Урок-путешествие по теме " Синтаксис. Пунктуация. Обобщение и систематизация изученного" (5 класс)
Урок-путешествие по теме " Синтаксис. Пунктуация. Обобщение и систематизация изученного" (5 класс)
Сегодня мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по стране "Синтаксис и пунктуация".Мы побываем в гостях у предложений и словосочетаний, у главных и второстепенных членов предложения, посетим простые и сложные предложения, однородные члены предложения, заглянем к знакам препинания, посмотрим, где живет обращение, прямая речь, диалог. Это удивительная страна, со своими традициями, законами, правилами, которые мы должны знать и которыми должны умело пользоваться.
На уроке использованы рисунки из книги В.М. Бурмако "Русский язык в каринках". - М., 1991г. - с.72-95
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме " Синтаксис. Пунктуация. Обобщение и систематизация изученного" (5 класс) »
Урок-путешествие по теме " Синтаксис. Пунктуация. Обобщение и систематизация изученного"
5 класс, 2 урока
Цель: повторить сведения, полученные по данной теме; закрепить умения и навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом, в предложениях с обращением, при прямой речи, в диалоге; используя занимательные задания, способствовать логическому развитию ассоциативного мышления и пополнению словарного запаса учащихся.
Перед вами громада – русский язык!
Наслажденье глубокое зовет вас,
наслажденье погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его…
Н. Гоголь
Сегодня мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по стране «Синтаксис и Пунктуация». Мы побываем в гостях у предложений и словосочетаний, у главных и второстепенных членов предложения, посетим простые и сложные предложения, однородные члены предложения, заглянем к знакам препинания, посмотрим, где живет обращение, прямая речь, диалог.
1. Несколько слов, взятых из словаря, напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи.
И, КОСТЕР, НЕБОЛЬШОЙ, ОКОЛО, ОПЯТЬ, ОХОТНИК, ПОЛНОЧЬ, СИДЕТЬ, СОБАКА, У.
Начинаем выбирать бусинки – слова, ставить их в определенной форме и последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложения.
Задание: Составьте предложение. Произведите его синтаксический разбор.
Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра.
(рисунок 1 – с.74)
- Что такое предложение?
- Как связаны слова в предложении?
- Какие словосочетания есть в этом предложении? Разберите их.
- сидели у костра;
- у небольшого костра;
- сидели опять;
- сидели около полуночи;
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается строение словосочетаний и предложений?
2. Подлежащее и сказуемое не случайно называют грамматической основой предложения: к ним присоединяются все второстепенные члены предложения. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится все предложение.
(рисунок 2 – с.75)
Задание: Записать предложение, найти грамматическую основу.
Вчера я долго читал книгу.
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Какие второстепенные члены предложения встретились здесь?
- Что такое дополнение?
ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает предмет, на который направлено действие, или признак; и предмет, и действие можно увидеть на рисунке: рыбак тянет щуку.
(рисунок 3 – с.76)
Задание: Закончи словосочетания.
- рубить (что?) дрова;
- ветка (чего?) березы;
- думать (о чем?) о походе;
- шум (чего?) моря;
- ухаживать (за кем?) за собакой.
- Что называется определением?
(рисунок 4 – с.76)
Любое определение обозначает признак предмета.
Задание: Составь словосочетание.
- ежик (какой?) колючий, с грибами;
- мальчик (какой?) лохматый, с корзиной;
- корзина (какая?) плетеная, с грибами;
- кружка (какая?) большая, с ягодами.
- Что называется обстоятельством?
(рисунок 5 – с.77)
Обстоятельство обозначает признак действия или признак признака.
- выйти (откуда?) из подъезда;
- вышел (когда?) вечером;
- идет (как?) медленно;
- смотрит (куда?) на звезды.
3. А теперь мы отправимся к однородным членам предложения.
- Какие члены предложения называют однородными?
(рисунок 6 – с.80)
На рисунке в роли однородных членов выступают собаки, так как зависят от одного хозяина и делают одно и то же.
Задание: Дописать предложения, указать однородные члены предложения, составить схемы .
На озере ребята купались…….
Отряд шел бодро………………
Солнце осветило луг………….
Солнечный зайчик пробежал по стенам………
- По структуре данные предложения какие? Почему?
- Какие предложения называются сложными?
- На какие группы делятся сложные предложения?
(рисунок 7 – с.82-83)
Задание: Объясните знаки препинания в этих предложениях.
Я иду на прогулку, и пес гуляет со мной.
Если пес не хочет гулять, я его все-таки веду.
Я иду на прогулку, пес гуляет со мной.
4. Рядом с Синтаксисом живет Пунктуация.
- Что изучает Пунктуация?
Для чего нужны знаки препинания?
(инсценировка)
Незнайкин читал стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник»: Ну пошел же ради бога небо ельник и песок невеселая дорога эй садись ко мне дружок.
- Стой, Незнайкин! – загородили ему дорогу знаки препинания. – Разве ты не видел нас, когда заучивал стихотворение?1
Длинный Восклицательный Знак сказал:
- Меня поставили после первой строчки обозначить конец предложения, но ты конца не заметил и читал так, что у тебя пошел ельник и песок. Кроме того, я показываю, как нетерпеливо проезжий просит ямщика ехать быстрее; затем я стою после междометия эй, ведь это междометие не соседу на ухо говорится, его должен услышать мальчик, шагающий по обочине дороги; наконец, в четвертой строчке я вновь обозначаю конец предложения и передаю дружелюбное восклицание-предложение. Вообще, где бы я ни находился, там нет места равнодушию и однообразию!
- Неужели ты, Незнайкин, не понял, - заговорило Тире, - что во второй и третьей строчках не перечисляются небо, ельник, песок и дорога, а сначала названо то, что проезжий видит постоянно (небо, ельник и песок), потом делается пауза (на этом месте стою я), и только после паузы следует мысль- вывод, что дорога эта однообразна и не весела. Теперь взгляни на самое начало предложения. Я стою впереди слов и сигналю, что дальше следует живая речь, переданная без всяких изменений.
- И на меня не обратил внимания, - печально продолжало Многоточие, - а я за двоих работаю в третьей строчке: и конец предложения обозначаю, и показываю, что проезжий задумался, а потом его внимание привлек мальчик, и проезжий перестал думать о дороге.
- Мы, маленькие Запятые, тоже требуем уважения к себе. В первой строчке мы разделяем два побуждения к действию и просьбу, во второй – однородные члены предложения, в четвертом делаем паузу перед обращением – нужно же выделить того, к кому обращаешься…
Выслушав это, Незнайкин уже читает по-другому:
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
(запись этого отрывка на доске)
А сейчас мы послушаем сказку о знаках препинания.
(индивидуальное задание)
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э –э – э – эй!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке.
- Почему молчал Крокодил?
- Как можно обратиться к нему?
- Как называются такие слова?
- Как выделяются на письме?
(рисунок 8 – с.90)
6. Звучит сказка Джанни Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» (инсценировка диалога)
- Жила была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка…
- Не Желтая, а Красная.
- Ах да! Красная Шапочка…
Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…»
- Да нет же, Красная!
-Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху…
- Нет! Мама сказала: «Сходи к бабушке и отнеси ей пшеничную лепешку!»
- Ну пусть будет так. Девочка пошла в лес и встретила жирафа.
- Опять ты все перепутал! Она встретила волка, а не жирафа.
- И волк спросил у нее: «Сколько будет шестью восемь?»
- Ничего подобного! Волк спросил у нее: «Куда ты идешь?»
- Ты права. А Черная Шапочка ответила…
- Это была Красная, Красная, Красная Шапочка.
Дома ребята сочиняли сказку-перепутаницу. И вот что получилось.
(чтение полученной сказки)
- Что представляет собой данный текст?
- Как оформляется диалог?
На этом наше путешествие по стране «Синтаксис и Пунктуация» заканчивается. Удивительная страна, со своими традициями, законами, правилами, которые мы с вами должны знать и которыми должны умело пользоваться.
На уроке использованы рисунки из книги В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках». – М., 1991г. – С. 72-95.