство. Их желтые листья эолотом блестят на солнце.
В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки эайца белки. Хрусткие сучья предупредят зверьков об опасности.
Летают близко к жилью человека синицы. Снегири выбралсь из лесной чащи. Их пение тихо раздается в кустах.
Слова для справок: раздается.
Задание.
1.Выпишите слова облетели, деревья подчеркните гласные, запишите проверочные слова.
2. Выпишите слово: березка – подчеркните согласные, подберите проверочные слова.
3. В слове сучья укажите количество звуков и букв.
Елочка родилась осенью. Открыла глаза и осмотрелась кругом. Деревья роняли листья. Было тихо, спокойно и красиво.
Прошло много лет. Но каждый год в день ее рождения деревья готовят ей подарки. Осина дарит красные фонарики. Клен роняет звездочки. Ива сыплет золотые рыбки.
И стоит елочка радостная и счастливая. Лежат подарки на ее зеленых лапках.
Слова для справок: дарит, роняет, сыплет.
«Зима».
Утро. Из лесов и рощ улетели певчие птицы. Сад весь в снегу. Ветви яблонь и груш в пушистых рукавицах. А кусты смородины и малины совсем укрылись снегом.
На снегу видна цепочка следов. Здесь проходил зверь. Птичка мелькнула среди веток. Я сразу забываю о звере. Живая птица куда интереснее. Вот она стряхнула с сучка облако снежной пыли. Это синица.
Задание.
«Как мы ловили птиц».
Занимался тихий зимний день. В небе кружились пушистые снежинки. С ветки упала серебристая снежная пыль. Это оявились бойкие синицы.
К нашему току подлетели два снегиря. Издали они походили на одно большое яркое пятно. У них были красные грудки и черные головки. Снегири стали клевать семена. Петр Иванович дернул веревку. Сетка накрыла птиц.
Слова для справок: издали, у них.
Задание.
1.Выпишите словосочетания зимний день, яркое пятно,укажите род прилагательного, выделите окончания.
«Ливень».
Огромное красное солнце спускалось к далекому краю земли. Повеяло свежим ветром. На огромном небе высыпали яркие звезды.
Мы хотели догнать сайгаков. Но на половине пути наша машина въехала в грозовые ливни. Синего неба становилось все меньше.И вот огненные молнии с грохотом обрушились на землю. Очень скоро степь залило водой. Так вот почему торопились сайгаки! Они предчувствовали этот ливень.
Задание.
«Барсучонок».
Мама принесла домой в корзине толстенького зверька в мягкой шерстке. Мы наклонили корзину к кожаному дивану. Показалась забавная мордочка с черным носиком и стоячими ушками Верхняя и нижняя части мордочки были серые. От носа к ушкам тянулись черные полосы. Это было похоже на черную маску. Малыш зашагал на коротеньких ножках по дивану.
Мы дали ему молока. Он наелся, свернулся клубочком и заснул.
Задание.
«Песня».
Низкие, сильные голоса мужчин затянули старинную народную песню. Её подхватили звонкие голоса девушек. Голоса сливались, лились полноводной рекой. Заслушалась звезднаятишина вечерней степи.
Песня! С давних времен человек доверял ей свои мечты, страдания и надежды. В радости она ликовала в мелодиях степняка. В горескупой слезой катилась по смуглым щекам.Песня помогала людям ощутить силу и радость жизни.
Слова для справок: полноводная.
Задание.
1.Подчеркните однородные второстепенные члены предложения.
Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли. Белые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое облако. Я прищуриваю глаза и вижу сказочное чудовище на золотых крыльях. Высоко в небе парит ястреб-канюк. Что видит он с небесной голубой высоты?
С новым приливом сил поднимаюсь с родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего мира.
Слова для справок: прищуриваю, ястреб-канюк.