kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование по риторике для 2 класса "Школа России" автора Т.А.Ладыженской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Риторика» (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,  Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООПНОО), Программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы «Школа России». Используется учебник «Риторика» автора Т.А.Ладыженской, издательства  «Просвещение», 2011год выпуска. Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по риторике  во 2 классе.                                                                                                                           Программа по риторике во втором  классе ориентирована на достижение следующих целей:

  • обучение речи;
  • развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
  • обучение младших школьников эффективному общению в разных ситуациях;
  • формирование умений решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета;
  • познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);
  • помочь учащимся овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«п.з.2класс»

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Риторика» (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООПНОО), Программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы «Школа России». Используется учебник «Риторика» автора Т.А.Ладыженской, издательства «Просвещение», 2011год выпуска. Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по риторике во 2 классе. Программа по риторике во втором классе ориентирована на достижение следующих целей:

  • обучение речи;

  • развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

  • обучение младших школьников эффективному общению в разных ситуациях;

  • формирование умений решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета;

  • познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);

  • помочь учащимся овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения риторики, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»*

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета «Риторика» предусматривается со 2-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 102 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;

  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

  • отличать подробный пересказ от краткого;

  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

  • реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его о

  • новной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

  • определять тему, основную мысль несложного текста;

  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй.







Содержание учебного предмета «Риторика 2 класс»

Темы

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных


ОБЩЕНИЕ (17 ч.)

1

Наука риторика.

Наука риторика. Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) кому (адресат)чтос какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).



3


2

Как мы говорим.

Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).


5


3

Учусь слушать.

Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Слушаем как говорят. Слушаем на уроке. Слушаем целый день.



5


4

Вежливая просьба. Речевой этикет.

Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение.



2


5

Учусь читать и писать (чтение и письменная речь)

Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.


1


6

Итоговый урок по теме «Общение».


1



ТЕКСТ (17 ч.)

7

Тема и основная мысль.

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Опорные слова. Структурно-смысловые части в разных текстах.



2


8

Пересказ.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). План пересказа. Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.


3

1

9

Вежливый отказ.

Согласие или отказ. Отказывай, не обожая. Ответы на отказ.


3


10

Типы текстов.

Тексты разных видов.

1


11

Рассуждение.

Рассуждение с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Приемы в рассуждении. Пример и правило в рассуждении (точные и неточные объяснения).


3


12

Описание.

Описание в учебной речи, его цель, основные части, признаки. Описание в объявлении. Описание-загадка.


2


13

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано? Части рассказа. Хочу вам рассказать (рассказ о себе).


2

1

14

Подведем итоги. Риторический праздник.

Применять на практике полученные знания.

1


ИТОГО

34


Речевая ситуация. Общение в быту. Тон речи. Тон вежливой речи. Приемы слушания: заголовок, непонятные слова. Сигналы внимательного слушания. Приемы чтения. Хорошая (эффективная ) речь. Основные признаки текста. Согласие. Просьба. Скрытая просьба. Особенности пересказа. Рассуждение. Описание. Невыдуманный рассказ.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование

Количество

Компьютер для учителя


1

Ноутбук для учащихся


1

Акустическая система (колонки)


1

Офисный пакет


1

Антивирус


1

СД диски «Первое сентября. Начальная школа»

1



Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Т.А.Ладыженская «Детская риторика» 2 класс, Москва «С-Инфо Баллас» 2014г;



Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.» 2009 г






























Просмотр содержимого документа
«т.пл.2класс»

Учебно-тематический план по риторике для 2 класса



Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата


Коррекция

Причина

1

Наука риторика.

1

Знать понятие риторика. Характеризовать речь с точки зрения поставленной коммуникативной задачи




2

Кто – что – кому.

1

Уметь анализировать и оценивать общение, а именно: его эффективность, соответствие речевой ситуации (учёт адресанта, адресата, коммуникативной задачи, содержания высказывания)




3

Кому – кто – адресат – адресант.

1

Знать назначение адресата и адресанта. Уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры




4

Темп. Тон речи.

1

Осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения




5

То же слово, да не так бы молвить.

1

Знать правила вежливого поведения, опирающиеся на учет особенностей разных коммуникантов




6

Настроение, чувства и тон говорящего

1

Знать вспомогательные средства общения (несловесные).

Уметь адекватно для данной ситуации планировать вид речевой деятельности




7

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

1

Знать вспомогательные средства общения (невербальные).




8

Подведем итоги.

1

Уметь анализировать и оценивать общение (правильность речи, уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания, соответствие высказывания (текста) жанровым признакам)




9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

1

Знать основные приемы слушания





Слышали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

1

Уметь пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова




10

Слушаем и выделяем непонятное.

1

Уметь выделить непонятное в содержании текста; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий




11

Слушаем как говорят.

1

Уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою




12

Слушаем на уроке. Слушаем целый день.

1

Способность решать следующие жизненно-практические задачи: успешно извлекать информацию при слушании, эффективно общаться с автором письменного текста или с тем, кому он адресован.




13

Прошу вас.

1

Уметь анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы в различных ситуациях общения. Анализировать тактичность речевого поведения в семье




14

Скрытая просьба.

1

Знать эффективные жанры скрытой просьбы применительно к разным ситуациям общения




15

Учусь читать и писать

1

Знать задачу чтения. Уметь выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); пользоваться приемами чтения учебного текста, успешно из-

влекать информацию при чтении текста




16

Итоговый урок по теме «Общение» (1ч)

1

Уметь анализировать и оценивать общение (правильность речи, уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания, соответствие высказывания (текста) жанровым признакам)




17

Тема и основная мысль.

1

Знать такие понятия как тема и основная мысль текста. Уметь определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно- смысловые части текста




18

Опорные слова.

1

Уметь находить опорные (ключевые) слова в тексте; подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т. д.)




19

Подробный пересказ.

1

Знать отличительные особенности подробного пересказа от краткого




20

Краткий пересказ.

1

Знать два основных приема сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа.

Уметь пользоваться приемами сжатия (компрессии) текста для продуцирования сжатого пересказа




21

План.

1

Уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять план будущего высказывания




22

Контрольная работа по теме «Тема текста, основная мысль. Пересказ».

1

Уметь применять полученные знания на практике




23

Согласие или отказ.

1

Уметь анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения




24

Отказывай, не обижая.

1

Знать эффективные жанры вежливого отказа применительно к разным ситуациям общения




25

Ответы на отказ.

1

Уметь давать правильную оценку невежливому отказу на просьбу; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учет особенностей разных коммуникантов




26

Типы текстов. Рассуждение. Приемы в рассуждении.

1

Знать основные типы текстов, рассуждение как тип текста. Уметь реализовывать устные и письменные рассуждения текстов определенной структуры




27

Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения.

1

Уметь определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательств ссылку на правило, закон




28

Подведем итоги.

1

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщение, классификации по родовидовым признакам построения рассуждений




29

Описание. Признаки предмета. Описание в объявлении.

1

Знать описание как тип текста.

Уметь реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли




30

Загадки-описания. Сочини загадку.

1

Анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи.

Уметь сочинить загадку по типу описания




31

Было или придумано?

1

Анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика




32

Части рассказа.

1

Знать, какие части включаются в рассказ. Уметь разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника, сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй




33

Контрольная работа «Хочу вам рассказать».

1

Уметь применять полученные знания на практике




34

Подведем итоги. Риторический праздник (1ч)

1

Владеть первоначальными знаниями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

Уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Тематическое планирование по риторике для 2 класса "Школа России" автора Т.А.Ладыженской

Автор: Останина Елена Николаевна

Дата: 05.06.2016

Номер свидетельства: 332736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства