Кишкенекольская средняя школа № 1 « Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации» Открытый урок Цель: систематизировать знания по теме “Синтаксис и пунктуация” посредством игры, развивать логическое мышление и память, воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету. Подготовка к проведению: класс делится на 3 команды по 5-6 человек. Домашнее задание: нарисовать карту Синтаксиса; придумать название команды, эмблемы; сочинить рекламу знаков препинания. План. I. Представление команд. II. Интеллектуальная разминка. Чтобы попасть в Синтаксическую страну, нужно выполнить шуточное задание: 1. Проговорить скороговорку (от каждой команды по 1). Кукушка кукушонку купила капюшон. Три свиристели еле-еле свистели у ели. От топота копыт пыль по полю летит. -Рассмотрите скороговорки, какие перед нами предложения, почему? (Простые, имеют одну грамматическую основу) - Дайте характеристику любому из этих предложений - Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку. - Только мы одни умеем, вовсе даже не робеем. - Прежде, чем отправиться в дальнейшее путешествие, давайте откроем тетради, запишем число и тему урока. 2. А теперь мы должны совершить путешествие в город без запятых. В лесу теперь светлей и тише видна сквозь ветви вышина его вершина словно крыша огнем осенним сожжена среди стволов туман пушистый как дым клубится на заре слетают листья словно искры и догорают на земле. Задание: расставьте знаки препинания, чтобы было ясно, что это стихотворение. В лесу теперь светлей и тише, Видна сквозь ветви вышина, Его вершина, словно крыша, Огнем осенним сожжена, Среди стволов туман пушистый, Как дым клубится на заре, Слетают листья, словно искры, И догорают на земле. В. Орлов - Из скольких предложений состоит это стихотворение? (1 сложного) - Как вы узнали, что перед нами сложное предложение? ( состоит из нескольких простых) Составьте схему этого предложения. (5 простых) 3. Проверим домашнее задание Реклама знаков препинания: О каком знаке препинания идет речь? “Знаки препинания – нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”, - говорил К.Паустовский -Чем интересно это предложение? ( оно с прямой речью) - Составьте схему этого предложения. -А теперь мы должны угадать литературное произведение по словосочетаниям. 1 команда: Бушует над бором, пожали с гор, шагает по деревьям, гремит по воде, играет в бороде. 2 команда: Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, неведомых дорожках, невиданных зверей. 3 команда: Послал где-то, бежала близёхонько, вдруг остановил, говорит сладко. Ответы: А.Н. Некрасов “Мороз, Красный нос”. А.С.Пушкин “Руслан и Людмила”. И.А. Крылов “Ворона и лисица”.
III. Путешествие по станциям. 1 станция “Неизвестная”. Внимание! Внимание! В объективе – словосочетание! Вспомни виды словосочетаний. Задание: Рассели “жильцов”: по столбикам выписать глагольные и именные словосочетания – по 3. Про людоеда. Все вокруг объяты страхом – Разъяренный людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Всё зверье уносит ноги. Даже несъедобный ежик Съежился от страха тоже. Разъяренный людоед Мигом съел мешок конфет, Закусил печеньем плотно. Он отъявленный злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных. 2 ученика выписывают, 2 выделяют главные и зависимые слова, ставят вопросы.
2 станция “Бурная река”. Впереди новое препятствие – бурная река. Нужно проложить мостик из бревен, а для этого надо вспомнить, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире. (Учащиеся получают карточки с предложениями, расставить знаки препинания). Страх – первый помощник врага. Ученье – лучшее богатство. Азбука – к мудрости ступенька. -Подпишите части речи над каждым словом. Проверка у доски 3 ученика( по 1 предложению). 3 станция “Веселая семейка”. Задание: помогите “семейке” собраться вместе, прочитайте разорванную записку. За деньги … можно купить … но не сон … кровать … но не здоровье … но не домашний очаг … книги … лекарство … но не ум … пищу … но не красоту … дом … но не аппетит … украшения … но не счастье. Ответ. За деньги можно купить кровать, но не сон, книги, но не ум, пищу, но не аппетит, украшения, но не красоту, дом, но не домашний очаг, лекарство, но не здоровье, развлечения, но не счастье. - Дайте характеристику этому предложению. ( Повест., невоскл., прост., распр., осл. однор. подл.) IV Итог урока. 5 станция “Неприступный замок”. Синтаксис – слово греческое и состоит из 2-х частей: приставка “син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке “со”), слово “таксис” является военным термином и означает “построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка. Дорогие ребята! Сегодня вы штурмовали замок Синтаксиса, шутили, играли в слова, повторяли правила, вы справились с заданиями и получаете пропуск в дальнейшее продвижение в Страну знаний! |