Главная цель общения людей - правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей ecть слово,- говорил Л.Н.Толстой,- и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.
Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Социальная задача данного курса – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок, литературно-языковых норм. Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».
Основные задачи курса:
-систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-8 классах;
-дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержании среднего (полного) общегообразо ван и я »;
-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
-обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Содержание программы
Введение
Значение культуры речи в жизни общества. Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, содержания и пропаганды.
Информативная насыщенность речи
Главное назначение речи - быть средством общения, передавать нужную информацию. Условия, от которых зависит содержательность речи. Многообразие форм изучаемого материала.
Многословие (речевая избыточность) и пустословие. Плеоназм (излишество) и его разновидность – тавтология. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная
Логичность речи
Логичность как важнейшее условие речи. Законы логики, закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы ошибок.
Точность, ясность и простота речи
«Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно слово» (В.Г.Белинский). «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Причины неясности высказывания. Редактирование текста.
Богатство речи
Количество слов, используемых в речи,- критерии её богатства и бедности.
Многообразие значений слов. Значение основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное). Многообразность лексики - неисчерпаемый источник её обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова. Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка. Градация Контрастные слова - антонимы. Оксюморон. Созвучные слова - паронимы. Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.
Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний имён существительных. Возможности варьирования глагольных форм.
Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Чистота речи
Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».
Уместность речи
Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Принцип дихотомии (уместно - неуместно) при выборе стиля.
Правильность речи
Понятие нормы литературного языка. Правильный выбор слова. Требования лексической сочетаемости. Морфологические нормы. Употребление частей речи. Параллельные формы имён существительных. Особенности склонения некоторых существительных. Варианты падежных окончаний существительных. Единственное и множественное число существительных. Разные формы имён прилагательных. Использование числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.
Синтаксические нормы
Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения и приложения Формы управления. Употребление обособленных оборотов. Конструкции с отглагольными существительными. Правила употребления сложных предложений.
Орфоэпические нормы
Произносительная система современного литературного языка, стили произношения. Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств. Роль пунктуации в оформлении письменной речи.
Образность речи
Тропы. Художественные определения-эпитеты. Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мёртвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развёрнутые. Симфора. Метонимия. Синекдоха. Антономазия. Олицетворение. Персонификация как вид олицетворения. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.
Живость, эмоциональность, выразительность речи
Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Экспрессивный синтаксис. Риторические фигуры. Анафора. Эпифора. Ритмомелодическое оформление.
Благозвучие речи
Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Признаки неблагозвучия. Звукопись. Аллитерация и ассонанс. Ономатопея.
Литература
1.Аванесов Р.И., Русское литературное произношение М., 1984.
Головин Б.Н., Основы культуры речи. М, 1980.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Секреты хорошей речи. М., 1993.
Ладыженская Т.А., Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
Львов В.В., Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классах. – М., 1989.
Соколова В.В., Культура речи и культура общения. М.; Просвещение, 1995.
Формановская П.И., Речевой этикет и культура общения. - М.; Высшая школа, 1989.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
1.
Введение. Значение культуры речи в жизни человека.