Программа факультативного курса «Риторика» для 5 – 9 классов.
Пояснительная записка.
Данная программа факультативного курса «Риторика» составлена на основе концепции программы предмета «Риторика в школе», автором которой является Т. А. Ладыженская.
.
Занятия по риторике очень важны для реализации программы языкового образования и воспитания школьников. На всех этапах детского развития мы сталкиваемся с проблемой общения у детей. С невозможностью должным образом выразить зарождающуюся мысль. В результате, если не обратить внимания на решение данной проблемы, то мы увидим, что учащиеся старших классов сталкиваются с огромными трудностями в написании сочинений, изложений, то есть в работе с текстом, включая анализ текста, его создание.
Благодаря регулярным факультативным занятиям по риторике, дети постепенно научатся не только правильно говорить, но и слушать; видеть стилевые особенности текста, понимать проблематику его; чувствовать необходимость употребления той или иной стилистической фигуры; создавать тексты разных видов; анализировать различные речевые ситуации, которые созданы не искусственно, а возникают в повседневной жизни. Всегда надо помнить, что за словами часто следуют действия. Вполне возможно, что знания по риторике помогут в дальнейшем ребятам совершать правильные действия, анализировать свои поступки.
Курс риторики для каждой параллели рассчитан на 34 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по риторике 5-9 класс.»
Программа факультативного курса «Риторика» для 5 – 9 классов.
Пояснительная записка.
Данная программа факультативного курса «Риторика» составлена на основе концепции программы предмета «Риторика в школе», автором которой является Т. А. Ладыженская.
.
Занятия по риторике очень важны для реализации программы языкового образования и воспитания школьников. На всех этапах детского развития мы сталкиваемся с проблемой общения у детей. С невозможностью должным образом выразить зарождающуюся мысль. В результате, если не обратить внимания на решение данной проблемы, то мы увидим, что учащиеся старших классов сталкиваются с огромными трудностями в написании сочинений, изложений, то есть в работе с текстом, включая анализ текста, его создание.
Благодаря регулярным факультативным занятиям по риторике, дети постепенно научатся не только правильно говорить, но и слушать; видеть стилевые особенности текста, понимать проблематику его; чувствовать необходимость употребления той или иной стилистической фигуры; создавать тексты разных видов; анализировать различные речевые ситуации, которые созданы не искусственно, а возникают в повседневной жизни. Всегда надо помнить, что за словами часто следуют действия. Вполне возможно, что знания по риторике помогут в дальнейшем ребятам совершать правильные действия, анализировать свои поступки.
Курс риторики для каждой параллели рассчитан на 34 часа.
К конечной цели школьники будут подходить поэтапно, согласно общему содержанию курса:
В 5 классе даётся понятие общения, как лучше говорить, слушать, читать, писать, чтобы найти контакт, понимание, чтобы вызвать сопереживание, повлиять на чувства и поступки людей.
В 6 классе риторика научит эффективному, успешному общению. Риторика поможет ребятам понять суть общения. Его значение в жизни, покажет, что общение бывает разным и зависит от многих обстоятельств.
В 7 классе ученики расширяют и углубляют свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению – таким жанрам, как устные развёрнутые ответы, спор, отзыв и рецензия, объяснительная записка, газетная информация.
В 8 классе ребята на основе изученного показывают практические умения успешного общения. Учащиеся знакомятся с новыми речевыми жанрами, текстами, официальными письмами, биографическими повествованиями.
В 9 классе систематизируется изученное, вводится новый материал об общей и частной риториках. О родах, видах и жанрах устной и письменной речи, о разновидностях информационной и убеждающей речи.
Каждый цикл построен по концентрической системе, что позволяет учащимся наглядно видеть не только расширение диапазона знаний по каждой теме, но и значительно углублять свои знания и системно и целенаправленно формировать умения и навыки, приобретаемые на каждом тематическом уровне.
Рекомендуемая литература:
1. Школьная риторика под ред. Ладыженской Т. А., 5 – 9 классы.- изд. Ювента (общеобразовательная программа «Школа 2100»).
2. Хазагеров Г. Г., Лобанов Н. Б. Риторика. – М., 1999.
3. Голуб И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво. – М.
4. Коровина В. Я. На подступах к риторике. – изд. Мнемозина.
Тематическое планирование факультативного курса по риторике для 5 класса (34 часа).
№
содержание
часы
1
Что такое общение? Коммуникативная задача.
1
2
Виды общения.
2
3
Главный секрет Демосфена.
2
4
Речь без ошибок. Говорите – пишите точно.
3
5
Учимся писать и редактировать.
2
6
Уроки речевого этикета.
2
7
Учимся слушать. Правила для собеседников.
2
8
Чтение – вот лучшее учение.
2
9
Поиграем со словом (практикум).
1
10
В мире текстов.
2
11
Вторичные тесты. Особенности пересказа.
2
12
Вспомним об этикете. «Давайте говорить друг другу комплименты…» (практикум).
1
13
Что? Где? Когда? Всё об объяснении.
2
14
Что такое рассказ? Как строить рассказ?
3
15
Спорить или ссориться? Вспомним об этикете (практикум).
1
16
Сочиняем сказку. Примени фантазию.
2
17
Начало моей биографии.
2
18
Итоговое занятие. Язык сближения и язык общения.
1
Тематическое планирование факультативного курса по риторике для 6 класса (34 часа).
№
Содержание
часы
1
Общение. Вспоминаем и узнаем новое.
1
2
Сигналы речи.
1
3
Официальное и неофициальное общение. «Ты» в официальном общении.
1
4
Такие разные обращения.
1
5
Роль силы голоса при общении.
1
6
Какие жесты помогают общаться, а какие мешают.
2
7
Виды речевой деятельности (обзор).
1
8
Устная речь. Вспоминаем и узнаем новое.
1
9
Молчание и речь: сходства и различия.
1
10
Слушание. Способы и приёмы слушания (практикум).
2
11
Понятие о беседе. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?
1
12
Можно ли управлять спором?
1
13
Что мы знаем о чтении?
1
14
Учимся отвечать. Такие разные ответы.
2
15
Речевые жанры.
2
16
Вторичные тексты.
1
17
Аннотация (практикум).
1
18
Предисловие.
1
19
Отзыв.
1
20
Штампы и находки.
1
21
Понятие о письме. Личное письмо (практикум).
1
22
Давайте заведём дневник…
1
23
Понятие о комплименте. Вспоминаем и узнаём новое.
1
24
Интервью в нашей жизни (практикум).
2
25
Понятие о притче как о жанре.
1
26
Типы собраний.
1
27
Автор – рассказчик – герой рассказа.
2
28
Итоговое занятие (зачёт-практикум).
1
Тематическое планирование факультативного курса по риторике для 7 класса (34 часа).
№
содержание
часы
1
Речевая ситуация. Где и когда мы общаемся.
2
2
Виды общения.
2
3
Как вежливо возразить?
1
4
Учимся «лепить» свой голос.
1
5
Помощники слова – жесты и мимика.
2
6
Учимся отвечать. Как правильно построить определение.
2
7
От души посоветовать…
1
8
Качества речи. Соответствие ситуации стилю.
2
9
Я – редактор. Вспоминаем изученное и узнаём новое (практикум).
2
10
Приемы осмысления учебного текста.
1
11
Изобретение. Всё в мире состоит из частей.
2
12
Заголовки вокруг нас.
1
13
Необычные тексты. Каким должно быть слово рядом с фотографией?
2
14
Учимся писать летопись класса (практикум).
2
15
Чужая речь в моем тексте. Понятие о цитате.
1
16
От отзыва к рецензии.
2
17
Деловой стиль и его жанры.
1
18
Спор. Культура спора. Какой должна быть аргументация?
2
19
Газетные жанры.
1
20
Репортаж и репортёры.
1
21
Урок житейской мудрости.
2
22
Итоговое занятие (практикум).
1
Тематическое планирование факультативного курса по риторике для 8 класса (34 часа).
№
содержание
часы
1
Общение. Причины коммуникативных ошибок.
2
2
Виды общения. Расстояние не помеха.
2
3
Подготовленная и неподготовленная устная речь. Приёмы подготовки устной речи.
2
4
Тренируем голос.
1
5
Жесты, мимика и поза.
1
6
Молчание – золото?
1
7
Учимся отвечать. Сравнение. Группировка и классификация.
2
8
Выразительность и другие качества речи (практикум).