Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 10-11 класса »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
10-11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» предназначенной для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Составитель:
Морозова А.А.
Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 8
Условия реализации рабочей программы 18
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 21
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ОДП «Русский язык»
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01« Русский язык» является частью основной общеобразовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности «Русский язык».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является общеобразовательной дисциплиной, которая изучается на базовом уровне.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
2. Развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
3. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
4. Применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в лицее рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития ученика; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей учеников.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные(владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунк-туационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, озна-комительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические выска-зывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Дисциплина изучается в течение четырех семестров.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Количество часов
Уровень освоения
Введение.
Содержание учебного материала:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слова.
3
Практические занятия:
На примере текстов рассмотреть особенности стилей речи.
Определение типа текста.
1
Контрольные работы
Диктант вводного контроля.
1
Самостоятельная работа
Реферат на тему «Место русского языка в мировой культуре».
1
Раздел 1. Лексика
Тема 1.1.
Роль лексики в современном русском языке
Содержание учебного материала:
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
1
Практические занятия:
Нахождение значений слов
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа:
Написание конспектов на темы: «Диалектизмы», «Профессионализмы»
1
Раздел 2. Орфоэпия. Фонетика. Морфемика.
Тема 2.2.
Основные принципы орфоэпии и фонетики в русском языке.
Содержание учебного материала:
Основные лингвистические единицы фонетики. Звук. Гласные и согласные звуки. Фонетический разбор слова.
Понятие морфемы.
1
Практические занятия:
Орфоэпические нормы русского языка
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа:
Подготовка рефератов на тему «История русской фонетики».
1
Раздел 3. Орфография. Словообразование.
Тема 3.1. Принципы русской орфографии
Содержание учебного материала:
Основные принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.
4
Практические занятия:
Упражнения по употреблению Ь и Ъ.
Упражнения по правописанию гласных в корне,
правописанию согласных в корне.
3
Контрольные работы:
Сочинение по роману
1
Самостоятельная работа:
Сообщение «История русской орфографии»
Составление таблицы «Чередование гласных».
1
Тема 3.2.
Морфемика и словообразование.
Содержание учебного материала:
Морфемика как раздел русского языка.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Правописание морфем.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
3
Практические занятия:
Разбор слова по составу.
Упражнения по правописанию приставок,
правописанию сложных слов
2
Контрольные работы:
Словарный диктант
1
Самостоятельная работа:
Сообщение «Морфемика. Особенности русской морфемики».
Написание конспекта на тему: «Способы словообразования»
2
Раздел 4. Морфология.
Тема 4.1. Имя существительное
Содержание учебного материала:
Имя существительное как часть речи.
Правописание суффиксов существительных.
2
Практические занятия:
Упражнения по правописание имен существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа:
Составление схемы: суффиксы существительных.
Подготовка реферата на тему: «Имя существительное»
2
Тема 4.2.
Имя прилагательное,
Содержание учебного материала:
Имя прилагательное как часть речи. Признаки прилагательного, разряды прилагательных. Правописание прилагательных.
2
Практические занятия:
Морфологический разбор имени прилагательного.
Правописание имен прилагательных.
1
Контрольные работы:
Изложение
1
Самостоятельная работа:
Изучение темы: Правописание окончаний прилагательных.
Подготовка сообщения на тему: «Сложные прилагательные»
2
Тема 4.3.
Местоимение
Содержание учебного материала:
Основные разряды местоимений. Особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.
1
Практические занятия:
Определение разряда местоимений.
Морфологический разбор.
Упражнения по правописанию местоимений.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа:
Составить таблицу «Разряды местоимений»
2
Тема 4.4.
Числительное
Содержание учебного материала:
Числительное как часть речи.
Правописание числительных.
1
Контрольные работы
Практические занятия:
Упражнения по правописанию числительных (переведение численных написаний в буквенные и т.д.)
1
Тема 4.5.
Глагол
Содержание учебного материала:
Глагол как часть речи. Спряжение, наклонение глаголов. Морфологический разбор. Способы словообразования глаголов.
2
Практические занятия:
Правописание глаголов
Определение спряжения глаголов
1
Контрольные работы
Сочинение по роману
1
Самостоятельная работа:
Составление схемы: спряжения глаголов.
Подготовка реферата на тему : «Происхождение глаголов»
1
Тема 4.6.
Причастие.
Содержание учебного материала:
Причастие как особая форма глагола. Правописание суффиксов причастий. Морфологический разбор причастия.
Признаки деепричастий. Переход деепричастий в наречия и производные предлоги.
1
Практические занятия:
Упражнения по правописанию деепричастий.
1
Контрольные работы:
Тест по пройденному материалу
1
Самостоятельная работа:
Подготовка реферата Подготовка реферата на тему: «Деепричастие как часть речи»
Самостоятельное изучение темы: «Правописание деепричастий»
3
Тема 4.8
Наречие
Содержание учебного материала:
Признаки наречий. Правописание наречий- условия слитного, раздельного и дефисного написания наречий.
1
Практические занятия:
Морфологический разбор наречия.
Правописание наречий : одна и две Н в наречиях.
1
Контрольные работы:
Сочинение по роману.
1
Самостоятельная работа:
Подготовка реферата на тему: «Происхождение наречий»
1
Тема 4.9 Повторение и обобщение
1
Контрольный диктант
1
33+(18)=51
2 курс
Раздел 5. Повторение
Тема 5.1
Повторение сложных вопросов орфографии и пунктуации
Содержание учебного материала:
Повторение правописания безударных гласных.
Повторение правописание Н и НН в разных частях речи
2
Практические занятия:
Упражнения по правописанию безударных гласных в корне слова.
Упражнение по правописанию Н и НН в существительных, прилагательных, причастиях.
1
Контрольные работы:
Самостоятельная работа:
Подготовка реферата : «Принципы русской орфографии»
1
Тема 5.2
Служебные части речи
Содержание учебного материала:
Предлоги. Виды предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова. Правописание союзов. Разряды частиц. Правописание частиц.
2
Практические занятия:
Определение видов предлогов, союзов.
Упражнения по правописанию частиц, предлогов.
1
Контрольные работы:
Контрольный диктант
Сочинение по произведению
2
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения на тему: «Союзы и союзные слова»
Составление схемы : Сочинительные и подчинительные союзы.
3
Раздел 6. Пунктуация
Тема 6.1.
Принципы русской пунктуации
Содержание учебного материала:
Основные принципы и особенности русской пунктуации
1
Практические занятия:
Контрольные работы:
Словарный диктант
1
Самостоятельная работа: Подготовить реферат на тему «Отличие русской пунктуации от пунктуации других стран»
1
Тема 6.2
Словосочетание
Содержание учебного материала:
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды словосочетаний.
1
Практические занятия:
Упражнение по определению главного слова в словосочетании.
Упражнения по определению типа словосочетания.
1
Контрольные работы:
Сочинение по роману
1
Самостоятельная работа:
Составление таблицы: Виды словосочетаний.
1
Тема 6.3
Простое предложение
Содержание учебного материала:
Предложение как синтаксическая единица. Простое предложение. Постановка тире в простом предложении. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Обособленные приложения.
Обособление обстоятельств, определений.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Сравнительный оборот.
Знаки препинания при обращении.
Вводные слова и конструкции.
10
Практические занятия:
Упражнение по расстановки знаков препинания в простом осложненном предложении.
Тренировка в определении обособленных членов предложения.
5
Контрольные работы:
Контрольный диктант
Изложение
Сочинение по роману
3
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения на тему : «Второстепенные члены предложения»
Составление таблицы «Обособление различных членов предложения»
3
Тема 6.4.
Сложносочиненное предложение
Содержание учебного материала:
Сложное предложение. Виды сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
3
Практические занятия:
Упражнения по расстановке знаков препинания в сложносочиненном предложении.
Определение главных членов предложения.
Составление схемы.
3
Контрольные работы:
Сочинение по роману
1
Самостоятельная работа:
Составление таблицы: Виды сложных предложений.
Подготовка реферата: «Сложное предложение как синтаксическая единица»
3
Тема 6.5
Сложноподчиненное предложение
Содержание учебного материала:
Сложноподчиненное предложение как вид сложного предложения.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
4
Практические занятия:
Упражнения по знакам препинания в сложноподчиненном предложении
3
Контрольные работы
Тест
1
Самостоятельная работа
-
Тема 6.6
Бессоюзное сложное предложение
Содержание учебного материала:
Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении.
1
Практические занятия:
Упражнения по расстановке знаков препинания в бессоюзном предложении
Основные способы передачи чужой речи. Знаки препинания в цитатах. Сочетание знаков препинания. Авторская пунктуация
3
Практические занятия:
Расстановка знаков препинания в цитатах, диалогах.
Упражнения по пунктуации в чужой речи.
2
Контрольные работы:
Контрольный тест
Сочинение по роману
2
Самостоятельная работа:
Подготовка рефератов по теме: «Авторская пунктуация, ее особенности», «Цитирование, диалог»
3
Раздел 7. Культура речи
Тема 7.1.
Культура русской речи. Стилистика
Содержание учебного материала:
Культура речи. Нормы речи. Стилистика. Анализ текста. Взаимосвязь языка и культуры.
5
Практические занятия:
Стилистический анализ текста.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа:
Подготовка Рефератов на тему: « Особенности русской стилистики», «Нормы литературной речи», составление таблица «Нормы речи»
3
Тема 7.2
Повторение и обобщение
2
45+(21)=65
Всего часов:
78+(39)=117
3.Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».
3.2. Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, школьная доска, учебные стенды.
3.3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая пра-вильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
4.1. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
Устный опрос
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
Устные и письменные упражнения и задания
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
Устные и письменные упражнения и задания
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
Устные и письменные упражнения и задания
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
Подготовка рефератов
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Устные и письменные задания.
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Устные и письменные упражнения и задания
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Устные и письменные упражнения и задания
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
Устные и письменные упражнения и задания
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Реферат, сочинение, контрольная работа
Знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Устный опрос
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Устные задания
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование, контрольная работа
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Устный и письменный опрос, тестовые задания, контрольное тестирование, диктант, сочинение, словарный диктант, различные письменные задания, контрольная работа