Рабочая программа внеурочной деятельности по Детской риторике 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по Детской риторике 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Детская риторика» в 4 классе составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
2.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3. 06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312.
Рабочая программа по риторике составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Образовательная система «Школа 2100».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
По плану-34 ч.
По программе-34 ч.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Рабочая программа согласована и утверждена на заседании НМС, протокол №1 от 29.08.2014 г.
Цели, задачи и особенности преподавания курса.
Основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:
– большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по Детской риторике 4 класс »
7
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Детская риторика» в 4 классе составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
2.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3. 06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312.
Рабочая программа по риторике составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Образовательная система «Школа 2100».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
По плану-34 ч.
По программе-34 ч.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Рабочая программа согласована и утверждена на заседании НМС, протокол №1 от 29.08.2014 г.
Цели, задачи и особенности преподавания курса.
Основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:
– большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. ниже).
Как уже ясно из изложенного, программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе.
Так, возможно и целесообразно перенесение работы над речевым жанром и в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста работой над письменным пересказом или объявлением.
Методы и формы обучения.
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы, приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это
важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения,
если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Формы контроля:
- самостоятельные работы;
- тестовые работы;
- контрольные работы.
Самостоятельная работа - небольшая по времени письменная проверка знаний, умений и навыков по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.
Различают полную самостоятельную работу (15-20 минут), динамическую самостоятельную (5-10 минут) работы.
Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и до конца изученной теме программы. Проводится в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир). Контрольная работа оценивается отметкой.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, давая точную количественную характеристику по каждому предмету. Кроме того, тестовые работы помогают также выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, осуществлять контроль за выполнением и т. д. Тестовые работы, выявляющие уровень общего развития ученика, используются в виде педагогической диагностики (2-3 раза в год), которая не подлежит балльному оцениванию. Тестовые работы, позволяющие проверить сформированность предметных умений и навыков, оцениваются отметкой.
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
-качество усвоения ключевых компетенций, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-степень сформированности деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
-степень развития основных качеств умственной деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
-уровень развития познавательной активности и отношения к учебной деятельности;
-степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).
Основные риторические умения.
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);
• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;
• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:
• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;
• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.)
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
-Сборник программ Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа, под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд.2-е, испр.-М.Баласс,2011 г.
-Учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках». 4 класс в 2-х частях.
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская,- М.:Баласс, Ювента,2012 г.
-Методические рекомендации для учителя, 4 класс. Ладыженская Т.А, Ладыженская Н.В., -М. :Баласс 2012 г.
Учебно-методическое обеспечение для ученика:
Учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках». 4 класс в 2-х частях.
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская,- М.:Баласс, Ювента,2012 г.
Организация внеурочной деятельности учащихся
Основная цель курса – научить младших школьников умелому, успешному, эффективному общению.
Реализация программы внеурочной деятельности «Риторика» предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, связанных с умением анализировать и оценивать общение, ориентироваться в ситуациях (учитывать адресат, аудиторию, формулировать свое коммуникативное намерение, определять свои речевые неудачи), развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Важно для детей включение в содержание занятий речевых разминок, чистоговорок, скороговорок, диалогических игр.
Ребята овладевают навыками общения в разных жизненных ситуациях.
Формы работы: ролевые игры, беседы, диалог, работа с текстом.
Литература:
1.Нормативные документы.
2. Сборник программ Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа, под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд.2-е, испр.-М.Баласс,2011 г.
-Учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках». 4 класс в 2-х частях.
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская,- М.:Баласс, Ювента,2012 г.
-Методические рекомендации для учителя, 4 класс. Ладыженская Т.А, Ладыженская Н.В., -М. :Баласс 2012 г.
3. Интернет ресурсы.
Технические средства обучения
телевизор;
ноутбук
интерактивная доска
флэшка
DVD.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п
Дата
Факт
Тема урока
Оборудование
Виды деятельности обучающихся.
Формы контроля (к разделу)
Требования к уровню подготовки обучающихся по ФГОС (УУД)
( к разделу)
Примечание
1.Общение (8ч)
1.1
02.09
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
рабочая тетрадь
Называть компоненты речевой ситуации
Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.
Личностные
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
Метапредметные
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
1.2
09.09
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
рабочая тетрадь
1.3
16.09
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).
компьютер
рабочая тетрадь
Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику
Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения
Называть словесные и несловесные средства устной речи
Объяснять роль пауз, логических ударений
Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении
Демонстрировать уместное употребление несловесных средств
1.4
23.09
Особенности говорения.
Речевые отрезки и паузы.
рабочая тетрадь
1.5
30.09
Успокоить, утешить словом.
рабочая тетрадь
Называть этикетные формулы утешения (
Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации
Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом
1.6
07.10
Утешить – помочь, утешить – поддержать.
рабочая тетрадь
1.7
14.10
Какой я слушатель.
компьютер
Оценивать себя как слушателя
Оценивать себя как читателя
1.8
21.10
Я – читатель.
рабочая тетрадь
2. Текст (12ч)
2.1
11.11
Типы текстов.
рабочая тетрадь
Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев
Называть признаки текста
Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам
Личностные
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Метапредметные
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
2.2
18.11
Яркие признаки текста.
рабочая тетрадь
2.3
25.11
Абзацные отступы, завершающий абзац.
рабочая тетрадь
2.4
02.12
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.
рабочая тетрадь
Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения
2.5
09.12
Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
рабочая тетрадь
Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни
Различать знаки-символы и знаки-копии
Называть языковые знаки.
Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков .
Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное .
2.6
16.12
Знаки-символы и знаки-копии.
рабочая тетрадь
2.7
23.12
Опорные конспекты.
рабочая тетрадь
2.8
13.01
Составляем опорный конспект.
рабочая тетрадь
2.9
20.01
Описание – деловое и
художественное.
Вежливая оценка.
компьютер
Различать описания разных стилей . Реализовывать описания двух разных стилей .
Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости .
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. .
2.10
27.01
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
рабочая тетрадь
Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении . Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств . Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.
2.11
03.02
Во-первых, во-вторых, в-третьих …
рабочая тетрадь
2.12
10.02
Вступление и заключение.
рабочая тетрадь
3.Речевые жанры (8ч)
3.1
17.02
Словарная статья.
рабочая тетрадь
Анализировать словарную статью .
Реализовывать словарную статью к новым словам .
Личностные
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Метапредметные
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– редактировать текст с недочётами.
3.2
24.02
Словарная статья.
рабочая тетрадь
3.3
03.03
Рассказ.
рабочая тетрадь
Анализировать типичную структуру рассказа .
Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни .
3.4
10.03
Хочу рассказать
рабочая тетрадь
3.5
17.03
Служба новостей, что такое информация.
рабочая тетрадь
Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию . Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров . Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям . Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. .
3.6
31.03
Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
компьютер
3.7
07.04
Информационные жанры: хроника, заметка.
рабочая тетрадь
3.8
14.04
Подпись под фотографией.
рабочая тетрадь
4.Общение (4ч)
4.1
21.04
Говорю, пишу, читаю, слушаю.
рабочая тетрадь
Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности .
Называть изученные речевые жанры .
Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются .
Называть этикетные речевые жанры .
Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам .
Оценивать свои речевые привычки .
Формулировать правила эффективного общения .
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач
Личностные
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
Метапредметные
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;