СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА»
СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА»
Рабочая программа по спецкурсу "Развивайте дар слова" для использования при подготовке к экзаменам по русскому языку, учителями русского языка и литературы старших классов, а также использование спецкурса в классах с углубленным изучением русского языка. В содержании программы представлены виды работ над жанрами: интервью, фельетон, портретный очерк и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА» »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. ДУБОВКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
«РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА»
ПОДГОТОВИЛА:
МАТВЕЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
г. ДУБОВКА
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса «Развивайте дар слова», которая рассчитана на 17 часов для учащихся 9-11 классов на базовом уровне обучения, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам нашей школы. Она вооружает участников спецкурса умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме – умением, необходимым всем, кто активно участвует в создании настоящего и будущего нашей страны.
Спецкурс «Развивайте дар слова» способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся – развитию их литературно-творческих способностей, особенно если учесть, что программа предусматривает знакомство школьников с тем, как писатели работают над своими произведениями, с элементами теории и техникой сочинительства.
Особенность содержания спецкурса «Развивайте дар слова» состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин и чисто прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие.
Программа спецкурса «Развивайте дар слова» основывается на тех же принципах, что и программа для классных занятий. В результате обучения учащиеся должны уметь писать сочинения на свободную тему, вести интервью и репортаж, составлять библиографию и аннотацию, выпускать бюллетень на заданную тему.
Тема курса
Тема занятий
№ занятия
Содержание занятия
Навыки и умения
Практическая деятельность
Тема и основная мысль сочинения
Значение спецкурса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания. Сочинения на основе летних впечатлений
Школьный бюллетень.
1
Основная мысль ученического высказывания и идейно-тематическое содержание литературного произведения
Тема, название, основная мысль и план высказывания. Способы раскрытия основной мысли.
Сборник тем и эпиграфов к сочинениям.
Выпуск бюллетеня на тему «Как мы работали и отдыхали».
Собирание и систематизация материала к сочинению
Тезисы и конспект, их отличие от плана
2
Тезисы и конспект как разновидности сжатого изложения
Оформление плана. Основная мысль высказывания
Составление тезисов устного высказывания на тему «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать». Сборник тезисов и конспектов.
Доклад
3
Особенности доклада. Подготовка к нему.
Отбор материала к высказываниям. План и систематизация материала.
Доклады учащихся на литературные темы.
Цитирование
4
Назначение цитат.
Способы передачи чужого высказывания письменной речи.
Устное сообщение на тему «Анализ устного высказывания» (такого-то лица).
Сочинение на литературную тему
5-6
Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Мой любимый писатель».
Выборка материала на карточки. Основная мысль высказывания, его план.
Составление плана к сочинению на тему «Мой любимый писатель».
Литературные заготовки
7-8
Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение.
Собирание материала к сочинению по личным наблюдениям.
По роману Л.Н. Толстого «Война и мир.
Репортаж
9
Репортаж как разновидность публицистически жанров, его особенности.
Собирание материала. Описание по наблюдениям.
Подготовка бюллетеня (выставки) «Мы пишем репортаж к интервью».
Подготовка к конкурсу «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
10
Обсуждение газетных статей о спортсменах.
Собирание материала с соревнований на стадионе.
Подобрать аргументы к сочинению «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».
Интервью
11-12
Интервью как разновидность газетных жанров.
Обсуждение интервью учащихся со спортсменами.
Написать пробы интервью с школьных соревнований.
Встреча с Шевченко А.И., членом ассоциации «Дети Сталинграда».
Сочинение на свободную тему
13-14
Обсуждение материала «Письма М. Горького к сыну».
Тема и основная мысль высказывания. Фиксация материала и его систематизация.
Сочинение на тему «Если бы мне предложили писать, о чем я хочу…»
Сборник (альманах) сочинений на свободную тему.
Совершенствование написанного
Совершенствование написанного
15-16
Работа мастеров слова над рукописью
Приемы правки написанного.
Составить справочник «Из жизни замечательных людей»
Библиография. Аннотация.
17
Библиографическое описание книг в аннотации. Разновидности аннотаций.
Требования к оформлению сочинения. Умение сжато излагать содержание прочитанного.
Составление рекомендательных списков литературы и аннотаций на книги. Выпуск бюллетеня «Рекомендуем прочесть!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
ЛИТЕРАТУРА
1.Т.А. Ладыженская («Введение», «Примерное планирование факультативного курса»). 1996 г. 2. Ю.И. Равенский («Цитирование», «Репортаж», «Библиография. Анно-м», «Совершенствование написанного», «Тезисы и конспект, их отличие плана», «Доклад», «Литературные заготовки», «Рассуждение проблем-D триггера», «Статья в газету»). 1990 г. 3. К.П. Щепина («Репортаж», «Интервью»). 1991 г. 4. С. А. Никольская («Особенности сочинений-рецензий», «Сравнительная характеристика, её особенность», «Сочинения на литературную тему», «Сочинения-рецензии на рассказ», «Отзыв о кинофильме»). 1997 г.
5.Чеслав Далецкий. Практикум по риторике. М., 1996 г. 6. В.Ф. Иванова. Современное русское письмо. М., 1999 г. 7. А.В. Калинин. Лексика русского языка. М., 1999 г. 8. Г.В. Белоцкая. Литература на правах сочинения. М., 2007 г.