Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Составитель: Курманьшина А.Л.
с. Леуши, 2015 г.
Программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы «Грамматика, правописание и развитие речи» 5-е издание Москва «Просвещение» 2008 под редакцией В.В. Воронковой допущено Министерством образования и науки РФ
Протокол № ____ от «____» ____________ 2015 г.
Председатель методического совета__________________/Д.Ш. Шидиева
Протокол № ____ от «____» __________ 2015 г.
Руководитель методического объединения_______________/А.И. Готман
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы «Грамматика, правописание и развитие речи» 5-е издание Москва «Просвещение» 2008 под редакцией В.В. Воронковой допущено Министерством образования и науки РФ
Программа продолжает курс 2 класса.
Цель преподавания письма и развития речи: выработка элементарных навыков грамотного письма.
Календарно-урочное планирование по русскому языку в 3а классе |
| Тема | Тема урока | Содержание деятельности | Кол. час | Дата | Цель | Обязательный минимум ЗУН | Тип урока | Методы урока |
1 четверть – 36ч. |
1.1. | Повторение | | | 10 | | | | | |
1-2 | | Употребление простого предложения. | 1.Работа с сюжетными картинками, учебником по составлению предложений. 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. | 3 | | Систематизировать знания учащихся о предложении. | Уметь составлять предложения, выделять предложения из речи и текста. | повторение | Словесный , наглядный. |
3-5 | | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. 3.Работа в тетрадях. 4.Работа со словарём. | 2 | | Систематизировать знания учащихся о предложении | Уметь составлять предложения, выделять предложения из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
6-8 | | Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов. | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. | 2 | | Систематизировать знания учащихся о предложении | Уметь составлять предложения, выделять предложения из речи и текста | Комбинир. | Словесный, наглядный |
9-10 | | Выделение предложений из речи и текста | 1.Работа с сюжетными картинками. 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. | 2 | 14.09 15.09 | Систематизировать знания учащихся о предложении | Уметь составлять предложения, выделять предложения из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
11 | | Выделение предложений из речи и текста. | 1.Работа с текстами. 2.Составление предложений по сюжетным картинкам. 3.Работа по учебнику и в тетради | 1 | 16.09 | Систематизировать знания учащихся о предложении | Уметь составлять предложения, выделять предложения из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
| Звуки и буквы. | | | 54 | | | | | иллюстративный. |
1-3 | | Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. | 1.Выполнение заданий с предметными картинками. 2.Работа по карточкам слов с пропущенными гласными. 3.Работа в тетради | 2 | 17.09 | Формировать орфографическую зоркость, развитие фонематического слуха. | Анализировать слова по звуковому составу. | Изучение нового | Объяснительно-иллюстративный |
4-6 | | Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов | 1.Выполнение заданий с предметными картинками. 2.Расположение слов в алфавитном порядке 3. Работа по учебнику и в тетради | 2 | | Формировать орфографическую зоркость, развитие фонематического слуха | Знать алфавит | Комбинир. | Словесный, наглядный |
7-9 | | Звуки гласные и согласные | 1.Выполнение заданий с предметными картинками. 2.Работа по карточкам слов с пропущенными гласными. 3.Работа в тетради | 2 | | Формировать орфографическую зоркость, развитие фонематического слуха | Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
10-11 | | Входная контрольная работа. Работа над ошибками. | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Звукобуквенный анализ слова. | 2 | | Формировать орфографическую зоркость, развитие фонематического слуха | Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги | контрольный | Словесный и наглядный |
12-13 | | Ударение. | 1.Составление предложений по сюжетным картинками. 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. 3.Работа по постановке ударения в словах. | 2 | | Развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных | Уметь различать ударные и безударные гласные. | Изучение нового | Объяснительно-иллюстративный |
14-16 | | Постановка ударения в двухсложных и трехсложных словах. | 1.Выполнение заданий по слоговой таблице. 2.Индивидуальная работа по постановке ударения в словах. 3.Работа в тетрадях. | 2 | | Развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных | Уметь различать ударные и безударные гласные. | Комбинир. | Словесный и объяснительно- |
17-19 | | Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. | 1.Выполнение заданий по предметным картинкам. 2.Чтение набора слогов для составления слов. 3.Работа по выполнению подписей к рисункам с пропущенными слогами. 4.Работа в тетрадях | 2 | | Учить правилам переноса слов по слогам | Уметь делить слова на слоги, переносить части слова при письме. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
20-22 | | Перенос части слова при письме. Гласные ударные и безударные. | 1.Работа со. слогами для составления подписей к ним. 2.Выполнение подписей к рисункам с пропущенными слогами. 3.Работа в тетрадях. | 2 | | Учить правилам переноса слов по слогам | Уметь делить слова на слоги, переносить части слова при письме. | Комбинир. | Словесный и наглядный |
23-24 | | Согласные твёрдые и мягкие. | 1.Работа с таблицей «Твёрдые и мягкие согласные». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. 4.Работа с предметными картинками. | 2 | | Развитие умения различать твёрдые и мягкие согласные | Умение различать твёрдые и мягкие согласные с помощью учителя | Изучение нового | Словесный наглядный |
25-26 | | Различение твердых и мягких согласных | 1.Работа с таблицей «Твёрдые и мягкие согласные». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. 4.Работа с предметными картинками. | 2 | | Развитие умения различать твёрдые и мягкие согласные | Умение различать твёрдые и мягкие согласные с помощью учителя | Комбинир. | Словесный наглядный |
27-29 | | Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь | 1.Работа с таблицей «Твёрдые и мягкие согласные». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. 4.Работа с предметными картинками. | 2 | | Учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь | Уметь анализировать слова по звуковому составу | Комбинир. | Объяснительно - наглядный |
30-32 | | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. | 1.Работа с таблицей «Разделительный ь перед гласными». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. 4.Работа с предметными картинками. | 2 | | Уточнить знания о том, что показывает разделительный Ь | Уметь анализировать слова по звуковому составу | | Объяснительно - наглядный |
33-34 | | Контрольная работа за 1 четверть. Работа над ошибками. | 1.Работа в тетрадях для контрольных работ 2. Выполнение заданий по теме. 3.Письмо под диктовку | 1 1 | | Проверить знания по пройденным темам 1четверти Развивать умение исправлять ошибки | Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы | контрольный | Словесный, наглядный |
2 четверть – 28ч. |
35-36 | | Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | 2 | | Дать понятие о гласных после шипящих. | Уметь анализировать слова по звуковому составу | Изучение нового | Объяснительно- наглядный |
37-39 | | Правописание слогов жи-ши | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | 2 | | Развивать умение правильно обозначать на письме сочетания жи-ши | Уметь анализировать слова по звуковому составу | Комбинир. | Объяснительно-иллюстративный |
40-42 | | Правописание слогов ча-ща | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | 2 | | Развивать умение правильно обозначать на письме сочетания ча-ща | Уметь анализировать слова по звуковому составу | Комбинир. | Словесный, наглядный |
43-44 | | Правописание слогов чу-щу. | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | 2 | | Развивать умение правильно обозначать на письме сочетания чу-щу | Уметь анализировать слова по звуковому составу | Комбинир. | Словесный, наглядный |
45-47 | | Правописание слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | 2 | | Развивать умение правильно обозначать на письме сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | Уметь анализировать слова по звуковому составу | Комбинир. | Словесный, наглядный |
48-49 | | Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих» Работа над ошибками. | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий по теме 3.Работа со словарём | 1 1 | | Проверить знания учащихся о гласных после шипящих | Умение определять и писать в тексте слова с гласными после шипящих | контрольный | Словесный, наглядный |
50-52 | | Парные звонкие и глухие согласные | 1.Работа с цветными полосками 2.Выполнение заданий с карточек слов с пропущенными звонкими и глухими согласными 3.Работа в тетрадях | 2 | | Развивать умение различать звонкие и глухие согласные | Умение определять на слух и при письме звонких и глухих перед гласными | Изучение нового | Словесный, наглядный |
53-55 | | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1.Работа в тетради по написанию согласных букв. 2.Работа с «веерами» | 2 | | Развивать умение различать звонкие и глухие согласные | Умение правильно узнавать на слух звонких и глухих согласных | Комбинир | Словесный, наглядный |
56-58 | | Проверка написания путем изменения формы слова (гриб – грибы) | 1.Выполнение заданий по картинкам. 2.Работа с цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | 2 | | Развивать умение различать звонкие и глухие согласные, закрепить способ проверки парных согласных | Умение правильно определять звонкие и глухие согласные в конце слова (зуб - зубы, суп- супы) | Комбинир. | Словесный, наглядный |
59 | | Диктант «Парные звонкие и глухие согласные» | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Подчёркивание букв цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | 1 | | Проверить знания по теме. Развивать умение различать звонкие и глухие согласные | Уметь узнавать на слух звонкие и глухие согласные | контрольный | Словесный, наглядный |
60 | | Работа над ошибками | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Подчёркивание букв цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | 1 | | Закрепить способ проверки парных согласных путем изменения формы слова | Уметь анализировать слова по звуковому составу | Комбинир | Словесный, наглядный |
61-63 | | Парные согласные на конце слова | 1.Выполнение заданий по картинкам. 2.Работа с цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | 2 | | Развитие фонематического восприятия | Умение правильно определять звонкие и глухие согласные в конце слова (зуб - зубы, суп- супы) | Комбинир | Словесный, наглядный |
64-65 | | Контрольная работа за 2 четверть. Работа над ошибками | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденным темам | 1 1 | | Развитие слухового восприятия через письмо под диктовку | Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы | контрольный | Словесный, наглядный |
66-67 | | Правописание слов на изученные правила | 1.Работа в тетради по выполнению заданий с карточек 2.Работа с учебником | 2 | | Развитие фонематического восприятия | Проверить знания по правильному узнаванию звонких и глухих согласных | Комбинир | Словесный, наглядный |
68-69 | | Словарный диктант Работа над ошибками | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Работа по учебнику | 1 1 | | Развитие фонематического восприятия | Проверить знания по правильному узнаванию звонких и глухих согласных | контрольный | Словесный, наглядный |
3 четверть – 40ч. |
| Слово | | | 54 | | | | | |
1-4 | | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Постановка вопросов к предметам. 4.Игра «Кто или что?» 5.Работа в тетради | 3 | | Учить ставить вопрос что это? к словам, обозначающим предметы. | Умение ставить вопрос что это? кто это? к словам, обозначающим названия предметов с помощью учителя. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
5-8 | | Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Постановка вопросов к предметам. 4.Игра «Кто или что?» 5.Работа в тетради | 3 | | Учить различать слова, обозначающие один или несколько предметов | Умение ставить вопрос что это? кто это? к словам, обозначающим названия предметов с помощью учителя. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
9-12 | | Употребление в речи названий предметов в различных формах. | 1.Работа по учебнику и в тетради 2.Работа по таблице 3.Работа со словарём 4.Игра «Измени слово | 3 | | Учить правильно ставить вопросы к словам, изменять слова по вопросам. | Умение ставить вопрос что это? кто это? к словам, обозначающим названия предметов с помощью учителя. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
13-14 | | Диктант по теме «Слова, обозначающие названия предметов» Работа над ошибками. | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку | 1 1 | | Проверить знания по пройденной теме «Названия предметов» | Умение ставить вопрос что это? кто это? к словам, обозначающим названия предметов с помощью учителя. | контрольный | Словесный, наглядный |
15-18 | | Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Игра «Города и сёла» 4.Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Дать понятие о словах, обозначающих имена собственные | Уметь писать правильно имена собственные с помощью учителя | Комбинир. | Словесный, наглядный |
19-20 | | Контрольное списывание Работа над ошибками. | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку 3.Работа с учебником | 1 1 | | Систематизировать знания по написанию текстов | Умение списывать короткие тексты с пропущенными орфограммами | Комбинир. | Словесный, наглядный |
21-23 | | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Игра «Города и сёла» 4.Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Учить правильно писать слова, обозначающие названия имён собственных | Уметь писать правильно имена собственные с помощью учителя | Комбинир. | Словесный, наглядный |
24-26 | | Домашний адрес, адрес школы. | 1.Работа по учебнику 2.Подписывание адреса на конверте 3.Игра «Мой адрес» | 3 | | Учить правильно писать домашний адрес и адрес школы | Уметь правильно писать домашний адрес и адрес школы с помощью учителя . | Комбинир. | Словесный, наглядный |
27-28 | | Проверочная работа «Большая буква в именах собственных» Работа над ошибками | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку 3.Работа с учебником | 1 1 | | Проверить знания по теме «Имена собственные» | Уметь выделять в тексте имена собственные с помощью учителя | Комбинир. | Словесный, наглядный |
29-32 | | Закрепление знаний о словах, обозначающих действия. | 1.Работа по сюжетным картинкам. 2.Работа с таблицей 3.Игра «Выполни действия» 4.Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Уточнить понятие «Действия предметов», учить определять действия предметов. | С помощью учителя уметь подбирать несколько действий к одному предмету. | Комбинир | Словесный, наглядный |
33-36 | | Нахождение в тексте слов, обозначающих действие предметов | 1.Работа по сюжетным картинкам. 2.Работа с таблицей 3.Игра «Выполни действия» 4.Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Систематизировать знания по постановке вопросов к действию предметов | С помощью учителя находить в тексте слова, обозначающие действия предметов | Комбинир | Словесный, наглядный |
37-38 | | Контрольный диктант за 3 четверть. Работа над ошибками. | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденным темам | 1 1 | | Проверить знания по пройденным темам 3 четверти Развивать умение исправлять ошибки | Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы | контрольный | Словесный, наглядный |
39-42 | | Слова, обозначающие признаки (качества) предметов. | 1.Игра «Назови признаки предмета» 2.Работа по таблице 3. Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Уточнить понятие «Признаки предметов», учить определять признаки предметов. | С помощью учителя ставить вопросы к признаку и определять предмет по ряду признаков | Изучение нового | Словесный, наглядный |
43-46 | | Называние признака данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | 1.Игра «Назови признаки предмета» 2.Работа по таблице 3. Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Учить определять и находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов. | С помощью учителя ставить вопросы к признаку и определять предмет по ряду признаков | Комбинир. | Словесный, наглядный |
47-50 | | Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте | 1.Работа по индивидуальным карточкам 2.Игра «Назови признаки предмета» 3.Работа по таблице 4. Работа по учебнику и в тетради | 2 | | Учить определять и находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов. | С помощью учителя находить в тексте слова, обозначающие признаки (качества) предметов | Комбинир. | Словесный, наглядный |
4 четверть – 32ч. |
51-54 | | Слова, обозначающие действия предметов | 1.Работа по сюжетным картинкам. 2.Работа с таблицей 3.Игра «Выполни действия» 4.Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Систематизировать знания по постановке вопросов к действию предметов | С помощью учителя находить в тексте слова, обозначающие действия предметов | Изучение нового | Словесный, наглядный |
55-58 | | Слова, обозначающие признаки предметов | 1.Игра «Назови признаки предмета» 2.Работа по таблице 3. Работа по учебнику и в тетради | 3 | | Учить определять и находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов. | Умение ставить вопросы к признаку и определять предмет по ряду признаков | Комбинир. | Словесный, наглядный |
59-62 | | Предлог. Нахождение предлогов. | 1.Работа по таблице 2.Игра «Вставь предлог» 3. Работа по учебнику и в тетради 4.Словарная работа | 3 | | Познакомить с написанием предлогов на, в, у, с, из, к, от, над, под, о, об. | С помощью учителя находить предлоги в предложении | Комбинир. | Словесный, наглядный |
63-65 | | Правописание предлогов | 1.Работа по таблице 2.Игра «Вставь предлог» 3. Работа по учебнику и в тетради 4.Словарная работа | 3 | | Учить находить в тексте предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о, об. | С помощью учителя находить и писать раздельно предлоги со словами | Комбинир. | Словесный, наглядный |
66-67 | | Диктант «Правописание предлогов» Работа над ошибками | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку 3.Работа с учебником и в тетради | 1 1 | | Проверить знания по теме « Предлоги» | Умение грамотно писать предлоги со словами | контрольный | Словесный, наглядный |
| Предложение | | | 18 | | | | | |
1-3 | | Практическое знакомство с построением простого предложения. | 1.Составление предложений по картинке 2. Работа по учебнику и в тетради 3.Составление схемы предложения | 3 | | Учить определять на слух, как каждое предложение выражает законченную мысль | Уметь составлять предложение, выделять предложений из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
4-7 | | Практическое построение простого предложения | Сюжетные картинки. Таблички со словами для составления предложений. | 3 | | Учить понимать, что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке | Уметь составлять предложение, выделять предложений из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
8-9 | | Проверка ЗУН Работа над ошибками | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденным темам | 1 1 | | Проверить знания по пройденным темам в 3 классе | Умение работать самостоятельно | контрольный | Словесный, наглядный |
10-13 | | Составление предложений с употреблением падежей. | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника 3.Работа в тетрадях. 4.Работа со словарём. | 3 | | Учить понимать, что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке | Уметь составлять предложение, выделять предложений из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
14-17 | | Составление предложений на заданную учителем тему | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. | 3 | | Учить понимать, что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке | Уметь составлять предложение, выделять предложений из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
18-21 | | Составление предложений из слов, данных в начальной форме | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника 3.Работа в тетрадях. 4.Работа со словарём. | 2 | | Учить понимать, что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке | Уметь составлять предложение, выделять предложений из речи и текста. | Комбинир. | Словесный, наглядный |
22-23 | | Контрольная работа за год. Работа над ошибками. | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденным темам | 1 1 | | Проверить знания по пройденным темам в 3 классе | Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы | Комбинир. | Словесный, наглядный |