kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие по теме " Синтаксис. Пунктуация. Обобщение и систематизация изученного" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по стране "Синтаксис и пунктуация".Мы побываем в гостях у предложений и словосочетаний, у главных и второстепенных членов предложения, посетим простые и сложные предложения, однородные члены предложения, заглянем к знакам препинания, посмотрим, где живет обращение, прямая речь, диалог. Это удивительная страна, со своими  традициями, законами, правилами, которые мы должны знать и которыми должны умело пользоваться.

На уроке использованы рисунки из книги В.М. Бурмако "Русский язык в каринках". - М., 1991г. - с.72-95

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме " Синтаксис. Пунктуация. Обобщение и систематизация изученного" (5 класс) »

Урок-путешествие по теме " Синтаксис. Пунктуация. Обобщение и систематизация изученного"


5 класс, 2 урока



Цель: повторить сведения, полученные по данной теме; закрепить умения и навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом, в предложениях с обращением, при прямой речи, в диалоге; используя занимательные задания, способствовать логическому развитию ассоциативного мышления и пополнению словарного запаса учащихся.


Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовет вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его…

Н. Гоголь




Сегодня мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по стране «Синтаксис и Пунктуация». Мы побываем в гостях у предложений и словосочетаний, у главных и второстепенных членов предложения, посетим простые и сложные предложения, однородные члены предложения, заглянем к знакам препинания, посмотрим, где живет обращение, прямая речь, диалог.


1. Несколько слов, взятых из словаря, напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи.

И, КОСТЕР, НЕБОЛЬШОЙ, ОКОЛО, ОПЯТЬ, ОХОТНИК, ПОЛНОЧЬ, СИДЕТЬ, СОБАКА, У.

Начинаем выбирать бусинки – слова, ставить их в определенной форме и последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложения.

Задание: Составьте предложение. Произведите его синтаксический разбор.

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра.

(рисунок 1 – с.74)

- Что такое предложение?

- Как связаны слова в предложении?

- Какие словосочетания есть в этом предложении? Разберите их.

- сидели у костра;

- у небольшого костра;

- сидели опять;

- сидели около полуночи;

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается строение словосочетаний и предложений?

2. Подлежащее и сказуемое не случайно называют грамматической основой предложения: к ним присоединяются все второстепенные члены предложения. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится все предложение.

(рисунок 2 – с.75)

Задание: Записать предложение, найти грамматическую основу.

Вчера я долго читал книгу.

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Какие второстепенные члены предложения встретились здесь?

- Что такое дополнение?

ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает предмет, на который направлено действие, или признак; и предмет, и действие можно увидеть на рисунке: рыбак тянет щуку.

(рисунок 3 – с.76)

Задание: Закончи словосочетания.

- рубить (что?) дрова;

- ветка (чего?) березы;

- думать (о чем?) о походе;

- шум (чего?) моря;

- ухаживать (за кем?) за собакой.


- Что называется определением?

(рисунок 4 – с.76)

Любое определение обозначает признак предмета.

Задание: Составь словосочетание.

- ежик (какой?) колючий, с грибами;

- мальчик (какой?) лохматый, с корзиной;

- корзина (какая?) плетеная, с грибами;

- кружка (какая?) большая, с ягодами.


- Что называется обстоятельством?

(рисунок 5 – с.77)

Обстоятельство обозначает признак действия или признак признака.

- выйти (откуда?) из подъезда;

- вышел (когда?) вечером;

- идет (как?) медленно;

- смотрит (куда?) на звезды.


3. А теперь мы отправимся к однородным членам предложения.

- Какие члены предложения называют однородными?

(рисунок 6 – с.80)

На рисунке в роли однородных членов выступают собаки, так как зависят от одного хозяина и делают одно и то же.

Задание: Дописать предложения, указать однородные члены предложения, составить схемы .

  1. На озере ребята купались…….

  2. Отряд шел бодро………………

  3. Солнце осветило луг………….

  4. Солнечный зайчик пробежал по стенам………

- По структуре данные предложения какие? Почему?

- Какие предложения называются сложными?

- На какие группы делятся сложные предложения?

(рисунок 7 – с.82-83)

Задание: Объясните знаки препинания в этих предложениях.

Я иду на прогулку, и пес гуляет со мной.

Если пес не хочет гулять, я его все-таки веду.

Я иду на прогулку, пес гуляет со мной.


4. Рядом с Синтаксисом живет Пунктуация.

- Что изучает Пунктуация?

Для чего нужны знаки препинания?

(инсценировка)

Незнайкин читал стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник»: Ну пошел же ради бога небо ельник и песок невеселая дорога эй садись ко мне дружок.

- Стой, Незнайкин! – загородили ему дорогу знаки препинания. – Разве ты не видел нас, когда заучивал стихотворение?1

Длинный Восклицательный Знак сказал:

- Меня поставили после первой строчки обозначить конец предложения, но ты конца не заметил и читал так, что у тебя пошел ельник и песок. Кроме того, я показываю, как нетерпеливо проезжий просит ямщика ехать быстрее; затем я стою после междометия эй, ведь это междометие не соседу на ухо говорится, его должен услышать мальчик, шагающий по обочине дороги; наконец, в четвертой строчке я вновь обозначаю конец предложения и передаю дружелюбное восклицание-предложение. Вообще, где бы я ни находился, там нет места равнодушию и однообразию!

- Неужели ты, Незнайкин, не понял, - заговорило Тире, - что во второй и третьей строчках не перечисляются небо, ельник, песок и дорога, а сначала названо то, что проезжий видит постоянно (небо, ельник и песок), потом делается пауза (на этом месте стою я), и только после паузы следует мысль- вывод, что дорога эта однообразна и не весела. Теперь взгляни на самое начало предложения. Я стою впереди слов и сигналю, что дальше следует живая речь, переданная без всяких изменений.

- И на меня не обратил внимания, - печально продолжало Многоточие, - а я за двоих работаю в третьей строчке: и конец предложения обозначаю, и показываю, что проезжий задумался, а потом его внимание привлек мальчик, и проезжий перестал думать о дороге.

- Мы, маленькие Запятые, тоже требуем уважения к себе. В первой строчке мы разделяем два побуждения к действию и просьбу, во второй – однородные члены предложения, в четвертом делаем паузу перед обращением – нужно же выделить того, к кому обращаешься…

Выслушав это, Незнайкин уже читает по-другому:

- Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Невеселая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

(запись этого отрывка на доске)


А сейчас мы послушаем сказку о знаках препинания.

(индивидуальное задание)


  1. Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э –э – э – эй!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке.

- Почему молчал Крокодил?

- Как можно обратиться к нему?

- Как называются такие слова?

- Как выделяются на письме?

(рисунок 8 – с.90)

6. Звучит сказка Джанни Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» (инсценировка диалога)


- Жила была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка…

- Не Желтая, а Красная.

- Ах да! Красная Шапочка…

Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…»

- Да нет же, Красная!

-Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху…

- Нет! Мама сказала: «Сходи к бабушке и отнеси ей пшеничную лепешку!»

- Ну пусть будет так. Девочка пошла в лес и встретила жирафа.

- Опять ты все перепутал! Она встретила волка, а не жирафа.

- И волк спросил у нее: «Сколько будет шестью восемь?»

- Ничего подобного! Волк спросил у нее: «Куда ты идешь?»

- Ты права. А Черная Шапочка ответила…

- Это была Красная, Красная, Красная Шапочка.


Дома ребята сочиняли сказку-перепутаницу. И вот что получилось.

(чтение полученной сказки)

- Что представляет собой данный текст?

- Как оформляется диалог?


На этом наше путешествие по стране «Синтаксис и Пунктуация» заканчивается. Удивительная страна, со своими традициями, законами, правилами, которые мы с вами должны знать и которыми должны умело пользоваться.


На уроке использованы рисунки из книги В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках». – М., 1991г. – С. 72-95.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Пастух Любовь Александровна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства