Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Программа лингвистического кружка «Язык мой – друг мой» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основной образовательной программой основного общего образования.
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.
Цель программы - повысить общую языковую культуру учащихся.
Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов; учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.
Срок реализации программы – 1 учебный год (34 часа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку "Язык мой - друг мой" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы: ______/Уварова Г.Ф.
Приказ №___ от «___» ______2014 г.
Рабочая программа дополнительного образования
Кружок «Язык мой – друг мой»
Класс: 5
2014-2015 учебный год
Разработал: учитель
русского языка и литературы
Резанова Любовь Сергеевна
Газимурский Завод 2014
Пояснительная записка
Программа лингвистического кружка «Язык мой – друг мой» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основной образовательной программой основного общего образования.
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям современного школьника, их общей языковой культуре. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, совершенствуя их орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития. Данная программа позволяет расширить и углубить знания учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса, но не дублирует материал, изучаемый в рамках школьной программы, это достигается за счет использования дополнительного материала и путём проведения занятий в форме путешествий, интеллектуальных лингвистических игр, исследований, мастерских и т.д. Одновременно осуществляется развитие творческого потенциала учащихся.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одной из главных целей новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объём внеурочной деятельности обучающихся.
Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.
Цель программы - повысить общую языковую культуру учащихся.
Задачи программы:
1) расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
2) расширить лингвистический кругозор учащихся;
3) вызвать и развить интерес школьников к изучению русского языка;
4) способствовать развитию творческих способностей учащихся;
5) способствовать формированию навыка детей самостоятельно работать с литературными источниками, СМИ и Интернет-ресурсами;
6) способствовать формированию умений учащихся создавать индивидуальные и групповые творческие проекты, проводить мини-исследования;
7) способствовать формированию у учащихся бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку;
8) способствовать формированию школьника как нравственной, интеллектуально развитой личности.
Отличительными особенностями программы кружка являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
отслеживание достижения планируемых результатов в рамках внутренней системы оценки педагогом.
Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов; учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.
Срок реализации программы – 1 учебный год (34 часа).
Формы организации деятельности:
Кружковые занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя теоретическую и практическую часть. Ведущей формой организации занятий является групповая.Также во время занятий осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся как в кабинете, оснащённом проектором и интерактивной доской, так и в актовом зале, библиотеке.
Ожидаемые результаты
1.Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.
2. Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников.
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Способы определения результативности по программе
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий.
Активное поведение детей на занятиях, заинтересованность ребят.
Участие в научно-практических конференциях с проектами, созданными в рамках данной программы.
Результаты участия в дистанционных конкурсах.
Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по русскому языку.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – научно-практическая конференция «Проект «Энциклопедия одного слова».
Учебно-тематический план
№ занятия
Раздел
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
планируемая
фактическая
Наш родной язык
5 ч.
1
Язык мой –друг мой (вступительное занятие).
1
2
Дорогой письменности.
1
3
Экология слова.
1
4
Брей – ринг знатоков русского языка.
1
5
Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое.
1
Фонетика. Графика
4 ч.
6
Путешествие в Фонетляндию.
1
7
Сказочный алфавит.
1
8
Буква ё в алфавите 21 века.
1
9
Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе.
1
Морфемика. Словообразование
4 ч.
10
КВН «Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!»
1
11
Путешествие в страну Словообразование.
1
12
Лингвистические Олимпийские игры.
1
13
Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье.
1
Лексикология. Фразеология
7 ч.
14
Собирал человек слова.
1
15
Тематические группы слов.
1
16-17
Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».
Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений детской литературы.
1
30
Чудодейственная сила глагола.
1
31
Поле – чудес.
1
32
Лингвистическая игра «Знай и умей».
1
Подведение итогов реализации программы
2 ч.
33
Научно-практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного слова».
1
34
Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие.
1
Содержание изучаемого курса (34 ч.)
Наш родной язык
1. Язык мой – друг мой.
Вступительное занятие. Цель, содержание работы кружка. Решение организационных вопросов. Что такое язык? Что такое дружба? Зачем нужно дружить с языком? Беседа с элементами игры. Письменная творческая работа «Случай в стране Филология».
2. Дорогой письменности.
Конкурсное игровое занятие. Углубление знаний о появлении письменности. Развитие письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.
3. Экология слова.
Круглый стол. Знакомство с термином «экология слова» через культуру художественной поэтической речи. Родной язык – душа нации. Проблемы русского языка в современном обществе. Слова – паразиты. Сквернословие. Заимствование. Молодёжный сленг и жаргонизмы. Сокращение слова в письменной речи пользователей социальных сетей.
4. Брей – ринг знатоков русского языка.
Интеллектуальная игра. Выявление уровня знаний учащихся по русскому языку.
5. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое.
Долгосрочный проект «Энциклопедия одного слова». Срок реализации – 1 учебный год. Актуальность, цель, задачи проекта, примерный план работы. Просмотр и обсуждение примеров энциклопедических статей слов. Использование Интернет – ресурсов.
Фонетика. Графика
6. Путешествие в Фонетляндию.
Путешествие в страну Фонетляндию. Обобщение и углубление знаний по фонетике. Индивидуальная, групповая работа с текстом. Инсценирование. Работа с толковым словарем.
7. Сказочный алфавит.
Интегрированное занятие по русскому языку и литературе. Сказочная викторина.
8. Буква ё в алфавите 21 века.
История буквы Ё. Мини-исследование «Ё в текстах 21 века» (на примере газет, детских журналов, детских книг, учебников). Дискуссия «Нужна ли буква ё в алфавите 21 века?».
9. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе.
Актуальность выбранной темы исследования (исследование одного слова). Составление индивидуального плана работы детей. Определение необходимых источников для проведения исследования.
Морфемика. Словообразование
10. КВН «Слово делится на части, Ах, какое это счастье!»
Занятие в форме КВН по разделу «Морфемика».
11. Путешествие в страну Словообразование.
Занятие в форме путешествия-исследования. Словообразование. Словообразующие морфемы. Способы образования слов. Словообразовательная модель. Словообразовательное гнездо. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования. Работа с картой страны. Парное исследование. Творческая работа.
12. Лингвистические Олимпийские игры.
Выполнение олимпиадных заданий.
13. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье.
Анализ и отбор языкового материала исследования. Индивидуальная работа. Консультация с руководителем.
Лексикология. Фразеология
14. Собирал человек слова.
Заседание круглого стола. В. И. Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка».
15. Тематические группы слов.
Тематические группы слов. Лингвистические игры.
16. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».
Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргонная лексика, специальная лексика и терминология. Мини - исследование в группах: «Диалектная лексика в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Диалектная лексика в речи односельчан», «Специальная лексика и терминология в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Жаргонная лексика в речи школьника».
17. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».
Выступление с сообщением участников групп по результатам проведённого исследования.
Занятие - соревнование по пословицам, поговоркам, фразеологизмам русского языка.
20. Своя игра.
Интеллектуальная игра по Лексикологии и Фразеологии.
Синтаксис. Пунктуация
21. От глубокой древности до наших дней.
Из истории пунктуации. Знаки препинания. Решение пунктуационных задач.
22. Один против всех.
Интеллектуальная игра. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения.
23. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое.
Оформление работы. Составление примерного плана выступления – защиты проекта. Создание презентации.
Морфология
24. На приёме у Морфологии.
Ролевая игра. Морфология. Части речи. Инсценирование. Выступление с сообщениями. Выполнение игровых заданий.
25. «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра». Практикум. Обобщение и систематизация знаний по имени существительному.
26. Тайна имени.
Имена собственные. Сообщение учащихся о происхождении имён. Самопрезентания. Решение лингвистических задач.
27. Что? Где? Когда?
Интеллектуальная игра по теме «Имя существительное».
28. В стране Имени Прилагательного.
Занятие – путешествие по стране Имени Прилагательного. Морфологические признаки имени прилагательного. Выполнение лингвистических заданий.
29. Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений
детской литературы.
Мини - исследование «Имя - прилагательное в названии произведений детской литературы». Аннотация. Лексическое значение и морфологические признаки имени прилагательного. Групповая, индивидуальная работа. Письменное сообщение учащихся.
30. Чудодейственная сила глагола.
Глагол как единица речи. Лингвистическое путешествие..
31. Поле – чудес.
Интеллектуальная игра по теме «Морфология».
32. Лингвистическая игра «Знай и умей».
Система языка. Обобщение и систематизация знаний о языке. Лингвистическая игра.
Подведение итогов реализации программы
33. Научно-практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного
слова».
Презентация проекта «Энциклопедия одного слова». Выступления кружковцев с результатами работы. Обсуждение. Подведение итогов.
34. Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие.
Подведение итогов работы кружка. Анкетирование. Просмотр презентации о проделанной работе кружка.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Активизация познавательного интереса через систему занимательных заданий. Статья. /авт. И.В. Харченко. - [ http://festival.1september.ru]
2.Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку. Статья. /авт. Н. В. Ряховская.- [ http://festival.1september.ru]
3. Внеклассное занятие по русскому языку «От глубокой древности до наших дней». /сост. Е. в. Фаткулина. – г. Енисейск.
4. Внеклассное мероприятие «Язык мой – друг мой». /сост. О. Н. Май. – г. Татарск.
5.Елясова О.Игры на уроках русского языка. //Русский язык. №02/2003.
6. Занимательная учебная игра по русскому языку в 5 классе «Путешествие в страну Словообразования». /сост. В. М. Афанасьева.
7. «Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра». /сост. О. А. Марушкина. - г. Красноярск.
8. Лингвистическая игра «Знать и уметь» 5 класс. /сост. Я. В. Косовских. – Пермь, 2013.
9.Лингвистическая интеллектуальная игра по русскому языку «В древнерусской школе». /сост. О. А. Редчук. – п. Авнюгский, 2013.
10. Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы». /сост. Н. А. Фиденко. - с. Каменная Балка.
11. Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы". /авт. Т. Н. Фомина.- [ http://festival.1september.ru]
12. Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Круглый стол: «Родной язык – душа нации». /сост. М. Л. Мамаева. – Белгород, 2014.
13. «Своя игра» по русскому языку. /сост. Л. А. Осинцева. – г. Таштагол.
14. Урок – игра «Дорогой письменности». /сост. Г. В. Уварова. – ст. Спокойная.
15. Урок – КВН на тему «Морфемика». / сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2002.
16. Чудодейственная сила глагола. / сост. Р. А. Сапарбаева. – п. Озинки.
17. Шкатова О. Ю. Игровые задания на уроках русского языка.//Русский язык. №48/2003.
Интернет - ресурсы
Справочно-информационный портал «Грамота.Ру – русский язык для всех». - http://www.gramota.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – www. feb-web.ru
Википедия
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
5. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2009.
6. Савчук Л. О. Программа «Русский язык: 5-9 классы»/ под ред. Е.Я.Шмелёвой. - М.: Вентана - Граф, 2013.
7. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для основной школы «Загадки и тайны моей Литературы». /сост. Н. П. Соболева. – 2013.
8. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2010.
9. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988.
10. Крамаренко Н. О. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы.– Волгоград: Учитель, 2003.
11. Кузьмина Е. А. «К истокам слова». //Русский язык. №47, 1999.
12. Пашнина В. М. Сказка в гости к нам идёт. - Ярославль: Академия развития, 2005.
13. Современный урок. Ч.5.: инновационные уроки. /под ред. Лакоцениной Т. П. – Ростов – на-Дону: Учитель, 2007.
14. Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. - Ростов-на –Дону: «Феникс», 2005.