Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для 8 класса (VIII вида)
Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для 8 класса (VIII вида)
Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом опрекделяют достижения человека о многих областях жизни, спосбствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для 8 класса (VIII вида) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г. Балтийска
«СОГЛАСОВАНО»
Замдиректора по УВР
________ Назарова О. Н.
«___» августа 2014
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №6
___________ Л. А. Захаренко
Приказ №361
« » августа 2014
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
__________ Ухабина М. Г.
Протокол № 1
«27» августа 2014
Рабочая программа
учителя высшей квалификационной
категории Ухабиной Марии Григорьевны
по грамматике, правописанию и развитию речи
для ученика 8 «А» класса (VIII вида)
2014-2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для ученика 8а класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1.Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2.Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3.Повысить уровень общего развития учащихся.
4.Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Ø развитие мелкой моторики и пальцев рук;
Ø развитие навыков каллиграфии;
Ø развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Ø коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
Ø коррекция и развитие памяти;
Ø коррекция и развитие внимания;
Ø формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Ø развитие пространственных представлений и ориентации;
Ø развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
Ø развитие наглядно-образного мышления;
Ø развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
Развитие основных мыслительных операций:
Ø развитие умения сравнивать, анализировать;
Ø развитие умения выделять сходство и различие понятий;
Ø умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
Ø умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
Ø развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
Ø формирование умения преодолевать трудности;
Ø воспитание самостоятельности принятия решения;
Ø формирование адекватности чувств;
Ø формирование устойчивой и адекватной самооценки;
Ø формирование умения анализировать свою деятельность;
Ø воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
Ø развитие фонематического восприятия;
Ø коррекция нарушений устной и письменной речи;
Ø коррекция монологической речи;
Ø коррекция диалогической речи;
Ø развитие лексико-грамматических средств языка.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово.
С 5 класса начинается и в последующих классах продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. В процессе изучения данной темы у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме ограничены.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Срок реализации данной программы 1 учебный год. Занятия по программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В структуре программы предусмотрено календарно – тематическое планирование.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Также при планировании учитываются: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные методы – объяснение, т.е. изложение учителем учебного материала, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные методы – наблюдение, демонстрация, иллюстрация;
практические методы – упражнения, самостоятельные работы
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок изучения нового материала;
Урок закрепления знаний и умений;
Урок повторения;
Урок обобщения;
Контрольно - проверочные уроки;
Урок работы над ошибками;
Комбинированный урок.
Адресат ученик 8а класса Сидоренко В.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Предмет - русский язык
Классы – 8 «А» VIII вид
Учитель – Ухабина Мария Григорьевна
Количество часов:
Всего – 140 часов; в неделю – 4 часа
Плановых контрольных уроков - 4
Административных контрольных уроков – 4
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Кол-во уроков
Наименование разделов и тем
Основное содержание раздела
Основные понятия
Формы контроля
1
1
Повторение. Предложение. Предложение простое и сложное.
Предложение. Предложение простое и сложное.
Предложение простое и сложное.
Перфокарта
2
1
Сложные предложения с союзами и, а, но и без них. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и без союзов.
Отечество. Гражданин.
Конституция
Сложные предложения с союзами и, а, но и без них.
Упражнения, самостоятельная работа
3
1
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Упражнения
4
1
Постановка запятых при однородных членах предложения.
5
1
Деловое письмо. Объяснительная записка
Деловое письмо. Объяснительная записка
Деловое письмо. Объяснительная записка
6-7
1
Входящий диктант. Работа над ошибками
Входящий диктант.
Входящий диктант.
Диктант.
8
1
Состав слова. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.
Состав слова. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.
Состав слова. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.
Упражнения, самостоятельная работа
9
1
Разбор по составу слов, относящихся к разным частям речи.
Состав слова.
Состав слова.
10
1
Образование слов при помощи приставки и суффикса.
Образование слов при помощи приставки и суффикса.
Образование слов при помощи приставки и суффикса.
11
1
Правописание слов на знакомые орфограммы.
Правописание слов на знакомые орфограммы.
Правописание слов на знакомые орфограммы.
12
1
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Демократия. Демонстрация.
Демократия Демонстрация
13
1
Правописание ударных и безударных гласных в корне слова.
Правописание ударных и безударных гласных в корне слова.
Правописание ударных и безударных гласных в корне слова.
Упражнения, самостоятельная работа
14
1
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Упражнения, самостоятельная работа
15
1
Р.\р. Сочинение «Как я провёл(а) летние каникулы?»
Сочинение
Сочинение
Сочинение
16
1
Работа над ошибками изложения. Гласные и согласные в приставках.
Гласные и согласные в приставках.
Гласные и согласные в приставках.
Упражнения
17
1
Гласные и согласные в приставках.
Гласные и согласные в приставках.
Гласные и согласные в приставках.
Упражнения
18
1
Приставка и предлог. Различение приставки и предлога.
Различение приставки и предлога.
Различение приставки и предлога.
19
Сложные слова, их правописание.
Сложные слова.
Аэродром Типография Телеграф
Упражнения, самостоятельная работа
20
1
Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о,е и без соединительных гласных.
Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о,е и без соединительных гласных.
Электростанция
Упражнения, самостоятельная работа
21
1
Образование сложных слов с помощью иностранных корней.
Микро -Аква -Аэро -Теле -Фото
22
1
Р.р.Изложение по данному плану и началу «Солнечное зимнее утро».
Р.р.Изложение по данному плану и началу «Солнечное зимнее утро».
Р.р.Изложение по данному плану и началу «Солнечное зимнее утро».
Изложение
23
1
Работа над ошибками изложения. Образование сложных слов. Упражнения на закрепление.
Работа над ошибками изложения.
Образование сложных слов.
24
1
Деловое письмо. Автобиография.
Деловое письмо. Автобиография.
Деловое письмо. Автобиография.
Автобиография
25-26
2
Проверочная работа по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
«Предложение».
«Предложение».
Упражнения, самостоятельная работа
27
1
Части речи. Части речи – это группы слов.
Части речи.
Образование. Квалификация
Упражнения, самостоятельная работа
28
1
Имя существительное.
Грамматические признаки имени существительного.
Имя существительное.
Имя существительное.
Упражнения, самостоятельная работа
29
1
Имена собственные, обозначающие различные названия.
Имена собственные, обозначающие различные названия.
Имена собственные, обозначающие различные названия.
Упражнения, самостоятельная работа
30
1
Существительные единственного числа с шипящей на конце.
Существительные единственного числа с шипящей на конце.
Существительные единственного числа с шипящей на конце.
Упражнения, самостоятельная работа
31
1
Склонение имён существительных в единственном числе.(1-е, 2-е, 3-е)
Имёна существительные в единственном числе.(1-е, 2-е, 3-е)
Национальность. Территория
32
1
Контрольный диктант за I четверть. Тема: «Правописание падежных окончаний существительных».
Контрольный диктант за I четверть.
Контрольный диктант за I четверть.
Контрольный диктант
33
1
Анализ написания диктанта и работа над ошибками. Существительные с шипящей на конце.
Существительные с шипящей на конце.
Эскалатор. Элеватор. Экскаватор.
Упражнения, самостоятельная работа
34
1
Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые имена существительные
Фойе. Кафе. Пианино
Упражнения, самостоятельная работа
35
1
Резерв времени. Экскурсия в мир природы. Наблюдения .
Экскурсия в мир природы. Наблюдения.
Экскурсия в мир природы. Наблюдения.
36
1
Повторение. Части речи. Имя существительное. Падежные окончания существительных единственного числа.
Части речи. Имя существительное.
Части речи. Падежные окончания существительных единственного числа.
Упражнения, самостоятельная работа
37
1
Сочинение на основе имеющихся знаний. «Поздняя осень».
Сочинение на основе имеющихся знаний. «Поздняя осень».
Сочинение на основе имеющихся знаний. «Поздняя осень».
Упражнения, самостоятельная работа
38
1
Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Упражнения, самостоятельная работа
39
1
Обобщающий урок по теме « Имя существительное».
Имя существительное
Галантерея. Кулинария
40
1
Деловое письмо. Адрес.
Деловое письмо. Адрес.
Деловое письмо. Адрес.
Деловое письмо
50
1
Имя прилагательное.
Роль прилагательного в речи.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное.
Упражнения, самостоятельная работа
51
1
Согласование прилагательных с существительными.
Согласование прилагательных с существительными.
Согласование прилагательных с существительными.
52
1
Родовые окончания прилагательных.
Родовые окончания прилагательных.
Родовые окончания прилагательных.
Упражнения, самостоятельная работа
53
1
Правописание безударных окончаний прилагательных среднего рода на шипящие ж,ш, ч, щ.
Правописание безударных окончаний прилагательных среднего рода на шипящие ж,ш, ч, щ.
Правописание безударных окончаний прилагательных среднего рода на шипящие ж, ш, ч, щ.
Склонение прилагательных единственного числа на –ий, - ья, -ье.
Склонение прилагательных единственного числа на –ий, - ья, -ье.
Искусство Фестиваль
Упражнения, самостоятельная работа
59
10.12.14
Склонение прилагательных во множественном числе на – ь
Склонение прилагательных во множественном числе на – ь
Абонемент
Упражнения
60
11.12.14
Изложение текста по опорным словосочетаниям. «Волки». (с.100.)
Изложение текста по опорным словосочетаниям. «Волки».
Изложение текста по опорным словосочетаниям. «Волки».
Упражнения
61
Практическая работа по закреплению правописания падежных окончаний прилагательных.
Практическая работа
Практическая работа
Упражнения, самостоятельная работа
62
12.12.14
Изложение по плану. «Бурундук»
Изложение по плану. «Бурундук»
Изложение по плану. «Бурундук»
Изложение
63
13.12.14
Тест – контроль по теме: «Имя прилагательное
Тест – контроль по теме: «Имя прилагательное
Тест – контроль по теме: «Имя прилагательное
Упражнения, самостоятельная работа
64
17.12.14
Местоимение, как часть речи.
Местоимение, как часть речи.
Местоимение, как часть речи.
65
18.12.14
Лицо и число местоимений. Место имения 3-го лица единственного числа.
Лицо и число местоимений. Место имения 3-го лица единственного числа.
Лицо и число местоимений. Место имения 3-го лица единственного числа.
Упражнения, самостоятельная работа
66
19.12.14
Контрольная работа за II – ую четверть по теме: «Местоимение»
Контрольная работа за II четверть
Контрольная работа за II четверть
Упражнения
67
20.12.14
Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками.
Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками.
Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками.
Упражнения
68
24.12.14
Склонение личных местоимений 1-го , 2-го и 3-го лица.
Склонение личных местоимений 1-го , 2-го и 3-го лица.
Бюллетень
Упражнения, самостоятельная работа
69
25.12.14
Правописание предлогов с местоимениями.
Правописание предлогов с местоимениями.
Регистратура
Упражнения
70
26.12.14
Правописание местоимений1,2 и 3-го лица.
Правописание местоимений1,2 и 3-го лица.
Пациент
Упражнения
71
27.12.14
Сочинение по плану, иллюстрации и опорным словам. с.125 упр.173
Сочинение по плану
Сочинение по плану
Упражнения, самостоятельная работа
72
14.01.15
Резерв времени. Повторение изученного.
Повторение изученного.
Повторение изученного.
Упражнения
73
15.01.15
Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица
Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица
Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица
Упражнения, самостоятельная работа
74
15.01.15
Склонение и правописание личных местоимении 3 лица единственного числа.
Склонение и правописание личных местоимении 3 лица единственного числа.
Склонение и правописание личных местоимении 3 лица единственного числа.
Упражнения, самостоятельная работа
75
16.01.15
Склонение правописание личных местоимений множественного числа
Правописание личных местоимений множественного числа
Правописание личных местоимений множественного числа
Упражнения, самостоятельная работа
76
17.01.15
Тренировочные упражнения. Подготовка к тестированию
Подготовка к тестированию
Подготовка к тестированию
Упражнения
77
21.01.15
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тест
78
22.01.15
Деловое письмо. Заявление. с. 126.
79
23.01.15
Р.\р. Сочинение по составленному плану по произведению И.Тургенева «Муму», «Находка». с. 125.
Сочинение по составленному плану.
Сочинение по составленному плану.
Сочинение
80
24.01.15
Глагол. Роль глаголов в речи.
Глагол. Роль глаголов в речи.
Глагол. Роль глаголов в речи.
Упражнения
81
28.01.15
Значения глаголов.
Значения глаголов.
Значения глаголов.
Упражнения
82-84
29.01.15
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Операция. Рентген. Санаторий.
Упражнения, самостоятельная работа
85
30.01.15
Правописание шипящих на конце слова.
Правописание шипящих на конце слова.
Правописание шипящих на конце слова.
Упражнения
86
31.01.15
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Упражнения
87-90
04.02.15
05.02.15
Прошедшее время глагола. Род и число.
Прошедшее время глагола. Род и число.
Секретарь. Швея.
Упражнения.
91
06.02.15
Прошедшее время глагола. Род и число.
Прошедшее время глагола. Род и число.
Прошедшее время глагола. Род и число.
Упражнения
92
07.02.15
Не с глаголами.
Не с глаголами.
Не с глаголами.
Упражнения, самостоятельная работа
93
11.02.15
Изменение глаголов по лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Упражнения
94
12.02.15
Изменение глаголов по лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Упражнения
95
13.02.15
Творческое упражнение по картине Левитана И. И. «Вечерний звон»
Творческое упражнение по картине Левитана И. И. «Вечерний звон»
Творческое упражнение по картине Левитана И. И. «Вечерний звон»
Упражнения, самостоятельная работа
96
14.02.15
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Упражнения
97
18.02.15
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Упражнения
98
19.02.15
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Упражнения, самостоятельная работа
99
20.02.15
Глаголы 3-го лица.
Глаголы 3-го лица.
Глаголы 3-го лица.
Упражнения
100
21.02.15
Правописание глаголов на –ться, -тся.
Правописание глаголов на –ться, -тся.
Правописание глаголов на –ться, -тся.
Упражнения, самостоятельная работа
101
25.02.15
Правописание глаголов на –ться, -тся.
Правописание глаголов на –ться, -тся.
Правописание глаголов на –ться, -тся.
Упражнения
102
26.02.15
Подготовка к написанию изложения. Упр. 309
Подготовка к написанию изложения.
Подготовка к написанию изложения.
Упражнения, самостоятельная работа
103
27.02.15
Изложение по плану «Титаник»
Изложение.
Изложение по плану «Титаник»
Изложение
104
28.02.15
Упражнения на закрепление.
Упражнения на закрепление.
Упражнения на закрепление.
Упражнения
105
04.03.15
Тренировочные упражнения.
Тренировочные упражнения.
Парашют
Упражнения
106
05.03.15
Подготовка к самостоятельной работе и диктанту.
Подготовка к самостоятельной работе и диктанту.
Подготовка к самостоятельной работе и диктанту.
Упражнения
107
07.03.15
Самостоятельная работа по теме «Правописание окончаний глаголов»
Самостоятельная работа по теме «Правописание окончаний глаголов»
Самостоятельная работа по теме «Правописание окончаний глаголов»
Упражнения, самостоятельная работа
108
11.03.15
Упражнения на закрепление темы.
Упражнения на закрепление темы.
Упражнения на закрепление темы.
Упражнения, самостоятельная работа
109
12.03.15
Изменение глаголов по лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Упражнения, самостоятельная работа
110
13.03.15
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
К/Р
111
14.03.15
Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками диктанта.
Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками диктанта.
Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками диктанта.
Работа над ошибками диктанта.
112
18.03.15
I-е и II-е спряжение глаголов.
I-е и II-е спряжение глаголов.
I-е и II-е спряжение глаголов.
Упражнения, самостоятельная работа
113
19.03.15
Резерв времени. Повторение изученного.
Повторение изученного.
Повторение изученного.
Упражнения
114
20.03.15
Простое предложение.
Простое предложение.
Простое предложение.
Упражнения, самостоятельная работа
115
21.03.15
Главные и второстепенные члены предложений.
Главные и второстепенные члены предложений.
Главные и второстепенные члены предложений.
Упражнения, самостоятельная работа
116
03.04.15
Простое предложение с однородными членами.
Простое предложение с однородными членами.
Простое предложение с однородными членами.
Упражнения, самостоятельная работа
117
04.04.15
Знаки препинания при однородных членах
Знаки препинания при однородных членах
Знаки препинания при однородных членах
Упражнения, самостоятельная работа
118-119
08.04.15
09.04.15
Изложение. Упр. 313
Изложение.
Изложение.
Упражнения
120
11.04.15
Обращение.
Обращение.
Обращение.
Упражнения
121
15.04.15
Диалог. Напиши диалог.
Диалог.
Диалог.
Диалог
122
16.04.15
Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания при обращении.
Упражнения, самостоятельная работа
123
17.04.15
Письмо литературному герою. Упр. 320.
Письмо литературному герою.
Бандероль. Квитанция.
Упражнения
124
18.04.15
Упражнения
125
22.04.15
Виды предложений по интонации.
Виды предложений по интонации.
Виды предложений по интонации.
Упражнения, самостоятельная работа
126
23.04.15
Знаки препинания в конце предложений.
Знаки препинания в конце предложений.
Знаки препинания в конце предложений.
Упражнения, самостоятельная работа
127
24.04.15
Сложное предложение.
Сложное предложение.
Упражнения
128
25.04.15
Знаки препинания в сложном предложении. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Упражнения, самостоятельная работа
129
29.04.15
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Упражнения, самостоятельная работа
130
30.04.15
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Упражнения, самостоятельная работа
131
06.05.15
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.
Упражнения, самостоятельная работа
132
07.05.15
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Упражнения, самостоятельная работа
133
08.05.15
Запись словарных слов под диктовку
Сложные предложения
Сложные предложения
Упражнения, самостоятельная работа
134
13.05.15
Контроль знаний.
Контроль знаний.
Контроль знаний.
К/Р
135
14.05.15
Диалог.
Диалог.
Диалог.
136
15.05.15
Составление рассказа по картине. Упр. 355.
Составление рассказа по картине.
Составление рассказа по картине.
Упражнения, самостоятельная работа
137
16.05.15
Повторение и обобщение изученного.
Анализ текста по вопросам. Упр. 359.
Анализ текста по вопросам.
Анализ текста по вопросам.
Упражнения, самостоятельная работа
138
21.05.15
Письмо матери Егора Дрёмова. Упр. 384.
Письмо матери Егора Дрёмова.
Письмо матери Егора Дрёмова.
Письмо
139-140
27.05.15
28.05.15
Повторение и обобщение изученного.
Повторение и обобщение изученного.
Повторение и обобщение изученного.
Повторение и обобщение изученного.
Упражнения, самостоятельная работа
Содержание программы
Введение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Части речи
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и –тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера.
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного материала за год (16 часов)
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года
учащиеся должны знать:
части речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе выполнения закрепительных упражнений, самостоятельных, контрольных работ. Контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце каждой четверти и в конце учебного года проводятся итоговые контрольные диктанты по изученным темам.
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 6 классе составляет 65-70 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» не обнаруживает знаний
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. С классом должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные слова записать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты объемом в 45-70 слов. Изложения нужно писать по готовому плану или составленному под руководством учителя.
При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное последовательное изложение авторского текста, без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение, написанное без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного текста; без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение, написанное с отступлениями от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.
ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований; 2-й уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
Списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам. Соблюдать красную строку при списывании текста;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40-45 слов);
подбирать однокоренные слова;
доказывать принадлежность слов к определённым частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
делить текст на предложения;
коллективно восстанавливать текст по предварительно выписанным опорным словосочетаниям (до 50 слов);
писать и правильно оформлять короткие записки.
2-й уровень
Списывать слова в тексте по слогам, отдельные слова целыми словами;
писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с предварительным разбором изученных орфограмм;
подбирать однокоренные слова;
различать части речи по вопросам.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г
2.Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2012.
Дополнительная:
1. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», Москва, «Просвещение», 2004г.
2.Л.Ю.Долгих «Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида, Иркутск, ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2009 г.
3. Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г.
4. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: «Владос», 2010
2.Учебник русского языка для для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской, М.: Просвещение, 2010
3.Русский язык. В. В. Воронкова, учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида, 2010 - М, Просвещение, 2010
4.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида под редакцией КПН, профессора И. М. Бгажнаковой - М, Просвещение, 2010
Литература для учителя:
1.Русский язык. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и т. д., 6 класс, - М, Просвещение, 2010
2.Г. А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы/ М.: Просвещение, 2011.
3.Т. В. Шклярова, Т. Н. Трунцева Сборник текстов для изложений по русскому языку с заданиями. 5-8 классы/ Грамотей, 2013
4.Граник Г. Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл./ М.: АСТ: Астрель, 2011