Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для 10 класса»
Актогайский район
Средняя школа имени Естая
П Р О Г Р А М М А
Элективного курса
« Речевой этикет»
Для 10-х классов общеобразовательных
школ с казахским языком обучения
(общественно-гуманитарное направление)
с. Жолболды
2017 год
Пояснительная записка
Программа спецкурса « Речевой этикет» включают материал, не содержащийся в базовой программе и предназначен для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Программа рассчитана на 34 часа и разделена на изучение теоретического материала и практические занятия по развитию речевой культуры учащихся. Речевой этикет – это одно из важнейших элементов человеческой культуры. Стоит присмотреться к речи,как мы обаруживаем в ней немало других этикетных средств, то есть, слов и оборотов речи, которые произносят, подчиняясь этикету – принятым правилам поведения. Целью спецкурса является создание условий для развития учащихся творческого и эмоционального обогащения речи, развитие коммуникативных способностей, развитие умения исползовать приобретенные знания в жизни, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Главная задача программы и заключается в том, чтобы помочь учащимся владеть этикетными средстваминашей речи. Показать многообразие элементов этикета, рассказать о принципах выбора этих элементов в зависимости от условий общения.
Речевой этикет тесно связан с наречевыми особенностями поведения. Поэтому рассказывая о речевом этикете нельзя забывать об этикете нельзя забывать об этикете неречевом и вырабатывать речевой этикет из общей системы этикетного поведения человека, иначе в самомречевом этикете много останется непонятным. Вот почему нужно говорить об этикете как целом. Чтобы верно оценивать и тонко чувствовать этикетные особенности поведения, нужно, прежде всего научиться замечать их. Да, замечать. Трудность в том, что все обычное постоянно встречающееся, даже будучи важным, как правило, реже привлекает к себе внимание как необычное. Это относится к речевому этикету, и к другим общепринятым формам поведения. Хороший способ освежить свою способность замечать – сравнение привычного нам этикетного поведения с этикетом других народов, а также с этикетными нормами других времен. Сравнение – основа всякого познания и в занятиях мы часто использунм эти приемы. Он позволяет во внешене несходных обычаях разных народов обнаружить ценнейщее общечеловеческое содержание.
Формы челевеческого общения исследуется многими науками. Специально их изучают психолгия и социология, без союза с которыми языкознанию трудно рассматривать язык как «важнейшее средство человеческого общения». На занятиях разъясняются и используются некоторые понятия и их наук.
Первые части программы знакомят с тем, что такое этикет, какое содержание несут этикетные знаки, как связаны с этикетом правила приличия, что такое вежливость как способ применения этикета. Остальные части целиком посвящены речи и речевому этикету. Это основная часть программы. Здесь преимущественно на материале русского языка выделяются разнообразные этикетные средства, описываются особенности их использования, в отдельных случаях показывается и их история. Выбор тематики практической части программы определен воспитательной, познавательной, коммуникативной, эстетической и этической ценностью тем.
В программе курса используются различные методы проведение занятий – это лекции, семинары, беседы, диспуты и практические занятия. Занятий будут проводиться в форме груповой работы – конкурсы, игры, индивидуальной – это самостоятельные работы учащихся.
Содержание программы:
Введение в курс « Что такое этикет». 1 час
Что такое этикет. Этикетные знаки.
Это интересно. Из истории этикета. 7 часов
О культуре поведения. Русский речевой этикет. Правила русского речевого этикета. Этикетная модуляция речи. Знакомимися с обращениями. Речевая культура.
Развитие культуры речи. 21 час
Язык дружбы . Познай себя. Дороги, которые мы выбираем. Цена хлеба. Красота души. Если хочешь быть здоров. Наши праздники. В мире музыки. Остановись мгновение. По одежке встречают, по уму провожают. День начинается с газеты. Письма пишут разные. Голубой экран в нашей жизни. Волшебный мир кино.
Коллекция хороших манер. 5 часов
Правила правила при определенных ситуациях: в театре, в транспорте, при встрече, в общественном месте, на улице.
Всего 34 часа
Требования к уровню
подготовленности учащихся
учащиеся должны различать лексические, грамматические, стилистические ошибки в речи;
уметь анализировать и правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
овладеть нормами литературной речи;
уметь строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения;
учащиеся должны знать правила русского речевого этикета;
должны знать и различать лексические, грамматические, стилистические особенности речи;
знать теоритический материал по теме « Речевой этикет»
Учебно – тематический план
№
Содержание материала
Количество часов
в
теория
практика
І
ІІ
1
2
3
4
5
6
ІІІ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
ІҮ
Вводное занятие
«Что такое этикет»
Это интересно.
Из истории этикета
О культуре поведения.
Русский речевой этикет.
Правила русского речевого этикета.
Этикетная модуляция речи.
Знакомимся с обращениями.
Речевая культура.
Развитие культуры речи.
Язык дружбы.
Познай себя.
Дороги, которые мы выбираем.
Цена хлеба.
Красота души.
Если хочешь быть здоров.
Наши праздники.
В мире музыки.
Остановись мгновение.
По одежке встечают, по уму провожают.
День начинается с газеты.
Письма пишут разные.
Голубой экран в нашей жизни.
Волшебный мир кино.
Коллекция хороших манер.
Правила поведения при определенных ситуациях: в театре, в транспорте, при встрече, в общественном месте, на улице.