Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Учебник с экологической направленностью.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 144 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю.
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Измерители: контрольные работы составлены с использованием пособия «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
| | | | | | | | | План | Факт |
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ (3 часа) |
1 | Наука о растениях – ботаника. Мир растений | 1 | Урок-исследование | Основные царства животных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях- ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. | Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснять роль растений в природе и жизни человека | Повторение знаний курса природоведения, ТБ. Фронтальная беседа. Вопросы 2, 3 на с.8 | Культурные и дикорастущие растения | Введение с.4-7, §1 Вопросы 1,4 на с.8 Сочинение на тему «Что бы произошло, если бы на Земле исчезли все растения?» | | |
2 | Разнообразие растений. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. | Распознавать и описывать основные органы растения. Сравнивать высших и низших растений на примере папоротников и водорослей | Индивидуальный опрос Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с цветковым строением» | Побег, корень, семена, спора | §2, вопросы 1-4 на с.18 §3 | | |
3 | Условия жизни растений. | 1 | Комбинированный урок | Растение живой организм (биосистема) | Доказывать, что растение живой организм (биосистема) Знать основные экологические факторы | Индивидуальный опрос | Условия жизни растений. Абиотические и биотические факторы | §4 Вопросы 1-4 с.23 §5 | | |
Глава 2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ (2 часа) |
4 | Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты. Хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. | Распознавать и описывать: Называть клеточные структуры и их значение. Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности. | Выполнение Лабораторной работы №2 «Знакомство с клетками растения». Вопрос 1 на с.32 Сравнивать анализ содержания рисунков учебника Вопрос 2 на с.35 | Изменения ядра и цитоплазмы при делении. | § 7 Вопросы 2-3 на с.32 § 8 Вопросы 1,3 на с.35 | | |
5 | Ткани растений и их виды. | 1 | Комбинированный урок | Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. | Распознать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани | Задание по карточкам. Вопрос 3 на с.37 | Ксилема. Флоэма. | § 9. Вопросы 1-2 на с.37 | | |
Глава 3. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов) |
6 | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. | Называть значения семян. Давать определения терминам двудольные и однодольные растения. Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Сравнивать по предложенным критериям семена однодольных и двудольных растений | Вопрос 1 на с.50 Вопрос 1 на с.45 Выполнение Лабораторной работы № 3 «Изучение строения семени двудольных растений» Фронтальная беседа. | Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород, температура. | § 10-12. Вопросы 2-3 на с.45 3-4 на .50 | | . |
7 | Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. | 1 | Комбинированный урок | Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневая система. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. | Распознавать и описывать: Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений | Фронтальная беседа. Работа по карточкам. Вопрос 1 на с.55 | Хемотропизм и геотропизм | §13 с.52-53 §14 с.55-56 §15 с.57-58 | | |
8 | Побег. Строение и значение побега | 1 | Комбинированный урок | Побег - сложный орган. Строение побега: стебель листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные. | Распознавать и описывать строение: Доказывать, что почка - видоизмененный побег. Отличать вегетативную почку от генеративной почки. | Выполнение Лабораторной работы №4 «Строение вегетативных и генеративных почек» Фронтальный опрос. | Придаточные и спящие почки. Листорасположение. Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование. Определение названий деревьев и кустарников по строению почек. | §16 Вопросы 1-3 на с.63. §17 до годичного побега. | | |
9 | Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения. | 1 | Комбинированный урок | Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни. | Распознавать и описывать строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделить условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. | Работа по карточкам. Индивидуальный опрос. | Разнообразие листьев: с прилистниками и без, жилкование (перистое, параллельное, дуговое), способ прикрепления (черешковые, сидячие). Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. | §18 §19 С.72 о листопаде. Вопросы 1-2 на с.70 3-4 на с.74 | | |
10 | Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. | 1 | Комбинированный урок | Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. | Называть функции стебля. Распознавать и описывать внешнее строение стебля. Устанавливать соответствия между функциями стебля и типами тканей, выполняющую данную функцию. Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. | Вопрос 2 на с.79. Вопрос 4 на с.79. Индивидуальный опрос. | Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные; по расположению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся) Видоизменения. Годичные кольца. Чечевички. | §20 Вопросы 1,3 на с.79 §21 | | |
11 | Видоизменения подземных побегов. | 1 | Комбинированный урок | Видоизменения побегов: корневища, луковица, клубень. | Приводить примеры растений, имеющие видоизмененные побеги. Распознавать и описывать видоизменения побегов. Доказывать, что корневище, клубень, луковица –видоизмененные побеги. | Выполнение Лабораторной работы №5 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» Тестирование. | Эфемероиды, клубнелуковицы | §22 Вопросы 1-3 на с.85 | | |
12 | Цветок - генеративный орган, его строение и значение. | 1 | Комбинированный урок | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление. | Распознавать и описывать: Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. Сравнить по заданным критериям строение цветков различных растений. | Фронтальный опрос Вопрос 4 на с.93 | Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначения различных частей цветка. | §23 Вопросы 1-3 на с.90 §24 Вопросы 1-3 на с.93 | | |
13 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | Комбинированный урок | Функции плода. Виды плодов: яблоко, ягода, костянка, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространение плодов: с помощью ветра, с помощью животных | Давать определение термину покрытосемянные. Распознавать и описывать строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопросы 2-4 на с.96 Подготовка к контрольной работе | | §25 Вопрос 1 на с. 96 §26 вопросы 1-2 на с. 98 | | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Органы цветковых растений». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | | | Контрольная работа № 1 по теме «Органы цветковых растений». | | § 11-26 | | |
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7 часов) |
15 | Почвенное (корневое) питание растений | 1 | Комбинированный урок | Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость. | Описывать механизм почвенного питания. Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений. Объяснять влияние удобрений на растения. | Фронтальный опрос | Подкормка: норма, сроки внесения. Правила внесения удобрений. Удобрения: органические и минеральные. | §26 Вопросы 1-3 на с.102 | | |
16 | Воздушное питание растений – фотосинтез. | 1 | Комбинированный урок | Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений. | Фронтальный опрос. Вопросы 3-4 на с.105 | Автотрофы и гетеротрофы | §28 Вопросы 1-2 на с.105 §29 Вопросы1-5 на с.108 | | |
17 | Дыхание растений и обмен веществ. | 1 | Комбинированный урок | Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза дыхания. | Фронтальный опрос Работа по карточкам | Биологическое значение рыления. | §30 Вопросы 1-4 на с.112 | | |
18 | Значение воды в жизнедеятельности растений. | | Комбинированный урок | Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена. | Называть этапы воодообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп. | Выполнение Лабораторной работы №6 «Растения разных экологических групп по отношению к воде». | Экологические группы растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты. | §31 Вопросы 1-3 на с.115 | | |
19 | Размножение оплодотворение у растений. | 1 | Комбинированный урок | Размножение у растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения | Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения. Отличать оплодотворение от опыления | Вопрос 1 на с.120 Фронтальный опрос. | | §32 Вопросы 2-3 на с. 120 | | |
20 | Вегетативное размножение растений | 1 | Комбинированный урок | Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. | Приводить примеры растений размножающихся вегетативно. Называть способы вегетативного размножения. Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении. | Вопрос 1 на с.123 Выполнение Лабораторной работы №7 «Черенкование комнатных растений» | Прививка черенком, глазком, метод культуры тканей. | §33 Вопросы 2-3 на с.123 §34 | | |
21 | Рост и развитие растительного организма | 1 | Комбинированный урок | Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды. | Распознавать и описывать стадии развития растения и их последовательность. Выделять различия между процессами роста и развития. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды. | Фронтальный опрос | Суточные ритмы. Сезонная периодичность. Возможность управления ростом растений. | §35 §36 Вопросы 1-4 на с.132 | | |
ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ. (6 часов) |
22-23 | Понятие о систематике растений. | 2 | Урок изучения нового материала | Бинарная номенклатура, таксономические единицы. Систематика растений: низшие растения (водоросли), высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). | Знать систематику растений. | Фронтальная беседа | Таксон. Ареал. | §37 Вопросы 1-4 на с.137 | | |
24 | Водоросли и их значение. | 1 | Урок изучения нового материала | Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека. | Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | «Цветение воды». Хламидомонада. Представители водорослей. Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира. | §38 Вопросы 1-4 на с.141 §39 | | |
25 | Отдел Моховидные.Папоротники. | 1 | Урок изучения нового материала | Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Изменение строения растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лен, сфагнум. Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. | Давать определение понятию высшие растения. Распознавать и описывать: Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение растений. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Гаметофит. Печеночники. Плауновидные хвощи | §40 Вопросы 1-3 на с.148 §41 Вопросы 1-4 на с.152 | | |
26 | Отдел Голосеменные. | 1 | Урок изучения нового материала | Голосемянные растения. Особенности строения голосемянных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения. | Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела голосеменные. Описывать процесс размножения сосны. Распознавать и описывать хвои и шишек голосеменных. Выделить приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопрос 4 на с.157 | Фитонциды. Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. | §42 Вопросы 1-3 на с. 157. | | |
27 | Отдел Покрытосеменные. | 1 | комбинированный урок | Особенности строения покрытосемянных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы | Давать определение термину покрытосемянные растения. Распознавать растения отдела покрытосеменные. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: | Экскурсия № 1. Представители отделов царств растений. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Однолетние и многолетние растения. | §44 Вопросы 1-3 на с.161 | | |
28 | Класс Двудольные. Класс Однодольные. | 1 | Комбинированный урок | Признаки строения Двудольных и Однодольных. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово – ягодные, маличные, кормовые культуры; зерновые. Лекарственные и декоративные растения. | Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Распознавать растения семейств: Злаки, Лилейные. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких охраняемых растений. Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Семейство Луковые. | §44 Вопросы 1-4 на с.167 §45 Вопросы 1-4 на с.171 | | |
ГЛАВА 6. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. (1 час) |
29 | Понятие об эволюции растительного мира. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. | Называть основные этапы эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопрос 1 на с.179 | Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения. | §46-47 §48-49 (сделать конспект) | | |
ГЛАВА 7. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ. (2 часа) |
30 | Бактерии. Общая характеристика, строение. Многообразие и значение бактерий. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки Выделять особенности строения бактерий разных групп. Объяснять роль бактерий.. | Вопросы 1 на с.190, 1-3 на с.193 Вопросы 1-3 на с.196 | Паразиты и Сапрофиты. Аэробы и анаэробы. | §50 Вопросы 2-3 на с.190 §51 §52,задание на с. 196 | | |
ГЛАВА 8. ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ. (3 часа) |
31 | Царство Грибы. Многообразие и значение грибов | 1 | Комбинированный урок | Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Распознавание грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл, дрожжи. Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). | Называть значение плесневых грибов в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. Приводить примеры шляпочных грибов. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами. Объяснять роль многоклеточных грибов в природе. | Вопрос 4 на с.202 Выполнение Лабораторной работы №8 «Изучение строения плесневых грибов» Вопросы 1-3 на с.205 | Микология. Открытие антибиотиков и их использование. | §53 Вопросы 1-3 на с.202 §54 | | |
32 | Лишайники. Общая характеристика и значение | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах. | Фронтальный опрос. Вопрос 3 на с.208. | Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные. | §55 Вопросы 1-2 на с.208 | | |
33 | Контрольная работа № 2 по теме «Обзор систематических групп растений». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | | | Контрольная работа № 2 | | §§ 37-55 | | |
ГЛАВА 9. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. (1 час) |
34 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ. | Называть основные типы природных сообществ. Приводить примеры естественный сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Объяснять почемурастения считаются основой круговорота веществ. | Экскурсия № 2. Жизнь растений в весенний период года Вопросы 1-2 на с222 Вопрос 1 на с.225 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообестве. | §60 §59 | | |